Значение слова императив. Императивы - это что такое? Определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

императивный , -ая, -ое. И. тон (требовательный и категорический). Императивное предложение (в грамматике: побудительное).

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИМПЕРАТИВ" в других словарях:

    - (от лат. imperativus повелительный), требование, приказ, закон. У Канта в «Критике прак тич. разума» общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях,… … Философская энциклопедия

    - (лат., от imperare приводить в порядок, повелевать). 1) у Канта общий закон, которым определяется, что должно делать. 2) повелительное наклонение глагола. См. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Императив - Императив ♦ Imperatif Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив).… … Философский словарь Спонвиля

    Императив - (лат.imperativus – өктемшіл) – И. Кант енгізген ұғым: жалпы заңды, жоғары талапты, не істеу керек және міндеттіні қалай орындау керек екенін анықтайтын ең маңызды принципті көрсетеді. Канттың бұлжымас императиві былай тұжырымдалады: «... действуй … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. imperativus повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в Критике практического разума общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при… … Большой Энциклопедический словарь

    Повеление, наклонение, требование, повелительное наклонение Словарь русских синонимов. императив сущ. повелительное наклонение одна из грамматических категорий глагола) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    - (от лат. imperativus повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при… … Политология. Словарь.

    - (от латинского imperativus повелительный), требование, приказ, закон. И. Кант ввел в этику понятие категорического императива безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда … Современная энциклопедия

    ИМПЕРАТИВ, императива, муж. (лат. imperativus) (книжн.). 1. Категорическое, безусловное требование (филос.). Категорический императив Канта. 2. То же, что повелительное наклонение (грам.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (лат.). То же, что повелительное наклонение. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л … Литературная энциклопедия

    императив - а, м. impératif m., нем. Imperativ <лат. imperativus. Безусловное, настоятельное требование. БАС 1. Едва ли можно указать на какую либо область общежития стоящую вне этой проблемы: в ней тесно сплелись интересы личного права с социальными… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • , В. С. Храковский , А. П. Володин Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Едиториал УРСС , Производитель: Едиториал УРСС ,
  • Семантика и типология императива. Русский императив , В. С. Храковский , А. П. Володин , Монография посвящена семантике и типологии императива, исследованной на материале около 130 языков. Центральное место в авторской концепции занимает утверждение отом, что императив не… Категория: Филологические науки Издатель:

ИМПЕРАТИВ, или повелительное наклонение, одно из значений категории наклонения. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет. С помощью императива говорящий сообщает о своем желании, чтобы то или иное действие было выполнено кем-то (Уходи !) или, наоборот, не выполнялось (Не уходи !). Важная особенность императивного высказывания состоит в том, что оно является одновременно и сообщением, и действием: говорящий не только сообщает о своем желании, но и пытается заставить адресата его выполнить.

Самая распространенная форма императива выражает побуждение по отношению к собеседнику, т.е. ко 2-му лицу. Эта форма императива считается самой универсальной категорией глагола : практически все языки мира так или иначе выражают это значение. При этом во многих языках императив имеет нулевой показатель, т.е. просто совпадает с основой глагола. В русском языке тоже есть императивы, совпадающие с основой, но так устроены не все русские повелительные формы.

Императив в русском языке образуется двумя способами. Некоторые глаголы присоединяют суффикс : крич-и, прыгн-и, куп-и . Другие имеют нулевой суффикс (- Ж): встань- Ж, режь- Ж, пей- Ж. Для образования множественного числа и те, и другие присоединяют к форме императива ед. числа окончание -те : крич-и-те, встань- Ж-те . То, какие глаголы имеют суффикс , а какие – нулевой, определяется довольно сложным правилом. В сильно упрощенной форме оно выглядит следующим образом.

Те глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения ударное окончание, в императиве имеют ударный : говорю – говор-и, шагну – шагн-и, пишу – пиш-и . Глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения основа кончается на сочетание согласный + р, м, н или л , имеют в императиве безударный -и : крикну – крикн-и, пудрю – пудр-и, маслю – масл-и . А глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения окончание безударное, имеют в императиве нулевой суффикс: сяду – сядь- Ж, забуду – забудь- Ж, читаю – читай- Ж. Теперь сравните: плачý – плат-и , но плáчу – плачь- Ж. Поскольку здесь предложено упрощенное правило, оно применимо не ко всем глаголам, например: вынесу вынес-и , жую жуй -Ж.

Императив образуется не от любого глагола. В целом можно сказать, что образование императива невозможно или затруднено в том случае, когда глагол описывает неконтролируемую ситуацию – т.е. такую, осуществление которой не зависит от воли одного из ее участников. Так, не имеют формы императива безличные глаголы – знобить , светать, темнеть (На улице темнеет ), подморозить (Сегодня подморозило ) и т.п. Образование императива от таких глаголов невозможно, так как в ситуациях, которые они обозначают, вообще отсутствует действующее лицо, к которому могло бы быть адресовано побуждение. Употребление императива от глаголов, обозначающих стихийные процессы, но при этом не безличных, т.е. имеющих при себе подлежащее в именительном падеже, в принципе возможно – например, в сказочной ситуации: Подуйте, ветры буйные ! Сложнее обстоит дело с глаголами, которые обозначают неконтролируемые состояния человека. Нередко они могут образовывать императив, но значение такого императива отличается от обычного. Например, он может обозначать пожелания: Будь здоров ; Расти большой. Это значение в некоторых языках выражается особым – «желательным» – наклонением (которое называется оптатив; см. также НАКЛОНЕНИЕ . Нередко глаголы, обозначающие неконтролируемые события и процессы, в императиве означают что-то вроде "Сделай то, что в твоих силах, чтобы ситуация осуществилась", например: Понравься ему ! Похудей, тогда приходи.

В большинстве языков существуют также способы выразить побуждение по отношению не только ко 2-му лицу, но и к другим лицам. Чаще всего встречаются формы 1-го лица множественного числа и 3-го лица (единственного и множественного чисел).

Форма 1-го лица множественного числа выражает побуждение к совместному действию, т.е. желание говорящего, чтобы его собеседник вместе с ним осуществил некоторое действие. В русском языке нет специальной формы императива 1-го лица множественного числа. Для выражения этого значения используется форма изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа: Идем !, Поедем в Крым ! Эта форма употребляется и когда говорящий обращается только к одному человеку, и когда он обращается к нескольким людям: Маша, бежим к оврагу ! Маша, Ваня, бежим к оврагу ! Но если к этой форме добавить частицу давай или давайте , то станет ясно, к одному или к нескольким адресатам обращается говорящий: Маша, давай споем !, Маша, Ваня, давайте споем ! У небольшой группы глаголов форма побуждения к нескольким людям может образовываться с помощью суффикса -те , который нам уже знаком по императиву 2-го лица: Маша, Ваня, идем-те! Некоторые русские глаголы, в основном те, которые обозначают движение, используют прошедшее время в качестве основной формы для обозначения побуждения к совместному действию: Пошли ! Побежали !

Императив 3-го лица служит для побуждения к действию того, кто не участвует прямым образом в разговоре, а возможно, даже не присутствует при нем. Чаще всего, произнося эту форму, говорящий имеет в виду, что его собеседник передаст третьему лицу, чтобы тот совершил действие. В русском языке императив 3-го лица выражается сочетанием частицы пусть с формой 3-го лица изъявительного наклонения: Хорошо, пусть зайдет ; И пусть твои родители не опаздывают .

Во многих языках, в том числе в большинстве европейских языков, для императивов 1-го лица множественного числа и 3-го лица специальной формы нет. Например, в английском они обе выражаются сочетанием частицы let , местоимения и неопределенной формы глагола: Let"s go ! (Let us go ! "Пойдем!"), Let him go ! "Пусть уходит!" Во французском в функции императива 1-го лица множественного числа используется форма настоящего времени (Allons ! "Пойдем!"), а для 3-го лица – сочетание сослагательного наклонения (субжонктива) – с частицей que (qu"il vienne ! "Пусть приходит!"), в испанском в обоих случаях используются формы сослагательного наклонения. Но во многих языках существуют особые формы, предназначенные только для того, чтобы выражать повеление к 1-му лицу множественного числа или 3-му лицу. При этом чаще встречаются формы 1-го лица множественного числа – возможно, потому, что они все-таки ближе по смыслу к «настоящему» побуждению (так как обращены, в том числе, и к адресату), да и вообще чаще употребляются. Например, в белорусском есть специальная форма для 1-го л. мн. числа (читайма "давай читать"), в цахурском (один из языков Дагестана) – для 3-го л. ед. числа, а в некоторых других языках, например в чукотском, императив имеет полную парадигму со всеми лицами и числами.

В чукотском, таким образом, существует еще и императив 1-го лица единственного числа.Значение этой формы совсем далеко от побуждения. Чаще всего она служит для того, чтобы сообщить собеседнику о своем намерении выполнить в ближайшем будущем какое-то действие и получить его разрешение или содействие. По-русски тоже можно выразить это значение, для этой цели служат частицы: Давай я ей сам все объясню ; Поставлю-ка я ее на место .

Итак, в языке может существовать несколько разновидностей повелительного наклонения. Многие языки имеют три формы, которые отличаются друг от друга тем, кто является адресатом императива: собеседник, собеседник вместе с самим говорящим или кто-то, кто не участвует в разговоре. Однако встречаются и другие виды императива.

В некоторых языках существует особая форма для выражения отрицательного императива. В русском образование этой формы не имеет никаких особенностей (Не плюй в колодец ), но во многих кавказских языках отрицательный императив внешне ничем не похож на положительный. В таких случаях говорят, что отрицательный императив представляет собой особое наклонение (его называют прохибитивом).

В латыни помимо обычного императива существовал так называемый императив будущего времени. Эта форма есть и в некоторых современных языках, например в эвенкском, юкагирском, чукотском. Она употребляется тогда, когда говорящий хочет сказать, что действие можно осуществить не прямо сейчас, а через некоторое время. Поэтому иногда его также называют императивом отложенного действия. Эта форма часто употребляется в конструкции из двух императивов для обозначения второго действия, которое должно произойти после первого: Воротись, поклонися рыбке ! Нужно сказать, что это единственная временная форма, которая бывает у императива. В целом для императива не характерно наличие временных разновидностей, потому что в его семантике исходно заложено значение будущего времени: говорящий не может хотеть, а главное, добиваться совершения действия, которое относится к прошлому.

Побуждение, выражаемое императивом, в зависимости от ситуации может быть мягким или жестким, вежливым или грубым. Во многих языках существуют специальные формы вежливого или мягкого императива, а в определенных культурах, например у некоторых племен южноамериканских индейцев, любое употребление императива рассматривается как очень грубое и в нормальной ситуации общения вместо императива всегда используются другие формы. Вообще, в языках мира гораздо чаще встречаются специальные средства для того, чтобы смягчить повеление, чем для того, чтобы выразить жесткий, резкий приказ.

В русском языке эти оттенки побуждения могут выражаться, во-первых, с помощью разных вводных выражений (Пожалуйста, Будьте так любезны, Если тебе не трудно ), а во-вторых, с этой целью могут употребляться другие, не императивные формы. Например, если говорящий хочет, чтобы его побуждение прозвучало как просьба или совет, он может использовать вместо повелительного наклонения сослагательное: Отошел бы ты в сторону, здесь машины ездят . Это характерно не только для русского языка: во многих языках условное наклонение может употребляться как мягкая форма побуждения. Например, в английском: Would you close your eyes ! ("Закройте, пожалуйста, глаза!"). Очень во многих языках вежливую или мягкую просьбу можно выразить с помощью вопроса: Не подвезешь меня ? Наоборот, жесткая форма побуждения – приказ – в русском языке может выражаться формой инфинитива: Встать ! Отставить !, а может и вообще не содержать никакой глагольной формы: Огня ! Формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени тоже могут употребляться для побуждения: Ты ждешь у подъезда, а Миша идет со мной ; Завтра ты пойдешь в магазин и купишь себе тетради. Очень грубое повеление можно выразить с помощью прошедшего времени: Встал, собрал вещи и чтобы я тебя больше не видела .

Итак, роль императива могут брать на себя разные другие формы. Однако и императив, в свою очередь, употребляется в некоторых совсем далеких от побуждения функциях. Например, в предложении Будь воля на то моя, была бы и речь недолгой повелительное наклонение, конечно, не имеет значения ни побуждения, ни даже пожелания. Роль, которую играет здесь императив, – сказуемое условного придаточного предложения – более характерна для сослагательного наклонения. Условный императив существует и в английском, и в некоторых других языках: Sleep until noon, and you"ll miss lunch "Проспи до полудня, и пропустишь обед". Такие употребления иногда называют переносными. Выражение идеи условия – не единственное переносное употребление русского императива. В предложении Он дома не ночует, а я ему пироги пеки ! императив заменяет уже не условное наклонение, а модальный глагол (должна, вынуждена ). Еще одно неповелительное употребление русского императива – для обозначения неожиданного действия: Уже начали уходить, и тут она возьми и чихни . Такие употребления встречаются не только в русском языке. Но самое частое переносное употребление, которое встречается у императива в языках мира, русскому как раз не свойственно: императив часто употребляется в вопросах, выражающих сомнение. Например, по-лезгински вопрос Мне уйти или еще подождать ? буквально будет звучать так: Я уйди или жди еще ?

Нина Добрушина

от лат. imperativus - повелительный), повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения. Понятие «категорический И.», введенное Э. Кантом в «Критике практич. разума» (1788), обозначает в его этике нравств. закон, гласящий: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант Э., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260). Т. о., Кант обосновывал идеи равенства в морали: моральные требования независимо от их содержания всегда имеют универсальный (всеобщий) характер и распространяются на всех людей. Понятие категорич. И. Кант углубил с помощью утверждения, к-рое вскрывает гуманистич. содержание морали: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Понимание морали, по Канту, является абсолютным, идеальным (см. Идеал). Г. Гегель и К. Маркс считали, что в обществе, основанном на принудит, разделении труда, каждый, относясь к другому как к цели, себя превращает в средство, и наоборот (см. Польза). Но Кант претендовал на построение философски обоснованной этики, а не социальной теории. Категорич. И. он противопоставлял гипотетическим, или условным И. (повелениям, предполагающим умение и благоразумие того, кому они адресованы), указывающим на средство, к-рое надо использовать для достижения определенной цели.

Характеризуя третье значение категорич. И., Кант предполагал автономию человека как личности и гражданина, способного самому устанавливать нравств. принципы своего поведения и беспрекословно им следовать. Понятие «категорич. И.» нередко употребляется для обозначения общепринятых нравств. требований современности (борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества и др.).

Императив

♦ Imperatif

Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда.

Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.

Гипотетический императив подчиняется какому-либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью. Пример: «Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними». Еще пример: «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков». Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое-то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.

Напротив, категорический императив свободен от каких-либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели. Например: «Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже – ничтожество.

Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой-то цели (честность друзей, доверие, успех и т. д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум – и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II). Значит, повиноваться следует только разуму в себе, иными словами, той части себя, которая остается свободной (ибо она не подчинена наклонностям или инстинктам «себя любимого»). Значит, повиноваться следует только себе (автономия), одновременно освобождаясь от себя (универсальность). Таким образом, мораль имеет значение для всех лишь потому, что она имеет значение для каждого (Ален называл это состояние «универсальным одиночеством»), а единственный долг каждого – быть свободным.

от лат. imperativus - повелительный) - 1) безусловное требование, повеление, приказ, закон; 2) правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Императив

от imperativus - повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма -- установление, рецепт поведения. И. - одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима-принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества. В архаических обществах И. основывался на устрашении, неминуемом возмездии, осуществлять которое, по бытовавшим представлениям, правомочны только боги (Закон Кармы). Таковы многочисленные и многообразные табу, выполнявшие охранную роль, уберегавшие родовую жизнь от деструктивного распада; таковы описанные образно Гомером предустановленные Одиссею богами правила поведения, которые он осмелился нарушить и понес за это жестокое наказание. С историческим процессом наступления социального прогресса, по мере того, как в обществе основную регулятивную роль стало выполнять сознание, а не страх, формулы императивов смещались в сторону насыщения их нравственным содержанием, легко верифицируемым на рациональных основаниях. Таков кантовский категорический императив, существующий в двух формулировках: 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (И. Кант. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270). В современной этике выработана форма И., адекватная тотальному стремлению человечества самосохраниться на основе взаимоуважения к национальным, этническим и другим традициям и верованиям, ко всей живой природе в целом: "Свято уважай любые проявления иной жизни". Это одна из форм экологического И. В ходе обучения в отношениях наставника, мастера, с одной стороны, и ученика - с другой, на первых этапах действует И.: "Делай как я". В современной науке и культуре и архетип полноты, и архетип целостности (в массовом сознании, начиная с 30-х годов XX в., первый постепенно стал вытесняться вторым и процесс этот продолжается поныне) можно рассматривать как И. (требования), нормативно предъявляемые к познанию и практике.