Конкурсно игровые программы по маршаку. Шагаем вместе с маршаком

СЦЕНАРИЙ

Библиоурок

К юбилею С.Я.Маршака

Цель:

В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

Пробудить интерес к его творчеству;

Учить воспринимать содержание произведений;

Прививать интерес к чтению книг;

Развивать воображение, мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские способности;

Воспитывать милосердие, трудолюбие.

Оформление: портрет С. Я. Маршака, книжная выставка с произведениями писателя, презентация книг, по ходу мероприятия стенд с рисунками к стихотворениям Маршака, видеоряд на стих. Маршака.

Ход урока:

Ученик:


С книгой легче жить на свете.

Книга мудрости полна.

Всё осветит и ответит

На любой вопрос она.

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Почаще листайте.

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Хорошему учат

Любимые книжки!

Е.В.: (Слайд 1) Книга, книжка, книжечка. Как часто мы говорим эти слова. Ребята, а как называется человек, который пишет книги – писатель.

С егодня мы поговорим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака. Ему в этом году исполняется ___130_____лет.

Биография

(Слайд 2) Родился в Воронеже в семье заводского техника- изобретателя. Всего в семье росло шестеро ребятишек. В 4 года он пробует писать первые стихи. Мальчику помог поступить в престижную гимназию Петербурга критик Стасов, когда прочел его поэтические тетради.

(Слайд 3) В 1912 году как корреспондент «Всеобщей газеты» юноша путешествовал на корабле, посетилТурцию, Грецию, Сирию. Самуил продолжил обучение в Англии, совершенствовал язык, переводил баллады. Трудно представить себе наше детство без его книжек, без умного мышонка, без теремка и Робина-Бобина.

(Слайд 4) Посмотрите на наши книжные выставки. Сколько знакомых названий.

«Весёлая азбука в стихах». Ребята не только вы, но и ваши мамы и бабушки, и наши гости учили буквы по этой книге.

В- воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

Г - гриб растет среди дорожки, голова на тонкой ножке.

Н - Носорог бодает рогом не шутите с носорогом.

О – Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

С. Я. Маршак писал рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?

- Ну-ка, отгадайте.

1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

И за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.(Мяч )

2. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. ( Дождь )

3. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы )

4. А эту загадку сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь )

5. Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сидёлко на носу. (Очки )

Е.В. Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

С. Я. Маршак сделал много хорошего для детей. Он создавал для них театры, мастерские. А сколько интересных стихов написал Самуил Яковлевич для детей! Стихотворения его не на одну страницу.Вы брали в библиотеке и читали Рассказ о неизвестном герое, Мистер Твистер.

Стук в дверь Входит Рассеянный…

(пальто застёгнуто криво, на ногах перчатки, на голове сковорода)

- Ребята, а это к нам пришел?

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной

Е.В. Мы очень рады тебе, человек Рассеянный, и с большим удовольствием приглашаем тебя к себе в гости.

- Что там за шум?

Дама с багажом входит

Где тут багажное отделение?

Позвольте, туда ли я попала? А то, знаете ли ой как нелегко куда-то ходить с диваном, корзиной, картиной, картонкой и маленькой собачонкой. Но после одного случая я свою собачонку держу всегда на руках.

Из какого же произведения я к вам пришла? «Багаж».

Дети читают отрывок из стихотворения, а дама инсценирует.

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

(Инсценизациястихотворения «Багаж»).

Г.А. – А сказки Самуила Маршака вы знаете?

Поиграем в игру «Назови сказку».

Дети должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.

1.Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

(«Двенадцать месяцев».)

2. Мышь – норушка

Там зерно толчёт,

А лягушка пироги печёт.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

(«Теремок».)

3. Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(«Сказка о глупом мышонке».)

4. Тётя, тётя кошка,

Выгляни в окошко!

Есть хотят котята.

Ты живёшь богато.

Обогрей нас, кошка,

Покорми немножко!

(«Кошкин дом».)

Входит кошка. (Инсценирование отрывка из пьесы «Кошкин дом»)

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе - высокий дом.

Ставенки резные,

Окна расписные.

А на лестнице ковёр -

Шитый золотом узор.

По узорному ковру

Сходит кошка по утру.

У неё, у кошки,

На ногах сапожки,

На ногах сапожки,

А в ушах серёжки.

На сапожках -

Лак, лак.

А серёжки -

Бряк-бряк.

Платье новое на ней,

Стоит тысячу рублей.

Да полтысячи тесьма,

Золотая бахрома.

Дама (говорит, заглядывая в свой чемодан). А у меня, ребята, для вас подарок! Я принеслаеще вам сказки С. Маршака. Ой-ой-ой! Какая беда случилась. Всё пропало! Я потеряла слова из сказок. Что же делать? Если их не вернуть на место, то сказки исчезнут навсегда (хватается за голову).

Г.А. Не переживай! Наши ребята хорошо знают сказки Самуила Яковлевича и обязательно вернут все потерянные слова. Ребята, поможем найти пропавшие слова?

Дети. Да!

«Найди слово»

Даются отрывки из сказок. Дети должны «найти» пропущенные слова.

1.Тили – тили, тили – бом!

Загорелся…дом

(кошкин)

2. Стали птицы песни петь,

И расцвёл… .

(подснежник)

3. Ёлку дрозд проклятый рубит,

Всех…лесных погубит

(зверей)

4. Пела ночью мышка в норке:

Спи,…, замолчи!

(мышонок)

5. Кто, кто в…живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

(теремочке)

6. Гори, гори ясно,

Чтобы не … .

(погасло)

Дама. Спасибо, мои юные друзья! Спасли вы наши сказки.

Г.А. На стихи С.Я.Маршака написали песню

Внимание! Внимание! Начинается физкультминутка!

Движения под песню «Из чего же …»

Г.А. Ребята, а как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о животных?

Дети. «Детки в клетке».

Ведущий. К нам в гости пришли животные из стихотворения и хотят проверить ваши знания. Игра «Продолжи стихотворение» .

    Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,….

Нелегко сорвать цветок!

    Верблюд

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра….

Только два таких ведра!

    Совята

Взгляни на маленьких совят

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,…

Они не спят.

    Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.

Они играют в чехарду….

В зоологическом саду.

Е.В. Ребята и дорогие гости, посмотрите на выставку не рисунков, а иллюстраций к произведениям Маршака. Замечательная работа, а сейчас мы приглашаем тех, кто выучил отрывки из стихотворений с иллюстрациями. Давайте их послушаем.

Кот и лодыри ( Сидоренко)

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

Ландыш ( Иванова )

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Встреча ( Матросова)

Однажды аист длинноногий

Лягушку встретил на дороге.

«Ох, не люблю вас, долговязых!»

Она проквакала, вздохнув.

«А я люблю вас, пучеглазых»

Сказал он, раскрывая клюв.

Где обедал воробей (Дрозденко )

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Усатый полосатый (Семенец )

1. Жила-была девочка.

Как ее звали?

Кто звал,

Тот и знал.

А вы не знаете.

И был у нее...

Кто у нее был?

Серый,

Усатый,

Весь полосатый.

Кто это такой? Котенок.

Стала девочка котенка

спать укладывать.

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Уложила котенка,

а сама пошла ужинать.

2. Приходит назад, - что такое? (Шипилова )

Хвостик - на подушке,

На простынке - ушки.

Разве так спят?

Перевернула она котенка,

уложила, как надо:

Под спинку

Перинку.

На перинку

Простынку.

Под ушки

Подушки.

А сама пошла ужинать.

Приходит опять, - что такое?

Ни перинки,

Ни простынки,

Ни подушки

Не видать,

А усатый,

Полосатый

Перебрался

Под кровать.

Разве так спят?

Вот какой глупый котенок!

Е.В. А сейчас, мы предлагаем вам послушать голос самого писателя, как он читает свои стихи.(Видеоряд с Маршаком )

Сколько мы сегодня прочитали много стихов для детей. А сейчас я бы хотела вам прочитать его стих о войне. Самуил Яковлевич пережил две войны.

Во время I Мировой войны он жил на юге России помогал детям беженцев. В 1920 году создал детский театр в Краснодаре. После II Мировой войны помогал деньгами детям-сиротам.

Мальчик из села Поповки.

Сводка с фронта.

Отступая из деревни Поповки, немцы

сожгли ее дотла. Работоспособное

население они угнали с собой, а стариков

и детей - расстреляли. Единственным

жителем Поповки, уцелевшим после

ухода немцев, был трехлетний Петя.

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы -

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

Плакат 1941 года

Ты каждый раз, ложась в постель,

Смотри во тьму окна

И помни, что метет метель

И что идет война.

Он прекрасно понимал, как тяжело пережить войну взрослым, а детям ещё сложнее. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...»

Ребят, а где живут книжки? Ответ – в библиотеке.

Есть у Маршака произведение с интересным названием «Книжка про книжки », я вам зачитаю отрывки из него.

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки -

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплёты - как мочала,

На листах - каракули.

Книжки горько плакали.

- Как нам быть? - спросили книжки.

Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

- Вот что, книжки, убежим!

- Вперёд! - воскликнул Дон Кихот,

И книжки двинулись в поход.

Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки.

Песня библиотечных книг

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные библиотеки!

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке, и в ведре,

И в собачьей конуре.

Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал

И спросил у строгой тёти:

- Вы тут книжки выдаёте?

А в ответ со всех сторон

Закричали книжки: - Вон!

Пригласить в библиотеку. Аккуратных читателей.

Итог урока

Самуил Маршак предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:


"Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!"

Е.В. Завтра начнется месяц декабрь, а какой праздник скоро будет? У Маршака есть стих «В декабре..», которым мы заканчиваем нашу встречу. Видео ( звучит песня )

СЦЕНАРИЙ

«В гости к Маршаку»

Разработан учителем начальных классов МБОУ Гимназия им. А. Платонова

Макаренко С.Н.

Ведущий: ребята, сегодня наша встреча будет посвящена талантливому человеку, чье имя мы знаем уже в раннем детстве – С.Я. Маршаку.

С.Я. Маршак родился в 1887 году и провел раннее детство в провинциальной глуши под Воронежем. Его отец работал на заводе. Это был талантливый самоучка-изобретатель. Именно отец привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к труду.

Книга была любимым другом. С.Маршак вспоминал: «Стихи я начал сочинять с 4-х лет. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм»

Эти первые литературные опыты поддерживались гимназическим учителем. Знакомство с мировой поэзией, первые попытки переводить стихи зарубежных поэтов – все это рождалось под влиянием учителя.

Подростком С.Маршак переезжает в Санкт- Петербург. А в 1912 году молодой поэт, накопив немного денег, уехал учиться в Англию.

После возвращения домой С. Маршак опубликовал в русских журналах первые переводы английских поэтов. Одним из первых его стихотворений для детей стала английская народная песня, которая сразу полюбилась детям «Дом, который построил Джек». Давайте вспомним это произведение.

1 ученик: Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая в тёмном чулане хранится

Который построил Джек.

Ведущий: ребята, назовите остальных героев стихотворения. (Пёс без хвоста, корова безрогая, коровница строгая, пастух, два петуха). Давайте проверим, всех ли перечислили.

2 ученик: Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшего старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

Который построил Джек!

Ведущий: С.Маршак писал и для маленьких детей, которые ещё не умеют читать, и для школьников, для взрослых. Многие дети с раннего возраста уже знают английские песенки. Давайте вспомним название этих песенок.

3 ученик: Шалтай – Болтай

Сидел на стене.

Шалтай – Болтай

Свалился во сне. («Шалтай – Болтай»)

4 ученик: - Где ты была сегодня, киска?

3 ученик: - У королевы у английской.

4 ученик: - Что ты видала при дворе?

3 ученик: - Видала мышку на ковре. («В гостях у королевы»)

1 ученик: Старый дедушка Коль

Был весёлый король.

Громко крикнул он свите своей:

Эй, налейте нам кубки,

Да набейте нам трубки,

Да зовите моих скрипачей, трубачей.

Да зовите моих трубачей! («Веселый король»)

5 ученик: Робин – Бобин кое-как

Подкрепился натощак.

Съел телёнка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником… («Робин – Бобин»)

Ведущий: На первых же уроках первоклассники, знакомясь с буквами, знакомятся и со стихами С.Маршака.

1 ученик: (у учеников таблички с буквами)

Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

2 ученик: Вы посмотрите: кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу?

3 ученик: Эта буква широка

И похожа на жука.

4 ученик: На эту букву посмотри.

Она совсем как цифра «3».

Ведущий: из какого произведения эти отрывки? («Весёлое путешествие от «А» до «Я»»)

А теперь поиграем «Доскажи строку»

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

Это он, это он - …(ленинградский почтальон).

2. Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж,

Картинку, ...(корзинку, картонку и маленькую собачонку).

3. Жил человек рассеянный

На улице...(Бассейной).

Сел он утром на кровать,

Стал рубаху надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это … (брюки).

… Вместо шапки на ходу

Он надел … (сковороду).

4. - Где обедал, воробей?

В зоопарке у …(зверей).

Ведущий: В 1922 году С.Маршак становится центром, вокруг которого собираются детские писатели, идет работа по созданию новых книг для детей. Организуется сначала детский альманах, затем журнал для детей «Новый Робинзон». В этом журнале под руководством С.Маршака создаются первые рассказы, стихи и сказки. С.Маршак был первым редактором и вдохновителем Б.Житкова, Л. Пантелеева, Е. Чарушина и В. Бианки.

Но и сам С. Маршак продолжает писать. Он создаёт особый вид детской книги – книжку – картинку со стихотворными подписями к рисункам. Поэтому он в своих книгах для дошкольников всегда работал вместе с художником. Так были созданы такие произведения как «Цирк», «Багаж», «Разноцветная книга» и др. Давайте вспомним отрывки из «Разноцветной книги».

1 ученик: Эта страница зелёного цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилёг.

2 ученик: Вот жёлтая страница-

Пустынная страна.

Песок по ней струится,

Несётся как волна.

3 ученик: Это – снежная страница.

Вот по ней прошла лисица,

Заметая след хвостом.

4 ученик: Эта страница красного цвета.

Красное солнце, красное лето.

Красная площадь флаги полощет.

Что же на свете лучше и краше?

Разве что дети весёлые наши!

Ведущий: С.Маршак не только поэт, но и сказочник. Сказки его были написаны не только для чтения, но и для представления. Всем известны его сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Петрушка - иностранец». Особо полюбилась читателям сказка «Двенадцать месяцев». Эту чешскую сказку С. Маршак пересказал сначала в прозе. Но потом переделал на свой лад и написал в стихотворной форме. В этой сказке С. Маршак прославляет трудолюбие, смелость, стойкость. Все 12 месяцев падчерица знает в лицо, т.к. она постоянно на работе – в поле, в лесу, во дворе. И вот в трудную минуту они приходят ей на помощь. Природа начинает дружить с человеком, который не боится её. Для такого человека раскрываются все чудеса, все богатства природы и её изобилие.

С. Маршак многогранен. Знакомство с его творчеством не прекращается и тогда, когда человек взрослеет. Взрослые с удовольствием читают стихи С. Маршака из книги «Начало века», переведённые С. Маршаком сонеты В. Шекспира, стихи Р. Бернса и других зарубежных авторов.

Завершим сегодняшнюю встречу стихотворением С. Маршака «Пожелание друзьям»:

1 ученик: Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

2 ученик: Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

3 ученик: Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам не дёшево!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 с. СБЕГА

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Программу разработали:

Башурова Н.И. библиотекарь,

Толстокулакова Л.В., учитель

Начальных классов,

с. Сбега

2011

Оформление: кроссворд, книжная выставка «Чьи стихи мы знаем с детства». Плакат «В гостях у Маршака» (вначале слово «Маршака» закрыто, когда ребята разгадают кроссворд, открыть), портрет С.Я.Маршака.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать больше об очень хорошем человеке - известном детском писателе. Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь. Непременно уж послышится со стороны: «Да, как говорится, дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку…». А кто-то добавит: «Еще бы сюда маленькую собачонку».

Оставит нечаянно какой-нибудь гражданин - зевака портфель на прилавке, и мы тотчас же скажем: «вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшим, подшутят: «Эх ты, мастер-ломастер».

Может быть, и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражданин в летах или малыш знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.

Они пришли в нашу жизни из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книжки любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком. Ой, а где же загадки?

/Стук в дверь и появляется Незнайка/

Незнайка: Здравствуйте ребята! Ой, как вас много. Ребята, по пути к вам я нашел загадки, а вот отгадать их не могу, вы мне поможет?

Ребята: Да!

Ведущий: А какие загадки у тебя?

Незнайка показывает.

Ведущий: Это же загадки от нашего кроссворда ребята. Хорошо Незнайка загадывай.

Незнайка загадывает загадки.

КРОССВОРД

М

А

Р

Ш

А

К

1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. /мяч/

2. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья,

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. /сапоги/

3. Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстым,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. /календарь/

4. Пучеглазая особа.

Из болота смотрит в оба.

Ква - ква - ква, да ква - ква - ква,

Вот и все ее слова. /лягушка/

5. Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас. /часы/

6. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? /очки/

Ведущий: А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия детского писателя МАРШАК, а зовут его Самуил Яковлевич.

Незнайка: А кто это?

Ведущий: Ты не знаешь кто такой Самуил Яковлевич Маршак?

Незнайка: Нет.

Ведущий: Тогда послушай, ребята тебе о нем расскажут.

Двое из учеников рассказывают о Маршаке С.Я.

«Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г.Воронеж.

Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогорске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.»

Ведущий: Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книги. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес, этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за нее и придумал стихи про каждую из букв - «От А до Я».

Незнайка, ты знаешь эти стихотворения?

Незнайка: Нет.

Ведущий: Тогда послушай ребят.

Ребята читают несколько стихотворений.

Ведущий: Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича «Круглый год». Вот, например, месяц январь:

Открываем календарь. -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Или апрель:

Апрель, апрель! На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

А что говорил другой известный писатель нам расскажут… /Двое учениц рассказывают/

Другой известный писатель, Корней Иванович Чуковский, однажды весело рассказывал, что знал не одного, а пятерых Маршаков: Маршака - детского поэта. Маршака, пишущего стихи для взрослых. Маршака - автора пьес для театра. Маршака - переводчика, который сделал понятными русским читателям многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, венгерском, польском языках. И, наконец, Маршака - сатирика, который своими меткими беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал фашистов. И в каждом из этих пяти совсем разных видов литературной работы Маршак стал изумительным автором.

Ведущий: А теперь, дорогие ребята, посмотрим, кто из вас лучше других знает стихи Самуила Яковлевича Маршака.

/класс делится на две команды - «Усатый полосатый» и «Зоопарк»./

Ведущий: Поэзия окружает нас с детства. Помните, когда вы были маленькими, мама пела вам колыбельные. Становясь старше, вы уже сами разучивали и читали стихи. Удивительный мир поэзии учит нас чувствовать, мыслить, говорить. Попробуем доказать друг другу, что чтение стихов - это увлекательное занятие. Кроме того, стихи интересно не только читать, но и перечитывать.

Незнайка: А я тоже знаю стихотворения. Только начало.

Ведущий: Не переживай Незнайка, ребята тебе сейчас помогут. Ты читай начало стихотворения, а ребята конец. /Игра «Я начну, а вы продолжите»/

За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.

  1. «Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не киска ».

  1. «Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну и сказал:

Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»

  1. «Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!»

  1. «Бедный маленький верблюд,

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра».

Незнайка: Ой, как хорошо, я теперь знаю эти стихотворения, и начало и конец.

Ведущий: Для выполнения следующего задания каждой команде будут выданы листочки, на которых написаны только последние слова каждой строки замечательных стихотворений. Команды за 5 минут должны вспомнить и прочитать стихотворение полностью, и сказать название стихотворения. За каждый правильный ответ вы получите по 5 баллов.

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой пять на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

/Маршак С.Я., «Почта»/

  1. Побежал он на перрон,

Сел в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны.

Сел в углу перед окном

И заснул глубоким сном.

/Маршак С.Я., «Вот какой рассеянный»/

  1. В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам.

/Маршак С.Я., «Почта»/

  1. Сел он утром на кровать ,

Стал рубаху надевать,

В рукава просунул руки.

Оказалось, это брюки.

/ Маршак С.Я., «Вот какой рассеянный»/

  1. Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

/Маршак С.Я., «Сказка о глупом мышонке»/

  1. Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

/Маршак С.Я., «Сказка глупом мышонке»/

♪ ♫ Музыкальная пауза. Ребята исполняют песню «Прекрасное далёко»

Незнайка: Ребята у меня еще есть какие-то карточки на них что-то написано, а я не знаю про кого это. Какой то детектив.

Ведущий: Детектив говоришь? Значит здесь не обойтись без сыщиков. Ну что ребята поможем Незнайке?

Ребята: Да.

Ведущий: Давайте ребята превратимся с вами в сыщиков. А кто это такие? У каждого уважающего себя сыщика была картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у Незнайки. Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь. Вы должны назвать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить из какого он произведения. Ну что Незнайка начинай!

Незнайка: 1. Я и семья покуда

Живем совсем не худо,

Мой муж следит за домом,

А я хожу к знакомым.

/Свинья, «Кошкин дом»/

2. Принесла овсяной каши -

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиску -

Отвернулся он от миски.

/Котенок, «Усатый полосатый»/

3. Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

/Василий, «Кошкин дом»/

4. Борода твоя долга,

Да не выросли рога.

У меня длиннее вдвое -

Живо справлюсь я с тобою.

/Коза, «Кошкин дом»/

5. По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит,

Шагает быстро мистер Смит

В почтовой синей кепке,

А сам он в виде щепки.

/Английский почтальон, «Почта»/

А теперь мы посмотрим, знаете ли вы героев других книг. И кто их написал.

6. Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

/ «Князь Гвидон», Пушкин А.С./

Ведущий: Следующий конкурс - конкурс капитанов. Кто выразительнее прочитает отрывок из Сказки об умном мышонке.

Ведущий: Этот конкурс самый сложный. Он называется «Блиц-эрудиция», означает: вопрос - быстрый ответ.

Очко присуждается тому, кто первым ответит на вопрос.

  1. Кто пел песню мышонку в сказке «О глупом мышонке»? /Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка/
  2. Кто пришел в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? /Свинья, петух с курицей, козел с козой/
  3. Гости кошки - настоящие друзья? /Нет, они не пустили ее к себе после пожара/
  4. Что ловил вместо мышек котенок из стихотворения «Усатый полосатый»? /Карандаши/
  5. Что надел вместо шляпы Человек рассеянный с улицы Бассейной? /Вместо шляпы на ходу он надел сковороду/
  6. А скажите мне, ребята, где обедал воробей? /В зоопарке у зверей/
  7. Почему рассеянный так и не смог уехать из города? /Он сел в отцепленный вагон/
  8. Собираясь на урок, куда попали лодыри из стихотворения «Кот и лодыри»? /Каток/
  9. Сколько лет было коту, который встретил лодырей на катке? /Год/

Ведущий: А сейчас команды одновременно начнут читать по цепочке по одному слову «Азбуку в стихах». Кто больше прочитает.

Ведущий: Незнайка тебе понравилось как ребята отвечали и помогали тебе?

Незнайка: Да. Теперь мне многое стало понятным и я теперь тоже много знаю.

Ведущий: Незнайка, а ты знаешь, почему ребята много знают?

Незнайка: Нет.

Ведущий: Все дело в том, что ребята читают книги. Если и ты будешь читать книги, то и ты будешь знать много.

Незнайка: Хорошо ребята, я теперь тоже буду читать книги.

Ведущий: Незнайка, как ты думаешь, раз ребята хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Их наверное надо наградить за это.

Незнайка: Я тоже так считаю.

Объявление итогов.

Награждение медалями «Всезнайка Маршака» и «Знайка Маршака»

Ведущий: Незнайка для тебя тоже есть награда.

Незнайка: Какая?

Ведущий: Ты можешь выбрать любую книгу с выставки и прочитать ее. Ребята кто желает тоже могут взять книги.

Вот и подошла к концу наша встреча. Я хочу закончить его прекрасными словами:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Важнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

К О Н Е Ц.

Список литературы:

1. Маршак, С.Я. Детям. [Текст] - М.: АСТ,1999. - 349 с.

2. Маршак, С.Я. Радуга-дуга: Стихи, сказки, загадки. [Текст] - М.: Дет. Лит., 1984. - 157с.

3. Суркова, И.Ю. Проведение недели детской книги: Посвященной С.Я.Маршаку [Текст] // Завуч нач. школы. - 2002. - № 5. - С. 91-105.

4. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. [Текст] Сто имен: Биобиблиографический справочник: ЧастьII. М-Я. - М.: Школьная б-ка, 2002.- 223 с.

Цель: Продолжить знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством и биографией С.Я.Маршака. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление. Воспитывать дружеские, добрые, положительные качества характера на примерах поступков героев сказок писателя.

Предварительная работа с детьми:

  1. чтение произведений С.Я. Маршака: «Почта», «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке»;
  2. заучивание с детьми стихотворений С.Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч…», из цикла «Детки в клетке»: «Слон». «Багаж», «Почта».
  3. подготовка театрализации сказки «Мельник, мальчик и осёл.», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мышонке», «Теремок».

Рассматривание фотоальбома С.Я.Маршака по видеопрезентации.

Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке. Родился он 3 ноября 1887г. в городе Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. И исполнилось бы Самуилу Яковлевичу 125 лет.

В 4 года Маршак сочинил свое первое стихотворение. В 8 лет он пошел в школу, ему очень нравилось учиться в школе. Его любимым уроком – был урок литературы. После окончания школы Самуил уехал учиться в университет в Лондон, в Англию. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушая английские песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык (рассматривание фото семьи Маршака на слайдах).

Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки знают веселых, сказочных героев из произведений Маршака. За что мы любим его стихи и сказки? За то, что они добрые, забавные, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются. Вот слова такие слова «Мой веселый звонкий мяч…»

Давайте, вместе со мной почитаем стихотворения С.Я. Маршака. Я буду начинать, а вы продолжайте.

1. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну и сказал.....

Нужны пошире, и не две, а все четыре;

2. Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не киска!

3. Рвать цветы легко и просто детям маленького роста . Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок .

4. Где обедал воробей? В зоопарке у зверей…

5. Мельник на ослике ехал верхом . Мальчик за мельником плелся пешком .

Ведущая: Правильно, а давайте послушаем и посмотрим восточную сказку.

Дети старше логопедической группы «Речецветик» показывают инсценировку восточной сказки «Мельник, мальчик и осёл».

Ведущая: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он….. Ленинградский почтальон; (под звуки поезда)

Заходит Ленинградский почтальон.

Здравствуйте ребята! Не подскажите куда я приехал. Как называется ваш город, а адрес? (ответы детей: Астраханская область, г. Нариманов, улица Волжская 4а). Вот это да… Как же быть?

Ведущая: не переживай уважаемый почтальон. Оставайся у нас.

Ленинградский почтальон: А по какому случаю это вы собрались?

Ведущая: Мы сегодня вспоминаем замечательного детского поэта, ребята, подскажите мне.

Ленинградский почтальон: а знаю, знаю. Это ведь Самуил Яковлевич про меня написал стихотворение «Почта». А ещё он написал много загадок. Где-то у меня сохранилось письмо, в нем Самуил Яковлевич написал эти загадки.

Ведущая: Вот здорово! А загадай их нам, а ребята попробуют их отгадать.

Ленинградский почтальон: зачитывает загадки. А в то время как дети отгадывают её, на экране появляются отгадки.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.(мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. (пила)

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду.

(велосипед)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Сапоги)

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес.

И наконец, совсем исчез. (Календарь)

Ведущая: Вот видишь, какие наши ребята молодцы. Оставайтесь с нами, а я вам закажу билет в Ленинград.

У Самуила Яковлевича Маршака много сказок и вот одна из них, отгадайте про кого Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Посмотрите её и назовите что эта за сказка? («Усатый-полосатый»)

Показывает дети старшей группы «Дельфинчик»

Под песню «Мери Поппинс – само совершенство» заходит Мери Поппинс.

Мери Поппинс: Добрый день, мои дорогие друзья! Я вижу вы любите сказки Маршака… да мне тут передали билет в Ленинград почтальону, где вы уважаемый?

Ленинградский почтальон: Спасибо, мадам, вы очень великодушны. Прощайте друзья, до новых встреч!

Ведущая: Здравствуйте, Мери, вы нам поможете, вспомнить произведения Маршака?

Мери Поппинс: Ну конечно, Милейшая, где мой саквояж. Прекрасно, о, сколько здесь всего?

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

Из какой сказки эти слова? Как вы думаете, что может храниться в моем саквояже? (подснежники)

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

(Сковорода)

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(мышонок)

Ведущая: Мери, а наши дети не только могут определить название произведения, но и показать отрывок из этой сказки.

Мери Поппинс: Прекрасно, я посмотрю.

Инсценировка сказки «Сказка об умном мышонке » показывают дети подготовительной группы «Осьминожки».

Ведущая: У наших детей есть любимая сказка «Теремок».

Показывает сказку дети старшей группы «Морячок».

А вот ещё одна загадка в моем саквояже.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много - много лет

Оставляет черный след. (Перо)

Ведущая: Это перо С.Маршака написавшего такие легкие, звонкие, стихи, которые будут жить до тех пор, пока существуют дети. Спасибо дорогая Мери, приезжай к нам ещё.

Мери Поппинс: Спасибо, но вот сменился, ветер перемен, мне пора улетать, прощайте.

После ухода Мери, остался небольшой мешочек, а в нем письмо: «Мои милые друзья, мне очень приятно, что вы знаете сказки великого детского поэта. Это вам от меня» (книги со сказками Маршака).

Литература.

  1. Маршак Самуил Яковлевич [Жизнь и творчество.] //Писатели нашего детства.100 имен: Биографический словарь в 3 ч. Ч.1.- М.: Либерия, 1998.- С.257-262.
  2. Интернет: http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника – викторины по

произведениям С.Я.Маршака

Материал разработала и провела мероприятие

Воспитатель Г.ПД. ГБОУ ЦО № 1085 Леонова С.Г.

Г. Москва ЮВАО

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Оформление зала: Портрет С.Я.Маршака, рисунки детей к произведениям

поэта, выставка книг, пословицы и поговорки о книге и чтении:

  1. Книга - лучший друг.
  2. Книга - книгой, а своим умом двигай.
  3. Испокон века книга растит человека.
  4. Кто много читает, тот много и знает.
  5. Ум без книги - что птица без крыльев.
  6. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  7. Больше узнаешь - сильнее станешь.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Я.Маршака

Из книги «Детки в клетке»

В викторине участвуют команды по 8 человек из 2а и 2б классов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вед. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Детки в клетке»…. А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? (ответы детей)

С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.

А можете ли вы,ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?

С.Я.Маршак родился 3ноября (22октября) 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.

Всё мне детство дарило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет….

Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии. Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Сочинять стихи стал с 4х лет, а к 11 годам уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация. С великой благодарностью Маршак вспоминал своего учителя гимназии В.И.Теплых, который научил поэта любить классическую литературу и поощрял его первые поэтические опыты. В 1902г. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика В.В. Стасова, принявшего активное участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших гимназий столицы. Переехав в Петербург Самуил Яковлевич стал бывать в домах, где собирались такие известные люди как И.Е. Репин, М.Горький, Ф.И.Шаляпин, А.К.Глазунов и др.

В 1904г. в журнале впервые печатаются стихи С.Я.Маршака. Знакомство с М.Горьким тоже сыграло большую роль в судьбе писателя.

Мы, юноши глухого городка,

Давно запоем Горького читали,

Искали в каждом вышедшем журнале,

И нас пьянила каждая строка.

Детские стихи, сказочные пьесы и спектакли для Краснодарского театра, созданного самим автором, Маршак стал писать в начале 20х г., став детским писателем. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи». Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней. Одним из последних его стихов было:

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Вы, ребята, познакомились только с небольшой частью произведений великого писателя С.Я.Маршака и сегодня мы ещё раз вспомним их, отвечая на вопросы викторины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название команды, выбор капитана)

1кон. « ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ «

Ответы записывать на листке,показать по команде ведущего. Максимальное количество баллов -6.

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

  1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

3.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью- под кроватью. (сапоги)

4.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

5. Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.(календарь)

6. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (очки)

2КОНК. « ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

  1. Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
  2. У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
  3. Мой весёлый, звонкий….(мяч)
  4. Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
  5. Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)

3КОНК. « УГАДАЙ ГЕРОЯ»

Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная»)


2.Но тут, встревоженный прутом,

Он вылез из корзины,

Вскочил на стол, махнул хвостом

И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге»)

3.Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой

И, бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)

4.Принесла овсяной кашки-

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски-

Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый»)

5.Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене. (Кузьма из произв. « Пожар»)

6.Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил. (кот Василий из произв. « Кошкин дом»)

4КОНКУРС КАПИТАНОВ:

Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.

  1. Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
  2. Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
  3. Засмеялась кошка Мурка:

Ах ты, дымчатая шкурка!

Как тебя не называть,

Мышке кошкой не бывать.

Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»

4. Кузьма подарил Лене на память кошку,которую тоже спас от огня. Верно? Да.

Будешь жить да поживать.

Только, чур, не поджигать!

Вот тебе на память кошка.

Посуши её немножко!

5.Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Эти строки из произведения «Пожар?», верно?

Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»

5КОНКУРС. «РАЗГАДАЙ АНАГРАММЫ»

Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя.Команда, выполнившая задание первой, получит 3балла.

ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)

чецападри (падчерица)

6КОНКУРС. »НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»

Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.

За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (жираф)

2.У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа,

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой! (белые медведи)

3.Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (зебры)

4.Правда,дети, я хорош!

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду. (пингвин)

Подведение итогов, награждение победителей.