Войны франции в 20 веке. Франция во второй половине XX - начале XXI века

Французское государство в XX – начале XXI вв.

Политический режим Третьей республики в XX в. Франция вступила в XX век со стабильной республиканской формой правления, но нестабильной политической системой. Хотя Конституция 1875 г. предоставила президенту значительные полномочия, реально воспользоваться ими глава государства мог далеко не всегда. По сговору партий на президентский пост обычно подбирались незначительные и лишенные авторитета лица (были и редкие исключения: Р. Пуанкаре в 1913–1920 гг., А. Мильеран в 1920–1924 гг.). В результате президент не мог составить действенного противовеса главе правительства – председателю Совета министров, чей пост не был официально закреплен в Конституции, но на практике приобрел ведущее значение. Исполнительная власть во Франции оказалась сосредоточена в руках правительства, но не президента. Эта роль правительства была еще более усилена передачей ему части законодательных полномочий от парламента, а также возможностью издавать нормативные акты на основе собственных полномочий (доктрина регламентарной власти ). Формально такие нормативные акты (декреты) носили подзаконный характер, но фактически приобрели силу законов. Несмотря на значительную власть, правительство во Франции было крайне нестабильным, оно зависело от воли парламента и часто отправлялось им в отставку. Для Третьей республики был характерен «режим собраний», при котором наблюдался сильный перекос в системе отношений между правительством и парламентом в пользу парламента. Отдельные кабинеты министров могли существовать всего несколько дней, лишаясь своих полномочий после первой же встречи с палатой депутатов. Тем не менее при частой смене кабинетов сам их состав менялся незначительно: одни и те же лица с завидным постоянством переходили из прежнего правительства в следующее, получая новые министерские портфели.

Еще в конце XIX в. во Франции установилась мажоритарная избирательная система. Выборы проводились в два тура. В первом туре следовало набрать абсолютное большинство голосов
(50% плюс один голос). Если не удавалось получить абсолютное большинство (которое в условиях многопартийной системы было труднодостижимым), то выборы проводились во втором туре, где достаточно было получить относительное большинство. В 1919 г. была предпринята попытка введения пропорциональной избирательной системы с некоторыми элементами мажоритарной, но такая смешанная система просуществовала лишь до 1927 г., когда была вновь восстановлена мажоритарная.

Прочные республиканские и демократические традиции, заложенные во Франции чередой революций конца XVIII – XIX вв., не позволили осуществиться авторитарным и националистическим тенденциям, которые дали о себе знать в начале 30-х годов XX в. Экономический кризис
и социальная нестабильность подпитывали возникновение профашистских и националистических организаций, самой значительной из которых стала лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока. Однако в отличие от Германии фашисты во Франции натолкнулись на объединенное сопротивление левых сил. В 1936 г. к власти пришло правительство Народного фронта , созданного на основе союза партий социалистов, коммунистов и радикалов. Возглавил его лидер Социалистической партии (СФИО) Леон Блюм. Правительство провело в жизнь ряд антифашистских законов. Закон от18 июня 1936 г. наложил полный запрет на деятельность военизированных фашистских организаций. Лига «Боевые кресты» была распущена. Другим законом была предоставлена амнистия политическим заключенным, подвергшимся репрессиям за участие в антифашистских демонстрациях
и столкновениях с фашистами. Правительство Народного фронта также стало осуществлять комплексную программу мер, направленных на улучшение положения трудящихся и усиление государственного контроля над экономикой. Были приняты законы о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках и коллективных договорах. Закон об отпусках впервые закрепил право трудящихся на отдых: каждый, кто проработал на предприятии не менее года, мог рассчитывать на двухнедельный отпуск за его счет. Важным был и закон о коллективных договорах, сохранивший в основном свое значение до сих пор. Коллективный договор должен был заключаться предпринимателем по требованию профсоюза. Договор включал в себя не только положения об условиях труда и заработной плате, но и призван был гарантировать свободу действий профсоюзной организации на предприятии. Правительству также удалось провести частичную национализацию военной промышленности и реорганизацию Французского банка: управление банком стал осуществлять генеральный совет, по большей части формируемый правительством. Это усилило государственное воздействие на экономику страны. Несмотря на определенные достижения, Народный фронт оказался неустойчивым объединением. Политические разногласия по разным вопросам, в том числе и по вопросу об отношении к невоенизированным фашистским организациям, привели к расколу среди союзников. В 1938 г. Народный фронт распался, а новое правительство отошло от его социально ориентированной политики.

Слабость и неустойчивость политической системы Третьей республики в значительной мере сделали Францию уязвимой перед лицом внешнего врага – нацистской Германии. Вступив во Вторую мировую войну в 1939 г., Франция потерпела жестокое поражение от гитлеровских войск в мае 1940 г. Страна подверглась немецко-фашистской оккупации.

Режим Виши. В условиях военного поражения к власти во Франции пришли силы, готовые сотрудничать с оккупантами. 16 июня 1940 г. председателем Совета министров был назначен старый маршал Филипп Петэн (1856–1951), который 22 июня заключил с Германией позорное Компьенское перемирие. По его условиям Франция была поделена на две части. Две трети северных и центральных департаментов (включая Париж) подлежали немецкой оккупации, одна треть на юге оставалась свободной и контролировалась французским правительством. Это правительство обосновалось в курортном городке Виши. Здесь 10 июля 1940 г. Национальное собрание передало все полномочия правительству Петэна «для выработки новой конституции». На другой день маршал объявил себя главой Французского государства . Во всех официальных актах Франция стала именоваться не «республикой», а «государством». Новое государство должно было быть основано на принципах «труда, семьи и родины». Формально Конституция 1875 г. не была отменена, но перестала действовать. Ее фактически заменили 13 конституционных актов, другие законы и декреты правительства. Пост президента Республики был упразднен, а Петэн по конституционному акту № 2 от11 июля 1940 г. наделялся всей полнотой исполнительной и законодательной власти. Он мог назначать и сменять министров, ответственных только перед ним, назначать других должностных лиц государства, промульгировать законы, распоряжаться вооруженными силами. Ему принадлежало право помилования. Согласно конституционному акту № 3 от того же числа, Сенат и палата депутатов не должны были созываться впредь до нового распоряжения, сделанного с согласия главы государства. Другие конституционные акты вводили порядок передачи власти «наследнику» главы государства и порядок принесения присяги Петэну государственными служащими и военными.
В результате в свободной зоне Франции утвердился режим монократии , предполагавший сосредоточение всей власти в руках одного лица. В политике правительство Петэна придерживалось идей национализма и корпоративизма и проводило открытый коллаборационистский курс в отношении гитлеровской Германии. В стране стали набирать силу полицейские репрессии, создан орган, аналогичный германским СС – милиция . Как выразился Петэн, «нацистский идеал – это наш идеал». Впрочем, правительство Третьего рейха не было склонно слишком доверять своим француз-ским «союзникам». В 1942 г. в ответ на высадку англо-американских войск в Северной Африке
(в колониях, контролировавшихся вишистами) немецкое командование оккупировало южную зону во Франции. Режим Виши был лишен и той тени суверенитета, которой он обладал раньше.

Как реакция на оккупацию страны во Франции и за ее пределами возникло движение Сопротивления . Его лидером за границей стал генерал Шарль де Голль (1890–1970). Он основал в 1940 г. в Лондоне организацию «Свободная Франция», которая заявила о продолжении борьбы с гитлеровской Германией за освобождение страны (с 1942 г. она стала называться «Сражающаяся Франция»). «Свободной Франции» удалось установить контроль над рядом французских колоний, создать Совет обороны империи. В сентябре 1941 г. был образован Французский национальный комитет (ФНК), а в июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО) во главе с де Голлем. Страны – участники антигитлеровской коалиции признали его в качестве официального правительственного органа Франции. Для координации действий всех антифашистских сил на территории Франции в мае 1943 г. был также учрежден Национальный совет Сопротивления (НСС), в который вошли представители 16 основных организаций Сопротивления (включая Коммунистическую и Социалистическую партии). Перед началом высадки союзных войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, 2 июня 1944 г. ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики. В результате совместных действий союзных войск и сил внутреннего французского Сопротивления осенью–зимой 1944 г. вся страна была освобождена от немецких войск. Петэн и члены его правительства были вывезены гитлеровцами на территорию Германии, но затем все равно предстали перед французским правосудием. В 1945 г. маршал был приговорен к смертной казни, замененной по решению де Голля пожизненным тюремным заключением.

Четвертая республика. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло руководство страной в период 1944–1946 гг. Оно провело ряд важных социальных реформ. Во Франции была введена единая государственная система социального страхования, предоставлено право на пенсионное обеспечение по старости (с 65 лет), по инвалидности, на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Впервые в истории страны женщины получили избирательные права (1944 г.).

Для эпохи временного режима было характерен рост политического влияния левых партий. Это предопределило, в конечном счете, уход в отставку де Голля, приверженца консервативных взглядов. Влиянием левых партий можно также объяснить особенности проекта новой конституции, утвержденного Учредительным собранием в 1946 г. Проект предусматривал парламентскую форму правления с чисто декоративной фигурой президента и первоначально с однопалатным парламентом (верхняя палата всегда считалась оплотом консерватизма). Несмотря на протесты правых партий, радикалов и популярной католической партии «Народно-республиканское движение» (MRP), проект был вынесен на референдум в мае 1946 г. Во время голосования он был отклонен большинством в 53%. Поэтому было созвано второе Учредительное собрание и выработан второй проект конституции. В нем была сохранена форма правления, но внесено положение о двухпалатном парламенте. Референдум, проведенный в октябре 1946 г., одобрил этот новый проект. Конституция, состоявшая из преамбулы и 106 статей, была обнародована 27 октября.

Конституция 1946 г. в своей преамбуле содержала широкий пакет социальных гарантий. Подтверждая права и свободы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла к ее положениям право на труд (и обязанность работать), право на отдых, на социальное обеспечение, на забастовки, на коллективное определение условий труда и участие в управлении предприятием, право на доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Государство обязывалось обеспечить организацию бесплатного и светского образования всех ступеней. Основной закон также гарантировал равные права женщин и мужчин. В плане организации государственной власти Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоявшего из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось населением прямыми выборами на 5 лет. Совет республики избирался косвенным путем на 6 лет
с обновлением состава наполовину каждые три года. Палаты имели неравные полномочия. Основным законодательным органом являлось Национальное собрание, Совет республики правом принятия законов не обладал. Он мог лишь отсрочить принятие закона и предложить к нему поправки, которые Собрание имело право отвергнуть. Совет министров формировался с одобрения Национального собрания и нуждался в его доверии. «Резолюция порицания», принятая в Собрании, влекла за собой отставку правительства. Однако и Совет министров мог настоять на роспуске Национального собрания и назначении новых выборов, если в течение 18 месяцев произошло два министерских кризиса. Конституция запрещала делегирование законодательных полномочий от Собрания Совету министров, что ослабляло влияние правительства в законодательной сфере. Правительство обладало основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент Республики большой роли не играл. Он избирался парламентом на 7 лет (с правом однократного переизбрания) и в основном обладал представительскими функциями. Все акты президента подлежали контрасигнации членами правительства, которые должны нести ответственность за действия президента. Сам же президент освобождался от политической ответственности.

В дальнейшем государственный строй Четвертой республики претерпел некоторые изменения. Пропорциональная избирательная система, установленная в 1946 г. (в подобие реформы 1919 г.) просуществовала недолго: в 1951 г. была полностью восстановлена мажоритарная система. Конституционная реформа 1954 г. значительно расширила полномочия Совета республики: он приобрел практически равные законодательные права с Национальным собранием. Но по-прежнему правительство было ответственно только перед Собранием. Вопреки требованию Конституции 1946 г. широкое распространение приобрела практика делегированного законодательства. Однако серьезного пересмотра конституционных принципов не произошло. В условиях многопартийной системы наличие широких прав у парламента и ограниченных полномочий у исполнительной власти приводило к постоянным правительственным кризисам. С 1946 по 1958 гг. в Республике сменилось 24 правительства, некоторые из них существовали только три дня. Четвертая республика повторяла печальный опыт Третьей республики. А между тем возникла потребность в сильной исполнительной власти. Конституция 1946 г. провозгласила создание на месте колониальной империи Французского союза , состоявшего из метрополии, заморских департаментов, заморских территорий и при-соединившихся территорий и государств. Несмотря на обещанные гарантии равенства прав всех народов, входивших в Союз, в ряде колоний развернулось национально-освободительное движение против Франции, страна ввязалась в кровопролитную и бесперспективную войну в Индокитае и в Алжире. Слабость и неспособность правительства метрополии стала вызывать недовольство в офицерских кругах. В мае 1958 г. в Алжире начался мятеж французских ультраколониалистов и военных. Для Французской республики возникла реальная угроза установления военной диктатуры: мятежники собирались высадить парашютный десант под Парижем и силой взять власть. Во имя спасения Республики к власти был вновь призван генерал де Голль: 1 июня 1958 г. его правительству были переданы чрезвычайные полномочия сроком на полгода для разработки новой конституции.

Пятая республика. Проект, разработанный членами Государственного совета и одобренный Правительственным комитетом под председательством де Голля, был вынесен на референдум в сентябре 1958 г. и получил народную поддержку. Конституция Пятой республики(из 92 статей) вступила в силу 4 октября 1958 г. Она создавала во Франции совершенно новую государственную организацию, в корне отличную от режимов Третьей и Четвертой республик. На первом месте в структуре власти находился президент, на втором – правительство и только на третьем – парламент. Президент, избираемый на 7 лет коллегией выборщиков (но не парламентом), наделялся очень широкими полномочиями. Часть из них он мог осуществлять единолично, без контрасигнатуры членов правительства, а именно: назначать премьер-министра (главу правительства), распускать Национальное собрание, передавать законопроекты на всеобщий референдум, при необходимости осуществлять чрезвычайные меры. По предложению премьера президент также назначал членов правительства; президент мог председательствовать в Совете министров, в высших советах
и комитетах национальной обороны; возглавлял Высший совет магистратуры (орган для управления судами). Он являлся главой вооруженных сил. Президент обладал правом вето в отношении законов, принятых парламентом, и правом их промульгации. Он представлял Республику на международной арене и обладал важными прерогативами в сфере внешней политики. Первым президентом Пятой республики в декабре 1958 г. был избран Шарль де Голль.

Правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено им в отставку. Оно наделялось правом издавать акты делегированного законодательства (ордонансы)
и акты регламентарной власти на основе собственных полномочий (декреты). Право принятия законов принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат: Национального собрания, избираемого всеобщим и прямым голосованием на 5 лет, и Сената, избираемого косвенными выборами на 9 лет с обновлением трети состава каждые три года. Депутатом Национального собрания мог стать лишь гражданин, достигший 23 лет, сенатором – 35 лет (такие же нормы существовали для членов палат в Четвертой республике). Национальное собрание представляло население, Сенат обеспечивал представительство территориальных коллективов Республики. Финансовые права парламента были ограничены: если в течение 70 дней финансовый законопроект не утверждался парламентом, правительство само могло ввести его в действие ордонансом.

Для осуществления конституционного контроля над законодательством, надзора за правильностью проведения референдумов и правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов учреждался Конституционный совет . Он был составлен из 9 советников, равно назначаемых президентом и председателями обеих палат, и бывших президентов Франции. Решения Совета обжалованию не подлежали.

Конституция 1958 г. вводила во Франции смешанную форму правления. Учитывая значительный объем президентских полномочий, Пятую республику стали называть суперпре-зидентской , в науке же данная форма правления чаще всего обозначается как полупрезидентская республика , поскольку она сочетает в себе черты президентской и парламентской республик.
В дальнейшем в конституционном строе Франции произошли некоторые изменения. Желая еще более усилить президентскую власть, де Голль добился в 1962 г. принятия поправки к Конституции, установившей прямые выборы президента от населения. (В 1965 г. он был переизбран на этот пост уже по новым правилам, но досрочно ушел в отставку в 1969 г.) В 1974 г. ценз для активного избирательного права был понижен с 21 года до 18 лет. В 2000 г. был установлен 5-летний срок президентских полномочий, в 2003 г. – 6-летний срок полномочий сенаторов.

В конце XX – начале XXI вв. Франция являлась активным участником процесса общеевропейской интеграции. В 1991 г. по инициативе Франции и ФРГ в г. Маастрихт (Нидерланды) было созвано совещание, на котором принято историческое решение о создании политического, экономического и валютного Европейского союза . Члены союза обязывались проводить согласованную политику в сфере международных отношений, экономики, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Было предположено введение единого европейского гражданства и единой валюты – евро. Каждая страна сохраняла свои органы власти, но наряду с ними должны действовать наднациональные органы Евросоюза: Европейский парламент, Совет министров Европы, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Маастрихтский договор был торжественно подписан 7 февраля 1992 г. , что положило начало новому конфедеративному союзу на территории континента. Франция стала одним из самых влиятельных его членов (наряду с ФРГ
и Великобританией). В текст ее Конституции был внесен специальный раздел, посвященный Евросоюзу.

Контрольные вопросы

1. Чем немецкий фашизм отличается от итальянского фашизма?

2. Какие основные законы определяли государственный строй Третьего рейха?

3. Каким образом нацисты превратили Германию в унитарное государство?

4. Какие репрессивные органы действовали в Третьем рейхе?

5. В чем заключалась политика правительства Народного фронта во Франции?

6. Какие органы были созданы в рамках движения Сопротивления во Франции и за ее пределами?

7. Как был осуществлен переход от Четвертой к Пятой республике во Франции?

8. Какие особенности характерны для конституционного строя Пятой республики во Франции? Чем он отличается от строя Третьей и Четвертой республик?

Уже с первых годов 20-го столетия Франция окончательно стала считаться монополистической и капиталистической страной. Хозяйственная жизнь страны стала основываться на монополии. Это можно увидеть на примере концерна «Шнейдер-Крезо», который смог объединить все военно-промышленные предприятия, считавшиеся основными. А звание самого крупного монополистического объединения получила компания с названием «Сен-Гобен». Металлургическая компания «Коми те де Форж» в это же время в своем составе имела примерно 250 коммерческих единиц, которые производили 75% от всего изготавливаемого во Франции чугуна.
Что касается экономики и политической деятельности страны в данный период времени, то главной силой в этих сферах стала олигархия. Причем особенно был развит вывоз не товаров, а самого капитала. Судя по тому, как здесь развивалась борьба по экономическому и территориальному разделу мира среди международных монополий и монополистических объединений капиталистов Франции, можно сделать вывод о том, что в начале ХХ века в этой стране процветал империализм ростовщиков. Государственный капитал вывозился, в основном, в качестве ссуд.
Благодаря иностранному инвестированию, совершаемому Францией, сумма дохода от полученных процентов уже в 1918 году составила более 2,3 тысяч миллионов в местной валюте (франк). Из-за развития империализма, концентрация банков была весьма усилена, благодаря чему страна завоевала первенство. Франция стала рантье-государством в большой мере благодаря трем своим самым крупным банкам – «Лион кредит банк», «Генеральное общество» и «НУК».
Но в начале 1900 года начался кризис в экономике страны, который в первую очередь задел металлургическую отрасль. В течение года чугунное производство уменьшилось на целых 12%, железорудная добыча – на 11,1%, а сталь – 9% от всей выработки. Также был сокращен и экспорт. Но в 1905 году произошел подъем, Французская металлургическая промышленность начала переоборудоваться, выбрав путь использования новых технологий и современной техники.
Этому процессу поспособствовали в основном военные многочисленные заказы из России (тогда происходила война между ней и Японией), а также производство железных дорог в колониальных странах (Алжир, Индокитай, Западная Африка). Параллельно этому также развивалась промышленность в области электротехники (все это, кстати, потом помогло Франции в меньшей мере ощутить мировой кризис 1907 года, чем остальным капиталистическим государствам), машиностроения, судостроения.
В первой половине 20-го столетия, в этой стране получило свое развитие электроэнергетическая промышленность, а также авиация и автомобилестроение (по которому перед началом II Мировой Франция заняла второе место).
Но, не смотря на всю производительную концентрацию в сфере металлургии, горной промышленности (а также бумажной и полиграфической), Франция отставала от других передовых стран-капиталистов. Она все же оставалась в большей степени аграрно-индустриальным государством: сельское население в 1911 году составило 56%, 40% из которого занималось хозяйственным трудом, в то время как промышленностью занималось лишь 35% от всего населения.
Франция в начале 20 века характеризовалась усилением процесса расслоения по классам и поляризации во французских деревнях, что проявлялось в увеличении количества парцелей (мелкие землевладения) одновременно с крупными участками.
Французская экономика стала отставать именно из-за парцеллярного характера, присущего сельскому хозяйству, что сказалось и на доли государства в мировой промышленности, которая в 1900 году уменьшилась на 7%, а 1913-м на 6% от всего производства. Также Франция потеряла свое лидирование на мировой арене касательно внешней торговли на 1%. Однако на военную промышленность практически ничего не оказало своего влияния для того, чтобы замедлить ее развитие и рост. Для этого именно этой отрасли экономики уделялась большая часть всех выделяемых ассигнований.
Однако рост расходов в военной сфере сказался на жизни простых трудящихся людей. В то время рабочие получали зарплату ниже, чем например такие же рабочие в Англии, Америке и Германии. Также в период 1900-1910 гг. повысились цены на то, что людям было необходимо для жизни в первую очередь, а именно: молоко, мясо и картофель, а также жилье (особенно квартиры).
Благодаря тому, что в 1902 году выборы были выиграны левыми партиями, к власти пришли команда радикалов Эмиля Кобома. Они проводили прогрессивную политику, боролись с клерками и разделили деятельность церкви и государства, как единого целого, установили светское образование, пересмотрели конституцию для того, чтобы как можно в большей степени демократизировать учреждения, реформировать армию и сократить срок службы в ней. Также ими были произведены большие положительные изменения в сфере налогов.

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

В ходе Второй мировой войны Франция частично была оккупирована Германией, а частично управлялась лояльным Германии правительством маршала Петена. При этом как на территории Франции, так и за ее пределами действовало движение Сопротивления, участники которого боролись за освобождение страны. Лидером этого движения был генерал Шарль де Голль, который к концу войны стал национальным героем. После освобождения Франции он стал главой временного правительства.

События

1946 г. - принятие конституции Четвертой республики (1946-1958). Де Голль выступал за президентскую республику с самими широкими полномочиями президента, однако в итоге была принята конституция, согласно которой Франция по форме правления стала ближе к парламентской республике, а власть президента была достаточно слабой. Де Голль подал в отставку и перешел в оппозицию.

1946 г. - начало деколонизации Франции: независимость получили ее протектораты Сирия и Ливан. В дальнейшем Франция утратила практически все свои колонии - в Индокитае, Африке и др.

1954 г. - начинается антифранцузское восстание в Алжире. Алжир обладал статусом не колонии, а одного из департаментов Франции, в нем жило большое число этнических французов. Борьба была очень ожесточенной и расколола французское общество на тех, кто был готов отказаться от Алжира, и тех, кто готов был удерживать его любой ценой.

1958 г. - на пике алжирского кризиса де Голль становится премьер-министром с чрезвычайными полномочиями. Принимается конституция Пятой республики (действует по настоящее время), президентские полномочия существенно расширены, в январе 1959 г. президентом становится де Голль.

1962 г. - провозглашена независимость Алжира.

1966 г. - Франция выходит из НАТО. Франция была одной из стран - основательниц НАТО, однако де Голлю было не по душе доминирование США, при нем Франция стремилась проводить независимую внешнюю политику.

Май 1968 г. - массовые выступления студентов и рабочих, известные как Красный май . Первыми выступили студенты, многие из которых разделяли левые идеи; они протестовали против общей атмосферы несвободы в стране и лично де Голля, которого считали узурпатором, принадлежащим к тому же ушедшей эпохе. Студенческие демонстрации разгонялись полицией, однако вскоре к студентам присоединились миллионы рабочих, недовольных своим положением. Правительству удалось погасить волнения, но положение де Голля пошатнулось; в 1969 г. он вышел в отставку. После отставки де Голля и вплоть до сегодняшнего дня Франция отличается относительной политической стабильностью.

Октябрь - ноябрь 2005 г. - массовые беспорядки во Франции. После деколонизации многие жители бывших колоний (в первую очередь из Африки - как Черной, так и арабской) иммигрировали во Францию и получили французское гражданство. При этом уровень их интеграции во французское общество оказался довольно низким. Для этой социальной группы характерно компактное проживание в неблагополучных районах и высокий уровень безработицы. Именно в таких районах осенью 2005 года вспыхнули массовые беспорядки, выражавшиеся в столкновениях с полицией, поджогах машин и магазинов, погромах и мародерстве. Эти события запустили очередной виток дискуссии о проблемах социальной интеграции мигрантов.

7 января 2015 г. - террористическая атака исламистов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, публиковавшего среди прочего карикатуры на пророка Мухаммеда. Погибли 12 человек, по числу жертв этот теракт является крупнейшим в истории Франции. Действия террористов вызвали многомиллионные акции протеста и солидарности с жертвами по всему миру (см.: Charlie Hebdo).

Заключение

Послевоенная история Франции, на первых порах сопряженная с определенной нестабильностью, связанной с процессами деколонизации, в дальнейшем характеризуется достаточно устойчивым развитием и отсутствием значительных потрясений, за исключением событий мая 1968 года. В настоящий момент основные угрозы и проблемы во Франции связаны с положением выходцев из бывших французских колоний, а также с исламистским терроризмом.

В 1946 году, на следующий год после окончания Второй мировой войны, во Франции установилась т.н. Четвёртая республика , просуществовавшая до 1958 года. Этот период истории Франции характеризуется восстановлением экономики и промышленности, связанным с «планом Маршалла» (американская финансовая помощь странам Европы взамен на фактическую зависимость во внешних делах). В 1949 году Франция вступила в НАТО . Этот же период времени характеризуется началом падения колониальной Франции: Сирия и Ливан обрели независимость. Тогда же Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, посылая туда свои войска. В 1951 году вместе с ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Франция вступила в Европейское объединение угля и стали - прообраз Евросоюза (ЕС).

Рис. 1. Шарль де Голль ()

В 1958 году к власти пришёл генерал (см. Рис. 1). В том же году на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция Пятой республики , которая значительно расширила функции президента. В годы правления де Голля Франция переживала распад колониальной системы. В 1960-х гг. Франция потеряла практически все свои колонии - Алжир, Тунис, Чад, Мали, Сенегал и прочие. В 1968 году начались т.н. «Майские события ». Французская молодёжь и студенчество из-за кризиса перепроизводства оказались в состоянии массовой безработицы, ухудшились условия жизни. В университетских городках царили жёсткие административные порядки. В начале мая 1968 года студенческую демонстрацию жестоко разогнала полиция. К объявившим забастовку студентам присоединились профсоюзы, члены которых также находились в удручающем социально-экономическом положении. Манифестации безжалостно подавлялись войсками и полицей, что ещё больше вызывало гнев со стороны бастующих и симпатии простых французов. Всё больше и больше французов требовали отставки де Голля и социальных преобразований. В итоге «Красный Май» положил начало кризису Пятой республики и через год отправил в отставку президента де Голля (см. Рис. 2).

Рис. 2. «Красный Май» в Париже ()

В 1969 году к власти пришёл голлист (сторонник де Голля) Жорж Помпиду . Началось «30-летие благополучия» . Были проведены социальные и экономические преобразования, произошла модернизация сельского хозяйства, большие капиталовложения делались в компьютеризацию и информатизацию Франции. Во внешней политике наметился процесс сближения капиталистической Франции и СССР.

Преемником Помпиду в 1974 году стал Валери Жискар д’Эстен , продолживший модернизацию французской промышленности и экономики. Особый упор стал делаться на развитие и высокотехнологичные программы. Во внешней политике Франция стала постепенно возвращаться в лоно американской политики и северо-атлантического альянса - НАТО. Вторая половина срока пришлась на сильный экономический кризис, итогом которого стала политика «жёсткой экономии», что привело к фактическому прекращению финансирования французских территорий в тропической Африке и в скором времени их потере.

В 1981 году новым президентом Франции был избран социалист Франсуа Миттеран (см. Рис. 3). При нём начался экономический подъём, были реализованы многие социальные программы, был начат поворот на очередное сближение с СССР.

Рис. 3. Франсуа Миттеран и Михаил Горбачев ()

В 1995 году новым президентом стал Жак Ширак , при котором Франция вернулась на позиции голлизма во внешней политике, т.е. дистанцирования от США, оставаясь в блоке НАТО. Во внутренней политике Ширак придерживался либерализма и в то же время позволял себе государственное вмешательство в рынок.

В 2007 году президентом Франции был избран Николя Саркози . При нём Франция стала играть одну из ведущих ролей в европейской политике. Являясь, в условиях разразившегося экономического кризиса 2008 года, ведущей европейской державой, Франция наряду с Германией явились форпостами политики и экономики ЕС. Во внешней политике Франция Саркози являлась убежденной сторонницей евроинтеграции . Во время грузино-осетинского конфликта 2008 года Саркози выступал в роли посредника между враждующими сторонами.

В 2012 году Саркози проиграл выборы президента, уступив свое место социалисту Франсуа Олланду (см. Рис. 4).

Рис. 4. Президент Франции Олланд ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 19, стр. 197-200 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 4 на стр. 202.
  2. Почему внешняя политика Франции была направлена на лавирование между СССР и США?
  3. Чем можно объяснить события «Красного Мая»?
  1. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  2. Интернет-портал Marksist.blox.u/ ().
  3. Эксперт ().

Франция в 20 веке

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://