Исида с гором. Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида)

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Исида (егип. Хест или Аст), «великая чарами», - единственная из древних богинь Египта, популярность которой перешагнула границы страны, образовав центры поклонения богине в Древней Греции и Риме. Уже в Текстах пирамид она упоминается как «любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, убитого Сетом, как заботливая мать Хора-младенца», и, соответственно, египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Настоящее происхождение этой богини, чье имя пишется иероглифом «трон», туманно, вместе с Осирисом она считалась порождением Неба (богини Нут) и Земли (бога Геба) и входила в число богов гелиопольской эннеады. Символ Исиды, царский трон, часто помещался на голове богини. Единственная деталь, дополняющая ее появление на свет это, как сообщает Плутарх, рождение «во влаге» в четвертый из пяти добавочных дней.

С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда изображалась с солнечным диском на голове, обрамленным рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Часто богиня предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающей каждого усопшего так же, как когда-то оплакивала самого Осириса. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Бехбейт эль-Хагар), расположенный на западном берегу Дамиеттского рукава Нила, в восточной части Дельты. В настоящее время на его месте находятся руины. Из Дельты культ Исиды распространился по всему Египту и особенно был развит в Мемфисе и Копте, причем в последнем она считалась супругой итифаллического бога Мина, и на о. Филе, где ее оракул продолжал действовать еще в V в. В греко-римское время центром ее культа и мистерий стала Александрия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Обратившись в соколицу, богиня вдохнула своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, и магическим образом зачала от него своего сына Гора. В «Гимне Осирису» есть следующие строки о зачатии Исидой сына от мертвого Осириса: "… Сделавшая тень перьями своими. / Сотворившая ветер крыльями своими. /… Приявшая семя его. / Сотворившая наследника…". В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Поскольку древнейшие представления о ветре утверждают, что он создавался взмахами крыльев птицы, возможно, первоначально Исида представлялась божеством воздуха, ветра и лишь позднее была вытеснена в этой функции богом Шу. «В религиозных текстах Исида и ее сестра Нефтида называются соколицами, а египетские художники изображают Исиду крылатой женщиной, что соответствует божеству атмосферы».

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниках в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от бремени. Но самой главной чертой этой богини является способность «создавать чары». Она - повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из земли, смешанной с собственной слюной, змея, и положила его на дороге, по которой должен был пройти Ра. Укушенный змеей и умирающий от действия яда, Ра был вынужден в обмен на исцеление назвать Исиде свое тайное имя, и она стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Исида смогла магическими заклинаниями спасти младенца Гора от укуса скорпиона, когда прятала его в болотах Дельты, и с тех пор, подобно богине Селкет, она почиталась как владычица скорпионов, изображаясь иногда со скорпионом на голове.

Однако египтяне почитали Исиду и как «владычицу хлеба», и, согласно Диодору Сицилийскому, Исиде египтяне приписывали открытие пшеницы и ячменя: «...в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена». Первые колосья, срезанные во время жатвы, посвящались богине: «...ведь и ныне во время жатвы, срезав первые (колосья) и положив их, люди, (стоя) близ снопа, ударяют себя руками и призывают Исиду. И, воздавая (таким образом) честь богине за открытие зерна, они это совершают в то время года, в которое и в древности сделала Исида». К Исиде применялись эпитеты «создательница всего зеленого», «зеленая богиня, цветом подобная зеленеющей земле», «владычица хлеба», «госпожа пива», «госпожа изобилия». В коптском языке продолжает сохраняться обращенный к Исиде эпитет «хлебное поле». Исиду считали богиней хлеба и греки и называли «дающей жизнь плодам земли», «матерью хлебных колосьев», отождествляя ее с Деметрой.

Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На знаменитом зодиакальном рельефе из Дендеры «Орион в облике бога Осириса шагает впереди, а Сириус следует за ним на ладье, как богиня Исида». Одна из ее ипостасей отождествляется с богиней Таурт и выступает как грозная гиппопотам Исида Хесамут («Исида, мать грозная») в облике созвездия Волопаса сторожащая в небесах ногу Сета - созвездие Большой Медведицы. В позднюю эпоху «ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой (дочерью солнца) или Утренней звездой (матерью солнца)». Сотис именовалась «годовой звездой» и «астрономический цикл из 1460 лет, в котором обычный неприбавленный год из 365 дней совпадал с астрономически правильным годом, определялся "циклом Сотис". Отождествление Сотис с Исидой отводило ей важную роль в мифе об Осирисе. Идентифицировали Исиду и с ее матерью - богиней неба Нут, и с древом небес и жизни, и с богиней-скорпионом подземного мира Селкет - встречаются изображения Исиды со скорпионом на голове. Вместе с Нефтидой она может представать одной из двух газелей, хранящих горизонт небес. Эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Центры почитания богини были распространены по всему Египту, и «ко времени религиозно-культурного становления здесь эллинизма она стала одним из вселенских божеств». Ее культ перешагнул границы Римской империи и распространился в таких чуждых эллинизму странах как Италия, Испания, Галлия, Британия, Германия и др. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др. В Тифорее Фокидской храм Исиды почитался настолько священным, что «доступ в храм дозволен лишь тем, кого, оказав милость, Исида сама в сновидении призовет в свой храм». Богине жертвовали оленей и быков, гусей и цесарок, не разрешено было только «для жертв употреблять свиней, овец и коз». В Египте позднего периода центром культа Исиды стал храм на о. Филе: «из одной надписи нам известно, что здесь ее считали богиней еще в 453 году н. э., т. е. спустя семьдесят лет после указа Феодосия, запрещающего поклонение египетским богам».

Нефтида, выступающая в мифе сестрой Исиды, изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове. Она считалась женой Сета и матерью Анубиса, которого, родила от Осириса. Сущность этой богини в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида вместе с Исидой участвует в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа с распростертыми крыльями. «Ей поклонялись в нескольких городах, но на самом деле она была не более чем участницей погребального плача по Осирису вместе с Исидой». Оплакивание и защита умершего – все это она сделала бы и для любого другого «благочестивого усопшего человека». Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Идеограмма ее имени в качестве головного убора служит знаком, отличающим ее «от Исиды или вообще от любой другой богини».

Исида (Исис, Изида, Исет, Исэ, Иси) - одна из самых почитаемых и великих богинь древнего мира. Исида впитывает в свой образ самые сильные ценности и способности женщины: мудрость, искренняя женственность, власть, лунное начало, верность, мистические силы, материнство, любовь и сексуальность, поддержка. Она представляет собой лунный образ отражения солнечного света.

Ее возлюбленным неизменно оставался бог Осирис владыка фараонов, а в последствии повелитель загробного царства. Она была одновременно его сестрой и супругой. В своего мужа влюбилась еще в утробе матери, и в последствии не изменила своего решения и всегда поддерживала его.
Стоит отметить, что любовь здесь между братом и сестрой имеет духовный характер. Исида уже выбрала своего супруга, когда они оба еще не родились, а находились в бесформенном состоянии, такие души называют родственными по предназначению.
Исида родила от сына наследного правителя Египта. Исида как и сам Осирис была дочерью «неба () и земли (бога Геба)».

Символизм

Исиду изображали в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, на голове которой помещался символ царского трона (в других версиях солнечный диск, обрамленный коровой). Священным животным царицы Египта была великая Гелиопольская белая корова.
Другие известные атрибуты — амулет «Тет» (или «узел Исиды»), скипетр (символ власти), в некоторых случаях крест жизни Анкх.
Часто изображалась женщиной, кормящей грудью младенца, сына Гора или фараонов.

Божественные функции

  • Исида в первую очередь представляет собой женщину во всех аспектах, как мать и супруга. С этим связаны ее функции поддержания жизни, плодородия. Помогает женщинам при родах.
  • Обладательница больших магических сил, повелительница заклинаний, а также таких качеств как гибкость, выдержка и хитрость. Особенно подчеркивалась магия жизни и воскрешения в мифы о разбросанных частях Осириса. Она хранит ключи влияния на силы Вселенной.
  • Выступает как прародительница людей, владычица Вселенной
  • Наставник женщин в обучении их женским искусствам. По представлениям древних египтян именно она научила женщин ткать, прясть, исцелять недуги, образовывать. Является учредительницей института брака.

Энергетический канал ИСИДЫ

В общении с Исидой она предстала в образе сильной сосредоточенной женщины в белом платье с золотыми украшениями.

Что дает канал богини Исиды?

  1. Мудрая наставница для женщин в различных жизненных сферах. Научит правильно вести хозяйство, соблюдать тактичность и размеренность
  2. Повышает умственные способности, развивает внимание
  3. Заряжает сильной энергией реализованной или знающей что делать женщины
  4. Задача Исиды — поддержка семьи женщины
  5. Развивает женские магические способности (интуиция, притяжение, женские чары, изобилие, красота, сексуальность, женская власть в хорошем смысле, управление своей жизнью и другие).

Дополнительно: Канал работает только с женщинами.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ

Наиболее значимыми центрами почитания были города Хебет (на сегодняшний день не сохранился), храм на острове Филе на юге Египта, Дендер, Коптос, Абидос, были также храмы и в других областях Египта. Считалось, что особым образом Исида связана с Сириусом, где находится ее духовная сущность.
Позже ее культ стал распространяться дальше и за пределами Египта возникли храмы, посвященные ей в Италии, Риме, Нубии, Афинах.

Титулы

Носит эпитет «Прекрасная»; «Великая чарами, первая среди богов»; «Госпожа богов». Получив имя Ра и значит наиболее могущественные магические силы она стала называться: «Та, кто знает Ра в его собственном имени». В космическом плане соотносится со звездой Сириус в созвездии Большого Пса, почему и носит еще один титул «Госпожа звезд».
«Матерь фараонов».

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ. Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых. В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого...

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли - Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини - крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День - пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» - другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» - традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».


Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги... кроме одного... ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного). Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа. К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство. На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом. Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение - где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями. Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение - где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь. В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор - египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля». Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона. Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Исида (Изида) - греческое и латинское имя египетской богини Эсеты (или Исет).

Египтяне считали Эсету «величайшей из богов и богинь» и приписывали ей чудодейственную силу, которой она пользовалась исключительно для того, чтобы делать добро. Исида была сестрой и супругой бога Усира (Осириса) и родила ему сына Гора. Усир стал первым царем на свете и своими благодеяниями заслужил любовь людей. Брат Усира, Сет (Сутех), из зависти убил его, разрубил на части и разбросал по всему Египту; поэтому Усира невозможно было похоронить как следует, а по египетским представлениям это означает, что он не мог жить посмертной жизнью. Но Эсет собрала все части тела Усира, соединила их с помощью своих чар и вдохнула в него новую жизнь. После этой реанимации мужа она сошла с ним в , где Усир стал владыкой душ умерших. Эсета помогла Гору победить Сутеха и взять в свои руки власть над миром в качестве законного наследника Усира.


Греки познакомились с культом Эсеты примерно в 7 в. до н. э. и начали поклоняться ей под именем Исиды где-то с 5 в. до н. э. Из множества функций Эсеты в египетской религии они отобрали лишь небольшое число, несколько изменив их. Греки видели в Исиде небесную правительницу мира, дарительницу и охранительницу жизни, поборницу порядка в природе и в обществе, покровительницу женщин. Но всегда и прежде всего они видели в ней богиню, «великую чарами», могучую волшебницу. Греки отождествляли Исиду с Гекатой и Кибелой, иногда также с Афродитой и Деметрой. В то же время они видели в ней обожествленную Ио, которая, как они считали, была матерью первого египетского царя Эпафа. В Рим ее культ проник только во 2 в. до н. э. Впоследствии он распространился по всему Средиземноморью, на севере пересек Дунай, на юге дошел до Нубии. В отдаленных краях он просуществовал в разных формах еще целый ряд столетий после антиязыческих декретов императора Феодосия I от 383 г. н. э.

В первых числах нашего месяца ноября почитатели Исиды устраивали пышные празднества, так называемые Исеи, в ходе которых изображалось погребение и воскресение Осириса. Самые ревностные поклонники культа проходили через особый ритуал, содержавший крещение и пост и означавший посвящение в мистерии, близкие к элевсинским (см. статью « »). Считалось, что соблюдение определенных заповедей и безупречный образ жизни гарантируют посмертное воскресение к новой жизни, которая будет длиться вечно.

Начиная с эпохи эллинизма, Исида занимала, пожалуй, первое место среди всех богинь по числу храмов, посвященных ей во всем греко-римском мире, включая птолемеевский Египет; многие храмы были посвящены ей совместно с Осирисом или Сераписом. В одной только Александрии их было четыре, но все исчезли без следа. В нильской дельте поблизости от Семенуда, а также на острове Филе у Асуана имелись обширные святилища Исиды, названные Исейон (или Исей). В Греции ее храмы и святилища были в Кенхрее около Коринфа, в Пирее, в Афинах и на некоторых островах. В Риме ее храмы стояли на Эсквилине и на Марсовом поле; известен также храм Исиды в Помпеях.

Древнейшие египетские изображения Исиды относятся к началу 3-го тысячелетия до н. э.; многочисленные греческие и римские статуи и статуэтки представлены почти во всех собраниях древностей. Еще до расшифровки египетских иероглифов Европа уже знала мифы о Исиде благодаря сочинению Плутарха «О Исиде и Осирисе».

В новое время Исида в основном интересовала композиторов: мы встречаемся с ней в «Волшебной флейте» Моцарта (1791), Люлли написал «Исиду» в 1677 г., одноименную симфоническую поэму создал Абу Бакр Кайрат в 1957 г.