История фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот

Уильям Генри Фокс Тальбот (Talbot, William Henry Fox). (1800-1877), английский физик, химик, изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии (калотипии от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия.

Родился 11 февраля 1800 в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет). Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов. Был избран членом Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества.

Идея фотографического процесса зародилась у ученого в 1833. Тальбот пытался копировать виды природы с помощью камеры-обскуры. Но он не обладал навыками рисования. Поэтому ему захотелось зафиксировать изображение, которое он видел в камере-обскуре. Толбот знал о том, что свет может воздействовать на свойства различных материалов, и изобрел такой светочувствительный материал.
В 1834 Тальбот изобрел светочувствительную бумагу. Полученные на ней изображения закреплял раствором хлорида натрия (обычной поваренной соли) или иодида калия. Первые фотографии Тальбота представляли собой простые фотограммы, т.е. фотокопии, полученные контактным способом. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.

В 1835 г. Тальбот зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа.
Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съёмки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.

В конце января 1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив".

В 1840 ученый обнаружил, что если иодизированную фотобумагу (бумагу со слоем азотнокислого серебра, выдержанную в растворе иодистого калия) сенсибилизировать галловой кислотой, а потом непродолжительное время экспонировать в фотокамере, то на ней появится скрытое изображение, которое затем можно проявить смесью галловой кислоты и нитрата серебра. Свое изобретение Тальбот назвал калотипией.

Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагерротипов было намного выше, чем калотипов.

В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением; в том же году открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги Кисть натуры (The Pencil of Nature, 1844–1846) – первого в мире издания, иллюстрированного фотографиями. В 1851 Тальбот впервые провел фотосъемку с очень малой экспозицией, а в следующем году запатентовал способ фотографирования с наложением «экрана» на фотопластинку, ставший предшественником метода получения растрового полутонового изображения.

В январе 1839 Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800-1877) узнал о том, что в Академии наук в Париже было сделано сообщение об изобретении Л. Дагера — дагеротипе. Это побудило Тальбота опубликовать свои работы и в конце января того же 1839 показать их на заседании Лондонского Королевского общества, а 31 января 1839 он сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника".

Реакция людей на новое изобретение была ошеломляющей. Ученый Гельмут Гернсгейм писал: «Пожалуй, ни одно другое изобретение не захватывало внимание людей с такой силой и не покоряло мир с такой стремительностью».

Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800-1877)

Отличие технологии Тальбота заключалось в подборе материалов. Он также использовал серебро, но покрывал им не металлические пластины, а обыкновенную бумагу. После чего пропитывал ее воском и так получал негатив. Затем клал его поверх другого листа бумаги, также покрытого хлоридом серебра, и оставлял на свету, таким образом получал позитивное изображение. Хотя качество фотографии, получаемой методом Тальбота, было значительно хуже, чем у его французского коллеги, все же его метод стал более перспективным. Ведь этот способ позволял делать много отпечатков с одного негатива. К тому же, работать с бумагой было дешевле и проще, чем с хрупкими дагеротипами. Легкая размытость контуров и цвет, напоминающий сепию, в восприятии современников, сближали калотипию с рисунком и литографией. Получение бумажных негативов изобретатель называл калотипией (калотипии от греч. слов kalos — прекрасный и typos — отпечаток) Неофициально же его окрестили тальботипией . а неограниченность тиража давала ей неоспоримые преимущества перед дагерротипом.

Тальбот со своими ассистентами за работой, 1845

Его жена называла маленькие камеры «мышеловками». Он размещал несколько таких камер вокруг своего дома, аббатства Лакок, находившегося в местечке Чиппенхэм, и удачно получал каждой камерой, после экспозиции всего в тридцать минут, отличную «миниатюрную фотографию тех объектов, перед которыми устанавливались камеры». Он фиксировал эти изображения, размером в один квадратный дюйм, промывая бумагу в крепком растворе обычной соли или в йодиде калия.

Камеры Генри Фокса Тальбота с отверстием для осмотра

До проявки "скрытого изображения" эти отверстия позволяли фотографам проверить, полностью ли проэкспонировалось негативное изображение.

Тальбот. Лекок-Абби, 1842

Тальбот. Метла. Первая фотография, вошедшая в книгу "Карандаш природы". 1844 - 1846 годы. Калотип.

Тальбот. Мисс Горация Филдинг

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. Через девять лет он разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его. До сих пор не прекращаются споры о том, кому же принадлежит преимущественная заслуга изобретения фотографии: Ньепсу или Дагерру, а может быть и Тальботу?

Человечество признательно Фоксу Тальботу за изобретение негативно-позитивного процесса, положившего начало всей современной фотографии.

Бронзовая статуя Уильям Генри Фокс Тальбот в бизнес парке города Чиппенхэм графство Уилтшир, Англия

Нисефору Ньепсу несомненно принадлежит заслуга получения первых изображений, сделанных при помощи камеры обскуры, и первая фиксация соответствующей смесью битума изображений. Он является бесспорным изобретателем гелиографии. При въезде в бургундскую деревушку Сен-Лу-де-Варенн стоит большой камень с надписью: "В этой деревне Нисефор Ньепс изобрел фотографию в 1822 году". А неподалеку, в городе Шалоне, есть памятник: стройный, совсем не старый мужчина изящным жестом указывает на громоздкий фотоаппарат.

Выдающаяся заслуга — применение впервые иодистого серебра в качестве светочувствительного материала, открытие способа проявления едва видимого изображения при помощи ртутных паров и фиксации серебряных изображений — полностью и безраздельно принадлежит Дагерру. Именно поэтому человечество хранит его имя с особенной признательностью. Французское Общество изящных искусств поставило Дагеру памятник на его могиле на кладбище Пти-Бри-сюр-Марн. Достойный монумент был воздвигнут изобретателю на его родине, в Кормейле. Имя Луи Жака Манде Дагера внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

Памятник Дагерру в Вашингтоне, США

ТАЛЬБОТ (ТОЛБОТ) Уильям Генри Фокс (Talbot William Henry Fox) (11.II.1800 – 17.IX.1877) - английский физик и химик. Родился в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет). Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Чл. Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества.
Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов и др.
Изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии. В 1833 начал работу приведшую его к изобретению фотографического процесса.
В 1834 изобрел светочувствительную бумагу. Полученные на ней изображения закреплял раствором хлорида натрия (обычной поваренной соли) или иодида калия. Первые фотографии представляли собой простые фотограммы, т.е. фотокопии, полученные контактным способом. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.
В 1835, спустя две с половиной недели после появления публикации французского изобретателя . Дагера о сделанном им открытии, Тальбот продемонстрировал в Королевском институте свои «фотогенные картины» и вскоре опубликовал статью с подробным описанием технологии изобретенного им фотографического процесса.
В 1840 обнаружил, что если иодизированную фотобумагу (бумагу со слоем азотнокислого серебра, выдержанную в растворе иодистого калия) сенсибилизировать галловой кислотой, а потом непродолжительное время экспонировать в фотокамере, то на ней появится скрытое изображение, которое затем можно проявить смесью галловой кислоты и нитрата серебра. Свое изобретение Тальбот назвал калотипией (от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия.
В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением; в том же году открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги Кисть натуры (The Pencil of Nature, 1844–1846) – первого в мире издания, иллюстрированного фотографиями.
В 1851 Тальбот впервые провел фотосъемку с очень малой экспозицией, а в следующем году запатентовал способ фотографирования с наложением «экрана» на фотопластинку, ставший предтечей метода получения растрового полутонового изображения.
Тальбот был одним из ученых, дешифровавших в 1857 клинописный текст ассирийского царя Тиглатпаласара I (ок. 1150 до н.э.). Опубликовал около 70 переводов других ассирийских клинописных текстов и 50 статей по различным вопросам естественных наук и математики.


Тальбот (William Henry Fox Talbot) был британским ученым и новатором фотографии, известным стал благодаря изобретению бумаги, которая была пропитана солью, и использованию процессов калотипии. Он имел широкий круг интересов во многих предметах, таких как химия, математика, астрономия, философия, классика и история искусства, хотя в конечном итоге получил известность как пионер в сфере искусства фотографии, которая все еще лишь зарождалась в середине XIX века. Его изобретение фотографического процесса калотипии стало значительным улучшением по сравнению с дагеротипией французского изобретателя Луи Дагера. Тальбот первым разработал фотографический негатив, таким образом, появилась возможность получить несколько снимков. В 1840-х годах он много работал над фотомеханическим размножением, что привело к разработке процесса фотогравировки. Будучи умным и любопытным еще в юном возрасте, Генри развивал свои интересы в самых разных предметах. По окончании обучения в престижном Тринити-колледже в Кембридже юноша написал несколько работ, которые представил Королевскому обществу. Таким образом, Тальбот начал серию экспериментов по фотографии. В течение следующих нескольких лет он внес несколько важных аспектов в создание фотографии, из которых наиболее значимыми были изобретение соленой бумаги и негатива. Королевское общество вручило ему награду за его открытия.

Великий создатель фотографии родился 11 февраля 1800 года в графстве Дорсет, Англия. Он был единственным ребенком Уильяма Тальбота и его жены леди Элизабет Фокс. Отец умер, когда мальчик был еще ребенком. Он жил в нескольких семьях с матерью, пока та не вышла замуж в 1804 году. Генри был ярким мальчиком и обладал врожденным любопытством и тягой к обучению. Начальное образование было получено им в школе Хэрроу. Он поступил учиться в престижный Тринити-колледж в Кембридже после завершения учебы в школе. В 1821 году подал документы в Королевское общество. Многие из его работ были посвящены математическим предметам, хотя он также проявлял большой интерес к наукам и писал статьи на темы физики и астрономии. Этот человек обладал хорошим художественным мышлением, имел яркое воображение и поэтому не удивительно, что он увлекся фотографией, сферой, которая в то время находилась на ранних этапах своего развития. Занятия фотографией предлагали много возможностей для экспериментов и открытий.

Он начал свои оптические исследования еще, будучи совсем молодым человеком и опубликовал в 1826 году статью «Некоторые эксперименты по цветному пламени» в «Философском журнале» в 1826 году. Статья «Монохроматический свет» была выпущена через год. Во время посещения озера Комо в Италии в 1833 году Тальбот попытался набросать пейзаж, но не смог запечатлеть всю его красоту. Поэтому он начал думать о машине, которая могла бы снимать изображения на светочувствительной бумаге. Ученый приступил к работе над этим проектом по возвращении домой. Фотограф недолго служил в парламенте (1833-34) и провел большую часть 1830-х годов, занимаясь экспериментами по фотографии. Он создал солевую бумагу, смачивая листы раствором обычной поваренной соли, на которую наносил сильный раствор нитрата серебра. Это делало бумагу чувствительной к свету. Продолжая разработку фотографического процесса, был использован метод калотипии. Здесь использовалась бумага, покрытая йодом серебра, процесс был запатентован в 1841 году. Его работа «Карандаш природы» (1844-46) рассматривается как важная и влиятельная работа в истории фотографии. Это была первая опубликованная книга, иллюстрированная фотографиями.

Генри Фокс Тальбот женился на Констанс Манди в 1832 году, у них родилось четверо детей: Эла, Розамонд, Матильда и Чарльз. Фотограф Уильям Генри Фокс Тальбот страдал от плохого состояния здоровья в последние годы своего существования и умер 17 сентября 1877 года в возрасте 77 лет.

В начале октября 1833 года молодой английский джентльмен делал зарисовки пейзажей на берегу озера Комо. Для более точного воспроизведения реалистической композиции он использовал специальный прибор, прикрепляющийся к чертежной доске и состоящий из регулируемой стеклянной призмы. Прибор под названием "Люцида" (Lucida), подобный камере обскура, позволял увидеть на планшете рисуемый пейзаж. Кажется, нет ничего проще, чем обвести карандашом контуры зданий, растительности, далекие горы. Однако, как вспоминал потом молодой джентльмен, "это только казалось простым, потому что отражение на бумаге казалось красивым, но карандаш оставлял на бумаге лишь хаос и меланхолию" .

Молодым джентльменом был будущий художник Уильям Генри Фокс Тальбот, выпускник кембриджского Тринити колледжа и недавно избранный членом парламента в Палате Общин.

Тальбот был настоящим эрудитом. Его любознательность обнимала области математики, химии, астрономии, ботаники, философии, филологии, египтологии и истории искусства. Он опубликовал четыре книги и 27 научных статей по различным предметам и был членом Астрономического Королевского общества. В его записной книжке среди списка покупок обнаруживаются списки книг для будущего штудирования, сложные математические формулы и обозначение результатов каких-то экспериментов.

Разочарованный неудовлетворительными результатами работы с камерой "Люцида", Тальбот вспомнил свой опыт, полученный десять лет назад при работе с камерой обскура. Камера обскура - деревянный ящик с объективом на одном конце и матовым стеклом на другом - позволяла аналогичным образом переводить на бумагу очертания пейзажа, воспроизводимом на матовом стекле. Но тогда Тальбот грешил на слабость своей рисовальной техники и недостаточность навыков. Теперь он с удовольствием вспоминал "неповторимую красоту изображения картины природы, которую стекло объектива камеры бросает на бумагу, и которое так быстро исчезает" .

Воспоминание заставило Тальбота задуматься, "как мило было бы, если бы можно было эти естественные изображения надолго запечатлеть на бумаге" . "А почему нет?" - спросил себя Генри и немедленно записал свои мысли в записную книжку, чтобы дома провести один эксперимент. Эксперимент же заключался в отыскании природного материала, который был бы способен рисовать картины под воздействием света.

В январе 1834 года Генри Тальбот вернулся домой в Лакосское аббатство (около 85 миль к западу от Лондона). В течение нескольких месяцев он проводил эксперименты, идея которых пришла ему на берегу озера Комо, и вскоре обнаружил, что лист писчей бумаги покрытой раствором нитрата серебра, чернеет на солнце. Это открытие Тальбот использовал для того, чтобы сделать точные копии очертаний ботанических образцов: он клал растение на бумагу, покрытую нитратом серебра, прижимал стеклом и оставлял на солнце. Там, где свет беспрепятственно падал на бумагу, она темнела, а листья, полностью закрывающие свет, оставляли бумагу белой. И Тальбот назвал свое новое открытие "Искусством фосфорицирующего рисования".

Целый год Тальбот пытался "улучшить химию" своего открытия, используя солнечные дни, но до той поры, пока не пришло потрясающее известие, что некий предприимчивый француз Луи Даггер изобрел принципиально иной способ получения картинок на металлических пластинках (даггеротипия). Даггер опережал события, а между тем Тальбот только собирался опубликовать результаты своих экспериментов. Он прекрасно знал, что его метод отличается от предложенного Даггером, но все же больше подходил для фиксации теней образов, растений, кружева и аналогичных плоских объектов при непосредственном контакте со светочувствительным материалом .

Хотя контактные рисунки были красивы и полезны в качестве научного документирования объектов, Генри Тальбот знал, что для дальнейшего развития необходимо найти способ получения снимков со значительно меньшей выдержкой, а лучше всего моментально. И после ряда экспериментов он создал химический состав, который после экспонирования не оставляет видимых следов на бумаге, но, тем не менее, воспринимает и оставляет скрытое изображение, которое могло стать видимым после обработки галловой кислотой. Это открытие Тальбот запатентовал в феврале 1841 года как "калотип-процесс" (от греческого Kalos красивый), чем открыл обширное поле деятельности для фотографов.

Единственное, чего пока не знал Генри Тальбот, это то, что сенсибилизированный раствор соли фиксируется лишь частично и отпечатки долго не сохраняются. Средство фиксации фотографических изображений придумал выдающийся ученый сэр Джон Гершель. Это средство на основе гипосульфата соды Тальбот использовал для закрепления отпечатков, сделанных им в начале 1840-х годов, и до сих пор используется в составе фиксажа для черно-белых фотографий.

Собрав все части своих находок, открытий и изобретений, Генри Тальбот задался целью продвижения своего проекта на родине и за рубежом. Он побывал в Париже с целью заключения лицензионного договора с французским патентным бюро относительно процесса калотипии, но безуспешно. Дома же он легко продемонстрировал коммерческую жизнеспособность изобретения, проиллюстрировав книгу "Карандаш природы", изданную в 1844 году. Менее чем за десятилетие Тальбот придумал и воплотил в жизнь новый способ получения изображения, усовершенствовал оптические и химические аспекты искусства фотографии.

Последние 25 лет своей жизни Уильям Генри Фокс Тальбот посвятил разработке и совершенствованию эффективного процесса фотогравюры. Данное занятие оказалось бесполезным и просто удивительно, зачем нужно было тратить столько времени на разработку печати с чернилами вместо светочувствительных солей серебра. Хотя некоторые моменты "чернильных" разработок Тальбота нашли место в связи с изобретением принтера, оригинальное изобретение остается несовершенным.

Среди наиболее известных композиция Тальбота, "Открытая дверь" является сознательной попыткой художника создать фотографическое изображение в соответствии с британским вкусом к голландской жанровой живописи 17-го века.

Семена одуванчика - кспериментальное доказательство потенциала разрабатываемой Тальботом фотогравюры.

Фотография включенная в книгу "Sun Pictures", опубликованную в Шотландии в 1845 году. Романтическое настроение, переданное в фотографии, вполне подходит к образу писателя. Могила, сокрытая навесом готических руин, сами руины окружены ажурным контуром крон деревьев, заменяющих трансепты здания, и вся сцена имеет глубокий тон калотипа.

Фотографии в тексте.

1. Снимок из "Album di Disegni Fotogenici", или альбома Бертолони.

Художники часто включают в сложные цветочные и фруктовые композиции натюрмортов изделия из граненого хрусталя или изделий из стекла в качестве демонстрации виртуозности своей живописной техники. Написание красками прозрачного объекта, который видим только потому, что в нем отражаются другие предметы натюрморта, является особой задачей и в случае успеха вызывает восторг у зрителя. Создав эту фотографию, Тальбот будто пытается сказать: "Посмотрите, новое искусство фотографии способно дать вам не один бокал, а целую полки, полные хрусталя" .