Деепричастие несовершенного вида есть в предложении. Все о деепричастии


Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (я): говорят: говор + я = говоря, учат: уч + а = уча, радуются: раду + я + сь = радуясь.
Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие глаголы:
  1. если основа состоит из одних согласных: трут, жмут, ткут, лгут, шьют, пьют, льют (исключение мчатся - мчась);
  2. если основа оканчивается на заднеязычные г, к: бегут, берегут, стригут, пекут, секут и т. д.;
  3. если основа настоящего времени оканчивается на шипящий, а неопределенная форма на з, с, cm, х: вяжут - вязать, мажут - мазать, тешут - тесать, пишут - писать, пляшут - плясать, хлещут - хлестать, свищут - свистать, пашут - пахать;
  4. если основа с суффиксом -ну-: пахнут, мерзнут, сохнут;
  5. не образуются деепричастия и от глаголов ехать, драть, лезть, петь, хотеть.
Глагол быть образует деепричастие с помощью суффикса -учи-: будучи.
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в- (после гласного), -вши- (после гласного), -ши- (после согласного): прочитать: прочита + в = прочитав; исчезнуть: исчезну + вши = исчезнувши.
Возвратные формы деепричастий образуются только с помощью суффиксов -вши-, -ши-: обнявшись, побоявшись, погнавшись, запершись. Суффикс -в- не используется.
От небольшой группы глаголов с основой на согласные и на -ить деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а- (-я-), который присоединяется к основе простого будущего времени: прочтут - прочтя (сов. в.), увидят - увидя (сов. в.), простятся - простясь (сов. в.).
У таких деепричастий, как правило, имеются параллельные образования с типичными суффиксами деепричастий совершенного вида: -в-, -вши-, -ши-: увидят - увидя, увидев; простятся - простясь, простившись. Эти деепричастия называются двувидовыми.
Образование деепричастий

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ СОВЕРШЕННОГО ВИДА От ряда глаголов возможно двоякое образование деепричастий: увидеть – увидев – увидя прочесть – прочитав – прочтя настроиться – настроившись - настроясь. Деепричастия совершенного вида. Образуются от глагола совершенного вида прошедшего времени при помощи суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -л заменяется суффиксом -в или -вши написа-л - написа+в оторва-л-ся - оторва+вши-сь 2.К основе на согласную прибавляется суффикс -ши принес - принес+ши.

Слайд 20 из презентации «Русский язык в таблицах» . Размер архива с презентацией 699 КБ.

Русский язык 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Слова-деепричастия» - Деепричастие. Молодые березки. Промчался дождь. Лексическая работа. Лес. Ветер. Пословицы. Пейзажи Е. Волкова. Что-то шепчет камыш. Лес зеленый. Тихо вечер догорает. Огромная туча. Лексическое значение. Темно-синий свет. Вечер догорает, горы золотя. Воспоминания о Волкове. Октябрь. Художник. Осень. Аргументы. Озимь. Крепыши-маслята. Немного погодя. Камыш.

«Употребление союзов в предложениях» - Применение знаний. Синтаксическая разминка. Диагностика усвоения. Как вы себя чувствуете. Пришла весна. Закрепительные упражнения. Пирует Петр. Стихотворение по алгоритму. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Что я знаю. Исследование языкового материала.

«Предлоги в русском» - Самопроверка. Правописание производных предлогов, образованных от существительных. Правило- помощник. Захочешь увидеть в продолжении книги. Предлоги выражают различные отношения. На вершине сосны пристроился дятел. Запиши в словарик. Непроизводные и производные предлоги. Запомни. Русский язык в умелых руках и в опытных устах. Наблюдение над текстом. Тренировочное упражнение. (В) течении(е, и). Проверь себя.

«Урок русской словесности» - Выразительность. Препятствия. Добрая женщина. Прилагательное. Женщины. Эпиграф. Ф.С. Рокотов. Урок русской словесности. Розы. Морозы. Вопросы. Столовая ложка. Подлежащее. Морфологический разбор. Афоризмы. Имена прилагательные. Леонардо да винчи.

«Модальные частицы» - Приведите примеры предложений с модальными частицами. Включите в предложения подходящие по смыслу частицы. Составьте предложения с частицами, имеющими разное значение. Что за уха! Прекрасное время. Даже, же, ли. Почти, всё-таки, только. Осталась я – часть речи и частица, Встречаюсь вам почти на всех страницах. Разве, неужели, ни. Огни горят лишь на мосту. Проверь себя. Теперь ли нам дремать в покое?

«Слова-причастия» - Виды причастий. Суффиксы страдательных причастий. Понятие о причастии. Гласные. Склонение причастий. Причастие. Гласные в суффиксах. Страдательные причастия. Гласные в суффиксах страдательных причастий. Морфологический разбор причастия. Надо отличить причастие от прилагательных. Суффиксы действительных причастий. Слитное и раздельное написание. Краткое причастие. Признаки причастий. Буквы. Причастный оборот.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я– ). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в , –вши–, ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши (съ) и –ши (сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь ) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь - истекши, принести - принесши, влезть - влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я– ) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в , –вши– , –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я– ) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

Балова ться - балу ясь. Клевета ть - клевеща . Нача ть - начав . Отня ть - отняв . Ржаве ть - ржавея . Отречь ся - отрёкши сь. Поня ть - поняв . Приня ть - приняв . Щебета ть - щебеча . Щекота ть - щекоча . Черпа ть - черпая . Подня ть - подняв .

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида «.

Алматинская область

Каратальский район

КГУ «Средняя школа имени Лермонтова»

Липаева Елена Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе

с применением системы критериального оценивания для повышения качества обучения.

Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида, формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
Тип урока : комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ : доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Верите ли мне», карточки для исследовательской работы)

ХОД УРОКА:

    Настрой на урок:

Добрый день. Вы видите, у нас сегодня необычный урок. Здесь присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлены и собраны. Думаю, что вы, как всегда будете сегодня внимательны и покажете себя только с лучшей стороны

I . Стадия вызова.

1Притча Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

Назови, что ты выбираешь из них.

Ложку, - ответил юноша.

Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы?

2Загадка.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!(слайд1)

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;

Я по значению похоже на глагол.

О какой части речи загадка? Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Сегодня на уроке продолжим восхождение в горы по теме «Деепричастия ». У каждого есть лист контроля, куда будете заносить свои результаты покорения высоты.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт.

3Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»

Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-».

Оценивание работы по критериям:0-1 ошибка – «5 » 2 ошибки – «4 » 3-4 ошибки – «3 » Больше 5 ошибок – »2 « (слайд2)

1Деепричастие – это служебная часть речи.

2Деепричастие обозначает добавочное действие.

3Деепричастие образуется от глагола.

4Деепричастие – неизменяемая часть речи.

5Деепричастие изменяется по лицам и временам.

6Деепричастие в предложении является определением.

7Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.

8Деепричастие на письме выделяется запятыми 9Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются

10 Деепричастие в предложении является обстоятельством.

Проверим ваш багаж знаний(слайд3)

Игра «Верите ли вы?»

№1- №2+ №3+ №4+ №5-

№6- №7+ №8+ №9+ №10+

Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки.

Какое задание вызвало затруднение? О чем это говорит?

Так кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Слайд4)

Сформулируйте цель урока. (Слайд 4)

Познакомиться с образованием….

Развивать умение правильно …… и ……..

Для чего и где пригодится эта тема?

Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?

II . Стадия осмысления

Изучение нового материала.

1Самостоятельная работа.Штурмуем 2высоту.

Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. (Слайд5) .Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.

глагол несов.вида (что делают?) дееприч. несов.вида (что делая?)

глагол сов.вида (что сделать?) дееприч. сов.вида (что сделав)

Кричат, нарисовать, замирают, замереть

У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс. Сделаем выводы и составим опорную таблицу.

2Составление кластера (работа в парах с научными текстами)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия

Основа глагола

Суффиксы

Примеры

несовершенного вида

настоящего времени

дышат - дыша

смотрят - смотря

Учи, -ючи } (редко)

будут - будучи, играют - играючи

совершенного вида

инфинитива

сделать - сделав

подняться - поднявшись

принести - принесши

! От некоторых глаголов деепричастия не образуются. Например: беречь, тереть [жечь, вить, пахать, стеречь, мазать, жать, бить, вязать, а чь, лить, мять

А теперь откройте учебники на стр.103,105 и сравните наши выводы и выводы учебника.

3 Внутренний и внешний круг.Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

4Физминутка Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем поработать нужно.

5. Закрепление изученного материала.

Из слов физминутки выпишите деепричастия, определите их вид, объясните, как он образовались.

Поставьте оценки в листе контроля 8деепричастий – «5 » 6-7 – «4 » 5 – «3 » меньшее 5 – »2 « (слайд7)

Работа по учебнику упражнение224 стр104

III Стадия размышления.

Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Эти свойства широко используют поэты и писатели в своих произведениях.

Использование деепричастий помогает поэту создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы.
Поэтому их очень часто используют в поэтических и прозаических текстах. Предлагаю в этом убедиться.

Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)

Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:

-Вставьте пропущенные дееприча стия, определите их вид.

-Выполните их словообразовательный анализ.

-Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания.

Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка, напишите об этом небольшое рассуждение.(слайд 8)

1.Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится":
Взбесилась ведьма злая
И, снегу …,
Пустилась, …,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы … и …,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":

Зима!.. Крестьянин, …,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег …,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина "Отговорила роща золотая":

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально ….
Уж не жалеют больше ни о ком…

Слова для справок: почуя, торжествуя, пролетая, резвяся, играя, захватя, убегая

Взаи мопроверка. . Оценивание работы по критериям:

0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»

Записать в лист контроля результат (поставить оценку).

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустилась, убегая,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

Работа с сигнальными карточками

Зеленый цвет – есть такое деепричастие; красный – такого слова не существует.

Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читаючи, ненавидючи, пия, зная, могши, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидев, жгя, сопя, ехая, мажа.

Подведем итог работы: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:

    от глаголов, корни которых состоят из одних гласных: бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся → мчась.

    от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

    от глаголов на -НУТЬ (с суффиксом -ну-): пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

    от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

    от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.

. Игра « Потерявшиеся пословицы» .

    Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.

    Не давши слова, крепись…. ….по волосам не плачут.

    Не зная броду,… ….да и шубу в печь.

    Рассердясь на блох… ….а давши держись.

    Снявши голову,… … .потерявши плачем.

    Что имеем не храним,…. … .не суйся в воду.

Заключительная часть урока

Пролетел и наш урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили,улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие.
Скажем спасибо деепричастию.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы и подсчитать баллы.

IV Выставление оценок. Оценивание работы по критериям: 25 баллов – «5» 20 баллов – «4» 15 баллов – «3»

V . Рефлексия. Ладошки» : Обведите левую ладонь руку на бумаге.

    Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

    Большой -для меня было важным и интересным …..

    Указательный - по этому вопросу я получил (а) конкретную информацию….

    Средний –мне было трудно…..

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

    Мизинец – для меня было недостаточно……

Это рефлексия мне поможет конкретно понять, над чем нам еще нужно поработать. Спасибо!

VI. Домашнее задание: 1составить текст о распорядке дня, используя деепричастия совершенного и несовершенного вида. 2 упражнение 233 на странице 106.