Презентация "традиции и обычаи казахского народа". Презентация

– вариант 1. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию? А IV-V вв. B XIX-XX вв. C XVI-XVII вв. 2. Значительная роль в распространении суфизма - ответвления исламской религии - принадлежит А Айтеке бию В Ходжа Ахмеду Йасауи С Жангир хану 3. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи? А ичиги В саптама С шокайма 4. Из кобыльего молока казахи готовили А курт В шубат С кумыс 5. Одним из изысканных лакомств казахов считался А жент В суп С коже

1 – вариант 1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века? А. два вида В. три вида С. четыре вида 2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались А. кусбеги В. акыны С. Куйши 3. коням усобших по обчаю А выжигали тавро В отрезали гриву С отрезали хвосты 4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась А на севере Казахстана В на юге Казахстана С в центральном Казахстане 5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города А Караганда, Баласагун, Сарайчик В Сарай-берке, Омбы, Кокшетау С Сыгнак, Сауран, Туркестан

Традиции и обычаи казахского народа

Қазақ ұлттық салт-дәстүрлер

Бата - благословение перед дальней дорогой, испытаниями, благодарность за угощение, гостеприимство, доброту. Это особый вид поэтического творчества. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы Көрімдік - подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. "Коримдик« служит для выражения добрых намерений родственников, близких Сүйінші - обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку «Ат мингизип шапан жабу» (Ат мінгізіп шапан жабу) - высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой) Бес жақсы - подарок для уважаемого человека, состоящий из пяти ценных вещей (верблюд -«кара нар», быстроногий скакун -«жуйрик ат», дорогой ковер -«калы килем», алмазная сабля - «алмас кылыш», а также соболья шуба - «булгын ишик» Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий Бел көтерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях Қонақасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством, пришедших гостей всегда было принято угощать самыми лучшими блюдами Құдалық (сватовство) В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком Калын мал (калым) После официальной части сватовства, по традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калын мал . Выплачивался он в основном скотом. Размер его зависел от достатка и состояния сватающихся Келін тусіру (ввести невестку в дом) Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Встречающие осыпали всех шашу(конфеты, баурсаки, монеты) Традиция саукеле кигизу – это особо торжественный обряд для невесты, когда на ее голову одевали свадебный головной убор – саукеле с особым покрывалом желек. Саукеле - не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки «Беташар» - это обряд открытия лица невесты, традиционно проводимый на казахской свадьбе. Обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. Проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5-7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни«Жар-жар» Нике кию (венчание по мусульманской религии). Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Этот обряд проходит в мечети. Ерулик (ерулік)– если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков Шілдехана (шилдехана) - торжество, связанное с рождением ребенка. Проведение шильдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их” Есім қою - обряд имянаречения. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца Бесікке салу - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша Қырқынан шығару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей Тұсау кесер - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедуру. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Введение Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры.. XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

4 слайд

Описание слайда:

Жырау XV- XVIII вв. - время расцвета казахской литературы -известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау -размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками

5 слайд

Описание слайда:

Казтуган Суюншиулы Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

6 слайд

Описание слайда:

Доспанбет жырау 1490-1523 гг Доспамбет - один из представителей старинной казахской литературы, воспеватель военных походов. Доспамбет-жырау жил в эпоху формирования казахского народа как нации. Доспамбет-жырау участвовал в свое время во многих военных походах, битвах, происходивших между Крымским, Ногайским и Казанским ханствами. Поэтическое наследие Доспамбета-жырау безвозвратно утеряно. Сохранившиеся в устном народном творчестве, в отдельных рукописях некоторые его сочинения вошли в начале XIX в. в различного рода литературные сборники. Из песен-сказаний Доспамбета-жырау можно судить о мыслях, о жизненных целях и надеждах, духовном мире, моральных принципах и мировоззрении автора произведений. В 1523 г. во время Астраханского похода отряд разведчиков, возглавляемый Доспамбетом-жырау, попадает в засаду, в результате чего поэт-сказитель получает тяжелое ранение и погибает.

7 слайд

Описание слайда:

Жиембет жырау Жиембет Бортогашулы (годы рождения и смерти неизвестны), живший в конце XVI и в первой половине XVII века, казахский поэт-сказитель. Был главой племени алшын. Жиембет жырау играл заметную роль во внутренних и внешних делах жизни казахского народа. При Есим хане Жиембет жырау был бием и полководцем-батыром Младшего жуза. В 1620–1627 годах он участвовал в походах против калмыков, отличившись личным героизмом и незаурядными организаторскими способностями. Жиембет жырау - одна из ярких личностей казахской истории, он стал подлинно народным вождем. В войне против ойратов в 1620 году он возглавил войско Млодшего жуза и сыграл большую роль в победе казахов. В 1628 году Жиембет жырау проявил неутомимую энергию в деле сохранения единства народа. Вместе с Есим ханом он утихомирил бунт, поднятый ханом Турсыном, хотевшим выйти из состава казахского ханства и править самостоятельно. Впоследствии Есим хан, опасаясь влияния, которое имел Жиембет на Младший жуз, сослал его вместе с братом Жолымбетом на безлюдный остров. Похоже, что Жиембет жырау был гордый человек, неробкого десятка, не боявшийся немилости хана. Отправляясь в ссылку на неизвестный остров, он не побоялся высказать в лицо Есим хану все, что он о нем думает: «Отважный Есим-великан. Ты упиваешься славой. Обуздай свою гордыню - мой тебе совет!» По одним сведениям, Жиембет жырау умер в ссылке. По другим - он вернулся в родные края после смерти Есим хана. Но после смерти Есим хана в 1643 году о Жиембете жырау нет никаких сведений.

8 слайд

Описание слайда:

Актамберды жырау Сарыулы Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семи­палатинской области, в местности Журек Жота

9 слайд

Описание слайда:

Умбетей Тулеулы Будучи участником борьбы казахов против джунгарского нашествия, Умбетей жырау в своей поэзии исторически точно отразил события того времени. Историческая достоверность и высокий художественный уровень его произведений отражены в жоктау (плаче) по погибшему батыру Богенбаю из рода канжигали и естирту (траурная весть) об этом хану Аблаю. В жоктау он воспевает народного батыра, отличившегося своей храбростью в борьбе против джунгар, а в естирту - убеждает Аблая в том, что ханская власть держится именно на таких батырах.

10 слайд

Описание слайда:

Бухар жырау Калкаманулы Бухар Жырау Калкаманов (1693-1787), казахский поэт. Был певцом и советником хана Аблая. Песни и стихи сохранились в устной передаче. Основные темы - создание крупного ханства, объединение казахских племён (стихотворения: "Благопожелание", "Аблай"). Поэт говорит о необходимости мира с Россией, о перекочёвке на свободные земли (стихотворение "При хане Аблае"). Многие песни носят наставительно-дидактический характер.

11 слайд

Описание слайда:

Шалкииз-жырау Тиленшиулы Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Во время войны в Мангытском Иурте между Жусупом и Смаилом Шалкииз встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалкииза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

12 слайд

Описание слайда:

Татикара 1705 - 1780 гг. Татикара - казахский акын, жырау, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Родился в 1705 году в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, умер в 1780 году. Долгое время Татикара жил в ханской ставке и был советником Абылай хана. Он участвовал в походах батыров Олжабая, Богембая против джунгар в качестве рядового воина. Сочинял сказания в стихах, где воспевал их мужество, героизм, призывал воинов к выдержке. Татикара прославился своими стихами, посвященными защите родной земли, воинской доблести. Имя Татикара стало широко известно после его пламенных стихов, повествующих о войне между циньскими завоевателями и воинами Абылай хана в 1756 году («Головка камыша мелкая, а корень в логу», «Сундучный живот, широкий желудок» и другие). Иногда Татикара критиковал слабые стороны Абылай хана и даже обвинял его. В сказании «Вчера у застойной воды» он призывает народ к борьбе: «Подстригайте хвосты коням. Садитесь на них с именем Аллаха на устах. Растащите богатство хана!» В преклонном возрасте положение Татикары ухудшилось, он жил в нищете. Однако акын не преклонялся перед трудностями. Этому свидетельствует стих «Здравствуйте, господа хорошие!», произнесенный перед биями, которые посетили его.

13 слайд

Описание слайда:

Маргаска жырау XVII век Маргаска (годы рождения и смерти неизвестны) - казахский акын, поэт-сказитель, батыр. Жил в первой половине XVII века при правлении Есим хана. О его жизни сохранилось очень мало сведений, известно, что он был батыром, одним из предводителей войска Есим хана, участвовал в битвах и походах, воспевал героизм и мужество воинов. Создавая песни, посвященные походам, продолжал и развивал традиции древнего песенного жанра. Из множества произведений акына-импровизатора до наших дней дошли лишь несколько. В 1627 году он участвовал в подавлении мятежа, поднятого в Ташкенте Турсын ханом против хана Есима. В своем произведении «Эй, хан Турсын, правитель катаганов» он обвиняет правителя Ташкента в вероломном нападении на казахский аул, истреблении безвинных людей. Рожденное в военное время и наполненное историческими данными, «Сказание хану Катаган Турсыну» говорит нам о том, что автор был пылким поэтом-сказителем, в совершенстве владевшим поэтическим мастерством, ярко и красноречиво описывавшем события тех лет.. Маргаска жырау является одним из прародителей исторического песенного жанра в казахской литературе. Есть предположения, что ему принадлежит авторство сказания «Еңсегей бойлы ер Есім» («Большой батыр Есим») о жизни и героических свершениях, военных походах легендарного хана Есима, состоящее из семи тысяч поэтических строк.

14 слайд

Описание слайда:

Заключение Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма. Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной. Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной.



Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение еще и тамги («танба»)гербы-метки для скота и имущества. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных. Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение еще и тамги («танба»)гербы-метки для скота и имущества. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных.


В настоящее время восстанавливаются и развиваются лучшие традиции казахского народа как в общеэтническом, так и в региональном- астраханском, нижневолжском вариантах. Этим занимается областное общество казахской национальной культуры «Жолдастык». Освещаются эти вопросы в областной газете на казахском языке « Ак арна» («Чистый родник»). Проводятся Дни казахской культуры в области, посвященные памяти выдающегося деятеля народного искусства, нашей землячки Дины Нурпеисовой и похороненного в Алтынжаре её учителя, великого Курмангазы Сагырбаева.


В декабре 1993 года администрации Астраханской области была присуждена первая премия мира и согласия, учрежденная Президентом Республики Казахстан. Это несомненно служит признанием добрых взаимоотношений между национальностями в регионе, позитивного сотрудничества всего многонационального населения области.









Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле


Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом он кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Жилищем казахов в юрта, зимой - не особенно больших размеров «мазанка» с плоской крышей.


Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты.. Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты..




Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.


Обряд укладывания младенца в колыбель бесик- той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндик шеше» пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.


В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акы (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кэде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья


Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "каргы бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.



В нашей области разных народов не счесть. Не надо пророком быть, все это знают: Мы дружно жить почитаем за честь Уваженье к культуре любой в этом нам помогает! В нашей области разных народов не счесть. Не надо пророком быть, все это знают: Мы дружно жить почитаем за честь Уваженье к культуре любой в этом нам помогает!

36 урок. ИК 8 класс. Дата___21.01.15___________

Тема: Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине XIX века

ТЦУ:

    углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;

    Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи;

    уметь образно описывать хозяйство, быт и культура казахского народа;

    воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.

Тип урока: урок-путешествие (изучение новой темы)

ФОПД: Индивидуальные, работа в группах

Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.

Оборудование: карта Казахстана, ИД, презентация по теме, выставка книг по теме.

Ход урока:

    Позитивный настрой на урок.

    Введение в тему.

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-путешествие в 19 век.

Какова тема нашего урока? - Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине ХIХ века.

К какой цели мы должны стремиться? – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода.

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

    Изучение темы (с использованием презентации)

Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия.

Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы в том числе и материальной.

Остановка первая . Казахский аул.

Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
И выпорхнет вот- вот голубка из него,
чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
Родную степь, аул и Казыгурт- гору.
Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
И юноша-поэт поёт ей под домбру.

/Есенгали Раушанов/

Слайд – Аул- небольшое поселение, численность хозяйств примерно 5-20, средняя численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аулом управлял старейшина, бий или уважаемый аксакал. Как правило, аул носил название имени известного родоправителя или местности (урочища). В степи аул при кочёвке старались расположить ближе к зарослям кустарников или лесным массивам как источникам топлива. При выборе мест поселения учитывали наличие водных источников – рек. Озёр.

??? – Почему казахи жили аулами?

Каково количество хозяйств и жителей аула?

Кто управлял аулом?

Что служило основанием (критерием) для определения места расположения аула?

Как выдумаете, какую роль играл аул в жизни казахского общества.

Работа в группах, составление кластеров

1.Жилища казахов.

2. Скотоводство.

3. Земледелие.

4. Промыслы

Защита кластеров.

    Закрепление

    основной вид хозяйства казахов (кочевое скотоводство)

    традиционный очаг земледелия (Южный Казахстан и Семиречье)

    неполивное земледелие называется по-другому (богарное)

    святым покровителем казахских земледельцев считался? (Дихан-баба)

    Тип хозяйства при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей? (натуральное хозяйство)

    войлочный ковер с цветным узором (текемет)

    древних ювелиров в Казахстане называли (зергеры)

    Что такое «белагаш»? (остов седла или «спина»)

    крытые кошмой и войлоком повозки у саков называли (дома на колесах, куйме)

    назовите все основные части деревянного остова юрты (кереге, уыки, шанырак)

    как известно свадебным головным убором казахов является «саукеле», а как называется покрывало закрывающее лицо невесты и после свадьбы в виде платка спускался назад? (желек)

    из молока кобыл и верблюдиц изготавливали кумыс и шубат, как называлась посуда куда разливали эти напитки (тегене)

Игра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся поднимают руку, если согласны. Если не согласны, руки не поднимают.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать – значит кочевать (-).

Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

    Домашнее задание – прочитать параграф 25, подготовит презентацию по своей теме, индивидуально – презентация по теме «Национальная одежда», «Национальная кухня»