О символике тройного тау в масонстве и мифологии. Кресты: от древних до современных Каково значение креста в раннем христианстве

Тау-крест назван по букве Т греческого алфавита, поскольку имеет такую же форму. Греческая "тау" произошла от финикийской буквы "тау", которая имела X - образную форму и означала "отметка, знак". Древние египтяне использовали знак Т как для обозначения плодородия, так и жизни. Объединенный с кругом - символ вечности, он становился "анхом" - символом вечной жизни. В библейские времена, поскольку этот символ был последней буквой еврейского письма, Т стал означать конец мира, а также служил знаком Каина; знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту, чтобы "уничтожить всех перворожденных в этой стране" - это сделало знак общим знаком защиты. Альтернативными названиями этого креста являются "египетский крест", а в христианских церквях - крест святого Антония. Из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности, его также называют "крестом виселицы". Некоторые полагают, что именно такой была форма креста, на котором распяли Христа.

Монограмма "хи-ро" Кресты- обозначения святых Патриархальный крест, Русский крест (св.Лазаря) Крест в культуре майя XX век: Крест мира

Наиболее древний - так называемый "крест Анк": крест с петлей, изображения которого встречаются в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали этот символ ключом в загробный мир. Если учесть, что жизнь "по ту сторону пирамиды" имела для египтян решающее значение и большая часть жизни "простого египетского фараона" была подчинена подготовке к смерти, то можно представить, какое значение имел в религии Древнего Египта крест Анк. Он заключал в себе идею бессмертия, соединял два знака: крест, символ жизни, и круг - вечности. Анк также символизировал союз Исиды и Осириса, земли и неба, объединение мужского и женского начал, служил обозначением мудрости.

"Тау"-крест входит в "двойной" крест- анк и назван буквой греческого алфавита. Греки взяли букву из финикийского письма, где она выражала "знак". У египтян "тау" представлял плодородие и жизнь. В библейские времена "тау" стал символом конца света, т. к. был последней буквой еврейского письма, считался "знаком Каина". В то же время он служил и эмблемой спасения израильтян, когда в Египте начали исполнять указ об избиении "всех перворожденных". Во II веке богослов Тертуллиан скажет: "греческая буква "тау", а наша (латинская) "Т" есть образ креста".

С III века, когда Египет провозгласил независимость, "дар Нила" становится ареной ожесточенной вражды между коптской и византийской церквами. Основным символом египетских христиан становится так называемый коптский крест. Четыре гвоздя в его изображении обозначают гвозди, которыми был распят Христос.

А в Лации с древнейших времен было распространено поклонение неугасимому огню, который поддерживали девы-весталки, служительницы Немийского храма Дианы-Весты. Весталки носили на груди крест - символ животворного огня, неразрывно связанного с культом Весты. Вообще, крест как символ огненной первостихии известен не только в Древнем Риме. Память о нем сохранилась и в русском языке. "Кресало", "кресать" - высекать огонь, "воскресение" - буквально, "возжигание огня". Такое значение нес крест самой простой формы (греческий), с равными концами. Он символизировал также бога солнца, дождя; признавался символом и четырех стихий, образующих мир (огня, воды, воздуха и земли), и точкой соединения Неба и Земли: горизонтальная линия - линия Земли, а вертикальная - Неба.
В 988 г. Святой Владимир крестил Русь или, по крайней мере, объявил христианство государственной религией после счастливого возвращения из Херсонеса, где сам принял крещение. Известно, что первый крест на Руси (которым ее крестили) был простой греческой формы с буквами "a" и "w" с двух сторон, а все концы креста постепенно стали изображать утолщающимися к краям.

Свастика и саусвастика

Подобным значением обладает и свастика, символы которой найдены на всех обитаемых континентах. Обычно ее рассматривают как солнечное колесо, символ вращения вокруг неподвижного центра, порождающего жизнь. Китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или "печать сердца Будды") связывали с бесконечностью: она символизировала число десять тысяч. "Su asti!", или "Будь благим!", - таков перевод "свастики" с санскрита.
Однако наряду со свастикой существовала и саусвастика, и если у первой концы были загнуты по часовой стрелке, то у второй - против. Соответственно, и значение было противоположным: саусвастика означала разрушение и смерть. С течением времени их начали путать. Так, масоны придавали свастике значение зла, а в ХХ веке она стала символом нацизма и сохранила такую интерпретацию вплоть до сего дня в крайне радикальных молодежных движениях, в т. ч. в России. Интересно, что свастика объединила в себе обозначения богов как западных культур, так и восточных: изображала Зевса, Гелиоса, была одним из первых изображений Христа, а также богов Брахмы, Шивы, Вишну, Индру и многих других.

Христианские кресты

В христианской традиции в течение нескольких веков после распятия Христа его изображение на кресте не помещали. Соответственно, существовали другие варианты креста, сейчас малоиспользуемые или практически забытые.

Один из них - якорный крест, его изображения встречаются на стенах катакомб ранних христиан. В нем соединились два символа: крест и полумесяц, что аллегорически отражает сюжет рождения Христа из тела Марии, - эмблемой Марии считают полумесяц (одновременно символ надежности и устойчивости). Якорный крест понимали и как сочетание водной и огненной стихий, из синтеза которых, согласно многим традиционным учениям, возник мир.

Монограмма "хи-ро"

Позднее, при императоре Константине, появилась еще одна эмблема Христа: известная монограмма, сочетающая в себе греческие буквы "хи" и "ро", первые буквы имени Христа. Ее тайно использовали христиане во времена гонений. Когда Константин установил единоличную власть, монограмма приобрела значение победы и спасения и стала использоваться как знак Христа - после эдикта 312 г., провозгласившего христианство государственной религией. С такой трансформацией в истории связаны две легенды. Согласно одной из них, Константин увидел монограмму в небе, по дороге в Рим к его соправителю и противнику Максентию, вместе с надписью "in hoc vinces" ("с этим победишь")… По другой версии, не менее удивительно появился крест: он предстал все тому же Константину в ночь перед боем во сне, и таинственный голос шепнул: "In hoc singo vinces" ("только с этим победишь"). Эмблему "хи-ро" Константин поместил на своем штандарте вместо орла и… победил (в 312 г., у моста Милвиана), став единодержавным императором.

С монограммой "хи-ро" связывают также появление кельтского креста, известного в Ирландии до VIII в. Круг в его изображении символизирует как солнце, так и вечность.

Кресты- обозначения святых

Среди раннехристианских символов встречаются и обозначения различных святых. К примеру, крест св. Петра, известный с IV в., отражает историю святого, распятого в правление Нерона головой вниз. А вот, например, косой крест в зависимости от цвета символизирует различных святых: золотой - первого британского великомученика св. Албана, белый либо синий - св. Андрея, черный - св. Осмунда, красный - св. Патрика.

Еще один символ - крест Голгофы. Три ступени, составляющие "Голгофу", отражают три христианских добродетели: высшую Веру, Надежду и Милосердие.

В католических процессиях используют еще одно изображение креста: крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о "краеугольном камне Церкви".

Патриархальный крест, Русский крест (крест св.Лазаря)

Символом православной церкви принято считать и патриархальный крест с двумя перекладинами, верхняя из которых представляет собой titulus, введенный Понтием Пилатом. Он очень схож с так называемым Русским крестом, или "крестом св. Лазаря", распространенным в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России.

Крест в культуре майя

среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует и бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав - Господин лицо или Солнечный Глаз), символ которого - четырехлепестковый цветок. В Паленке есть "Храм Креста" и "Храм Лиственного Креста". Значит, в V-VIII в. совсем в другом уголке мира, даже на другом континенте - в Южной Америке, на территории современной Мексики - люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца в то время, как в Европе уже давно существовал христианский мир!

Символ, похожий на букву греческого алфавита, - это святого Антония - так называют его современные христиане, поскольку основоположник монашества носил когда-то на своей одежде этот символ.

Гораздо старше христианской религии, он использовался и в Древнем Египте, и в странах Скандинавии. За свою долгую историю крест тау сменил ряд значений, от плохих до хороших.

Как выглядит этот символ?

Крест выглядит аналогично букве «Т», почему и получил свое название. Буква «тау» входит сразу в два алфавита - греческий и еврейский. Сама же она была когда-то заимствована греками у финикийцев, в их алфавите буква звучит как «тав». Евреи же, по одной из версий, заимствовали символику у египтян, перед тем как покинули эту страну. В связи с этим крест называют ветхозаветным.

Помимо сходства с буквой, внешне символ напоминает и распятие. То есть кресты, на которых казнили в Римской империи преступников, рабов и не только их, но и всех неугодных властям. Схож тау-крест и со средневековой виселицей. В Раннем Средневековье это орудие казни выглядело именно так. За подобное сходство символ получил еще одно название - "крест виселицы".

Что означает этот символ?

  • уравновешивание противоположностей;
  • просвещение;
  • бессмертие души;
  • избранность;
  • жизнь.

Геральдическое во многом сложилось из того, что вкладывали в его понимание тамплиеры.

Для египтян, живших в глубокой древности, этот символ означал плодородие и власть. В качестве ветхозаветного символа тау-крест значение имеет такое:

  • завершение эпохи;
  • возрождение нации;
  • начало новой жизни.

То есть для иудеев этот знак олицетворял Исход из Египта и все, что с ним было связано. Согласно легендам, именно этот символ иудеи изображали на входе в свои жилища перед тем, как покинуть Египет.

Каково значение креста в раннем христианстве?

У христиан крест стал ассоциироваться со святым Антонием только после VI века, до этого времени значение символа было достаточно мрачным. В пору зарождения христианства этот знак считался символом Каина и олицетворял он не что иное, как конец времен, прекращение существования мира.

В принципе, такое понимание было логично, поскольку христианство в пору своего становления являлось религией рабов, бедняков и прочих угнетенных и лишенных надежды людей. Именно этим и объясняет большинство историков столь быстрое распространение новой религии, ее популярность. Христианство дало им надежду и уверенность в прощении. Ведь Иисус взял с собой вора на небо, а воровство каралось в Римской империи гораздо суровее, чем, например, убийство. А в дохристианских верованиях не было того, что принес с собой Иисус, - награды за непротивление и смирение.

А что видели новые последователи христианской веры в тау-кресте? То, что ежедневно наблюдали на всех дорогах и площадях Империи - распятия, на которых казнили неугодных государству рабов и преступников. То есть знак ассоциировался со страданиями и смертью в мучениях. Да и сам Христос тоже был распят на таком же кресте. Достаточно сложно было увидеть в подобном символе иные положительные значения.

Поэтому сначала тау-крест ассоциировался только с гибелью сущего, концом света, предательством, муками и иными плохими вещами. Однако древнее значение с течением времени стало преобладать над раннехристианским восприятием, и уже в VI веке многие подвижники и церковнослужители, в том числе и основатель монашества святой Антоний, стали пользоваться этим символом. Возможно, что возвращению первичного значения символики в человеческом восприятии способствовало исчезновение с дорог и площадей крестов, предназначенных для казней.

Каким было значение символа в Средневековье?

Однако в истории символа все шло не столь гладко. Если бы простого жителя Европы, например крестьянина или лавочника, в Средневековье спросили о том, что такое тау-крест, то человек без раздумий бы ответил - виселица. А еще бы и показал это орудие казни, стоявшее во дворе каждого феодального замка, на площадях городов и селений.

В то время символ не именовался иначе, чем крестом виселицы. Даже первых тамплиеров, сделавших знак одним из своих атрибутов, в народе называли "орденом висельников". Возможно, поэтому рыцари перестали использовать знак в качестве главного символа своего ордена.

То есть в эпоху Средневековья знак олицетворял лишения, смерть и все прочее, с чем ассоциировалась виселица. Грамотные люди, знатные или же церковные служители не вкладывали в этот символ подобного значения. Не наделяли его таким смыслом и торговцы, в силу своего занятия много путешествующие и знающие больше простых обывателей.

Как трактуют его значение эзотерики?

Крест тау имеет и иные значения. Как и многие этот знак использовался не только в религии, но и в эзотерике и кабалистике.

Значение в эзотерике - «путь к духовной сфере». Достаточно распространенным эзотерическим знаком является этот крест, обвитый змеей. Этот символ только похож на тот, который используют медиками, при детальном рассмотрении они не имеют ничего общего. Змея в эзотерических учениях олицетворяет мудрость. То есть изображение креста этого типа, обвиваемого змеей, означает, что на пути к духовности или же просветлению человек обретает мудрость.

Значение в кабалистике

В кабалистических учениях крест тау олицетворяет небо. Значение широкое и всеобъемлющее. То есть символика означает небо и как природное явление, стихию, и как иную форму жизни, рай.

Не исключаются и другие понимания неба. В кабалистике знак дополняли различными деталями. То есть, в отличие от религиозного символа, он не воспринимался в одиночку, а читался в контексте.

Тау-крест — крест, состоящий из вертикальной перекладины, соединенной верхним торцом с центром перекладины горизонтальной, известен также как Антониевский крест. Это название крест получил в честь основателя христианского монашества Антония Великого , жившего в IV веке . Другие названия: крест виселицы (из-за схожести своей формы с конструкцией виселицы тех времён), египетский крест, crux comissa . Название тау-крест получил по имени греческой буквы «тау » или «Т», которая, в свою очередь, берёт своё происхождение от финикийской «тав», имеющей X-образную форму.

В иудейской традиции тау-крест наносился израэлитами на дверные косяки в ночь первой еврейской Пасхи в Египте, чтобы защитить свои дома от Ангела Смерти (Тора . Книга Исход . 10-я казнь). И, поскольку тау входит в анх, являясь его нижней частью, эта идея, вероятно, была заимствована у египетского обычая отмечать косяки дверей знаком анх, как защищающим жизнь символом удачи.

Согласно Ветхому Завету, Моисей воздвиг медного змея в пустыне на тау-кресте (Числа 21:5-9) . Увековечивающая данное событие скульптура «Посох Моисея», находящаяся на горе Нево в Иордании, имеет форму символа тау, опоясанного змеем.

Тау-крест выступает и в качестве креста-распятия. Большинство исследователей полагает, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос, в связи с тем, что тау-крест применялся для пытки и умерщвления в южных и восточных частях Римской империи . На этом прямо указывает так называемое «Послание Варнавы » (начало II-го века) , а позже Тертуллиан . Изображение распятия на языческой карикатуре, относящемся к III веку и найденном при раскопках Палатинского холма в Риме в 1857 г., также имеет форму буквы «Т».

Cимвол тау известен как крест святого Антония в Египте (начало IV века) и крест Франциска Ассизского (начало XIII века), оставаясь сегодня одним из атрибутов францисканского ордена . Иеронимус Босх изображает Антониевский крест на своем алтарном триптихе «Искушение святого Антония».

Конрад Виц. Crucifixus. 1444 г.

Крест Т-образный «антониевский»

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея «египетским» крестом и напоминающее букву «Т» в европейских языках. «Греческая буква Т, — писал граф А. С. Уваров, — одна из форм креста, употребляемая для распятий» (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)

«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, — сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. — Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке» (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: «Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекеииль пророк. (…)

Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекеииль прообразование четвероконечного креста» (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

То же самое утверждает и Тертуллиан: «Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме».

«Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века» (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.

Тау-крест - крест, состоящий из вертикальной перекладины, соединенной верхним торцом с центром перекладины горизонтальной, известен также как Антониевский крест. Это название крест получил в честь основателя христианского монашества Антония Великого , жившего в IV веке . Другие названия: крест виселицы (из-за схожести своей формы с конструкцией виселицы тех времён), египетский крест, crux comissa . Название тау-крест получил по имени греческой буквы «тау » или «Т», которая, в свою очередь, берёт своё происхождение от финикийской «тав», имеющей X-образную форму.

В иудейской традиции тау-крест наносился израэлитами на дверные косяки в ночь первой еврейской Пасхи в Египте, чтобы защитить свои дома от Ангела Смерти (Тора . Книга Исход . 10-я казнь). И, поскольку тау входит в анх, являясь его нижней частью, эта идея, вероятно, была заимствована у египетского обычая отмечать косяки дверей знаком анх, как защищающим жизнь символом удачи.

Согласно Ветхому Завету, Моисей воздвиг медного змея в пустыне на тау-кресте (Числа 21:5-9) . Увековечивающая данное событие скульптура «Посох Моисея», находящаяся на горе Нево в Иордании, имеет форму символа тау, опоясанного змеем.

Тау-крест выступает и в качестве креста-распятия. Большинство исследователей полагает, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос, в связи с тем, что тау-крест применялся для пытки и умерщвления в южных и восточных частях Римской империи . На этом прямо указывает так называемое «Послание Варнавы » (начало II-го века) , а позже Тертуллиан . Изображение распятия на языческой карикатуре, относящемся к III веку и найденном при раскопках Палатинского холма в Риме в 1857 г., также имеет форму буквы «Т».

Cимвол тау известен как крест святого Антония в Египте (начало IV века) и крест Франциска Ассизского (начало XIII века), оставаясь сегодня одним из атрибутов францисканского ордена . Иеронимус Босх изображает Антониевский крест на своем алтарном триптихе «Искушение святого Антония».

Конрад Виц. Crucifixus. 1444 г.

Крест Т-образный «антониевский»

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея «египетским» крестом и напоминающее букву «Т» в европейских языках. «Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий» (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)

«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, - сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. - Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке» (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: «Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…)

Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста» (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

То же самое утвержает и Тертуллиан: «Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме».

«Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века» (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.