Автоматическая и дискреционная фискальная политика кроссворд. Дискреционная и недискреционная фискальная политика

По аналогии с кредитно-денежной налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа - дискреционную (гибкую) и недискреционную.

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной власти налогообложением и государственными расходами в целях воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о влиянии на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

Все эти меры отражаются как на совокупном спросе, так и на совокупном предложении. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские или государственные расходы, капиталовложения, чистый экспорт, повлечет за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Рассмотрим дискреционную стимулирующую налогово-бюджетную политику. Допустим, правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд руб. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), т.е. AG = 20 млрд руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8; соответственно, предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,2; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5(1: MPS = 1: 0,2). Прирост дохода составит: АУ = AG х к (20 х 5) = 100 млрд руб. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достичь полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. В нашем примере это приведет к соответствующему уменьшению дохода на 100 млрд руб. (20 х 5 = 100).

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением. Например, государство вводит аккордный налог , т.е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т.е. с ростом дохода увеличивается предельная налоговая ставка.

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (У- Т), то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд руб. Почему? Вспомним о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд руб. Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд руб. В итоге доход уменьшится: АТ х МРС х к = 20 х 0,8 х 5 = 80. Повышение налогов на 20 млрд руб. привело к уменьшению дохода на 80 млрд руб. Мы могли бы прийти к этой же цифре, используя формулу налогового мультипликатора (т т):

В нашем примере шгсоставляет -(0,8: 0,2) = -4. Умножив 20 млрд руб. на -4, получим уменьшение дохода на 80 млрд руб.

Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политака государственных расходов (произошло увеличение на 100 млрд руб.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У - Т). Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится в целях борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это главная цель. Но не будем забывать о лагах регулирования. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной налогово-бюджетной политики (т.е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в ней начался спад и нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Мы подошли к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики - выбору времени. «Дорого яичко к Христову дню!»- гласит русская поговорка. Так и стимулирующая налоговобюджетная политика хороша именно в период спада. Но о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала. Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни. Стабилизационная политика должна полагаться в числе прочих на краткосрочные экономические прогнозы, а их, по ироничному выражению американского экономиста П. Хейне, трудно назвать не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом. Предположим, резко упали цены на акции. Что это - спад? Необходимо немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано политическими причинами? И что же, государство сразу начнет наращивать свои расходы? Но тем самым оно только стимулирует инфляционные процессы, потому что на самом деле никакого спада не было. Но даже если государство точно определило, что в экономике начался спад (вспомним об известном нам из главы 7 индексе опережающих показателей экономической конъюнктуры), требуется еще время, чтобы продумать конкретные налогово-бюджетные мероприятия и просчитать последствия введения новых законов, затем налоговые законопроекты и программы государственных расходов провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (известный нам лаг принятия решения см. в главе 3). И вот нужный момент будет упущен. Реально снижение налогов может начаться тогда, когда в экономике и без всяких правительственных решений начался подъем, а такая стимулирующая политика только спровоцирует инфляцию.

Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога - налицо так называемый эффект Танзи-Оливеры .

Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики - недискреционная, или автоматическая, налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

Недискреционная налогово-бюджетная политика - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов , а не размер налоговых поступлений. Недискреционная налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рисунке 12.2 представлен механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.


Рис. 12.2.

Наклон ломаной кривой Т на каждом из ее участков зависит от ставки налога (/). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Yt = Т. Например, если доход (У) составляет 500 млрд руб., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд руб. При более высоком доходе повышается и налоговая ставка, и кривая Т становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид.

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики составляет основную часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно снижается и налоговое бремя. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс , тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически возрастает общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), экономика сама стремится к уровню точки Е, и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Противоположная ситуация наблюдается во время подъема. В этом случае в экономике налоговые поступления автоматически возрастают - все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, тем самым сдерживается экономический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (т.е. колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, становится меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты - с «перегревом» экономики, с инфляцией.

Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран.

И тем не менее встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на V3.

В одном из ранних изданий своего известного учебника «Экономика» П. Самуэльсон проводил поучительную аналогию между автоматической налогово-бюджетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью человека. Точно так же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исключили бы необходимость проведения дискреционной политики».

На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

До сих пор мы говорили о налогово-бюджетной политике, направленной на стабилизацию совокупного спроса. Однако в середине 1970-х гг. в экономической теории получило развитие другое теоретическое направление, альтернативное кейнсианскому. Речь идет об экономической теории предложения, или экономике предложения. Одним из наиболее видных представителей этого направления является уже известный нам американский экономист А. Лаффер. Сторонники экономики предложения полагают, что главную роль в экономических процессах играет не динамика совокупного спроса, а изменения совокупного предложения. Государство должно больше внимания уделять именно ему, а для этого необходимо снизить налоговое бремя, стимулировать конкуренцию и вообще провести широкое дерегулирование экономики. Все эти меры, по мнению сторонников экономики предложения, будут воздействовать на стимулы к сбережениям, инвестициям, увеличат предложение труда и приведут к расширению налоговой базы в целом. Вследствие этих процессов поступления в государственный бюджет при снижении налоговых ставок увеличатся (см. предыдущую главу - параграф о кривой Лаффера). Однозначных эмпирических подтверждений эти доводы не нашли. Тем не менее теоретические модели и практические рекомендации сторонников экономики предложения остаются предметом оживленных дискуссий в современной макроэкономике.

  • Эффект назван по имени современных экономистов Вито Танзи и ХулиоОливеры.
  • Имеется в виду 5-е издание этого учебника, переведенное на русский языки вышедшее в издательстве «Прогресс» еще в 1964 г., откуда и приводится цитата(см. с. 384 указанного издания). Тогда этот учебник был издан с грифом «для научных библиотек» и в книжных магазинах отсутствовал. Качество его переводаоставляло желать много лучшего. Например, в приведенной цитате, очевидно, речьидет не о «руле», а о «штурвале» самолета.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с пра­вительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами по­нимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, до покупки сельхозпродукции, военной техники. В данном случае потреби­телем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д. Существует два типа фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. Это сознательное регулирование государством налогообложение и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и экономический рост. Период спада проводится стимулирующая фискальная политика, т.е. увеличиваются гос.расходы или умен-ся налоги, что приводит к дефициту госбюджета. Если в экономике имеет место инфляция спроса, то проводится сдерживающая фискальная политика, когда умен-ся госрасходы или увел-ся налоги, что приводит к образованию бюджетных излишков.

Недискреционная фискальная политика - это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики.

Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, пропорциональные налоги взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокра­щаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, пропорциональные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличи­вается сумма налоговых поступлений в бюджет. Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате ее временного запаздывания по отношению к потребностям конкретной экономической ситуации, что может быть обусловлено внешнеэкономическими факторами (сокращением возможностей наращивания экспорта товаров, изменениями в валютном курсе). Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги.



38. Деньги: виды, функции, агрегаты.

Деньги - всеобщее, общепризнанное средство платежа, с помощью которого в масштабах национальной экономики и всемирного хозяйства происходит обмен товарами и услугами или особый товар, который является всеобщим эквивалентом.

Формы (Д): 1.Товарные (Д) - платежное средство, когда денежная единица изготавливается из драгоценного металла вследствие чего номинальная стоимость и реальная стоимость совпадают. 2.Бумажные (Д) - денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью (выражает то количество товаров и услуг, которые могут приобрести на одну денежную единицу). 3.Кредитные (Д) - знаки стоимости, возникшие на основе развития кредитных отношений.

Существует три функции денег:

1.Мера стоимости. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в (Д), т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству (Д). (Д) служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не (Д), а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого они и выступают. Т.е. товары мысленно приравниваются к (Д) еще до их обмена. Получившая денежное выр. стоимость товара проявляется в виде цены.

2.Средство обращения. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, (Д) играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. (Д) легко принимают форму платежа. Как средство обмена (Д) позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена.

3.Средство сбережения. Поскольку (Д) наиболее ликв. имущество, они явл. очень удобной формой хранения богатства. Продажа тов. без последующей покупки дает возм. накапливать богатство, воплощенное в (Д). (Д) выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

4. Средство платежа.

5. Мировые деньги.

В мире денег:

Наличные: монеты, банковские билеты (законодательные платежи с принудительным установочным курсом, и миссию которого устанавливает Центробанк), козначеский билет;

Безналичные.

Денежные агрегаты – вид денег и денежные средства, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможности быстрого превращения в наличные деньги или товар). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему – каждый последующий включает в свой состав предыдущий.

  • 10.Кейнсианская теория потребления. Функции потребления и сбережений. Факторы, влияющие на потребление и сбережение.
  • 11.Альтернативные теории потребления.53
  • 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 14.Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
  • 15.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 17.Равновесие денежного рынка Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (lm). Интерпретация наклона и сдвигов кривой lm.118
  • 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (is-lm)
  • 19.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.131?
  • 20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
  • 22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 24.Государственный долг и регулирование государственного долга.
  • 25.Использование модели is–lm для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
  • 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 27.Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
  • 28.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 29.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
  • 31.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
  • 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера.
  • 36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
  • 37.Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39.Открытая экономика и её основные взаимосвязи.
  • 40.Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
  • 41.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 42.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 44.Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
  • 45.Деловые циклы и экономический рост.
  • 46.Показатели и факторы экономического роста.
  • 47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 48.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа.
  • 49. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 50 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 51.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 52.Показатели результативности социальной политики (уровень и качество жизни, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и др.).
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
  • 54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 55.Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 57.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 58.Основные направления рыночных преобразований.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

    Дискреционная фискальная политика - целенаправленноеизменение величин государственных расходов, налогов исальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темповинфляции исостояния платежного баланса .

    Важная составляющая фискальной политики - из­менение государственных расходов, которые оказыва­ют влияние на совокупный спрос, аналогичное инвести­циям, и, подобно инвестициям, обладают мультипли­кационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как из­менение частных инвестиций, служит толчком, про­буждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая рас­ходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

    Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

    Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

    Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечиваю­щих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недис­креционная фискальная политика реализуется посред­ством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

    Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирую­щий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

    Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

    Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.

    22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета (разность между поступлениями и доходами и отчислениями и расходами) в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

    Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику

    Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

    Сразу отмечу, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

    В мировой же практике существуют следующие определения:

    Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

    Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

    Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

    Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

    Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

    Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

    По поводу первой «опасности» можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигаций и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

    Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев - внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

    Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

    Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

    Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

    В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

    В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

    В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

    Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

    Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

    реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

    реструктуризация государственного внешнего долга;

    усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

    сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

    упорядочение действующей системы социальных льгот.

    Профицит бюджета

    Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

    Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

    Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

    Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

    Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

    Реально это означает следующее:

    ДБ - К > РБ - ОГД,

    ДБ - доходы госбюджета;

    К - кредиты и займы;

    РБ - расходы госбюджета;

    ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

    В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

    Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

    Дефицит федерального бюджета и его финансирование

    В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

    Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

    Важная составляющая фискальной политики - из­менение государственных расходов, которые оказыва­ют влияние на совокупный спрос, аналогичное инвести­циям, и, подобно инвестициям, обладают мультипли­кационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как из­менение частных инвестиций, служит толчком, про­буждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая рас­ходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

    Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

    Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

    Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечиваю­щих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недис­креционная фискальная политика реализуется посред­ством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

    Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирую­щий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

    Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

    Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.

    25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

    Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования эконо­мики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инве­стиционных расходов.

    В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

    С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

    Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

    отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.