Разбор вокального произведения. Вокально-хоровой анализ

«Хор тирольцев» из оперы «Вильгельм Телль» написан для трехголосного женского хора а капелла. Партитура произведения трехстрочная.

Диапазон хоровых партий:

ундецима м. септима октава

Диапазон всего хора:

дуодецима

Диапазон всего хора имеет небольшой объём - 1,5 октавы. Самый большой звуковой объём у партии С1. Композитор использует полный рабочий диапазон голоса партии С1. В сравнении с ней диапазоны хоровых партий С2 и A невелики и одинаковы - октава. Анализ тесситуры хоровых партий показал, что она удобна на протяжении всего произведения, используется в основном средний регистр, что очень удобно для пения и не вызывает напряжения голосового аппарата. Это говорит о том, что композитор хорошо знает возможности человеческого голоса. При таком небольшом диапазоне автор достигает наибольшей естественности звучания партий. На все партии степень вокальной нагрузки равномерна на протяжении всего произведения. Музыкальный материал всех партий вокален. Динамика произведения соответствует тесситурным условиям.

При разучивании может возникнуть ряд вокально-хоровых трудностей.

Основными интонационными трудностями хора являются следующие:

1. Продолжительное пение на одном звуке партии С2, А на протяжении двух куплетов и второго предложения 1-го припева.



Для того, чтобы петь эти звуки интонационно точно, необходимо петь их с тенденцией к повышению.

1. Пение альтерированных звуков.

2. Скачки в мелодии.

а) Скачки на ч4, ч5, ч8 (восходящие и нисходящие) встречаются чаще всего у партии С1 в запеве и припеве песни, у партии А только в припеве.



Чистые интервалы являются самыми легкими для исполнения. Они требуют устойчивого исполнения, как основного тона, так и ноты, составляющей интервал.

б) Скачки на большие интервалы.

Все большие интервалы при исполнении требуют одностороннего расширения.

в) Очень трудны для интонирования уменьшенные интервалы.

Уменьшенные интервалы исполняют с тенденцией к суживанию.

3. Исполнение отдельных фрагментов произведения в октавный унисон.


Достижения унисона зависит главным образом от единой манеры звукообразования.

4. Исполнение произведения a cappella.

Исполнение произведения без сопровождения является показателем профессионализма хорового коллектива.

5. Движение хоровых партий параллельными терциями (С2 и А на протяжении двух куплетов); С1 и С2 в припевах (11-14т).




Следует поработать над каждой партией отдельно, а затем в медленном темпе их соединить.

6. Распевания (С1, С2)

В мелодии партии С1 и С2 есть распевания гласных на два звука. Они встречаются только в припеве песни.


В мелодии партии С1 есть распевания на довольно большое количество звуков.


Такие распевания характерны как для куплетов, так и для первого припева хора. Трудность исполнения этих распеваний усугубляется наличием в партии скачков на большие интервалы и подвижным темпом произведения. Над этими фрагментами произведения следует поработать в медленном темпе, исполнять их на staccato.

Распевания украшают, обогащают мелодию. Распеваемые слоги петь прикрытым, округлённым звуком.

7. Трудноинтонируемые по вертикали аккорды:


Работа над трудноинтонируемыми по вертикали аккордами следует прежде всего поработать над каждой партией отдельно, затем в медленном темпе соединить звуки аккорда, вслушиваясь в их звучание. Особо сложные аккорды следует одной держать, а второй показывать, какой партии петь выше или ниже.

Ритмические трудности

1. Определенную трудность представляет наличие разного ритмического рисунка у партии С1, являющейся ведущим мелодическим голосом, и партий С2, А, ритмический рисунок которых совпадает на протяжении всего хора.



Трудность ритмического рисунка заключается в ритмической чёткости исполнения вертикали.

2. Смена группировки длительностей в каждом куплете (в запеве относительно припева).

3. Разновременное вступление хоровых партий в запевах.

Для преодоления этих ритмических трудностей необходима глубокая опора на метр, выработка ощущения сильной и слабой доли, ощущение внутреннего деления долей, их пульсации. При разучивании произведения дирижёру следует дробить более крупные длительности на мелкие, точно высчитывать их.

Дикционные трудности

Чтобы при хорошей звучности не пострадала ясность передачи содержания сочинения, с одной стороны, и художественное впечатление с другой, надо особое внимание обратить на хорошую дикцию, добиваться чёткого произношения слов.

Основными трудностями при работе над дикцией в хоре являются следующие:

1. Правильное формирование гласных при пении, необходимо их округлять. Особое внимание уделять многочисленным распеванием в хоре. Слоги распевать прикрытым, округлённым звуком.

2. Чёткое и ясное произношение согласных:

а) одновременное и четкое произношение согласной в конце предложения в припеве: полянах.

б) Отнесение согласной, оканчивающей слог, к следующему слогу или к следующему слову при стыке слов.

Это правило необходимо выполнять для того, чтобы гласные звучали продолжительно и не нарушалась вокальная линия фразы.

Ты легче пташек и мотылька

Как ты резва и как легка

В легкой пляске пролетая

о, пастушка молодая,

ты проворней ветерка,

да, ты прелестней первоцвета,

словно ветка ты гибка

в) Шипящие и свистящие звуки (преобладает согласная «с»), которые необходимо произносить коротко и осторожно. Эти согласные при отсутствии чёткости дикции создают в хоре неприятные свист и шипение.

г) Чёткое произношение согласной «р» при пении: резва, апреле, горных, прекрасней, пролетая, проворней, ветерка, прелестней, первоцвета.

д) Многобуквенные слоги: прелестней. Последовательность из нескольких согласных подряд произносятся очень быстро и чётко.

е) Хорошая дикция подразумевает чёткое, с соблюдением орфоэпических норм, произношение согласных, культуру речи и соблюдение знаков и правил логики речи. Произношение слов в пении такое, как в разговорной речи, а не как в написании:

мотылька - матылька

молодая - маладая

пролетая - пралетая

проворней - праворней.

ж) «Й» исполняется по правилам произношения согласных:

весной, в апреле, в легкой пляске, проворней ветерка, прелестней первоцвета.

Все эти дикционные трудности должны учитываться исполнителями. Забота исполнителей о единстве музыки и слов способствует целостности художественного впечатления.

Преодоление трудностей в работе способствует развитию вокально-хоровых навыков, различных исполнительских приёмов. Овладение вокально-хоровой техникой помогает хору полнее передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения.

«Хор Тирольцев» принадлежит к числу таких произведений, которые не могут быть освоены хором в короткий срок. Вокально-хоровые и художественно-исполнительские особенности этого хора обуславливают необходимость длительного времени для его разучивания и впевания.

Певческое дыхание

Дыхание в произведении играет большую роль. От его правильности зависит сила, красота, продолжительность звука.

Быстрый темп произведения требует взятия активного, короткого, лёгкого дыхания.

В запевах произведения дыхание является индивидуальным для ведущей хоровой партии, а в партиях С2 и А оно общее. Дыхание совпадает со строение предложений.

В припевах дыхание является общим для всех хоровых партий, оно совпадает со строением фраз и берется во время пауз. Исключение составляет расширение в конце 1-го припева, в котором партии С1 необходимо пользоваться цепным дыханием.

Звуковедение

Основной прием звуковедения в произведении non legato.

Анализ вокальных произведений. Учебное пособие. Ред. Коловский О.П. – Л., 1988

Предисловие

Раздел I. Слово и музыка

Введение

Глава 1. Речь и мелодия. Сходство и различие.
1. Речевой и музыкальный ритм. Акценты. Темп.
2. Тембр и мелодическая линия.

Глава 2. Способы воспроизведения и изображения речевой интонации в музыке.
1. Речевой ритм.
2. Встречный ритм. Встречный ритм в вокализации текста, основанной на силлабическом принципе. Силлабический распев. Внутрислоговой распев. Кантилена. Смещение и борьба акцентов.
3. Мелодика речи. Средства художественного изображение речевой интонации. Мелодическая линия. Тембр. Интонемы. Типовые формулы речевой интонации. Ударные и безударные глассные в вокальной мелодии. Фонематический ряд речи как средство музыкальной выразительности.

Глава 3. Синтаксис.
1. Речевой и музыкальный синтаксис.
2. Музыкальная тема.

Глава 4. Мелодия и стихотворный текст.
1. Специфика стиха.
2. Стихотворные размеры.
3. Основные принципы вокализации поэтического текста: метрический, декламационный, кантиленный, танцевальный, ариозный.
4. Обьединение различных принципов вокализации текста.
5. Звуковые элементы стиха. Мелодика. Рифма.

Глава 5. Роль инструментальной партии в вокальном произведении.
Инструментальная фактура
Инструментальные фрагменты в вокальном произведении. Вступление. Ритурнель и интерлюдия. Заключение.

Раздел II. Формы камерной вокальной музыки

Глава 1. Музыкальная форма.
1. Классификация музыкальных форм. Функции музыкального материала.
2. Общие композиционные закономерности вокальной музыки.

Глава 2. Простые формы.
1. Период. Тематическое развитие в периоде. Особенности строения периода в вокальной музыке. Квадратный и неквадратный периоды. Сложный период.
2. Одночастная форма. Период в роли одночастной формы. Непериодическая одночастная форма.
3. Простая двухчастная форма. Простая двухчастная форма с включением; с контрастной второй частью. Форма бар.
4. Простая трехчастная форма. Простая трехчастная форма: с развивающей серединой; с серединой на новом материале. Реприза простой трехчастной формы: точная, измененная. Репризы с масштабными изменениями. Динамическая реприза. Тональная реприза. Простая трехпятичастная форма. Двойная трехчастная форма.

Глава 3. Строфическая, сквозная и смешанные формы.
1. Куплетная форма. Разновидности куплетной формы. Куплетная форма в песне. Строение куплета и припева. Куплетная форма в романсе.
2. Варьированная строфа. Куплетно-вариационная форма. Куплетно-вариантная форма.
3. Сквозная форма. Сквозная строфическая форма. Сквозная нестрофическая форма. Разновидности сквозной нестрофической формы: контрастная и неконтрастная.
4. Смешанные формы.

Глава 4. Сложные формы.
1. Сложная трехчастная форма.
2. Сложная двухчастная форма.
3. Рондо
4. Вариации. Вариации на basso ostinato.
5. Сонатная и рондо-сонатная форма в вокальной музыке. Строение сонатной экспозиции. Главная партия сонатной формы. Связующая часть. Побочная партия сонатной формы. Разработка. Реприза. Кода. Вступление в сонатной форме. Разновидности сонатной формы. Рондо-сонатная форма. Сонатная и рондо-сонатная форма в вокальной музыке.

Раздел III. Циклические формы в вокальной музыке

Введение

Глава 1. Камерно-вокальный цикл.
1. Принципы обьединения номеров цикла: сюжетный, тематический.
2. Музыкальная драматургия вокального цикла. Тематические и интонационные связи.
3. Ансамблевые циклы и камерная кантата.

Глава 2. Вокально-симфонические циклы.
1. Оратория. Кантата.
2. Пассионы. Месса. Реквием. Магнификат.

Раздел IV. Опера

Введение

Глава 1. Элементы оперы.
1. Речитатив как тип вокальной речи и как форма. Типы музыкальной речи в речитативной форме. Декламация. Псалмодия. Сказовый речитатив. Речевое интонирование или музыкальное чтение (Sprechstimme). Типы оперного речитатива, их функции и взаимоотношения с партией оркестра.
2. Ария, ее типы и разновидности. Ария эмоционального состояния. Ария - портрет героя. Ария-монолог. Ария, непосредственно включенная в действие. Ариозо. Ариетта. Каватина.
3. Ансамбль. Ансамбли-диалоги. ансамбли согласия. Ансамбли-финалы.
4. Хор. Жанры и формы хоровой музыки в опере. Драматургические функции хора в опере.
5. Оркестровые эпизоды в опере. Увертюра. Разновидности увертюр. Симфонические антракты.

Глава 2. Опера как целое.
1. Опера в ряду других форм.
2. Музыкальная драматургия и композиция.
3. Строение оперного акта. Контрастно-составные и цепные формы.
4. Принципы объединения актов и картин.
5. Сквозное действие. Интонационно-тематическое объединение актов и картин. Лейтмотив. Развитие лейтмотивов в опере. Лейтмотивная система в опере. Реминисценция и ее роль в опере.

Глава 3. Разновидности оперных форм.
1. Номерная опера.
2. Опера сквозного действия. Композиция оперы сквозного действия.
3. Камерная опера, моноопера.

Здравствуйте, ребята! (Тему урока назвать в конце.)

И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами , с сопровождением или a cappella. (Слайд №1)

По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.

Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)

С произведением, которое я предложу вам прослушать, мы уже знакомились на прошлых уроках. Узнайте его?

СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова

Кто вспомнил это произведение?

Кто его написал? (Слайд №2)

При каких обстоятельствах появилось это произведение на свет?

Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?

Какие чувства и мысли хотел передать нам С.В. Рахманинов?

Кто исполнял это произведение?

Почему композитор решил написать его без слов?

Какие жанры вокальной музыки вы знаете еще? (песня, романс, кантата, оратория, опера)

Очень часто один и тот же жанр встречается и в вокальной музыке и в инструментальной.

С произведением, которое я предложу вам прослушать мы еще не знакомы.

СЛУШАНИЕ : «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова (слайд №4)

(Анализ музыкального произведения) (слайд №5)

Это произведение написал композитор Георгий Свиридов. И назвал его «Романс».

Может быть кто-нибудь знает, что такое РОМАНС ?

РОМАНС – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания. (Слайд №6)

Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)

Но это тот пример о котором я вам говорила перед прослушиванием этого произведения.

Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов») Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова

Что общего у этих произведений?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.

Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу.

ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека)

- Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА.

В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы.

СЛУШАНИЕ : «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона (слайд)

К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная)

Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

Слушаем ещё одно произведение.

СЛУШАНИЕ : «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал) (слайд)

К какому жанру относится эта баркарола? (вокальная)

Баркарола М. Глинки была написана на стихотворение Нестора Кукольника.

И еще одна баркарола Франца Шуберта (СЛАЙД)

БАРКАРОЛА

Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые,
Надолго ль? До утра?

У нас и в мраке ночи
Волнение любви
Слезами топит очи,
Огнем горит в крови.

И плеском размахнулось
Широкое весло,
И тихо распахнулось
Заветное окно.

И вам покоя, волны,
Страдалец не дает;
Надежд и страсти полный,
Всю ночь любовь поет.

Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые!
Не спать вам до утра!

Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки, Ф.Шуберта Что общего заметили?

(есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий)

Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки)

БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola ). (слайд)

Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку . Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка . (слайд)

Запишите понятие в тетрадь:

БАРКАРОЛА- род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе , связанное с изображением катания на лодке. (Слайд)

Смотрим слайды с гандолами.

Домашнее задание.

В творческой тетради сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова.

Рефлексия

С какими жанрами музыки мы познакомились? (вокальными и инструментальными)

Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? («песня без слов»)

С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? («Песня венецианского гондольера»)

К какому жанру это произведение относится? (инструментальная баркарола)

С какой вокальной баркаролой мы познакомились? («Венецианская ночь» М. Глинки на слова Н. Кукольника)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Произведение «Тебе поем» П.И.Чайковского написано для четырехголосного смешанного хора а капелла с использованием дивизии в партии баса (последние два такта сочинения).

Общий диапазон хора:

E (большой октавы) - G (второй октавы)

Общий диапазон хора охватывает более чем три октавы, хотя рабочий диапазон составляет чуть более двух октав.

Рассмотрим диапазон каждой хоровой партии в отдельности:

Сопрано :

Альт :

Тенор:

Таким образом, мы видим что диапазон партии баса самый широкий за счет использования в последних двух тактах низких II басов. Несмотря на это тесситурные условия в этой хоровой партии весьма приемлемы. Некоторые тесситурные неудобства испытывают партии сопрано (16т) и тенора (17,27). Но, мы знаем, что «Тебе поем» - это часть крупного сочинения, написанного для профессионального хора. Поэтому данные тесситурные условия окажутся приемлемыми для всего состава хора.

Степень вокальной загруженности хора равнозначна. Во втором предложении мелодия переходит из одного голоса в другой (сопрано - тенор, бас), плавно, насыщая всю фактуру сочинения красочностью и особой выразительностью. В третьем предложении наибольшая нагрузка падает на партии сопрано и тенора. Партия баса выполняет функцию хоровой педали. Каждая хоровая партия играет важную роль в фактурообразовании, тембральном соотношении.

Специфические тембровые выразительные качества присущи партии теноров. Это наиболее выразительная и яркая партия сочинения. Несмотря на то, что мелодический голос преимущественно исполняется партией сопрано, теноровая партия постоянно напоминает о себе. Яркие выразительные ходы (17,20,27тт), использование микстового или фальцетного звучания в тихой динамике третьего предложения (27,29тт) - все это не может не обратить на себя внимания со стороны дирижера при работе с хоровой партией и хором.

Когда то Н.В.Гоголь сказал: «Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой…». Французскому слову «ensemble » («вместе») в данном случае наиболее соответствует русское «согласие». В ансамбле рождается новое, особое художественно - эстетическое качество. В данном произведении на первый план выступает максимальная слитность хоровых голосов, уравновешенность партий и групп в аккорде и вертикальных сочетаниях. Такой тип хорового ансамбля называется - монолитный.

Динамический ансамбль хоровой партии стремится к монолиту. В большинстве своем на протяжении всего произведения мы встречаемся с неподвижной динамикой выставленной композитором. Однако в третьем предложении встречаем и подвижную (28-29тт). В 16 такте между партиями сопрано и альта происходит достаточно большой разрыв (более октавы). Это влечет за собой разность в динамике - партия сопрано в высоком регистре звучит насыщенно и более ярко. Поэтому рекомендуется скачок в партии сопрано к звуку «G» проинтонировать аккуратно, несколько сдерживая динамику в верхнем регистре.

В произведении встречаем хоральный ансамбль, который отличается от гомофонного тем, что в нем мелодический элемент присутствует во всех голосах, хотя в верхнем, как правило, мелодия более индивидуализирована. Выявить характерные интонации в каждой партии, придать им рельефность, строго соблюдая гармоническую вертикаль - таковы условия хорального ансамбля. чайковский музыкальный вокальный хоровой

Один из наиболее тонких видов хорового ансамбля - тембровый. В данном сочинении необходимо сочетать звучание голосов так, чтобы не возникла тембровая пестрота и одновременно выявились все возможности хорового колорита. Тембровый ансамбль хоровой партии сливается в общехоровой . Сочетание тембров партий и групп бесконечно по своим выразительным возможностям. Здесь, открываются колоссальные возможности в поиске звука. Важно услышать, увидеть и выцветить все самое лучшее и необходимое для наиболее яркого воплощения образа сочинения.

Чистый строй - первое и важнейшее качество хорового пения. Многие факторы способствуют развитию и поддержанию чистого хорового строя. Строй а капелла основан на ладовых и гармонических особенностях интонирования музыки, ее акустических закономерностях. Темперированный строй отличается уравновешенностью интервальных соотношений, чем достигается его замкнутость и возможность энгармонизма. Рассмотрим пример:

В третьем такте звук «Gis» в партии альта интонируется узко, как все малые интервалы. Необходимо отметить, что данный звук является мажорной терцией аккорда и должен прозвучать точно. Уже в четвертом такте, этот звук вновь разрешится в звук «A», причем партии сопрано и альтов сливаются в унисон. Следует осуществить это предельно аккуратно и точно. Не менее простое место в интонационном плане 12 такт, где в партии сопрано звучит хроматический «Dis» после чистого «D». Причем хроматический звук сразу же появляется и в партии тенора. Важно исполнить и один и другой точно по высоте, чтобы не получилось некое перечение в партиях. Рассмотрим еще один не мало важный пример. В 17 такте в партии альта дважды повторяется секундовая интонация от звука «Gis» к звуку «а». В таких случаях очень часто возникает опасность несколько понизить второй звук «А». в данном случае рекомендуется каждую последующую пару интонировать с тенденцией к повышению. Лишь в этом случае унисон «А» в партиях сопрано и альта будет точным по высоте.

Обратимся к еще одному не менее важному вопросу - вопросу дикции в хоре. Этому понятию зачастую уделяется не должное внимание, в связи с этим страдает звучание хора, восприятие музыки слушателем и многое другое. В первом предложении мы не наблюдаем особых сложностей в произношении текста. Каждое слово по вертикали совпадает во всех хоровых партиях. Поэтому здесь необходимо обратить внимание лишь на четкое произнесение согласных «Р», «М» и т.д.

В пятом такте слово «благословим» рекомендуется произносить с неким устремлением к каждой гласной для того, чтобы в момент произнесения последней не оттягивался темп сочинения. Гласные буквы необходимо подчинить единой «собранной» манере звукоизвлечения. Во втором и третьем предложениях встречаются различия в подтекстовке. Это связано с тем, что основная поэтическая фабула уже дана, основной текст прочитан, далее происходит его выцвечивание, раскрашивание со стороны музыкальных средств и смысловое повторение, связанное с содержанием стиха. Следует выделить слово «Боже» мягко, без динамического акцента. В остальном, следует следить за аккуратностью в исполнении гласных букв и четкостью согласных.

Основа хорошего звука - правильное певческое дыхание . Основным типом дыхания и пения считается нижне-реберно-диафрагматическое. Одно из основных условий правильного певческого дыхания - полная свобода верхней части грудной клетки и шеи. В данном произведении используем дыхание по фразам. В первом предложении вдох осуществляется в паузах. Во второй половине второго и в третьем - цепное дыхание.

На протяжении всего сочинения используется мягкая атака звука . Вдох берется спокойно. Его длительность равна длительности реальной метрической доли в данном темпе. Задержка дыхания минимальна, чтобы связки мягко сомкнулись. В то же мгновение дыхание, без толчка и нажима, мягко касаясь связок, извлекает нужный звук.

Произведение «Тебе поем» может исполняться практически любым составом хора - средним, большим и даже малым (в церковной практике). Но, следует учитывать тот факт, что Литургия в целом исполняется достаточно большим составом хора с высоким уровнем подготовки. Написано же данное сочинение для исполнения профессиональным коллективом.

Министерство Образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Методическая разработка

«Письменная аннотация на вокально – хоровое произведение»

Составила: преподаватель ВКК Савина Н.С.

Зубова Поляна, 2013г.

Пояснительная записка.

Одной из форм аналитической работы будущего учителя музыки (начальных классов) является письменная аннотация на вокально-хоровое произведение. Данная работа актуальна тем, что большое место в творческой деятельности учителя занимает вокально-хоровая работа (учащиеся с удовольствием занимаются данным видом музыкальной деятельности). При составлении плана-конспекта урока учитель много внимания уделяет первому этапу работы над песней – подготовительному. Именно на подготовительном этапе учитель проводит вокально – хоровой анализ музыкального произведения, учитывая вокальные произведения с точки зрения их образности, доступности содержания, последовательности формирования вокально-хоровых умений и навыков, намечая конкретные методы и приемы над произведением.

Для осуществления художественно-исполнительской задачи будущему специалисту необходимо владеть различными методами постижения музыкального и поэтического материала: анализом, сравнением, сопоставлением, обобщением и др., которые действуют в тесной взаимосвязи. В процессе выполнения аннотации используются вышеперечисленные методы, способствующие формированию самообразовательных умений и навыков. Методическая разработка создавалась в опоре на научные труды хоровых дирижеров, теоретиков: Е. Дыгановой, Л.Безбородовой, П.Чеснокова, Б.Тевлина и др.

Цель аннотации: подготовка студента к самостоятельной хормейстерской работе.

В процессе написания работы решаются следующие задачи:

Приобретение самообразовательных умений и навыков самостоятельной работы с литературой, анализа сопоставления и систематизации фактов, обобщения и выводы;

Освоение профессиональной терминологии;

Формирование профессионального кругозора;

Подготовка студентов к самостоятельной хормейстерской работе.

Данная работа состоит из двух разделов: первый раздел - «Рекомендации по составлению аннотации к песне школьного репертуара. Разучивание школьной песни»; второй раздел - «Рекомендации по составлению аннотации к хоровым произведениям школьного репертуара» (младшие и старшие классы).

  1. Раздел «Рекомендации по составлению аннотации к песне школьного репертуара. Разучивание школьной песни».

Первой формой самостоятельной письменной работы студентов являются краткие письменные аннотации на произведения, входящие в школьный репертуар. Такая профессионально-ориентированная аналитическая работа осуществляется по следующему плану:

1.Выявление и определение:

Эмоционально-смыслового содержания произведения и средств выразительности;

Выявление особенностей и трудностей;

Учебных задач: воспитательной, образовательной, развивающей, формирующей.

2. «Разучивание школьной песни» и включает следующее:

Конспект вступительной беседы (сведения об авторах песни, содержание, анализ характера музыки), который выполняется в форме повествования с включением доступных учащимся вопросов и предлагаемых ответов;

Репетиционный план охватывает все элементы разучивания после показа песни и беседы.

Например:

Послушайте первую фразу (исполнение голосом и на инструменте); повторите первую фразу вместе со мной;

Поем как один человек (достижение унисона звучания);

Произнесем слова в ритме (работа над дикцией);

Прослушайте вторую фразу и определите, есть ли в ней сходство с первой (развитие музыкальной памяти) и т.п.

Исполнительский план отражает темповые, динамические изменения в разных куплетах песни, фразировку, частные и общие кульминации, характер звуковедения (штрихи), акценты, паузы, логически ударные слова и т.д.

При написании аннотации, для более глубокого изучения музыкального произведения можно использовать следующую схему:

  1. Место и значение песни в теме урока (четверти).
  2. Вступительное слово (история песни, сведения об авторах, смежные виды искусства).
  3. Советы по поводу исполнения песни.
  4. Вопросы для выяснения впечатлений: какое воздействие оказывает музыка, какой музыкальный образ, что выражает музыка?
  5. Наблюдение за развитием музыки и определение ее кульминации.
  6. Подбор соответствующих музыкальных инструментов для аккомпанемента.
  7. Определение формы (почему такое построение?).
  8. Какие виды смежных искусств можно использовать?
  9. Составление исполнительского план.
  10. Указание на трудности в произведении и приемы их преодоления.
  11. Взаимосвязь между мелодией и аккомпанементом?
  12. Выявление средств музыкальной выразительности?
  13. Определение задач (воспитательная, обучающая, развивающая).
  14. Домашнее задание в связи с данным произведением.
  15. Определение связи музыки с жизнью?
  16. Перечисление произведений этих авторов?
  17. Почему так называется произведение и к какой сфере можно ее отнести?
  18. В чем современность этого произведения?
  19. Какие музыкальные способности, умения, навыки учащихся способствуют восприятию данного произведения?
  20. В каком классе целесообразнее изучение этого музыкального материала?
  21. Какие факторы из жизни композитора, относящиеся к периоду создания этого произведения, можно использовать с целью заинтересованности учащихся и тем саамы обеспечение более глубокого восприятия данного произведения?

Примером могут служить следующие аннотации студентов.

Аннотация на романс Э.Грига «Заход солнца».

«Знакомство с романсом норвежского композитора Э.Грига «Заход солнца» происходит при изучении темы «Музыка народов мира». В данном произведении выражается глубокая любовь композитора к родной природе.

Произведение написано в куплетной форме, но в тоже время при изучении темы «Построение (формы) музыки» внимание детей можно обратить на то, что в куплете сопоставление мажора в первой части с минором во второй части, позволяет отчетливо воспринимать этот романс как двухчастную форму. При работе над чистотой интонирования следует обратить внимание на трудность исполнения музыкального произведения и она заключается в том, что очень много скачков в мелодии (чистая кварта, чистая квинта, малая секста, малая септима и т.д.), особого внимания требует интервальный состав из больших и малых секунд. Ритм – простой,с чередованием не более трех длительностей. Голосоведение при этом должно быть естественным и ясным. Диапазон – не более октавы. Размер произведения 12/8, что придает музыке плавный, вальсообразный характер. Мажорный лад (си мажор) в первой части куплета придает музыке более светлый, нежный характер – словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи. Особую мягкость, нежность, воодушевленность придает минорный лад второй части. Именно в данной части приходится кульминация этого произведения на слово « сынам..»; словно композитор поет «колыбельную» засыпающей природе и всему живому на земле. Для того, чтобы более глубоко передать образ музыкального произведения, слова следующей фразы во второй части «чуть шепчутся березы.. К сынам земли приходят сны….» желательно спеть на цепном дыхании. А слова текста «Скоро солнце пропадет за алой полосою» и следующее за тем инструментальное заключение, замечательно завершают эту картину.

Разучивание романса Э. Грига «Заход солнца».


У. На этом уроке мы продолжим знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига.

Какие произведения вы помните этого композитора? (ответы детей)

(Под запись отрывка произведения «Утро» рассказ)

На живописном берегу в тиши расположилась усадьба Трольхаузэн. в тиши и уединении вблизи к прекрасной и суровой природе, провел большую жизнь норвежский композитор Э.Григ, первый классик норвежской музыки, основоположник национальной норвежской музыки.

Более 100 лет его музыка покоряет слушателей своей поэтичностью, непосредственностью.

Норвегия страна сильных и отважных людей. В середине 19 века пышным цветом расцвела национальная норвежская культура.

Э.Григ родился 1843 году в крупном приморском городе Бергене. В семье Грига царило горячее увлечение музыкой. Его мама была пианисткой, которая часто выступала на городских концертах, старший брат Джон играл на виолончели.

С детства Григ любил музыку и норвежскую природу, которую позже образно и поэтично воспевал в своих произведениях. Он часто бродил по лесам и деревням, вслушиваясь в звуки природы и народное пение, ритмы и интонации, которых составили основу его музыки.

После окончания школы он едет в Германию в город Лейпциг. Получив образование в Германии, вернувшись в Норвегию, он все силы отдает развитию национальной норвежской культуры.

Слава Эдварда Грига как композитора, пианиста и дирижера быстро росла. Он много концертирует, знакомится с русским композитором П.И.Чайковским, который позже стал его другом.

Музыку П.И.Чайковского и Эдварда Грига объединяла красота, задушевность, поэтичность и любовь к природе.

Их называли «певцами» родной природы. Хотя Чайковский не знал норвежского языка, а Эдвард Григ русского, они общались на языке музыки, который не требует перевода


Слушание музыки и рассказа.

Сегодня я предлагаю прослушать, а затем и разучить одно их произведений Э.Грига (название не озвучивается).

«Заход солнца»- слушание.

Беседа о прослушанном произведении.

Знакомо ли вам это произведение?

Какому композитору оно принадлежит?

О чем рассказывает нам это произведении?

Какое время суток изобразил композитор?

Какие чувство выражены в этом произведении? (природа готовится ко сну, поэтому и музыка выражает соответствующие чувства и настроения человека - чувство спокойствия, нежности, умиротворения (и только здесь озвучивается название произведения).

У.Прекрасное природное явление – закат очень любимо многим художникам. И за всю историю мировой живописи были написаны тысячи картин с изображением вечернего заката.

Анализ по картине И. И. Левитана «Летний вечер»

У.Посмотрите на картину русского художника И.Левитана.

Какое время суток изобразил художник? Почему вы так думаете? Какие цвета преобладают на этой картине?

Что изображено на переднем плане? (пустынная деревенская околица огороженная забором из неровных жердей, а дальше большое поле и полоска леса)

Что изображено на среднем плане? (солнечный лес притягивает, манит к себе и хочется вырваться из холодной тени сумерек, чтобы бежать туда)

Куда ведет эта дорога? (может быть она – как путь в неизвестный прекрасный мир или «дорога в вечность»).

У.Что делает закат прекрасным? Наверное, не только то, что позволяет наблюдать картины потрясающей красоты. Время - вот что еще важно! Мы наблюдаем закат в конце дня. Каким был день? Принес он нам радость или печаль? Мы сами сделали доброе дело на благо других или, наоборот, совершили дурной поступок, огорчили кого-то? Такие мысли не приходят утром: оно для надежд, планов. День проносится в заботах, занят делами. Когда солнце заходит за горизонт, подводят итоги. Это пора размышлений о жизни, о красоте и вечности природы, о нашем месте в ней. Недаром это время суток тесно связано с тем настроением души, которое вдохновляло поэтов и художников. Лирическими поэмами называют волжские картины И. Левитана. На многих из них воспроизведены моменты, когда отсветы заходящего солнца окрашивают небо и тихую гладь воды («Вечер. Золотой плес»), строения монастыря и их отражение в воде («Вечерний звон»), багряную осеннюю листву («Летний вечер»).

(Анализ по картине сделан для более глубокого восприятия музыкального произведения)

У. А сейчас мы еще раз прослушаем это произведение, и попробуем еще раз прочувствовать настроение этой картины и чувства выраженные в музыке, а также запомнить мелодию этого романса.

Повторное слушание музыкального произведения.

Разучивание романса

Разучиваю романс по фразам с многократными повторениями и новыми заданиями. Особое внимание уделяю точному интонированию мелодии, артикуляции, дикции, звукообразованию, дыханию и т.д. (сложность разучивания указывается в аннотации произведения). Всю работу по разучиванию музыкального произведения связываю с образом музыкального произведения.

Вот как может протекать работа над выразительностью романса Э.Грига «Заход солнца»: «Вечером тень длинная, а у вас она коротенькая. Вы ее уронили, мне не хочется на такую тень любоваться. Сделайте ее помягче, распойте.

После второй фразы: «На землю» - мало получилось земли, здесь распев, а вы его не исполнили. «Завеса»- «а» -глубоко распеть, чтобы окутать темнотой всю землю.

После разучивания первого куплета можно поразмышлять:

Среди полночной тишины

Чуть шепчутся березы,

К сынам земли приходят сны,

Над миром веют грезы.

У вас нет тишины. «И»- распеть, а «ш»- спеть чуть слышно. Гласных должно быть много, а согласных – чуть-чуть… «К сынам» - смотрите, как любит людей Э.Григ. «А» - опять глубоко, «веют грезы» - мягко, как на волнах. Вы слышите, какими чувствами делится с нами композитор, вот и постарайтесь спеть так, как это переживал Григ. Передайте эту красоту природы, глубину чувств.

Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и «проживания» ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная «тренировка» которых дает новое качество – развитие их как творческой культурной и духовной личности.

  1. Раздел «Рекомендации по составлению аннотации к хоровому произведению школьного репертуара.

Репертуар младшего хора более сложный наряду с куплетной формой. Учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки:

Народные песни (канон, унисон пение а саррелла, двухголосное пение);

Песни разных народов мира;

Песни композиторов родного края;

Песни композиторов – классиков;

Патриотические песни;

Тематические песни.

В старших классах постепенно с накоплением опыта хорового исполнения репертуар усложняется. Здесь идет работа над стилем исполнения произведений отдельных композиторов и музыкального языка различных эпох, развитие многоголосия.

Поэтому составление аннотации на хоровое произведение школьного репертуара, это более сложный этап самостоятельной работы студента т.к. необходим навык всестороннего изучения хоровой партитуры. При составлении аннотации можно предложить следующую схему:

3. Основные произведения этого композитора для детского хора.

4. Общие сведения о произведении: полное название произведения, год (период) написания музыки и автора текста, состав исполнителей.

5. Характеристика хорового жанра, это может быть: хоровая миниатюра, хоровая песня, хоровой романс, обработка или переложение народной песни и т.д. В случае если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением вокального произведения, необходимо дать характеристику произведения в первоначальном виде, проанализировать степень изменения хорового сочинения с оригиналом.

6. Разбор произведения: содержание, основной характер. Части произведения (форма), характер каждой части. Взаимосвязь литературного текста и музыкальной формы.

7. Выразительные средства произведения: характер мелодии, тональность, темп.

8. Особенности гармонического языка, тональные отклонения, модуляции. Особенности ритмического строения мелодии, аккомпанемента.

9. Тип и вид хора, характеристика фактуры, характер мелодической линии каждой партии. Диапазон всего хора и хоровых партий в отдельности.

10. Определение возможностей использования произведения в работе с хором конкретных классов школы с учетом степени «подвинутости» хора.

11. Интонационные, ритмические, дикционные, вокальные и другие трудности, с которыми может встретится хор данного школьного возраста при разучивании произведения. Пути преодоления этих трудностей.

12. Вокально-хоровые навыки, приобретаемые хором в результате работы над произведением.

13. Исполнительский анализ (направлен на обоснование собственной трактовки музыкального произведения).

При работе над хоровым произведением можно рекомендовать следующие методы разучивания:

  1. Деление произведения на небольшие, имеющие относительную законченность отрезки и изучение их с каждой хоровой партией в отдельности, а также в различных сочетаниях партий;
  2. Соединение выученных отрезков в заключенные построения в пении как отдельных партий. Так и всего хора;
  3. Работа над вокально-хоровыми навыками – культура звука, дикция, ансамбль, мелодический и гармонический строй (активное прослушивание произведения с помощью внутреннего слуха, сольфеджирование, вокализация, пение на различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения, пение с закрытым ртом, пе6ние гармонических последовательностей партитуры вне ритма);
  4. Применение специальных вокальных и музыкально – слуховых упражнений при разучивании трудных мест;
  5. Использование музыкального инструмента в работе с хором;
  6. Работа над художественным исполнением произведения: фразировка, нюансировка, нахождение нужного темпа, эмоциональная подача словесного текста. Ознакомление хорового коллектива с исполнительским планом.