Предложения, осложненные обособленными членами. Обособленные члены предложения Что такое осложненное обособленным обстоятельством

Обстоятельство - второстепенный член, который в предложении отвечает на наречные вопросы и при этом выражается деепричастием, деепричастным оборотом, предложно-падежными конструкциями. Обстоятельства характеризуют действие, признак, способ совершения действия (Как? Каким образом? ), место (Откуда? Где? Куда? ), причину (Почему? ), условие (Вопреки чему? При каком условии? ), цель (Зачем? ). По этим вопросам определяется разряд обстоятельства, его значение. Обстоятельства могут быть выражены предложно-падежными группами, фразеологизмами, инфинитивом.

Обособленное обстоятельство - это обстоятельство, которое может иметь разные значения и которое выделяется при помощи интонации (при произношении) и пунктуации (на письме).

(Споткнувшись , она едва не упала на колени. Родион, подпрыгивая от нетерпения, старался идти в ногу с отцом. От удара он начал скользить по льду, словно шайба.Несмотря на слезы и волнения , день был удачным.)

1. Обособленное обстоятельство может быть выражено одиночным деепричастием или деепричастием с зависимыми словами Такой вид обстоятельства выделяется запятыми, независимо от своего места в предложении. (Лежа на полке , он бессмысленно смотрел в потолок вагона. Он сидел на подоконнике, лениво махая ногами . Он, напевая себе под нос , медленно пошел в сторону переулка).

2. Обособление обстоятельств, которые выражены предложно-падежными формами существительного, носит факультативный характер. Их обособление зависит от смысловой нагрузки (соединения двух или более обстоятельственных значений), слабой синтаксической связи со сказуемым, выраженным глаголом, или от поставленных автором стилистических задач.

Если обстоятельство имеет сравнительное значение и выражено существительным с предлогами (как, как будто, будто, словно, точно), то это - обособленное обстоятельство. (Он подпрыгивал на батуте, как мячик . Словно буря, раздосадованный Виктор пронесся по комнате. Наталья, как будто сонная, непонимающе щурила глаза.)

3. Обстоятельство, имеющее значение уступки, считается обособленным, если начинается с союза несмотря на . (Несмотря на утренний прилив сил , сейчас она чувствовала легкое головокружение).

Примечание

Обособленное обстоятельство может иногда выражаться группой слов, предшествующих сказуемому и начинающихся с предлогов (по причине, при наличии, при отсутствии, благодаря, ввиду, согласно, вопреки, вследствие ). (Примеры. Благодаря своему сильному характеру, Елена преодолела внезапные трудности. Но: Елена преодолела внезапные трудности благодаря своему сильному характеру . Вопреки Уставу и требованиям начальства, Сергей пришел на сбор в синей рубахе. Но: Сергей пришел на сбор в синей рубахе вопреки требованиям Устава.)

4. Если в предложении присутствует однородное обособленное обстоятельство, то ставтся так же, при обычных однородных членах. (Размахивая руками, неуклюже подпрыгивая , громко крича от радости , он помчался по дороге. Он помчался по дороге, размахивая руками , высоко подпрыгивая. Размахивая руками и гомко крича, он бежал по дороге. )

Предложения с обособленными обстоятельствами по своей структуре похожи на другие синтаксические конструкции, не требующие знаков препинания.

Запомните! Запятые не ставятся, если обстоятельства

  • Выражены (Он подошел к подготовке проекта спустя рукава ).
  • Выражены нераспространенными одиночными деепричастиями. Считается, что эти слова (сидя, лежа, нехотя, не глядя и пр.) субстантивированы, т.е. образованы путем перехода одной части речи (наречия в данном случае) в другую (деепричастие). (Мы беседовали сидя . Но: Мы беседовали, сидя в креслах.

*Примечание. Если обстоятельство выражено обычным деепричастием, образованным от глагола, оно обязательно обособляется. (Отвернувшись , она вытерла слезы).

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Структура простого распространенного предложения, содержащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или нескольких) из них. Понятие сущности обособления, характеристика средств и условий обособления и описание различных типов обособленных членов имеют большую теоретическую и практическую ценность при изучении синтаксиса русского языка.

Обособление - это принадлежность простого предложения, несмотря на некоторое сходство обособленных членов с предикативными частями сложного предложения. А. М. Пешковский, который первым подробно описал обособление, находил в обособленных членах предложения сходство (подобие) с придаточными частями сложного предложения в отношении мелодии и ритма, а также связей с окружающими членами. Например, в предложении В скалах , заросших оранжевыми лилиями , гнездились дикие голуби (Пауст.) обособленный распространенный член содержит добавочное высказывание, которое могло бы быть оформлено и в виде придаточной части (ср.: В скалах , которые заросли оранжевыми лилиями...) Однако обособленные члены предложения, какими бы распространенными по составу и развернутыми по содержанию они ни были, не имеют собственного грамматического ядра, не обладают предикативностью.

Сущность обособления

Обособление - это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения слова или группы слов. Обособляемый член к тому же имеет и ослабленную синтаксическую связь с другими членами. Ср.: Внизу , в прихожей , часы пробили шесть (Пауст.). - Часы в прихожей пробили шесть Закусок было много , и разных (Перм.). - Было много разных закусок.

Цель обособления - выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

Средствами обособления являются изменения высоты гона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположения членов, в частности вынесение обособляемого второстепенного члена в абсолютное начало или конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

  • 1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль , затянутый вечерним дымом (Пауст.); Крупные капли дождя разбивались о землю , превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Сол.);
  • 2) пояснение, уточнение: Но тут была ещё и другая , своя маленькая тайна - тайна безымённого озерка (Сол.); Вдали налево , в углу садового вала , чернел ельник (Б.);
  • 3) выделение, ограничение: На пристани никого не было , кроме сторожа с фонарём (Пауст.);
  • 4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку - от счастья (Ст.);
  • 5) сравнение, уподобление: Скажу по правде , никогда мне не было так весело , как в этот вечер (Купр.); Больше недели шли холодные , как в октябре , дожди (Шишк.); Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.).

Условия обособления

Обособленные второстепенные члены предложения очень разнообразны по значению, функции, по способу связи с определяемым словом, по объему и местоположению. Также весьма неоднородны и многочисленны условия обособления второстепенных членов в конкретных предложениях. По эти условия можно систематизировать, выделив в первую очередь общие условия, существенные для обособления любых членов предложения, а наряду с ними - частные и дополнительные условия.

Наиболее существенными для обособления различных членов предложения являются три общих условия: а) возможность смыслового выделения, отделения от поясняемого слова; б) объем члена предложения - более одного знаменательного слова; в) необычное местоположение относительно определяемого слова.

1. Возможность смыслового выделения, отделения от определяемого слова предполагает отсутствие тесных семантических связей обособляемого члена предложения с поясняемым словом. Это условие, бесспорно, немыслимо по отношению к неполнозначным словам. Его лишены компоненты фразеологических единиц, неделимых

оборотов (вроде дать согласие, иметь вид независимый, произвести впечатление ), синтаксически неделимых словосочетаний (два бойца, любой из нас, одни из мальчиков и т.п.), а также слова с большой степенью зависимости, обусловленности (сильноуправляемые). Так, в предложении Во всех этих людях , несмотря на их внешнее различие, Самгин почувствовал нечто единое и раздражающее (М. Г.) возможностью смыслового выделения не располагают слова нечто (тесная зависимость от глагола почувствовал , сильное управление), а также единое и раздражающее , которые тесно спаяны с неопределенным местоимением в силу его неполнозначности; в то же время возможностью смыслового выделения обладает распространенное обстоятельство уступки несмотря на их внешнее различие.

  • 2. Объем обособляемого члена более одного слова не только означает увеличение смысловой емкости члена предложения и, следовательно, его семантической самостоятельности, но также способствует ослаблению связи обособляемого члена с господствующим по отношению к нему элементом предложения. Ср.: Ветер, всё ещё сильный , дул теперь с востока (А. Т.). - Ветер сильный дул теперь с востока.
  • 3. Положение обособляемого члена относительно определяемого слова - это перемещение члена предложения с обычного, соответствующего норме, места по отношению к определяемому слову на необычное (из препозиции в постпозицию или наоборот), а в некоторых случаях - отрыв от определяемого слова (дистантное расположение). Ср.: Изредка в этом дыму мёртво блестело море, похожее на ртуть (Пауст.). - ...Блестело похожее на ртуть море ; Отец приехал к вечеру, чёрный от пыли . с налитыми кровью глазами (Гл.). - Чёрный от пыли отец..:, За кормою, вся в пене , быстро мчится река (М. Г.). - ...Быстро мчится река вся в пене.

Частными условиями обособления являются такие лексикограмматические свойства определяемого или зависимого члена предложения, наличие которых само по себе достаточно для обособления, если даже отсутствуют общие условия (конечно, кроме первого). Примерами частных условий являются:

  • 1) присутствие деепричастия, при наличии которого второстепенный член предложения обособляется в любом объеме и при любом расположении (если оно не утрачивает значения действия): Трамвай летел, позванивая, к самому морю (А. Т.);
  • 2) принадлежность определяемого слова к разряду личных местоимений (любой относящийся к нему второстепенный член обособляется при любом положении): Лёгкий, быстрый на ногу, очень весёлый, о н был на два года моложе Татьяны (М. Г.).

Общие условия обособления (кроме случаев наличия частных условий) должны быть представлены в полном наборе: при отсутствии хотя бы одного из них член предложения не обособляется [например, в случае препозиции причастного оборота: Неяркое пламя со свистом и хлопаньем горевших в печке сырых дров освещало нежилую , наверное уже давно брошенную хозяевами избу (Сим.).

Однако отсутствующее общее условие может быть возмещено условием дополнительным. Такие условия весьма различны и многочисленны, они применимы только для определенных видов второстепенных членов предложения.

Дополнительным условием обособления обстоятельств является уточняющий характер значения обособляемого члена относительно другого: 3 д е с ь, в спальне , царил мёртвый покой (Ч.).

Дополнительным условием обособления распространенного препозитивного определения может быть оттенок причинного, условного или другого значения, придаваемый этому члену в конкретном предложении: Над нами кружилось облако комаров , но , закрытые сетками , наши головы были неуязвимы (Шишк.).

В конкретном предложении, с учетом определенной ситуации, тот или иной член может иметь значение "расширенное", т.е. большего объема, чем можно было бы судить по семантике наличных слов, причем "избыточное" значение заимствуется из ситуации, из предшествующего контекста. Такой второстепенный член предложения, заключающий добавочное высказывание, может быть обособлен при неполном наборе общих условий. Например:

Папаша Рубахин , со своими почками , сидел неподалёку в кресле и с любовью и страхом глядел на дочь (Л. Т.) - обособленный член выражает добавочное сообщение о больных почках Рубакина (что известно из предыдущего контекста) и имеет уступительный оттенок, воспринимающийся на фойе последующего сообщения о чувстве, с которым Рубакин смотрел на дочь. При отсутствии "избыточного" содержания и добавочного оттенка член предложения в этих грамматических условиях не был бы обособлен (ср.: Папаша Рубакин с седыми усами сидел в кресле ...);

К дому нужно было идти по узким деревянным мосточкам проложенным, ради грязи , между двумя рядами широких столетних лип (Купр.) - обособление вызвано аналогичным дополнительным условием (предшествующее знание о грязи, добавочный оттенок причины).

Подобного рода дополнительные условия, которые реализуются в конкретных предложениях, в конкретной ситуации, служат объяснением случаев так называемого индивидуально- авторского обособления.

Соотношение общих и дополнительных условий различается в обособленных конструкциях разных типов второстепенных членов.

Обособленные определения

Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все содержание обособленного члена приобретает характер дополнительного "микровысказывания" о предмете, который обозначен определяемым существительным. Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения.

В соответствии с общими условиями обособляются определения, представленные прилагательными (а также порядковыми числительными) или причастиями с пояснительными словами и стоящие в постпозиции к определяемому, а также несогласованные распространенные определения, вынесенные в препозицию или отделенные от определяемого слова другими членами предложения: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (Пауст.); По обеим сторонам камина стоят фикусы , нищенски бедные листьями (М. Г.); Дом, довольно большой , когда-то белёный , с блестящей мокрой крышей , стоял на совершенно голом месте (Б.).

При отсутствии одного (или двух) из общих условий обособление определений может быть вызвано дополнительными условиями или частными:

  • 1) обособляются любые формы (и в любом положении) определений при личном местоимении: Ничем не управляемый изнутри, я был бессилен перед большими трагическими задачами , стоявшими перед моим творческим чувством (Ст.);
  • 2) обособляются одиночные согласованные постпозитивные определения, а также несогласованные постпозитивные (обычное положение их), если перед определяемым словом есть другое определение: Из спальни вела куда-то ещё одна дверь , тоже затворенная (Ч.); Эта ко м наша , окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома (Б.);
  • 3) обособляются препозитивные распространенные определения при наличии добавочного обстоятельственного оттенка (причины, условия, уступки): Весь захваченный почтительным восхищением перед этой великолепной живой постройкой, профессор комкает в кулаке рыжий утюг своей бороды (Купр.);
  • 4) обособляются постпозитивные согласованные одиночные определения, если они представляют ряд однородных членов предложения: А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен - золотых , синих , зелёных и радужных (Пауст.);
  • 5) на обособление определений при отсутствии общих условий может оказывать влияние соседство других обособленных определений: Прошёл Макаров, в чёрном строгом костюме, стройный, седой, с нахмуренными бровями (М. Г.).

Обособленные приложения

В соответствии с общими условиями обособляются распространенные постпозитивные приложения: Особенно пронзительно, настойчиво и особенно не в лад хору пел городской голова Воропонов, сын тележника (М. Г.). Обособляются приложения в любой позиции, если они поясняют личные местоимения: О н даже снился мне иногда, этот рояль (Пауст.).

Если общие условия представлены неполно, обособление приложения может происходить при наличии дополнительных условий, аналогичных отмеченным для определений: присутствие другого определения перед определяемым словом, добавочный обстоятельственный оттенок значения и пр.

Обособляется также одиночное постпозитивное приложение, если оно имеет уточняющее значение: Один из сыновей, Миша , заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом (Пауст.).

Обособленные обстоятельства

В первую очередь обособление обстоятельств определяется общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обстоятельств: деепричастия, распространенные обстоятельства, уточняющие обстоятельства.

  • 1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия. Различные взаимоотношения деепричастий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функцию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является условием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте: Мать остановилась, задыхаясь, приложила руки к груди (М. Г.); Вернувшись в гостиницу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день
  • (Сим.); Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.).

Единственной причиной необособления деепричастия служит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота, но обозначающих признак действия: Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С.); Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А. С.). Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падежным формам существительного. Ср.: Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопливо ; Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки ; Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно , без движения. Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в наречия.

  • 2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или конце предложения, а также в случае дистантного (разъединенного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени: Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта , состоявшего из двух саклей (Л.); Пароход стал двигаться осторожнее , из боязни наткнуться на мель (Купр.); Ольга Николаевна, при всём своём уме, искренне верила в то , что после объяснения они станут друзьями (Ш.). Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существительных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты , боязнь , ум). Показателями соответствующих обстоятельственных значений служат предлоги (причинные от. из, за, из-за, ввиду, благодаря ; условные - при. в случае, уступительные - вопреки, несмотря на, невзирая на ; временные - по, после, перед, во время и др.).
  • 3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем характерные для рассмотренных членов предложения. При наличии двух обстоятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них непосредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточняет его значение. Например: Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в десятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вечером ; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое приехал (приехал вечером , приехал в десятом часу). Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, заключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчеркнуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинакового разряда нс предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление. Например: На другой день , часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы составлять единую обстоятельственную группу без отношений уточнения (на другой день часу в первом).

Уточнение обычно заключается в том, что обособленное обстоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначенного уточняемым членом: Там , в вышине, уже светило летнее солнце (Пауст.); Направо, прямо из-под колёс тележки, бежал вниз обрыв (В.); Не особенно давно , весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно диковинную вещицу (Купр.). Как правило, обособленные уточняющие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.

"Обособленные дополнения"

Дополнение по своей сущности является второстепенным членом предложения, семантически очень тесно связанным с поясняемым глаголом, т.е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выделения). Те конструкции, которые в грамматике принято называть обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными значениями - объектным, субъектным или даже обстоятельственным: Я купил всё , кроме тетради ; Вернулись все, кроме Пети, Бываю здесь всегда , кроме субботы : Не бывал нигде , кроме Москвы. С дополнением эти конструкции сходны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.

Условием обособления является ограничительно-выделительное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания; ср.: Прибежали все, включая соседа. Прибежали все , в том числе прибежал сосед. Указанное значение выражается с помощью предлогов кроме, помимо, вместо, включая , исключая, наряду с и др.: Русские литераторы-дворяне , за исключением всёведавшего Александра Пушкина, не обратили внимания на фольклор , крайне богатый драматическим материалом (М. Г.); Кроме рек, с Мещорском крае много каналов (Пауст.).

В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.

Обособленные обстоятельства

Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство - член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.

Деепричастие и деепричастный оборот

Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:

  • Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
  • Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
  • Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.

Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:

  • Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.

Необособленные деепричастия

Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:

  1. Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
  2. Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя .

Предложно-падежная форма

Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:

  • Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
  • С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.

Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:

  • Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
  • Вопреки дождю они пошли гулять.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное - выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.

Правила пунктуации

  1. Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
  2. Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
  3. Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
  4. Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)

Упражнения для закрепления материала

Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.

Среди предложений 31–38 найдите предложение, осложнённое обособленными распространёнными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.


(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:

– (8)Нравится?

– (9)Очень, – ответил мальчик.

– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.

(20)Лётчик тронул его за плечо:

– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.

– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

(По В. Железникову*)

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»

1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-новому.

2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.

3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.

4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Пояснение.

Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Ответ: 4

Ответ: 4

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок DB6E28, вариант РЕШУ №106

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Неслучайно Виктор Владимирович Виноградов писал: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении». Попробуем доказать это на примере использования имен прилагательных в отрывке из произведения В.А. Железникова.

С помощью имен прилагательных в тексте создаются образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании лётчика: «Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил…» (предложение №7), «И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой» (предложение №57). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живые, легко представляемые портреты героев.

В предложениях 12, 33 прилагательные используются для описания состояний природы: белые облака, большая свинцовая туча. Они добавляют в описание яркости, красочности, значит, выполняют функцию изобразительно-выразительных средств.

Проанализировав текст, мы подтвердили мысль В.В. Виноградова о важности прилагательных в нашей речи.

Маленький художник видит мир по-особому: он живо воспринимает его красоту, для него удивление в необычности мира: Земля похожа на мозаику (предложение 26), в облаках можно разглядеть слонов и китов (предложения 12, 15). Умение удивляться говорит об открытой душе героя, о богатом внутреннем мире.

Рядом со своим случайным попутчиком раскрывается и внутренний мир лётчика. Взрослый человек в силу своей занятости и некоторой суровости профессии не заметил, как перестал видеть главное: жизнь вокруг прекрасна и удивительна: «(29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика».

Страшно в жизни встретиться с человеком, не способным видеть красоту и добро, человеком, очерствевшим под воздействием каких-то жизненных обстоятельств, относящимся ко всему с недоверием и опаской. Пусть в мире будет побольше таких мальчиков, способных не только восхищаться миром, но и заряжать своей положительной энергией окружающих. Именно так произошло с лётчиком. Невидимый импульс от маленького художника родил новый заряд: летчику захотелось осуществить мечту ребёнка и подарить ему краски.

3. Внутренний мир человека - это особый мир, недоступный другим людям и скрытый от посторонних глаз. Это наши мысли, переживания, мечты, чувства. Тайна внутреннего мира приоткрывается, когда мы совершаем какие-либо поступки, даём оценку событиям, то есть проявляем себя. А если проявили, то, возможно, повлияли на кого-то, кто был рядом.

Соприкоснувшись с миром фантазий маленького художника, лётчик не мог не удивиться их необычности: он сам никогда не видел в небе облаков-слонов с хоботами и не замечал, что в Земле похожа на мозаику. Лётчик удивлялся самому себе: впервые за много лет работы он подумал о грозовой туче не как об опасной ситуации, а о том, на что она похожа. Наверное, именно из-за этих новых ощущений, которые лётчик впервые испытал, в благодарность за них, он и подарил мальчику краски.

У нас в классе учатся две сестры, обе очень увлечены поэзией, знают массу стихов не из школьной программы. И читают их так выразительно, душевно. Особенно пронзительно звучали стихи о войне на классном часе, посвящённом Дню победы. Но когда мы собрались всем классом, чтобы принять участие в «Бессмертном полку», девочки не пришли. «Мы и так стихи зубрили, надоела эта война», - сказали они в оправдание. А мы-то думали, что они...по-настоящему, с душой...А оказалось, что их душа - потёмки.

Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но наши миры живут в нас не обособленно, они невидимыми нитями связывают нас с другими людьми. Давайте делиться хорошими, светлыми, чистыми мирами. И тогда мир заиграет новыми красками.