Презентация на тему материальная культура казахского народа. Культура и традиции казахского народа в Астраханском крае

группа:ВТиПОиТ 122K

Международный университет информационных технологии

Слайд 2

1. Главные культурные ценности казахов

2. Киизуй - казахская юрта.

3. Степные зергеры (ювелиры)

4. Национальная одежда казахов

5. Национальная кухня

6. Национальные игры

7. «САЛТ» и «ЖОРА-ЖОСЫН»

Заключение

Слайд 3

Главные культурные ценности казахов

Уважение к старшим.

Миролюбие и терпимость

Открытость к общению

Гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром

Слайд 5

Степные зергеры (ювелиры)

Предпочитают работать с благородным белым серебром.

Вам наверняка понравятся казахские серьги в виде колокольчиков, полумесяцев, со множеством подвесок, оригинальные браслеты-блезики и традиционные комплекты из трех перстней.

Слайд 6

Женский костюм

Национальная одежда казахов

  • Мужской кастюм
  • Слайд 7

    Национальная кухня

    Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из молока: айран, кумыс, шубат.

    Слайд 8

    Музыка и музыкальные инструменты. - двухструнной домбры - смычковый инструмент кобыз.

    Казахи высоко ценят искусство красноречия и почитают своих акынов – поэтов-импровизаторов, выступающих на публичных состязаниях (айтысах) под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов

    Слайд 9

    Национальные игры – непременный атрибут праздника. - казакшакурес- байга - кокпар- кыз-куу- алты бакан

    Слайд 10

    Казакшакурес

    Казакшакурес (борьба по казахски) вид спортивной борьбы у казахского народа. Казакшакуресявляется одним из древних видов спорта у казахов. Соревнования по казакшакурес проводятся на праздниках и торжествах.

    Слайд 11

    «САЛТ» и «ЖОРА-ЖОСЫН»

    Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын

    Слайд 12

    Обычаи и традиции казахов

    Традиции и обычаи казахского народа не подвергались в течении столетий особым изменениям, что и позволило им сохраниться в нетронутом виде до наших дней.

    «Духовная культура казахов в XV-XVIII вв.»


    Жырау

    • Доспанбет жырау
    • Жиембет жырау
    • Актамберды жырау Сарыулы
    • Умбетей Тулеулы
    • Бухар жырау Калкаманулы
    • Маргаска жырау

    • Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..
    • XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

    Жырау

    XV - XVIII вв. - время расцвета казахской литературы -известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау -размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками


    • Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был . Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

    Доспанбет жырау

    1490-1523 гг

    Доспамбет - один из представителей старинной казахской литературы, воспеватель военных походов. Доспамбет-жырау жил в эпоху формирования казахского народа как нации.

    Доспамбет-жырау участвовал в свое время во многих военных походах, битвах, происходивших между Крымским, Ногайским и Казанским ханствами.

    Поэтическое наследие Доспамбета-жырау безвозвратно утеряно. Сохранившиеся в устном народном творчестве, в отдельных рукописях некоторые его сочинения вошли в начале XIX в. в различного рода литературные сборники.

    Из песен-сказаний Доспамбета-жырау можно судить о мыслях, о жизненных целях и надеждах, духовном мире, моральных принципах и мировоззрении автора произведений.

    В 1523 г. во время Астраханского похода отряд разведчиков, возглавляемый Доспамбетом-жырау, попадает в засаду, в результате чего поэт-сказитель получает тяжелое ранение и погибает.

    Жиембет жырау

    Жиембет Бортогашулы (годы рождения и смерти неизвестны), живший в конце XVI и в первой половине XVII века, казахский поэт-сказитель. Был главой племени алшын.

    Жиембет жырау играл заметную роль во внутренних и внешних делах жизни казахского народа. При Есим хане Жиембет жырау был бием и полководцем-батыром Младшего жуза. В 1620–1627 годах он участвовал в походах против калмыков, отличившись личным героизмом и незаурядными организаторскими способностями.

    Жиембет жырау - одна из ярких личностей казахской истории, он стал подлинно народным вождем. В войне против ойратов в 1620 году он возглавил войско Млодшего жуза и сыграл большую роль в победе казахов.

    В 1628 году Жиембет жырау проявил неутомимую энергию в деле сохранения единства народа. Вместе с Есим ханом он утихомирил бунт, поднятый ханом Турсыном, хотевшим выйти из состава казахского ханства и править самостоятельно. Впоследствии Есим хан, опасаясь влияния, которое имел Жиембет на Младший жуз, сослал его вместе с братом Жолымбетом на безлюдный остров. Похоже, что Жиембет жырау был гордый человек, неробкого десятка, не боявшийся немилости хана. Отправляясь в ссылку на неизвестный остров, он не побоялся высказать в лицо Есим хану все, что он о нем думает: «Отважный Есим-великан. Ты упиваешься славой. Обуздай свою гордыню - мой тебе совет!» По одним сведениям, Жиембет жырау умер в ссылке. По другим - он вернулся в родные края после смерти Есим хана. Но после смерти Есим хана в 1643 году о Жиембете жырау нет никаких сведений.


    Актамберды жырау Сарыулы

    Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семи­палатинской области, в местности Журек Жота


    Умбетей Тулеулы

    Будучи участником борьбы казахов против джунгарского нашествия, Умбетей жырау в своей поэзии исторически точно отразил события того времени. Историческая достоверность и высокий художественный уровень его произведений отражены в жоктау (плаче) по погибшему батыру Богенбаю из рода канжигали и естирту (траурная весть) об этом хану Аблаю. В жоктау он воспевает народного батыра, отличившегося своей храбростью в борьбе против джунгар, а в естирту - убеждает Аблая в том, что ханская власть держится именно на таких батырах.


    Бухар жырау Калкаманулы

    Бухар Жырау Калкаманов (1693-1787), казахский поэт. Был певцом и советником хана Аблая. Песни и стихи сохранились в устной передаче. Основные темы - создание крупного ханства, объединение казахских племён (стихотворения: "Благопожелание", "Аблай"). Поэт говорит о необходимости мира с Россией, о перекочёвке на свободные земли (стихотворение "При хане Аблае"). Многие песни носят наставительно-дидактический характер.


    • Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Во время войны в Мангытском Иурте между Жусупом и Смаилом Шалкииз встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалкииза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

    • 1705 - 1780 гг.
    • Татикара - казахский акын, жырау, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Родился в 1705 году в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, умер в 1780 году.
    • Долгое время Татикара жил в ханской ставке и был советником Абылай хана. Он участвовал в походах батыров Олжабая, Богембая против джунгар в качестве рядового воина. Сочинял сказания в стихах, где воспевал их мужество, героизм, призывал воинов к выдержке. Татикара прославился своими стихами, посвященными защите родной земли, воинской доблести.
    • Имя Татикара стало широко известно после его пламенных стихов, повествующих о войне между циньскими завоевателями и воинами Абылай хана в 1756 году («Головка камыша мелкая, а корень в логу», «Сундучный живот, широкий желудок» и другие). Иногда Татикара критиковал слабые стороны Абылай хана и даже обвинял его. В сказании «Вчера у застойной воды» он призывает народ к борьбе: «Подстригайте хвосты коням. Садитесь на них с именем Аллаха на устах. Растащите богатство хана!»
    • В преклонном возрасте положение Татикары ухудшилось, он жил в нищете. Однако акын не преклонялся перед трудностями. Этому свидетельствует стих «Здравствуйте, господа хорошие!», произнесенный перед биями, которые посетили его.

    Маргаска жырау

    Маргаска (годы рождения и смерти неизвестны) - казахский акын, поэт-сказитель, батыр. Жил в первой половине XVII века при правлении Есим хана.

    О его жизни сохранилось очень мало сведений, известно, что он был батыром, одним из предводителей войска Есим хана, участвовал в битвах и походах, воспевал героизм и мужество воинов. Создавая песни, посвященные походам, продолжал и развивал традиции древнего песенного жанра. Из множества произведений акына-импровизатора до наших дней дошли лишь несколько.

    В 1627 году он участвовал в подавлении мятежа, поднятого в Ташкенте Турсын ханом против хана Есима. В своем произведении «Эй, хан Турсын, правитель катаганов» он обвиняет правителя Ташкента в вероломном нападении на казахский аул, истреблении безвинных людей. Рожденное в военное время и наполненное историческими данными, «Сказание хану Катаган Турсыну» говорит нам о том, что автор был пылким поэтом-сказителем, в совершенстве владевшим поэтическим мастерством, ярко и красноречиво описывавшем события тех лет.. Маргаска жырау является одним из прародителей исторического песенного жанра в казахской литературе. Есть предположения, что ему принадлежит авторство сказания «Еңсегей бойлы ер Есім» («Большой батыр Есим») о жизни и героических свершениях, военных походах легендарного хана Есима, состоящее из семи тысяч поэтических строк.


    • Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.
    • Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

    – вариант 1. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию? А IV-V вв. B XIX-XX вв. C XVI-XVII вв. 2. Значительная роль в распространении суфизма - ответвления исламской религии - принадлежит А Айтеке бию В Ходжа Ахмеду Йасауи С Жангир хану 3. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи? А ичиги В саптама С шокайма 4. Из кобыльего молока казахи готовили А курт В шубат С кумыс 5. Одним из изысканных лакомств казахов считался А жент В суп С коже

    1 – вариант 1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века? А. два вида В. три вида С. четыре вида 2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались А. кусбеги В. акыны С. Куйши 3. коням усобших по обчаю А выжигали тавро В отрезали гриву С отрезали хвосты 4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась А на севере Казахстана В на юге Казахстана С в центральном Казахстане 5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города А Караганда, Баласагун, Сарайчик В Сарай-берке, Омбы, Кокшетау С Сыгнак, Сауран, Туркестан

    Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной. Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной.



    Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение еще и тамги («танба»)гербы-метки для скота и имущества. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных. Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение еще и тамги («танба»)гербы-метки для скота и имущества. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных.


    В настоящее время восстанавливаются и развиваются лучшие традиции казахского народа как в общеэтническом, так и в региональном- астраханском, нижневолжском вариантах. Этим занимается областное общество казахской национальной культуры «Жолдастык». Освещаются эти вопросы в областной газете на казахском языке « Ак арна» («Чистый родник»). Проводятся Дни казахской культуры в области, посвященные памяти выдающегося деятеля народного искусства, нашей землячки Дины Нурпеисовой и похороненного в Алтынжаре её учителя, великого Курмангазы Сагырбаева.


    В декабре 1993 года администрации Астраханской области была присуждена первая премия мира и согласия, учрежденная Президентом Республики Казахстан. Это несомненно служит признанием добрых взаимоотношений между национальностями в регионе, позитивного сотрудничества всего многонационального населения области.









    Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле


    Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом он кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Жилищем казахов в юрта, зимой - не особенно больших размеров «мазанка» с плоской крышей.


    Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты.. Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты..




    Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.


    Обряд укладывания младенца в колыбель бесик- той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндик шеше» пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.


    В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акы (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кэде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья


    Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "каргы бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.



    В нашей области разных народов не счесть. Не надо пророком быть, все это знают: Мы дружно жить почитаем за честь Уваженье к культуре любой в этом нам помогает! В нашей области разных народов не счесть. Не надо пророком быть, все это знают: Мы дружно жить почитаем за честь Уваженье к культуре любой в этом нам помогает!

    36 урок. ИК 8 класс. Дата___21.01.15___________

    Тема: Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине XIX века

    ТЦУ:

      углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;

      Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи;

      уметь образно описывать хозяйство, быт и культура казахского народа;

      воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.

    Тип урока: урок-путешествие (изучение новой темы)

    ФОПД: Индивидуальные, работа в группах

    Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.

    Оборудование: карта Казахстана, ИД, презентация по теме, выставка книг по теме.

    Ход урока:

      Позитивный настрой на урок.

      Введение в тему.

    Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-путешествие в 19 век.

    Какова тема нашего урока? - Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине ХIХ века.

    К какой цели мы должны стремиться? – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода.

    На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

      Изучение темы (с использованием презентации)

    Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия.

    Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы в том числе и материальной.

    Остановка первая . Казахский аул.

    Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
    И выпорхнет вот- вот голубка из него,
    чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
    Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
    Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
    Родную степь, аул и Казыгурт- гору.
    Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
    И юноша-поэт поёт ей под домбру.

    /Есенгали Раушанов/

    Слайд – Аул- небольшое поселение, численность хозяйств примерно 5-20, средняя численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аулом управлял старейшина, бий или уважаемый аксакал. Как правило, аул носил название имени известного родоправителя или местности (урочища). В степи аул при кочёвке старались расположить ближе к зарослям кустарников или лесным массивам как источникам топлива. При выборе мест поселения учитывали наличие водных источников – рек. Озёр.

    ??? – Почему казахи жили аулами?

    Каково количество хозяйств и жителей аула?

    Кто управлял аулом?

    Что служило основанием (критерием) для определения места расположения аула?

    Как выдумаете, какую роль играл аул в жизни казахского общества.

    Работа в группах, составление кластеров

    1.Жилища казахов.

    2. Скотоводство.

    3. Земледелие.

    4. Промыслы

    Защита кластеров.

      Закрепление

      основной вид хозяйства казахов (кочевое скотоводство)

      традиционный очаг земледелия (Южный Казахстан и Семиречье)

      неполивное земледелие называется по-другому (богарное)

      святым покровителем казахских земледельцев считался? (Дихан-баба)

      Тип хозяйства при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей? (натуральное хозяйство)

      войлочный ковер с цветным узором (текемет)

      древних ювелиров в Казахстане называли (зергеры)

      Что такое «белагаш»? (остов седла или «спина»)

      крытые кошмой и войлоком повозки у саков называли (дома на колесах, куйме)

      назовите все основные части деревянного остова юрты (кереге, уыки, шанырак)

      как известно свадебным головным убором казахов является «саукеле», а как называется покрывало закрывающее лицо невесты и после свадьбы в виде платка спускался назад? (желек)

      из молока кобыл и верблюдиц изготавливали кумыс и шубат, как называлась посуда куда разливали эти напитки (тегене)

    Игра “Верю-не верю”

    Учитель зачитывает фразы, а учащиеся поднимают руку, если согласны. Если не согласны, руки не поднимают.

    Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

    Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

    Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

    Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

    Тебеневать – значит кочевать (-).

    Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

      Домашнее задание – прочитать параграф 25, подготовит презентацию по своей теме, индивидуально – презентация по теме «Национальная одежда», «Национальная кухня»