Правила РИ «Рыцарские подвиги. Самые известные рыцари Какие подвиги совершали рыцари

Величайшие рыцари Европы начиная от времен падения Западной Римской империи в 5 веке и заканчивая военной революцией 16 века.

Ульрих фон Лихтенштейн, Германия.
Он был реальным предшественником рожденного фантазией Дон Кихота, поднявшегося из простолюдин и достигшего небывалых высот. Ради своей возлюбленной решился отсечь себе половину верхей губы.

Дон Кихот, Испания.
Центральный персонаж одноименного романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры. Одним из прообразов Дона Кихота для Сервантеса послужил завоеватель Колумбии Гонсало Хименес де Кесада, чьи походы в поисках Эльдорадо обросли многочисленными домыслами и легендами.

Эдуард Чёрный Принц, Англия.
Эдуард Вудсток, «Чёрный принц» - старший сын короля Англии Эдуарда III. Прозвище «Черный принц» связано с цветом доспехов Эдуарда.

Жак де Моле, Франция.
Жак де Моле - двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Годфри де Бульон (Годфрид Бульонский).
Годфри де Бульон - граф королевства франков. Один из предводителей 1-го крестового похода 1096—1099 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства. Принял титул барона и «Защитника Гроба Господня».

Рыцарь Галахад, Уэльс.
Галахад, в кельтской мифологии единственный рыцарь короля Артура, которому довелось увидеть святой Грааль в его истинном виде.

Жан ле Менгр, маршал Бусико, Франция.
Маршал Бусико послужил своей стране в годы великих насчастий. Один из его почитателей составил описание его деяний, основываясь на весьма обширных сведениях и документах, получив в итоге образ идеального рыцаря.

Ричард Львиное Сердце, Англия.
Военные подвиги Ричарда сделали его одной из самых выдающихся фигур в средневековой истории и литературе. Ричард выступает героем многочисленных легенд, книг, фильмов и компьютерных игр.

Уильям Маршал, Англия.
Уильям Маршал, по мнению современников, являлся величайшим рыцарем христианского мира. Он руководил королевской армией в период восстаний баронов начала XIII века, был одним из гарантов Великой хартии вольностей 1215 года, а после смерти Иоанна Безземельного осуществлял функции регента Англии.

  • охарактеризовать народный идеал защитника Родины на примере Георгия Победоносца, средневекового рыцаря Роланда, Александра Невского;
  • развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • пробудить и воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры.

Жанр уроков: презентация.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация к уроку, учебник Г.И.Даниловой “МХК 7-9 классы”.

План уроков

  1. Оргмомент.
  2. Новый материал.
  3. Закрепление.
  4. Постановка д/з.

Ход 1-го урока

1. Начинается показ презентации. Слайд 1. Учитель объявляет тему и Слайд 2 цель уроков. Объясняет, что данная тема изучается на протяжении 3 уроков и итогом будет тестовая работа по теме.

2. Слайд 3. Вступительное слово учителя. Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.

“Быть человеком – значит быть патриотом”, – так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем. Ещё в древних летописях сказано: “Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть”.

Слайд 4. Учитель: Народный идеал защитника Родины – храбрый, мужественный воин, милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Таким идеалом стал Георгий Победоносец. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: “С родной земли умри – не сходи”.

Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?

Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III – начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.

Слайд 5. Учитель: Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашёной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем... А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

Слайд 6. Учитель: Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (13867-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина – победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле – отсюда он не отступит ни на шаг.

Не менее известна картина “Святой Георгий, поражающий дракона” (1502 г.), выполненная начинающим художником Рафаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.

Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося надыбы. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины – прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.

Слайд 7, 8. Предлагаю детям описать иконы.

Учитель: Вопрос: Какое из этих произведений произвело на вас особое впечатление?

Обучающиеся делятся своими впечатлениями об увиденном.

Слайд 9. Учитель: Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым – устроителем Земли Русской.

Учитель: Вопрос: Почему облик Георгия Победоносца представлен на гербе города Москвы?

3. Слайд 10. Постановка Д/З и переход по гиперссылке на Слайд 2

Ход 2-го урока

  1. Каков народный идеал защитника Родины?
  2. Кому принадлежат слова: “С родной земли умри – не сходи”?
  3. Расскажите о жизни Георгия Победоносца.
  4. Какие из произведений и почему произвели на вас особое впечатление?

2. Новый материал.

Время расцвета рыцарства – XII-XIV века. Звание рыцаря – это почётный титул благородного воина, строго следующего кодексу чести, согласно которому он должен защищать своё Отечество, проявлять бесстрашие в сражениях, быть верным своему сеньору (хозяину), оберегать слабых: женщин, вдов и сирот. Рыцарский кодекс чести гласил: “Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню”.

Переход на Слайд 12. Посвящение в рыцари.

Слайд 13. Рассказ о военных навыках рыцарей. Учитель: Военные навыки рыцарей формировались и оттачивались во время турниров, проводившихся по большим праздникам или в честь какого-то знаменательного события

Вопрос детям: Что вы знаете о военных навыках рыцарей?

Слайд 14. Рассказ о турнирах сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку. Учитель: Перед началом турнира подробно перечислялись все совершённые рыцарями подвиги, а иногда воспроизводились грандиозные сцены военных сражений. Самой распространённой формой турниров были поединки. Сражались верхом на конях притуплёнными копьями и мечами. Главной задачей было выбить противника из седла и нанести ему удар в грудь. Заканчивалось такое зрелище вручением призов победителю, который, как правило, посвящал свой подвиг даме сердца.

Слайд 15. Описание внешнего облика рыцаря: Учитель Представьте внешний облик средневекового рыцаря. Он восседает верхом на коне. Его тело защищает кольчуга с капюшоном. Позднее, с XIV века, когда было изобретено огнестрельное оружие, кольчугу сменили латы – металлические пластины, которые надёжно защищали рыцаря от ударов. Руки и ноги также закрывались металлическими чулками и перчатками. На голову одевался железный шлем с подвижным забралом, которое опускалось во время турниров и в сражениях.

Слайд 16. Оружие рыцаря. Учитель: В руках рыцарь держал меч или копьё, достигавшее четырех с половиной метров. Меч считался “самым благородным оружием”, его крестовидная форма напоминала Распятие, а шар на конце рукояти, две ручки и остриё символизировали три призвания рыцаря: защищать церковь, сражаться за короля и защищать свой народ. На щите изображались герб и девиз рыцаря.

Слайд 17. Рассказ о походах рыцарей сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку Учитель: Жизнь средневековых рыцарей протекала в постоянных боях, впрочем, они с удовольствием пускались в опасные путешествия и походы. Смерть в бою расценивалась как подвиг мужества и геройства.

Слайд 18, 19. Учитель рассказывает о произведении литературы “ Песнь о Роланде”. Главный герой, могучий и храбрый рыцарь Роланд, племянник французского короля Карла Великого, отважно защищает “милую”, “нежную” Францию:

Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
Неверным мы дадим великий бой.

Так говорит Роланд, полный решимости сражаться до конца. Его отряд окружён неприятелем во много раз превышающим по численности его войска. Враги подступают, в бою Роланд получают тяжёлую рану, но продолжает сражаться.

В последний момент он трубит в рог и подаёт знак Карлу, предупреждая его об опасности. Герой погибает, как и подобает доблестному рыцарю. Он пытается разбить свой меч, чтобы он не достался врагу. Роланд умирает, положив меч и рог себе на грудь, обратив лицо к Испании, откуда пришёл враг.

3. Вопросы для закрепления:

Слайд 20. Каждый вопрос появляется по щелчку

Ход 3-го урока

1. Урок начинается с фронтального опроса:

  1. Расскажите об идеале благородного рыцарства в средние века.
  2. Какое воплощение нашел идеал рыцарей во французском народном эпосе – “Песнь о Роланде”?
  3. В чем заключается подвиг Роланда?

2. Новый материал.

Учитель рассказывает о народном герое защитнике Земли Русской Александре Невском. Александр Невский (князь Александр Ярославич, 1220-1263) – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Причиной тому были его многочисленные военные успехи, особенно победа у реки Невы в 1240 году. С “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. За этот подвиг он получил имя Александра Невского. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера происходит знаменитое сражение, победа в котором сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси.

Описание картины Павла Корина, написанной в 1942 году. В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться “идеи стойкости, мужества, отваги... характер гордого и непокорного народа”. Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа.

Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали – столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они – как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения. Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: “Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост”. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

Слайд 22. Описание Александра Невского в “Житие…”

Учитель: “Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:

А вот, что рассказывает “Житие” о храбрости Александра Невского на Чудском озере:

“... Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью... Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться... и никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его... И прославилось имя его во всех странах, от моря Каспийского и до гор Араратских и по ту сторону моря Балтийского и до великого Рима”.

Слайд 23. Образ героя в произведениях искусства: в скульптуре, кино.

Подробный рассказ о фильме С. Эйзенштейна “Александр Невский”

Учитель: 1938 год. Над миром нависла реальная угроза фашизма. В это время особенно нужен был кинофильм, который вдохновил бы народ на защиту Отечества. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн (1898-1948) снимает “Александра Невского” – фильм о победе русского князя над немецкими рыцарями. Работа кипит. Даже сцены Ледового побоища решено снимать летом. Эйзенштейн возьмёт от зимы “лишь её формулу: тёмное небо и белый снег”. Специально созданные для этого бутафорские льдины выглядят на экране как настоящие.

В первых эпизодах фильма перед зрителем представали картины разорённой Руси: поле, усеянное человеческими костями и ржавыми доспехами. На нём зловещие вороны справляют мрачную тризну. Страна истощена и разграблена, много её жителей томится в плену. Русь собирает последние силы для борьбы с врагом. С запада движутся крестоносцы, а с востока – орда хана Батыя. Звучит набатный колокол, и, словно из-под земли, вырастают русские воины.

Вставайте, люди русские!

На славный бой, на смертный бой!

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).

На экране движутся крестьяне с вилами и косами, копьями и мечами. Наступает утро Ледового побоища. Мглистый туманный рассвет над недвижным озером. Замер русский лагерь... К нему приближается знаменитый стальной клин тевтонской “свиньи”. Лязгает, громыхает броня всадников. Расступаются ряды русских воинов перед строем крестоносцев. Ещё немного времени – и некогда непобедимые рыцари окажутся в окружении русских богатырей. Эта хитрость русского князя Александра Невского стоила неприятелю жизни...

Завязалась ожесточённая битва. В кучу смешались конные и пешие, мелькают мечи и копья. В ход идёт всё: косы и топоры, даже оглобли. Александр Невский надвинул шлем и внимательно наблюдает за боем. Теперь пора! Он ринулся на неприятельскую конницу. Звуки немецких рогов заглушают бойкие наигрыши ложечников. Властным языком музыки передаётся завет Александра Невского: “Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!”

Битва закончена. Лёд озера не выдержал тяжёлых доспехов рыцарей. Цепляясь за обломки льдин, под дробные и резкие звуки ударных инструментов исчезают под водой последние крестоносцы. Фильм завершается торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова встречают победителей. Народ празднует победу. Поют гудошники-скоморохи, звучат счастливые, радостные мелодии, высокие и звенящие: “Веселися, Русь!”

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников.

Если есть возможность, то можно показать фрагмент фильма “Александр Невский”

3. Закрепление

  1. Почему Александр Невский является почитаемым и любимым в народе героем – защитником?
  2. Какое сражение легло в основу фильма “Александр Невский”, и какая знаменитая фраза героя стала крылатой?

Это религиозное движение было осуждено Вселенским собором в 1215 году, но войны за веру развернулись в Южной Франции еще раньше - в 1209 году и длились двадцать лет. В конце концов в крестовом походе против альбигойцев принял участие и сам король Франции Людовик VIII, присоединивший в результате этого к королевскому домену часть Тулузского графства. Горели города и деревни, в огне помимо других ценностей погибали и собрания рукописей, многие творения были утрачены безвозвратно.

А самим трубадурам, по крайней мере, значительной их части, пришлось искать приюта в итальянских феодальных княжествах, при дворах каталонских, португальских, арагонских, кастильских монархов. Стихам их пришлось зазвучать на чужих языках. И, разгромленная у себя на родине, никогда уже не достигавшая прежних высот лирика трубадуров оказала тем не менее огромное влияние на литературу других западно-европейских стран.

Как и когда появилось слово «роман»

Но одновременно с тонкой провансальской поэзией развивался и еще один популярнейший литературный жанр, которому выпала более счастливая доля - рыцарский роман, поначалу всегда стихотворный, а затем и прозаический. Кстати, и само слово «роман» появилось в XII веке применительно именно к этому жанру и обозначало поначалу только стихотворный текст на живом романском языке в отличие от текста на церковной латыни.

По своему содержанию рыцарский роман близок лирике трубадуров тем, что в нем непременно присутствует тема возвышенной любви, служения Прекрасной Даме. Вместе с тем рыцари, действующие в романах, переживают самые невероятные, фантастические приключения, совершают головокружительные подвиги, пускаются в странствия в далекие сказочные страны. Причем все эти подвиги совершаются не во славу родины и сеньора, как в эпических поэмах, и даже не во имя чести рода, а ради личной славы. Еще одной существенной особенностью рыцарских романов было то, что хоть и происходило в них действие в самых отдаленных и фантастических странах или в незапамятные времена, однако читатель находил в них картины из современной ему жизни, современного общества, созвучные ему злободневные проблемы.

Возник рыцарский роман прежде всего на севере Франции и уже оттуда увлечение им перешло постепенно и в другие страны. А самым первым материалом для этой литературы стали античные времена. Объясняется это тем, что в античности можно было найти сюжеты, совмещающие и любовную тематику, и самые невероятные, фантастические приключения, вполне перекликающиеся с рыцарскими идеалами средневековья.

Одним из первых произведений такого рода стал «Роман об Александре», вернее, сразу несколько обработок древнейшего жизнеописания великого полководца Александра Македонского. Впервые оно появилось еще в Египте в III веке н.э., затем было переведено с греческого на латынь, и латинская редакция послужила основой для нескольких версий на французском языке, но с добавлением полного набора всех рыцарских «атрибутов».

В самой полной из них и наиболее художественно разработанной Александр Македонский, завоеватель полумира, представлен блестящим средневековым рыцарем. Стихотворный роман прежде всего подробно рассказывает о его воспитании. Младенцем Александр отверг кормилицу, посчитав такой способ питания слишком грубым. Пришлось приставить к нему царевну, которая стала кормить младенца с золотой ложечки. Один глаз у Александра был, как сообщают авторы (а ими историки литературы называют сразу двух поэтов XII века - Ламбер де Тора и Александра де Берне) голубым, как у дракона, а другой черным, как у грифа. Александр легко обуздал коня Буцефала, который был будто бы помесью слона и верблюда. В юности Александр получил от фей две рубашки - одна защищала его от холода и жары, а другая от ран. Когда пришло время посвятить будущего героя в рыцари, то щит ему подарил царь Соломон, а меч - царица амазонок Пентезилея.

В своих странствиях и походах Александр движим не столько стремлением завоевать мир, сколько желанием все узнать и увидеть. Среди других чудес света он встречает людей с песьими головами, находит источник вечной юности, оказывается в лесу, где вместо цветов вырастают из земли по весне молодые девушки, которые с холодами снова уходят в землю, достигает земного рая. Он долго путешествует сначала в краю вечного мрака, а затем - вечного света. Не ограничиваясь земной твердью, Александр хочет постичь тайны вод и небес. В огромной стеклянной бочке он спустился на дно морское и наблюдал за его диковинами. С помощью огромных птиц - грифов - он поднялся и в воздух...

Александр наделен всеми чертами, обязательными для рыцаря: храбростью, умением угождать дамам, щедростью. Когда один жонглер восхитил его своим искусством, Александр в награду подарил ему целый город, и приближенные стали всерьез побаиваться, как бы он не раздарил в один год все свои богатства и владения.

Существовал ли в действительности король Артур?

Одновременно с «Романом об Александре» появился «Роман об Энее», восходящий к «Энеиде» Вергилия и сочиненный безымянным французским автором. Почти сразу же он был переведен на немецкий язык Генрихом фон Вельдеке и стал таким образом популярным практически по всей Европе. И «Роман о Трое», сложенный Бенуа де Сент-Мором. Правда, в отличие от классического античного сюжета, героями здесь представлены не греки, а троянцы. Многие эпизоды автор присочинил сам - например, историю любви троянского царевича Троила к пленной гречанке Бризеиде, заканчивающуюся изменой коварной красавицы. Бенуа де Сент-Мор сурово осуждает женское непостоянство: «Печаль женщины длится недолго. Одним глазом она плачет, а другим смеется. Настроение у женщины меняется быстро, и даже самая разумная из них достаточно легкомысленна».

Надо полагать, эти произведения пользовались огромным успехом, как в замках, так и в городах, потому что известно большое количество их рукописных списков. Но все же особенному своему расцвету рыцарский роман обязан не античности, а кельтским народным сказаниям.

Кельты, древнейшие племена, обитавшие на территории Европы еще до нашей эры, заселившие Британские острова (кельты Британии получили название бриттов), оставили огромное количество сказаний, насыщенных причудливой фантастикой. Многие из них связаны с именем короля Артура, которого историки отождествляют с одним из реальных вождей бриттов V-VI веков, героически защищавшего от англо-саксов еще не захваченные ими области Британии.

Около 1137 года появилась написанная на латыни хроника Гальфрида Монмутского «История королей Британии». В этой рукописи излагалась сказочная, мифическая история древней Британии, начиная с происхождения бриттов от легендарного троянца Брута, внука Энея, до событий VII века н.э. Но центральное место в ней отводилось именно королю Артуру. Опираясь на древние кельтские сказания, но еще больше гиперболизируя их, Гальфрид превратил его не только в могущественного короля всей Британии, но и во властелина Скандинавии, Галлии, победителя римского императора, повелителя половины Европы.

По легенда, Артур утвердил свое владычество над Британией, сумев вытащить из-под лежащего на алтаре камня чудесный меч, что до этого не удавалось сделать никому. Гальфрид рассказывает не только о воинских подвигах короля Артура, но и его чудесном рождении, об отплытии его, когда он был смертельно ранен, на волшебный остров Аваллон, обитель бессмертия, о деяниях его сестры - феи Морганы и волшебника Мерлина. Двор короля бриттов представлен, как средоточие высшей доблести и благородства. Помимо самого Артура, здесь правит его жена, прекрасная королева Гиньевра, а вокруг королевской четы собраны племянник Артура, доблестный Говен, сенешаль Кей, еще один племянник Артура, злой Мордред, в конце концов восставший против короля и послуживший причиной его гибели, доблестные рыцари...

Хроника Гальфрида, написанная по-латыни, вскоре была переведена на французский и английский языки. Но переводчики добавили еще кое-какие подробности, черпая их опять-таки из кельтских сказаний. Одной из самых существенных подробностей оказалась такая: король Артур будто бы повелел соорудить в пиршественном зале своего дворца круглый стол, чтобы не было за ним ни лучших, ни худших мест, и чтобы все рыцари чувствовали себя за ним равными.

Именно эта хроника стала основным источником для множества романов о великодушном и отважном короле Артуре, мудром правителе, и подвигах его рыцарей Круглого стола.

Но кельтские сказания стали основой и для другого знаменитого сюжета, обработанного многими авторами рыцарских романов - о всепоглощающей любви рыцаря Тристана и Изольды, золотокудрой красавицы-жены короля Марка, мудрого человека, в глубине души даже сочувствующего двум влюбленным.

А самым первым из авторов, создавших значительные произведения в жанре рыцарского романа, стал француз Кретьен де Труа, живший во второй половине XII века. В своем творчестве он использовал и артуровские сюжеты, и легенду о Тристане и Изольде. Можно считать, что первым он связал и похождения рыцарей артуровского Круглого стола с легендами о Святом Граале, положив начало целому направлению литературы рыцарских веков.

Подвиги рыцаря Эрека

Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского. После Овидия он взялся за собственные литературные опыты. Одним из первых был стихотворный роман о Тристане, но, к сожалению, он не дошел до нашего времени. Следующими стали романы о короле Артуре и его доблестных рыцарях - «Эрек и Энида», «Клижесе», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и, наконец, незаконченный «Персеваль».

По остроте мысли, живости воображения, проблематике, наконец, по литературному мастерству, Кретьена де Труа, бесспорно, надо считать одним из самых замечательных французских поэтов средневековья. Он способен в увлекательном сюжете задаться важными морально-философскими вопросами, злободневными для своего времени. Скажем, таким - совместима ли любовь с рыцарскими подвигами? Ответ на него и предлагается поискать в первом романе Кретьена де Труа «Эрек и Энеида». Может быть, и мы попробуем это сделать...

Эрек, сын короля Лака, рыцарь при дворе короля Артура, однажды встретил девушку редкой красоты по имени Энида, дочь бедного рыцаря, и без памяти влюбился в нее с первого взгляда. Он просит ее руки, и отец сразу же соглашается на этот брак. Узнав об этом, богатая кузина бедной Эниды хочет подарить ей роскошные платья, но Эрек объявляет, что свой наряд она получит только из рук самой королевы Гиньевры, и увозит девушку в бедном изношенном платье, сквозь дыры которого видна рубашка.

Весь двор короля Артура восхищен красотой Эниды. Вскоре после свадьбы умер король Лак, отец Эрека, и он увозит юную жену в свое королевство. Некоторое время супруги живут в полном счастье, но затем придворные начинают роптать - от чрезмерной любви к жене, с которой он не расстается, Эрек утратил силу и доблесть. Энида, до которой стали доходить эти толки, не решается пересказать их мужу, но однажды он застает ее плачущей и узнает наконец о причине ее страданий.

Впав в гнев, Эрек объявляет, что немедленно выезжает на подвиги. Но от обычных рыцарских походов этот будет отличаться тем, что впереди Эрека поедет Энида, которая при виде опасности ни в коем случае не должна предупреждать об этом мужа.

Эреку пришлось выдержать немало сражений - с разбойниками, другими странствующими рыцарями, причем, в нарушение запрета, Энида несколько раз заботливо сообщала ему о нависшей угрозе. Это привело к ссоре между мужем и женой, но однажды только преданность Эниды спасла Эреку жизнь. Когда израненный и лишившийся чувств Эрек лежал в замке одного графа, давшего ему приют, Энида узнала, что граф хочет убить мужа, чтобы сделать ее своей любовницей. Тогда она привела Эрека в чувство, усадила на коня и вывезла из замка. Заканчивается роман тем, что после множества испытаний, покрытый ранами, но торжествующий, доказав свою доблесть и примирившись с верной женой, Эрек возвращается домой, и счастливая, безмятежная семейная жизнь продолжается...

За что королева Гиньевра гневалась на рыцаря Ланселота

Своеобразную «теорию» беззаветной рыцарской любви, способной на любые подвиги, Кретьен де Труа создал в романе «Ланселот, или Рыцарь телеги». Есть свидетельства, что поэт получил от Марии Шампанской, при дворе которой он в ту пору состоял, специальное задание показать, как должен вести себя в различных ситуациях и что чувствовать «идеальный» влюбленный. Таким предстает в данном случае еще один рыцарь короля Артура Ланселот, позже ставший героем многих других произведений и других авторов.

В этом романе Кретьен де Труа вновь нанизывает одно приключение на другое. Незнакомый рыцарь похитил королеву Гиньевру, которую хвастливый и трусливый сенешаль Кей не смог защитить. Влюбленный в королеву Ланселот бросился в погоню. Он спрашивает у встретившегося карлика, по какой дороге уехал похититель, но карлик обещает ответить лишь в том случае, если Ланселот согласится проехать в телеге - требование, унизительное для рыцаря. Но после минутного колебания Ланселот, ради беззаветной любви к королеве, соглашается выполнить требование.

После целого ряда опасных приключений отважный рыцарь достигает наконец замка короля Бадемагю, где живет его сын Мелеаган, который и похитил королеву. Чтобы освободить Гиньевру, Ланселот вызывает его на поединок, за которым наблюдают и сама плененная королева, и король Бадемагю. Когда становится очевидно, что Мелеаган вот-вот будет повержен, Бадемагю умоляет королеву заступиться за сына, что она и делает, приказывая Ланселоту поддаваться противнику. Скрепя сердце, влюбленный рыцарь идет и на это, подвергая свою жизнь опасности; однако честный Бадемагю объявляет его победителем и ведет Ланселота к Гиньевре. Но тут его ждет еще одно неожиданное испытание: королева отворачивается от влюбленного рыцаря.

С огромным трудом Ланселот наконец узнал, что причина гнева обожаемой королевы состоит в том, что он все же колебался одно мгновение, прежде чем сесть в телегу. Прощение рыцарь получает лишь тогда, когда в отчаянии он пытается покончить с собой; и впервые за все время беззаветного служение ей Гиньевра назначает Ланселоту любовное свидание.

Дальше следуют новые приключения: освобожденная королева возвращается к своему двору, а Ланселота люди Мелеагана предательски бросили в темницу, где он томится долгие дни и ночи. Между тем при дворе короля Артура устраивается рыцарский турнир, в котором, разумеется, и Ланселот хотел бы принять участие. На честное слово его отпускает жена тюремщика; Ланселот пообещал после турнира вернуться в темницу. Скрыв свое имя, рыцарь доблестно сражается на турнире, однако именно по доблести королева догадывается, кто он такой.

Зная, что во всем мире лишь один рыцарь способен покориться любому, даже самому позорному приказу, если он исходит от нее, Гиньевра велит ему сражаться, как можно хуже. Ланселот идет и на это, выставляя себя трусом и служа всеобщим посмешищем.

Еще раз убедившись в покорности влюбленного рыцаря, Гиньевра отменяет свой приказ, и Ланселот побеждает всех противников, а потом незаметно скрывается и возвращается в темницу. Но в финале романа его спасает сестра Мелеагана, который Ланселоту довелось оказать большую услугу. Узнав о месте его заключения, она помогает Ланселоту бежать...

Ивейн и Лодина

Опять-таки размышления о том, что важнее - любовь или рыцарские подвиги и забавы - составляют нравственную основу еще одного стихотворного романа Кретьена де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом». И, конечно, одно приключение следует за другим.

До двора короля Артура дошел однажды слух о том, что в далеком лесу есть источник с чудесным свойством: если зачерпнуть из него воду и вылить ее, поднимется ужасная буря, а затем является черный рыцарь, который вступает в единоборство со смельчаком, решившимся подступить к источнику, и всегда убивает его. На поиски этого источника и отправляется герой романа, один из рыцарей Круглого стола Ивейн.

Разумеется, ему-то удается одолеть черного рыцаря и смертельно ранить его. Затем, преследуя противника по пятам, Ивейн въезжает в ворота замка, которые тут же за ним захлопываются. Оказавшись в западне, рыцарь спасается лишь благодаря Люнете, служанке владелицы замка, которая, пожалев его, дает Ивейну кольцо, делающее его невидимым. После погребения умершего черного рыцаря Люнета предоставляет Ивейну возможность удалиться из замка, но тот отказывается, потому что увидел вдову убитого Лодину и влюбился в нее без памяти. Ивейн молит служанку походатайствовать за него перед своей госпожой.

Казалось бы, ситуация безнадежная - никогда Лодина не согласится выйти замуж за убийцу черного рыцаря, своего прежнего супруга. Вот уж воистину шекспировская коллизия; однако Кретьену де Труа удалось и психологически обосновать решение Лодины отдать свою руку Ивейну.

Сначала она в негодовании прогоняет служанку, едва только та заговорила с ней о возможности нового брака, еще не рассказывая ей ничего толком об Ивейне. Потом в Лодине пробуждается любопытство, она сама начинает с Люнетой новый разговор и приходит в ярость, узнав о том, что претендент на ее руку убил черного рыцаря. Но доводы служанки таковы: должен же быть у замка и источника защитник, и кто будет в этой роли лучше победителя прежнего защитника?

К этим доводам добавляется и естественное кокетство Лодины, убежденность в неотразимости своих чар. И в конце концов владелица замка просит служанку как можно скорее привести к ней Ивейна и в ожидании рисует в своем воображении предстоящую сцену - как рыцарь будет оправдывать то, что он убил ее мужа, желанием получить возможность самому жениться на ней, как он будет молить ее о любви, и как ей придется простить его...

Свадьбой, однако, роман не кончается. Артур вместе со своими рыцарями, обеспокоенный долгим отсутствием Ивейна, отправляется на его поиски, находит и после радостной встречи просит Лодину отпустить его на некоторое время к своему двору, чтобы Ивейн мог на некоторое время окунуться в мир любимых им рыцарских забав. Лодина соглашается, но назначает для возвращения строго определенный срок. Однако, как и следовало ожидать, среди пиров, турниров, охотничьих развлечений Ивейн забывает о сроке и когда все же возвращается, то находит ворота замка Лодины накрепко запертыми.

Следует новая вереница приключений: в отчаянии Ивейн едет наудачу, не выбирая дороги, и совершает один подвиг за другим. На некоторое время он даже потерял рассудок, страдая из-за отвергнутой любви, но затем исцелился. Однажды ему довелось встретить льва, хромавшего из-за огромной занозы в лапе. Рыцарь без опаски извлек занозу, и с тех пор лев привязался к нему и всюду за ним следовал. В конце концов, после долгих скитаний, Ивейн снова оказывается возле замка Лодины и с помощью нового посредничества служанки получает прощение.

Что такое Святой Грааль

В последнем, неоконченном стихотворном романе Кретьена де Труа «Персеваль», появляется наконец и таинственный, непонятный, мистический Грааль, ради которого совершали потом свои подвиги рыцари во множестве произведений других авторов.

Грааль, как некий магический талисман, имеет, по-видимому, отношение и к кельтским сказаниям, но вместе с тем он и порождение более поздних христианских времен. Именно синтез древнейших преданий с христианской религиозностью породил особое направление рыцарского романа.

Святой Грааль - это некий сосуд, материализованная святыня, имеющая магические свойства. В христианских представлениях обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Арифамейский, снявший с креста тело распятого Господа. Часто предполагалось, что эта чаша служила Христу и апостолам во время Тайной вечери - она была потиром, чашей для причащений.

Однако по другим, более редким религиозным версиям, Грааль - это серебряное блюдо, на котором лежала отрубленная голова Иоанна Крестителя.

Некоторая неясность, что же такое Грааль - а им назывались иногда и другие предметы, - вообще неотделимая часть легенды о нем, так как предполагалось, что Грааль - это тайна, невидимая для недостойных, а достойным являющаяся то так, то иначе. Как бы то ни было, Грааль обладает чудесными свойствами исцелять, насыщать своих избранников неземными яствами, даровать молодость. На поиски Грааля и отправлялись в рыцарских романах один герой за другим.

Стихотворный роман Кретьена де Труа о нем называется «Персеваль», но имеет и второе название, прямо указывающее на его суть - «Повесть о Граале». Начинается действие с того, что вдова одного рыцаря, муж и несколько сыновей которой погибли в боях и на турнирах, желая сберечь своего последнего малолетнего сына, называвшегося Персевалем, от всех опасностей рыцарской жизни, поселилась вместе с ним в глухом лесу. Но подросший Персеваль однажды случайно встретил проезжавших по лесу рыцарей, и тогда ему тоже вдруг открылось подлинное его предназначение.

Он объявил матери, что хочет стать таким же, как и они, воином, и в конце концов ей пришлось дать на это согласие. Персеваль, как водится, отправился ко двору короля Артура, чтобы там получить посвящение в рыцари. Поначалу, как следствие прежней уединенной жизни, он совершает один смешной промах за другим, но постепенно все проникаются к нему уважением из-за его доблести.

Начинаются подвиги Персеваля. Однажды он попадает в некий замок, где становится свидетелем странной сцены: посреди зала лежит старый больной рыцарь, владелец замка, и мимо него проходит процессия, имеющая какой-то тайный смысл. Сначала несут копье, с острия которого капает кровь, затем сам Грааль - ослепительно сверкающий сосуд, потом серебряную тарелку.

Из скромности юный Персеваль не решается спросить, что все это значит. Утром, когда он проснулся в отведенной ему комнате, то увидел, что в замке никого нет. Тогда Персеваль тоже уезжает, и лишь много времени спустя узнает, что если б он спросил о смысле процессии, то больной рыцарь сразу бы исцелился, а во всей стране наступило бы благоденствие. Выяснилось и то, что неуместная застенчивость напала на него в наказание - своим уходом из дома, скрытого в глуши леса, он разбил сердце матери.

Узнав все это, Персеваль дал себе слово во что бы то ни стало вновь отыскать таинственный замок, и вновь отправляется в путь. В свою очередь на поиски отправляется и Говен, племянник короля Артура...

Увы, то, что должно было произойти с ними дальше, так и осталось неизвестным: Кретьену де Труа не суждено было довести свой роман до конца. Остается неясным и то, что подразумевал под Граалем сам автор - он никак не связывает таинственную чашу с кровью Христа.

Однако роман Кретьена де Труа завершали другие французские поэты, причем, случалось, независимо друг от друга, так что в истории литературы остались рукописные списки «Персеваля» с идентичным началом и разными окончаниями.

Новые приключения рыцарей Круглого Стола

Известны и многочисленные подражания, самостоятельные обработки сюжета, начатого Кретьеном де Труа, и не только на одном французском языке. В Германии тему Грааля наиболее удачно разработал видный поэт, небогатый рыцарь по происхождению, Вольфрам фон Эшенбах, живший в XII-XIII веках. Основная часть его стихотворного романа «Парцифаль» совпадает с «Персевалем» де Труа, но вместе с тем это вполне самостоятельное, оригинальное произведение.

В «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха Грааль - не сосуд, а драгоценный камень, принесенный ангелами с неба и наделенный чудесной силой насыщать каждого по его желанию, дарить молодость и блаженство. Замок Грааля охраняют рыцари, которых фон Эшенбах называет тамплиерами. Рыцарям Грааля запрещено любовное служение, служить они могут лишь возвышенному. Когда какая-нибудь страна остается без короля, один из рыцарей Грааля посылается на ее защиту, однако он не может никому открыть свое имя и происхождение.

Так в романе сын Парцифаля Лоэнгрин послан Граалем на защиту Эльзы, герцогини Брабантской притесняемой непокорными вассалами. Лоэнгрин побеждает врагов Эльзы, но, желая узнать его имя и происхождение, она нарушает запрет Грааля, и поэтому рыцарь должен вернуться в свою страну...

Но все-таки чаще всего в рыцарских романах о Граале эта святыня была именно чашей, связанной с Христом. И на поиски ее, под пером многочисленных авторов-поэтов, устремлялись все новые рыцари Круглого стола, - и Ланселот, и Галахад, и Борс. Но лишь немногим из них удалось достичь цели и, увидев Грааль, обрести в своей душе и мыслях святость.

В XIII веке все эти поэтические романы, которые в истории литературы получили название «бретонского цикла», постепенно перекладываются на более удобоваримую прозу. Король Артур и его рыцари приобретают еще большую популярность среди читателей. Их подвиги обрастают все новыми подробностями, в них все детальнее описываются повседневный рыцарский быт и ратная жизнь доблестных воинов. Описания рыцарских добродетелей становятся назидательными.

В конце концов все это огромное количество сюжетов и версий, бродивших по средневековой Европе, было собрано и обработано в цикле из пяти романов, которые позже получили название «Вульгата» - популярное, всем доступное чтение.

Эти романы - «История Святого Грааля», «История Мерлина», «Книга о Ланселоте Озерном», «Поиск Святого Грааля» и «Смерть короля Артура» - объединялись уже не столько образом самого короля Артура, сколько образом самого доблестного и благородного из рыцарей - сэра Ланселота. Правда, присутствуют в них и все многочисленные персонажи, знакомые по всем прежним «артуровским» произведениям, а основным мотивом становятся именно поиски возвышенного, символом чего служит Святой Грааль.

Все эти мотивы вдохновили на создание примечательного произведения еще одного средневекового автора - англичанина Томаса Мэлори. Во второй половине XV века он написал роман «Смерть Артура». Для ее появления на свет, для нового возрождения давным-давно уже известной темы были свои веские причины.

К этому времени рыцарская культура уже уходила в прошлое, унося с собой и возвышенные рыцарские идеалы. Однако могло ли бесследно исчезнуть в сердцах людей восхищение мужеством, отвагой, доблестью, благородством? Разве уйдет когда-нибудь навсегда любовь, прекраснейшее из чувств, дарованное человеку?

Когда Мэлори задумывал свою книгу, в Англии шла жестокая междоусобная война за трон, которая вошла в историю под названием войны Алой и Белой Розы, символами соперничающих родов Ланкастеров и Йорков. В этой борьбе, длившейся долгие годы, пожалуй, уже и не вспоминали о рыцарском отношении к противнику, кодексе чести, великодушном и благородном поведении на поле боя. Обо всем этом и хотел напомнить своим современникам человек по имени Томас Мэлори, сам участник жестокой феодальной войны.

И вновь ожил перед читателями мир великодушного, благородного рыцарства с его подвигами во имя возвышенных идеалов и доброй славой отважных воинов. В образах короля Артура и его рыцарей Круглого стола собраны все идеальные черты рыцаря - огромная физическая сила, но вместе с тем учтивость, воспитанность, великодушное отношение к противнику - словом, все то, что сам Мэлори называл «вежеством». И, разумеется, отличает рыцарей Мэлори и особо благородное отношение к Прекрасным Дамам.

Нельзя не увидеть, что сам автор просто любуется своими героями, подвиги их вызывают у него восхищение; и поэтому другой наиболее частый эпитет в книге - это слово «дивный». «Дивно много народу полегло в схватке, - сообщает Мэлори читателю. - Дивно разрубил он рыцаря... дивно нанес он удар копьем...»

Как литературовед «реконструировал» древний роман

Однако вошел в книгу Томаса Мэлори составной частью и еще один великий сюжет рыцарской литературы - история любви Тристана и Изольды, прежде разрабатываемый многочисленными авторами совершенно независимо от «артуровского цикла».

Этот сюжет, также основанный на древних кельтских сказаниях, был настолько любим в Европе на протяжении трех веков, что имена Тристана и Изольды стали синонимами истинно любящих сердец. Нередко их давали в качестве личных имен, не смущаясь тем, что святых с такими именами Церковь не знает. Отдельные сцены из истории двух влюбленных множество раз воспроизводились на стенах в парадных залах замков и дворцов в виде фресок, на коврах, ларцах, кубках.

Впервые литературная обработка сюжета была сделана во Франции в XII веке в форме стихотворного романа. Этот первый роман вызвал огромное количество подражаний с добавлениями все новых и новых подробностей сначала на том же французском языке, а затем и на немецком, английском, итальянском, испанском, норвежском, чешском, польском, новогреческом... Но, к сожалению, до нашего времени, несмотря на такой успех романа среди современников, дошли лишь отрывки многочисленных обработок, а иные и совсем не сохранились. Погиб целиком и первый, древнейший роман о Тристане и Изольде.

И все-таки... существует в наши дни его полный прозаический вариант. В начале века роман «реконструировал» по сохранившимся отрывкам, по намекам на него в других произведениях, французский ученый-филолог Жозеф Бедье, проделав работу, сходную с работой палеонтолога, способного по одной кости восстановить весь облик исчезнувшего ископаемого животного, или археолога, восстанавливающего по нескольким черепкам характер целой ушедшей культуры.

Изольда Златоволосая и рыцарь Тристан

Хочется верить, что и в наш век поэтичная и трагическая история любви Тристана и Изольды способна тронуть многие сердца. Вот что происходит в древнем романе...

Подвиги рыцаря Эрека

Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского. После Овидия он взялся за собственные литературные опыты. Одним из первых был стихотворный роман о Тристане, но, к сожалению, он не дошел до нашего времени. Следующими стали романы о короле Артуре и его доблестных рыцарях - «Эрек и Энида», «Клижесе», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и, наконец, незаконченный «Персеваль».

По остроте мысли, живости воображения, проблематике, наконец, по литературному мастерству, Кретьена де Труа, бесспорно, надо считать одним из самых замечательных французских поэтов средневековья. Он способен в увлекательном сюжете задаться важными морально-философскими вопросами, злободневными для своего времени. Скажем, таким - совместима ли любовь с рыцарскими подвигами? Ответ на него и предлагается поискать в первом романе Кретьена де Труа «Эрек и Энеида». Может быть, и мы попробуем это сделать...

Эрек, сын короля Лака, рыцарь при дворе короля Артура, однажды встретил девушку редкой красоты по имени Энида, дочь бедного рыцаря, и без памяти влюбился в нее с первого взгляда. Он просит ее руки, и отец сразу же соглашается на этот брак. Узнав об этом, богатая кузина бедной Эниды хочет подарить ей роскошные платья, но Эрек объявляет, что свой наряд она получит только из рук самой королевы Гиньевры, и увозит девушку в бедном изношенном платье, сквозь дыры которого видна рубашка.

Весь двор короля Артура восхищен красотой Эниды. Вскоре после свадьбы умер король Лак, отец Эрека, и он увозит юную жену в свое королевство. Некоторое время супруги живут в полном счастье, но затем придворные начинают роптать - от чрезмерной любви к жене, с которой он не расстается, Эрек утратил силу и доблесть. Энида, до которой стали доходить эти толки, не решается пересказать их мужу, но однажды он застает ее плачущей и узнает наконец о причине ее страданий.

Впав в гнев, Эрек объявляет, что немедленно выезжает на подвиги. Но от обычных рыцарских походов этот будет отличаться тем, что впереди Эрека поедет Энида, которая при виде опасности ни в коем случае не должна предупреждать об этом мужа.

Эреку пришлось выдержать немало сражений - с разбойниками, другими странствующими рыцарями, причем, в нарушение запрета, Энида несколько раз заботливо сообщала ему о нависшей угрозе. Это привело к ссоре между мужем и женой, но однажды только преданность Эниды спасла Эреку жизнь. Когда израненный и лишившийся чувств Эрек лежал в замке одного графа, давшего ему приют, Энида узнала, что граф хочет убить мужа, чтобы сделать ее своей любовницей. Тогда она привела Эрека в чувство, усадила на коня и вывезла из замка. Заканчивается роман тем, что после множества испытаний, покрытый ранами, но торжествующий, доказав свою доблесть и примирившись с верной женой, Эрек возвращается домой, и счастливая, безмятежная семейная жизнь продолжается...

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

32. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА Имя «Геракл» означает «прославленный герой». Гераклу посвящено множество мифов - больше, чем любому другому персонажу греческой мифологии. Мифы о Геракле возникли в глубокой древности. О чрезвычайной популярности Геракла говорит то, что Гомер в своих

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Подвиги влюбленного юноши В состоянии влюбленности парни способны на многое. Иногда они совершают подвиги, чтобы завоевать сердце любимой девушки.? Он влезет на крышу дома, где живет его возлюбленная, и будет сыпать оттуда конфетти или конфеты.? Под окном любимой он

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как складывалась жизнь рыцаря Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была? Это зависело прежде всего от достатка, от количества земель и крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

2. Подвиги прусской конницы. Битвы при Гогенфридберге, Зооре, Гохкирхене, Праге, Россбахе, Лейтене и Цорндорфе Победа в битве при Гогенфридберге 4 июня 1745 г. была одержана преимущественно благодаря коннице. Цитен, переправившийся с конницей левого крыла вброд через

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

Как заставить героя совершать подвиги? Характер человека есть его демон. Гераклит Итак, вы нашли и описали своего героя изнутри и снаружи. Вы поняли, в чем его главные внутренние проблемы и внешние конфликты. Вы примерились, какой из 4 типов сюжетов ему подойдет, и теперь

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как складывалась жизнь рыцаря Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была?Это зависело прежде всего от достатка, от количества земель и крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Подвиги рыцаря Эрека Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

За что королева Гиньевра гневалась на рыцаря Ланселота Своеобразную «теорию» беззаветной рыцарской любви, способной на любые подвиги, Кретьен де Труа создал в романе «Ланселот, или Рыцарь телеги». Есть свидетельства, что поэт получил от Марии Шампанской, при дворе

Из книги Я познаю мир. Горы автора Супруненко Павел Павлович

Случайны ли подвиги? Среди задиристых собеседников в салуне всякие случались рассказчики. За выпивку и закуску они могли так разукрасить свои путешествия по Новому Свету, что слушатели уши развесят и рты раскроют. Можно, конечно, порассказать о козле, который жевал скалу,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Геркулесовы подвиги Легендарный древнеримский герой Геркулес (греч. - Геракл) в припадке безумия, которое наслала на него богиня Гера, убил своих детей. Раскаиваясь, Геракл обратился к Дельфийскому оракулу, прося назначить ему наказание, которое сможет искупить его

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

План интегрированного урока "В битвах за честь и славу" (Средневековое рыцарство: история и культура)

Формирование предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла. (На примере интегрированного урока по истории и литературе в 6 классе)

Учителя: Денисова Елена Радомировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Сядейская Юлия Андреевна, учитель истории и обществознания второй квалификационной категории

Тема урока: «…В битвах за честь и славу» (Средневековое рыцарство: история и культура)

Цель: - углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и литературе Средневековья

Задачи:

· формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)

· формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)

· формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов)

Пояснительная записка

Работая в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны, и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса (32 человека) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.

7. Вид урока: повторительно-обобщающий

8. Тип урока

По когнитивному типу: поисковый межпредметный

По оргдеятельностному типу: групповая работа

По коммуникативному типу: бинарный урок

9. Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:

Работа с наглядными пособиями

Мультимедийные проекты

- «каждый учит каждого»

Работа в малых группах

Элемент ролевой игры

Разрешение проблем («дерево решений»)

10. Виды ключевых компетенций:

Информационно-коммуникативная

Учебно-познавательная

Общекультурная

Ценностно-смысловая

11. Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:

Рефлексия чувств (на уроке)

Рефлексия, связанная с выяснением ценностей (домашнее задание)

Д/З: Оцени данные аспекты урока по пятибалльной шкале


13. Оборудование:

· мультимедийное сопровождение

· раздаточный материал (листы помощи)

14. Оформление доски: средневековые гербы, плакат-сюрприз

Ход урока

1. Организационный момент:

· тема урока

· цели, задачи урока

· объяснение хода урока

2. Повторение изученного материала (вопросы классу):

· Что такое баллада?

· В творчестве каких русских поэтов девятнадцатого столетия жанр баллады получил своё развитие?

· Что такое «сословие»?

· На какие сословия было разделено средневековое общество?

3. Сообщения учащихся:

Ø Группа Историков (8 человек)

В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель – вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится зарождение рыцарства.

Обычно младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр» .Это слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец».

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копье. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копье - победу правды над ложью. Таков был обряд посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.

Когда рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой – вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек». Феодал и рыцарь приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком».

Рыцарские традиции складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Очень часто рыцарские «подвиги» приносили горе, разорение, поругание и позор многим людям.

Для того, чтобы во время сражения узнать своих, стали использовать отличительные знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французской знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы.

Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек (aumosniere - где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо знатной дамы.

Подготавливаются обе враждебные стороны

Одновременно с турниром рыцарским, конечно, будет происходить турнир другого рода: кто кого перещеголяет нарядами? Жены, сестры, невесты - все они стремятся туда же, на благословенный турнир. Между разноцветными палатками снуют оруженосцы. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, на которой должен будет происходить турнир, представляет обширное продолговатое пространство, длина его на 1/4 больше ширины. По одной стороне этого пространства устроены деревянные места для дам, знатных зрителей и судей. По этой же стороне устроена эстрада для музыкантов, которые будут приветствовать победителей музыкой. Остальные стороны арены огорожены двумя параллельными деревянными барьерами. Проход между последними назначается для лиц, следящих за порядком, а за внешним барьером собирается народ.

Существовал закон, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь, отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность, предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди, которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать желающим необходимые объяснения.

В каждой европейской стране рыцарство имело свои отличительные черты, ведь помимо доспехов использовались и разнообразные элементы декора.

Во Франции рыцаря называли шевалье, в переводе с французского «всадник». Французские рыцари использовали в своей амуниции многочисленные украшения, такие как: разноцветные перья, утонченность, плавность линий. Шевалье любили выглядеть модно, изысканно.

В Испании рыцаря называли кабальерос, в переводе испанского «всадник». Они любили яркость красок, насыщенность цвета. Но также кабальерос использовали большое количество порой ненужных элементов, которые мешали мобильности рыцаря.

В Германии рыцаря звали риттером, в переводе с немецкого «всадник».Для немецких рыцарей, в отличие от французских и испанских, характерны сдержанность, простота цвета и линий, минимум элементов декора.

Появление рыцарства стало исторической необходимостью: защита земель, своих подданных. Однако рыцарство внесло и огромный вклад в сокровищницу европейской культуры.

Ø Группа Культурологов (8 человек)

Культура средневековья: Культура Западной Европы эпохи Средневековья развивалась под влиянием 2х факторов. Во-первых, на культуру влияло христианство. Церковь помогала духовному объединению народов. Во-вторых, Средневековье восприняло от античности некоторые приемы строительства храмов, создания мозаики, фрески, книжной миниатюры. В результате слияния этих 2х направлений искусство Средневековья приняло яркую, самобытную форму.

Архитектура, скульптура. Средневековая архитектура развивалась очень быстрыми темпами. Время унесло с собой многие архитектурные памятники. До наших дней сохранились только здания религиозного культа. В X-XII вв архитектура находилась под влиянием романского зодчества (от латинского romanus – «римский»). Таким образом, этот стиль был позаимствован из эпохи Священной Римской империи.

Характерными чертами романского стиля являются:

· Здания огромные по размерам (чтобы вместить наибольшее число людей, желающих принять участие в богослужениях)

· Это были здания, целиком выстроенные из камня

· Массивные толстые стены, круглые опоры, гладкие поверхности

· Использовали рельефы, их помещали над входами

· Настенные росписи – библейские сюжеты. Изображения плоскостные, необъемные

В XIII-XV вв романский стиль сменился готическим (от итальянского gotico – «готический», по названию германского племени готов)

Ø Готический собор легок, устремлен ввысь

Ø Внутри в качестве опоры стали использовать арки, придающие ощущение полета

Ø Витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Витраж помещали в проем окна, благодаря чему в храме было много света

Ø Внутри и снаружи собор украшало множество статуй, рельефов

Ø Рельеф – скульптурное, выпуклое или углубленное, изображение

Ø В результате пространство собора создавало образ небесного мира, воплощения мечты о чуде

Музыка: Средневековая музыка имела древние христианские корни. Первыми музыкальными произведениями были молитвенные песнопения. В XI веке произошло отделение светской музыки от церковной.

Можно выделить 2 вида музыкальных инструментов:

ü Щипковые (струнные) – виела, лютня

ü Духовые – труба, флейта, рога

Также выделяют различные темпы в средневековой музыке. Темп называли ЛАДОМ:

v Дорийский – подвижный, ловкий

v Гиподорийский – жалобный, плачевный

v Фригийский – стремительный, возбужденный

До наших дней дошли:

v Золийский (мы его знаем как минорный)

v Ионийский (мажорный)

Культ Прекрасной Дамы: Как уже говорили, на средневековую культуру оказало влияние христианство. Одним из христианских культов был культ Девы Марии, которой поклонялись все верующие. Постепенно представление о Деве Марии усложняется, и образ Девы Марии сменяется образом Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это чаще всего чужая жена, ставшая для рыцаря образом его духовной любви.

Появляется понятие «куртуазная любовь», оно встречается в конце XI века в поэзии трубадуров Франции. Слово «куртуазность» произошло от английского courtly love - «концепция любви». Концепция – система взглядов по определенному вопросу. Итак, куртуазность – порядок отношений между рыцарем и его Дамой. Эти отношения сравнивались с отношениями между вассалом и его господином. Дама – господин и, соответственно, служащий ей рыцарь – вассал.

Рыцарь посвящал своей Даме подвиги на турнирах и на поле брани. Он должен был проявлять изысканные манеры и высокие нравственные качества: великодушие, смелость, отвагу, мужество, доблесть, верность, благородство, щедрость.

Культура эпохи Средневековья лаконична, проста, торжественна. Для того чтобы кратко передать специфику этой культуры, достаточно сказать – «строгая красота».

Ø Группа Литературоведов (8 человек)

Баллада – излюбленный жанр Средневековья, зародившийся в эпоху рыцарей и прекрасных дам. Баллада – повествовательная, эпическая песня. Её сюжетность подчёркивается отсутствием описания внешности и чувств героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему. Рассказ строго объективен.

Баллады Германии

В Германии в XII в. французское слово ballade, итальянское
ballata означало небольшое лирическое стихотворение, состоящее чаще всего из восьми - двенадцати строф с припевом (рефреном), содержащее любовную жалобу. Германские баллады (народные и литературные) подразделялись так:

· Героические

· Легендарные

· Исторические

· Рыцарские

· Сказочные

Исполняли баллады в Германии рыцари-миннезингеры
(нем. Minnesinger, от Minne – любовь, Singer – певец; певец любви). В Средние века в Германии миннезингерами назывались поэты-певецы, авторы-исполнители рыцарской лирики. Песни миннезингеры исполняли в сопровождении струнных инструментов. Стихи миннезингеров, воспевавшие культ «прекрасной дамы», носили изысканный характер. Расцвет миннезанга относится к 12-13 вв. Миннезингеры - служилые рыцари, побывавшие при дворах разных немецких сеньоров. В своем творчестве они отражали жизнь и настроения различных сословий, переходя от рифмованной легенды к высокому слогу рыцарской лирики. Миннезингеры гордились своим происхождением, своей рыцарской жизнью и придавали последней гораздо больше значения, чем своим поэмам и песням любви: «Мое призвание - рыцарство; пусть сохранилось бы мое мужество; а кто меня любит за пенье, тот, думается мне, плохо знает меня». Вечные странники, не имеющие своего крова, миннезингеры зарабатывали себе на жизнь своим мечом и балладами, сочиненными на заказ. Свои песни миннезингеры называли «Leiche»(лейты)- песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе. В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность рыцаря - поэта, воспевавшего счастливую или несчастную любовь.

Манесский кодекс - наиболее известный средневековый песенник на немецком языке - хранится в библиотеке Гейдельбергского университета. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и баллад и источником сведений об искусстве миннезанга.

В средние века в немецких землях существовало противостояние между рыцарским миннезангом и деревенским мейстерзангом – народной балладой, выражающееся в жестоком пародировании народом рыцарских баллад, романов и самого рыцарского образа жизни с его пирами, турнирами, охотой.

Для немецкой народной баллады характерен мрачный сюжет и трагический финал, что является отражением жизни народа эпохи средневековья. В книге Фрица Куршмана о голоде в средние века «Hungersote im Mittelatt» собраны сотни текстов из хроник. В них разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками.

Баллады Англии и Шотландии

Установить точно дату зарождения англо-шотландской баллады как жанра народного творчества трудно. Самая ранняя английская баллада, дошедшая до нас - баллада об Иуде - датируется XIII веком. В XIV столетии существовали "баллады" в прямом смысле этого слова как в Шотландии, так и в Англии. Во второй половине этого столетия баллады различных типов и различного происхождения пользовались в Англии и Шотландии значительным распространением. В XV столетии развитие этой формы продолжалось, и она достигла настоящего расцвета.

Английские и шотландские баллады также имеют свою классификацию:

· Разбойничьи («Деяния Робин Гуда»)

· Лирико-драматические («Прекрасная Анни из Лох-Роян», «Клятва верности», «Баллада о любви»)

· Исторические («Охота и Чивиотских холмов», «О битве при Оттер битве при Оттенберге"ов"меют свою классификацию: «О битве при Дерхеме»

· Фантастические («Томас Рифмаг», «Баллада о двух сёстрах»

· Бытовые («Баллада о мельнике и его жене», «Старуха, дверь закрой»)

Авторами баллад были крестьяне, ремесленники, бродячие торговцы, а исполнителями - певцы из народа, иногда профессиональные певцы-менестрели, сопровождавшие исполнение баллады игрой на музыкальных инструментах. Наиболее благородными и возвышенными считались медные духовые инструменты: трубы, рога, свирели, флейта, волынка. Соеди дворян процветала также игра на арфе и лютне. Более простонародными были струнные инструменты – предшественники современной скрипки: фидель, ребек и рабаб.

Первые собрания баллад, вызвавшие общеевропейский интерес к этому жанру, были английскими. Это, во-первых, известное собрание старинных баллад и песен Томаса Перси (1765-1794 годы) и, во-вторых, собрание шотландских баллад Вальтера Скотта (1802-1803 годы), за которыми последовал ряд других изданий.

Баллады Франции

Во Франции баллада возникла в конце XIII века. В Средневековье во Франции балладой называли песню с рефреном, которая сопровождалась танцем и была распространена в Провансе. Провансальская баллада имела вполне определенную тематику: в ней восхвалялись весна и любовь, прекрасные девы, подвиги рыцарей.

На юге Франции первые баллады возникли как песенные формы. Балладу именно пели. По современным понятиям это была бы авторская песня с припевом (рефреном). Изначально баллада состояла из трех или больше строф со свободным порядком рифм, только концевые рифмы каждой строки были общими, образуя рефрен.

Баллады исполнялись трубадурами. Трубадуры – (от провансальского trobar - «находить», изобретать»), средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обычно трубадуры были и певцами-исполнителями своих произведений. Творчество трубадуров развивалось главным образом в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, и даже в Италии и Испании.

Немало провансальских поэтов побывало в Испании, в Италии, в Северной Франции, даже в Англию, литературным языком которой после завоевания норманнов стал французский. Поэзия трубадуров оказала также значительное влияние на развитие миннезанга. Все это свидетельствует о том, что баллады пользовалась в Средние века европейской славой.

Многие трубадуры были феодалами: среди 350 трубадуров насчитывается 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие феодалы, обладающие замками и вооруженными отрядами.

Были в рядах трубадуров и церковники. Все они воспевали подвиги рыцарей, сражающихся со злом.

Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов.

При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский. Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского составила на основе первого сборника Сенешаля Жана д Э «Книга ста баллад».

Авторская баллада получила во Франции дальнейшее развитие. Например, баллады Лафонтена отличалась простотой и остроумием. Увы, уже в глазах Буало, а затем и Мольера баллада стала чем-то устарелым и скучным. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем баллада вновь вернёт себе популярность.

Историкам – по культуре и литературе

Культурологам – по истории и литературе

Литературоведам – по истории и культуре

4. Интеллектуальный турнир:

Каждой группе задаются по 6 вопросов от двух других. Закрыта картина с изображением короля Артура с волшебным мечом Экскалибуром. (