Конспект логопедического занятия для начальных классов "дифференциация звуков и букв с-з". Логопедическое занятие "дифференциация с-з" Конспект логопедического занятия с презентацией

Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

Ход занятия

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: - Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
(По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: - Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает?
(Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук - З - поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук - С - карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки - з - с
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - с -?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - з -?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук - с - глухой, а звук - з - звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»



3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА - СА - СА - ЗА (Лишний слог ЗА)
СО - ЗО - СО - СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ - СЫ - СЫ - СЫ (Лишний слог ЗЫ)

(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА - ЗА - ЗА - СА (Лишний слог СА)
СО - ЗО - ЗО - ЗО - ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ - ЗЫ - СЫ - ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук - с -. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком - з -
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - з -.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).

6. Физ. минутка

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, (бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

(произношение чистоговорки отдельными детьми.)

9. Итог занятия

Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Тема: Дифференциация звуков [ с-з ].

Цель: 1. упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях;

2. развивать фонематический слух;

3. упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах;

4. закреплять употребление предлогов;

5. развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику

6. воспитывать умение выслушивать ответы других,взаимопомощь.

Оборудование:игрушки - собака и заяц, схема характеристики звуков, мяч, предметные картинки зверей, рис. паровоза, аудиозапись,схемы предлогов, стул, игра «Зонтики», картинки с ребусами.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в зоопарк.

Догадайтесь, кто нас пригласил туда.

(загадывает загадки)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (зайка)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая … (собака)

(дети отгадывют загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку)

2.Сообщение темы занятия.

Как вы думаете с какими звуками мы сегодня будем работать?

Правильно. [ с-з ].

3.Анализ и сравнение характеристик звуков.

Давайте дадим характеристику этим звукам.

Чем они похожи?

Чем отличаются?

4.Развитие фонематического слуха.

Игра «Запомни - повтори»

По дороге в зоопарк собачка нам предлагает провести речевую разминку.

(логопед предлагает повторить слоговые цепочки, цепочки слов, чистоговорки)

Сы-зы-зы- и т.д.

Сом-зонт - сок

Зайка-сумка-завод

Собака-заноза-соль

За-са-за-вот идёт коза. Зу-зу- су- - мы видели лису.

СА-за-са - вот летит оса. Су-зу-су- отвязали мы козу.

Игра « Наоборот» (С мячом)

За-са Суп-зуб Коса-коза и т.д.

Сы-зы Лиса-Лиза

Работа с картинками.

(логопед обращает внимание детей на картинки на наборном полотне: лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь)

Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке.

Наш зоопарк необычный, потому-то в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом.

Какие животные живут в зоопарке? (дикие и домашние)

В названиях наших животных есть звуки [ с-з ] . рассмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

5.Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1,2,3,4,5, 5,4,3,2,1.

6.Упражнение в подборе предлогов в предложениях.

Дети, посмотрите, у зайки и собачки в лапках конверты. В них для нас приготовленные задания.

Давайте выполним задание от зайки.

(на доске выставляются схемы предлогов С,ИЗ,ЗА,ИЗ-ЗА,ИЗ-ПОД)

Зайка спрятался… куст. -- Рысь спустилась … дерева.

Козы пасутся … домом. -- Ослик выглядывает … будки.

Лиса выскочила … норы. -- Ёжик выкатился … дивана.

7.Дифференциация звуков в скороговорках.

У страха глаза велики.

8.Упражнение в определении позиции звуков в словах.

Игра « Паровозик»

Звери грустные стоят,

Путешествовать хотят.

Но не знают - как? Куда?

Помогите, детвора.

(дети берут картинки с наборного полотна и распределяют их по вагонам, объясняя свой выбор и позицию звука в слове)

9.Физкультминутка. «Волшебный стул»

Дети стоят в кругу, передают под музыку шапку, на ком музыка останавливается, тот садится на стул, надевает шапку и превращается в любое животное (изображает)

10.Работа по предупреждению дисграфии.

Игра» Зонтики»

сломанный, буквы неправильные, недописанные.

хороший - отыскать одинаковые по размеру, шрифту, цвету буквы З и С.)

Упражнение в звуковом анализе слов.

(слышится аудиозапись стрекота сороки)

Ребята, кто это так быстро и громко стрекочет? (сорока)

Вы поняли, о чём она стрекотала?

А вот я поняла. Она рассказывала всем про то, что оса превратилась в козу.

Может такое быть?

Давайте разгадаем ребус.

(Ребус нарисован на картинках, дети отгадывают ребусы и выкладывают звуковые схемы слов)

11. Итог занятия.

Звери опять вернулись в свой зоопарк. Нашим гостям пора возвращаться домой, а наше занятие подошло к концу.

Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы.

Цели :

Образовательные:

Коррекционные:

Воспитательные:

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, схемы для характеристики звуков, мультимедийнея презентация, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с презентацией Тема: «Дифференциация звуков [З] [С]»»

Конспект логопедического занятия с презентацией

Тема: «Дифференциация звуков [З] [С]»

Подготовила Пиунова И.В.

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 37

г. Кузнецк, Пензенская область

Тема : Дифференциация звуков «з» и «с».

Тип занятия : подгрупповое.

Цели :

Образовательные:

Закрепление понятий звук «з» и «с»;

Закрепление знаний о механизме образования звуков;

Закрепление и уточнение словаря;

Формирование навыков различения звуков.

Коррекционные:

Закрепление условно- рефлекторных связей на данный звук;

Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий и чужой и самостоятельной речи;

Закрепление звуков в предложении;

Закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.

Воспитательные:

Коррекция личности ребенка в целом и цель по развитию речи.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, схемы для характеристики звуков, мультимедийнея презентация, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши и т.д.

Этапы занятия

Деятельность педагога.

Деятельность учеников.

Оргмомент.

Здравствуйте дети!

Для чего вы приходите на логопедическое занятие?

На уроке я сижу не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

Молодцы! Теперь встаньте и давайте подышим

Положите правую руку на живот, а левую на грудную клетку. Глубоко дышим, поднимаем живот.

Вдох носом, выдох носом;

Вдох носом, выдох ртом;

Вдох ртом, выдох носом;

Вдох ртом, выдох ртом.

Дети приветствуют логопеда.

Дети выполняют инструкции логопеда.

Объявление темы.

Скажите, ребята, на какой планете мы живём? Правильно на Земле. Значит кто мы? Правильно, мы дети Земли. Земляне.

А кто живёт на звездах?

Правильно, это дети Звёзды. Сегодня они прилетели к нам в гости.

Артикуляционная мимическая гимнастика.

Давайте покажем инопланетянам, как мы работаем языком

Откройте зеркала и сделайте упражнения:

* «Улыбка-хоботок», «Иголочка»

«Кошка лакает молоко».

Инопланетяне прилетели к нам, и им стало страшно - покажите как им страшно. Холодно.

Они увидели солнышко - им стало весело

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети имитируют эмоции мимикой, движениями.

Слайд 2 - Ребята, дети Звезды прислали нам звездные сигналы, послушайте их: З-З-З-З,

Послушайте, какой звук звучит в их послании?

Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

- А для чего мы будем это делать?

Чему вы научитесь?

Это значит, что мы сегодня будем говорить о буквах З и эС и звуках «з» и «с»

За каждое задание вы будете себя оценивать в карте самонаблюдения.

Давай те проверим все ли у нас готово к занятию. Нам понадобятся зеркала, коврики, тетради, ручки и карандаши.

Звуки «з» и «с»

Научимся различать звуки Зи С в слогах, словах. Словосочетаниях, предложениях и тесте

Индивидуально, в парах, группой

Анализ артикуляции звуков.

Расскажите мне, все, что знаете о звуке «з».

* Губы немного растянуты, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. По середине языка идет холодная струя. Голосовые связки работают.

* Характеристика звука: звук «з» твёрдый звонкий согласный.

Теперь расскажите мне о звуке «с»

* Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, Голосовые не связки работают.

* Характеристика звука: звук «с» глухой согласный.

Скажите мне, чем эти звуки похожи?

А чем отличаются?

Дети проводят анализ артикуляции по плану.

Дают характеристику звуков.

Находят сходство и различия.

Звук «з» - звонкий, а звук «с» - глухой.

Связь звука и буквы.

Какой буквой обозначается звук «з»

Посмотрите, на что похожа буква З?

«З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка»

« На эту букву посмотри: она совсем как цифра три»

Какой буквой обозначается звук «с»

На что похожа буква эС

Села мушка в уголок,

Съела бублика кусок.

Ребята, инопланетяне учились писать буквы и что-то напутали. По одному подходите к доске, и фломастером зачеркивайте неправильно написанные буквы. (Предлагается лист с неправильным изображением буквы.) ИЛИ РАБОТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТАХ

С чем можно перепутать заглавную букву З?

А строчную?

Открываем тетради, записываем число.

(Отбиваем ритм: __ - - - __)

Повторите за мной. Теперь запишите в тетрадях до конца строчки.

Буквой З.

Дети выходят к доске и зачеркивают неправильно написанные буквы.

С цифрой три, с заглавной букой Е .

С букой д,у.

Дети записывают буквы в тетради.

Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть вам звуки, слоги и слова, а вы когда услышите звук «з» - хлопните в ладоши, а если услышите звук «с» - поднимите руку.

С, Ч, З, П, С, Ш,З,К, Щ,С.

ЗА, СА, ЗИ, ЗЫ,ГА, ЛЕ,СУ,ЗО,СЫ.

ЗУБР, СУСЛИК, КОЗА, ЗЕБРА, СОБАКА, ЗАЯЦ, БАРСУК.

Молодцы! Инопланетяне прилетели на звездолёте и хотят взять собой разных животных и птиц. Каких вы узнали?

Слайд 3

Зяблик - самая многочисленная птица наших лесов. Только-только растаял снег, показались первые нежно-белые головки подснежников, а уже слышна азартная, звучная песнь этой птицы. Зяблики прилетают к нам с далеких берегов Африки рано: пер­выми - самцы, за ними подтягиваются самочки. Узнать этих птиц можно по красивой окраске: буровато-серой спинке, как будто опаленной солнцем грудке и белым с черными по­лосками крыльям. Селится зяблик чаще всего в лиственных лесах; любит также не­густые ельники и сосновый бор.

Зубр, коза, зебра, заяц, зяблик, барсук, синица лиса.

Дифференциация звука в слогах.

Слайд 4 - Давайте выйдем на связь с обитателями Звезды. Они написали нам слоги, их нужно прочесть с выражением. Давайте попробуем это сделать.

(Детям раздаются карточки с цепочками слогов)

Записываем в тетради цепочки слогов.

Под диктовку.

Дети записывают в тетрадях цепочки слогов.

Работали со слогами

Физминутка.

Слайд 5

Девочки и мальчики (руки на пояс)

Прыгают как зайчики (ритмичные прыжки)

Ножками топают (топанье ногами)

Ручками хлопают (хлопки в ладоши)

Дифференциация звука в словах.

Слайд 6 - Звездные гости хотят взять с собой земные животных и птиц, в названиях которых есть звуки «з» и «с».

Нужно распределить их по летающим тарелкам со звуком «з» и со звуком «с».

Инопланетяне зашифровали нам слова, давайте попробуем их разгадать.

Работа на индивидуальных карточках

Вставьте пропущенные буквы.

Дети распределяют картинки на две группы

Работали со словами

Дифференциация звуков в словосочетаниях

Слайд 7

Ребята инопланетяне хотят лучше узнать о земных животных и птицах. Давайте им расскажем.

Чем мы сейчас занимались? Для чего это необходимо?

Дети составляют словосочетания

Дифференциация звука в предложении.

Слайд 8 , 9 - Ребята, нам нужно рассказать инопланетянам о животных которые мы взяли с собой в космос. Составьте предложения правильно

Мы работали с предложением, для чего это нужно? Оцените себя.

Дети составляют предложения

Дифференциация звука в тексте.

Скажите мне, где на Земле можно увидеть всех животных и птиц в одном месте?

Молодцы!

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте.

«Однажды Соня и Зоя отправились в зоопарк. В зоопарке разные звери. За высоким забором стоит зубр. Зубр ест сено. А вот полосатые зебры. Соня долго смотрела на зайцев. Зое понравились барсуки. Они весело провели время в зоопарке.

Куда ходили Зоя и Соня?

Кого они видели в зоопарке?

Кто понравился Соне?

Кто понравился Зое?

Перескажите текст.

В зоопарке.

Дети отвечают на вопросы. Пересказывают текст.

Сели ровно!

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Для чего нам это нужно?

Молодцы! Занимались хорошо.

Давайте оценим свою работу (поднятие руки)

Говорили о буквах З и эС и звуках «з» и «с».

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
  2. Различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.
  3. Учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
  4. Упражнять в подборе антонимов
  5. Работать над предложением.
  6. Формировать навыки составления рассказа по картинке.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет явление, которое по времени было раньше того, что я назову.

День, весна, птица, лед.

2. Введение в тему.

Найдите среди картинок «лишнюю». Почему?

Часы, холодильник, коза, матрешки.

Отгадайте слово, которое начинается на согласный всегда мягкий звук, а заканчивается на гласный, который никогда не стоит в начале слов.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].

3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Губы – «улыбаются».

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные .)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

– На что похожа буква ЭС?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

– На что похожа буква ЗЭ?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

4. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.

2-я строчка сверху первой таблицы

2-й столбик второй таблицы

Б) Запишите слоги в названии картинок.

В первую строчку слоги со звуком [с].

Во вторую – со звуком [з].

Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.

Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].

6. Дифференциация звуков в словах.

Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.

Лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.

Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.

  • У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
  • Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
  • Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
  • Огромное животное, которое панически боится мышей.

7. Динамическая пауза.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.

Проводится игра «Наоборот»

Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].

  • Трусливый – смелый
  • Добрый – злой
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Каждому я раздам картинку, внизу – предложение, в котором слова все перепутались. Задание : восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели
капустой зайцев Света корм
на гнезда дрозды построили березах
Лиза фасоль и Соня сажают

Сейчас один человек у доски, а остальные в тетрадях запишем схематически ваши предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

9. Дифференциация звуков во фразовой речи.

– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.

– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.

– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.

– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)

– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)

– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)

– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)

– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)

– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)

– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)

– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)

– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)

– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)

– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)

– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.

– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)

– Зачем им эти предметы?

– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине. Начинает о детях Настя.

– О животных, за которыми наблюдали дети – Игорь.

– О птицах – Света.

– О том, что взяли на природу ребята – Артем.

– Заканчиваем рассказ. Какими бы словами вы описали настроение друзей? (Хорошо отдохнув, Саша и Лиза отправились домой, настроение у них было прекрасное .)

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Чем различаются?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?

11. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.

– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?

– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.