Проект в детском саду на тему: Масленица. Старшая группа

« Широкая Масленица»

(для старшего дошкольного возраста)

« Широкая Масленица»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Тип проекта.

Творческий

Краткосрочный

Групповой.

Сроки реализации проекта.

Долгосрочный (одна неделя.)

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.

Участники проекта.

Дети старшей, подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица)

Задачи проекта:

1.Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2.Обогащать духовный мир детей.

3.Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

4.Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

6.Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Ожидаемые результаты проекта.

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной истории.

Знать:

1. Народные песни, потешки, сказки.

2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.

Уметь:

1. Играть в народные игры;

2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.

3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.

4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.

Этапы проекта:

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Пути реализации проекта:

1.Сбор информации о празднике Масленица.

2.Оформление тематической выставки «Широкая Масленица».

3.Организация выставки рисунков, посвященных празднику.

4.Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.

5.Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица».

6. Продуктивная деятельность на занятии «Гори-гори ясно » (изготовление чучела)

7. Выпекание блинов.

II. Этап – Исследовательский.

Работа по плану с детьми, родителями;

Выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный.

Выставка к празднику;

Развлечение для детей и родителей «Широкая масленица»;

Приложения к проекту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

· ПОНЕДЕЛЬНИК -

ВСТРЕЧА

· ВТОРНИК -

ЗАИГРЫШ

· СРЕДА -

ЛАКОМКА

· ЧЕТВЕРГ -

ШИРОКИЙ

· ПЯТНИЦА -

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

· СУББОТА -

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

· ВОСКРЕСЕНЬЕ -

ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

ВСТРЕЧА

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

ЗАИГРЫШ

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

ЛАКОМКА

Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».

ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».

ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:

«Едет Масленица дорогая, наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица!

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!».

Беседа про масленицу.

Задачи:

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов -не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу.

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

В данном проекте описывается план ознакомления детей с народным праздником Масленица.

Работа содержит три этапа проведения: подготовительный, основной и заключительный.

Приложение к проекту, в котором описывается каждый день празднования и его значения; беседа про Масленицу, стихи и поговорки; а также консультацию для родителей.

К текстовому документу прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Широкая Масленица»

(Краткосрочный)

Воспитатель: Нидилько Т.В.

Актуальность темы.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Тип проекта.

Творческий

Краткосрочный

Групповой.


Сроки реализации проекта.

Одна неделя.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, хороводные игры, художественная деятельность.

Участники проекта.

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:

формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

Задачи проекта:

1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Приобщать к ценностям русской культуры.

3. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование)

4. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.

3. Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.

4. Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)

5. Создают свои художественные образы в изобразительной деятельности.

6. Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Этапы проекта:

I. Этап - Подготовительный.

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Понедельник

«ВСТРЕЧА»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание альбома «Масленица»
Разучивание закличек.
Лепка из соленого теста«Масленичное солнце»

Вторник

«ЗАИГРЫШ»

Знакомство детей с русскими народными играми – забавами.

П/и «Горелки».
«Ровным кругом»
«Заря»
Стихи про Масленицу

Среда

«ЛАКОМКА»

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

Слушание песни «Ой, блины!»
Тестопластика «Бублики, баранки».
Рисование «Нарисую солнышко»

Четверг

«РАЗГУЛЯЙ»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Хороводная игра «Карусель».
П/и «Ручеек», «Гори, гори, ясно…»
Оформление выставки для родителей.

Пятница

«ПОСИДЕЛКИ»

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Развлечение «Широкая масленица».
Оформление выставки

II. Этап –Основной.

Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Разучивание масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/И «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Изготовление чучела Масленицы – познакомить с символом праздника.
Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
Лепка из соленого теста «Масленичное солнце» - учить детей лепить из соленого теста.

Вторник «Заигрыш»
Д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
Чтение стихов про Масленицу
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.

П/и «Горелки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.

Среда «Лакомка»
Ритмическая гимнастика «Колобок» - развивать двигательную способность.
Художественное творчество: лепка из соленого теста «Бублики, баранки» - учить детей лепить из соленого теста.
Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Художественное творчество: рисование «Нарисую солнышко» .
Наблюдение: одежда людей – учить устанавливать причинно-следственные связи (погода на улице и одежда людей) .
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
Слушание русской народной песни «Ой, блины» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Четверг «Разгуляй»
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/и «Ручеек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Слушание русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Хороводная игра «Карусель» - учить соблюдать правила игры.
П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

Пятница «Посиделки»
Ритмическая гимнастика «Солнце»
Слушание русской народной песни «Вот уж зимушка проходит» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
П/и «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
III.
Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Широкая масленица»

Формы взаимодействия с родителями

Информационный стенд «Широкая Масленица».

Конкурс рисунков «Как на Масленичной неделе…» (семейное творчество), оформление мини-выставки.

Участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Широкая Масленица».

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, была поставлена цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложения к проекту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

ПОНЕДЕЛЬНИК -

ВСТРЕЧА

ВТОРНИК -

ЗАИГРЫШ

СРЕДА -

ЛАКОМКА

ЧЕТВЕРГ -

ШИРОКИЙ

ПЯТНИЦА -

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

СУББОТА -

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

ВОСКРЕСЕНЬЕ -

ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

ВСТРЕЧА

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

ЗАИГРЫШ

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

ЛАКОМКА

Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».

ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».

ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:

«Едет Масленица дорогая, наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица!

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!».

Беседа про масленицу.

Задачи:

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов - не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу .

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

***
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!

Пальчиковая гимнастика

Наше творчество

Выставка работ

Подвижние игры

Развлечение

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности.

Спасибо за внимание!


Еремеева Алёна Максимовна

Проводы празника Масленицы. Выполнение куклы Масленица из природнрго материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приёмы выполнения традиционных обрядовых кукол

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

1. сл. Добрый день уважаемые члены жюри, участники и гости конференции.

2. сл. Я представляю проект Народный праздник Масленица

3. сл. Они хранили в жизни мирной,

Привычки малой старины.

У них на Масленице жирной,

Водились русские блины.

А. С.Пушкин

4. сл.

♦ Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. ♦ Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни ♦ А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца.

5. сл.

А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку.

6сл.

♦ Обязательный атрибут этого праздника кукла «Масленица», так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок.

7. сл. Из вышесказанного вытекает проблема: Познакомиться с русскими забавами, создавая атмосферу радости приобщения к традиционным народным гуляниям весеннего праздника. Расширить знания и умения п выполнению народной обрядовой куклы "Масленица".

8. сл. Гипотеза ----- Традиционные семейные куклы выполнялись из различных видов материала: лыка, соломы, из кусочков ткани, они имели особое значение, тем самым выполняя роль домашнего оберега.

9. сл. Эта тема актуальна , потому что Россия богата своими большими народными праздниками, в том числе праздник Масленица. Всегда находятся желающие потягаться силой, показать свою удаль, угоститься вкусными блинами, песни попеть, а по традициям и обычаям подарить в подарок обрядовые «куклы», выполненные своими руками, из лыка, соломы, ткани, которые символизируют богатство, здоровье и благополучие.

10. сл. - 11. сл. Я провела следующие этапы исследования и составила план организации рабочего места по изготовлению изделия (*переключать на 11 слайд)

12. сл. Первый этап исследования. История возникновения народного праздника «Масленица»;

13. сл. История проведения народного праздника "Масленица"

Почему масленица называется масленицей? Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица». Я расскажу об одной версии: в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция выпекания русских блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связаны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. Этот праздник отмечали целую неделю.

14. сл. Понедельник - встреча

Делали куклу Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её с песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

15. сл. Вторник - ЗАигрыш

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

16. сл. Среда - Лакомка

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

17. сл. Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Угощали блинами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми.

18. сл. Пятница – Тещины вечерки

Тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели, плясали.

19. сл. Суббота – проводы масленицы .

Куклу Масленицы проводили за руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали.

20. сл. Прощённое воскресение.

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями, просили прощения и прощали друг другу все обиды.

21. сл. Второй этап исследования

Изучить приемы выполнения традиционных кукол и их значимость

22. сл. Я изучила традиционные обрядовые куклы, такие как: десятиручка; купавка; берестушка; кукла - стригушка; день и ночь; куклы лихорадки; Коза; и краснолицые пасхальные.

23. сл. например > *ПУЗА* Обрядовая Кукла - Домашняя масленица. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что тёща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционныё наряд.

24 сл. Третий этап исследования. Выполнить народную обрядовую куклу «Масленица», соблюдая охрану труда и технику безопасности.

25сл. Для изготовления проекта я использовала следующие материалы и оборудования.

26сл. Технологическая последовательность обработки куклы

27 сл. Технологическая последовательность обработки платья на куклу.

28сл. Вышивка платка передника

29сл. Четвёртый этап исследования. Социологический опрос. Анкетирование. Диаграмма.

30сл. Я провела расчёт экономических затрат, они у меня минимальны.

31сл. Социологический опрос. Включила в него следующие вопросы:

32сл. Итог работы. Я выполнила все этапы исследования.

В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых и детей разных национальностей. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощённости, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения.

Я думаю, что моё исследование помогло мне по другому посмотреть на праздник "Масленица", окунуться в те далекие времена, изучая традиции и обряды моего народа. Выполняя куклу "Масленица", я сама становлюсь участницей этого большого семейного праздника.

34сл. Косачева Татьяна Семеновна

35сл. Список используемых источников:

36сл. Спасибо за внимание!

Проект «Масленица широкая» рассчитан на все группы детского сада. Его участники – педагоги, дети, родители. В ходе проекта проходят выставки, дегустации, мастер-классы, культурно-массовые мероприятия по встрече и проводам масленицы, тематические викторины, анкетирование родителей. Воспитатели организуют с детьми показ компьютерных презентаций, беседы, игровую и продуктивную деятельность.

Цель проекта: познакомить дошкольников с традициями праздника Масленицы и создать условия для совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Сформировать представление о традициях масленичной недели;

Закрепить знания о русском костюме, предметах быта, ремеслах и видах прикладного искусства;

Познакомить с народными играми, и художественным литературным и музыкальным материалом по теме;

Способствовать формированию активной жизненной позиции;

Вовлечь родителей образовательную деятельность;

Обогатить предметно-развивающую среду групп, музыкального зала и территории ДОО

Этапы работы над проектом

На подготовительном этапе воспитатели создали творческую группу, в состав которой вошли как педагоги, так и родители. Цель работы творческой группы – подготовить и провести мероприятия в рамках проекта.

Члены творческой группы побеседовали с родителями и узнали их мнение, нужно ли знакомить детей с традициями. Затем они изучили методическую литературу, подобрали материалы по теме проекта. Также они проанализировали предметно-развивающую среду как группах, так и на территории сада и разработали план по ее обогащению.

Работу с детьми в ходе подготовительного этапа проводили воспитатели и родители.

В разговоре с детьми «Что мы знаем о Руси, быте, традициях, праздниках?» дошкольники делились своими знаниями. По итогам бесед воспитатели выявили у них недостаточный уровень знаний о празднике «Масленица» и предложили совместно разработать мини-план «Как мы можем это узнать, и кто нам может помочь».

За неделю до масленицы воспитатели провели работу с родителями. Они также участвовали в обогащении предметно-развивающей среды в ДОО по теме проекта. Для этого воспитатели организовали акцию «В старину былинную» и оформили «Масленичные» уголки в каждой группе. Родители вместе с детьми подбирали старинные предметы и приносили их в детский сад. В результате предметно-развивающая среда пополнилась интересными предметами быта, элементами народных вышивок.

Основной этап проекта начался в театрализованного представления: «Здравствуй, масленица». В ходе мероприятия на территорию вынесли масленичную куклу, вокруг неё дети танцевали под народную музыку, водили хороводы, пели заклички и частушки. Ребята познакомились с народными традициями: проходить в «Ворота счастья», загадав желание завязав на яблоньке ленточку и «Сжигать неурядицы»: нужно завязать ленточку на веточке и поставить её в костер, который в масленицу сожгут.

Чтобы обогатить знания детей о народных праздниках, традициях, костюмах, оберегах, ремеслах, воспитатели проводили подготовили компьютерные презентации, показывали детям мультфильмы «Смешарики» и фрагменты художественного фильма «Снегурочка», где освещалась тема масленицы. Так же проводили тематические беседы, читали художественную литературу, произведения фольклора. Отдельные занятия воспитатели посвятили особенностям проведения Масленицы на Руси, символам и традициям праздника.

Дошкольники закрепляли знания в играх и в ходе продуктивной деятельности: лепили, рисовали, создавали коллажи, делали поделки. Особым успехом у детей пользовался мастер-класс по изготовлению кукол «Маслён», участие в котором принимали и родители. Детские работы воспитатели представили на выставке в музыкальном зале ДОО «Кукла – самокрутка» и в мини-музеях групп.

В совместной деятельности педагоги групп младшего возраста № 4 и 12 учились готовить тесто и выпекать настоящие блины.

В группах старшего возраста №6 и 8 прошли дегустации изготовленных родителями «Мамины блины, до чего же вы вкусны!!!» Вечером ребята пробовали выпеченные блины, и выигрывал тот родитель, чьи блины съедали первыми.

В группе раннего возраста №3 прошло совместное с родителями мероприятие «Блинок под чаек». В тёплой, дружественной обстановке дети и родители играли в народные игры: «Клубочек» и «Волшебный платочек», рисовали блины, пили чай с угощениями, играли в деловую игру «Я – воспитатель».

В завершении проекта для детей дошкольного возраста прошло итоговое мероприятие – традиционные масленичные гуляния. Под народную музыку дети водили хороводы, участвовали в беге в мешках, в бою подушками, в перетягивании каната. Педагоги вместе с родителями организовали с детьми подвижные игры, на территории детского сада.

Для детей раннего возраста итогом проекта стал показ кукольного спектакля артистами театра «Умка» - «Прощай, зима!»

Итоги проекта

Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. Воспитатели сформировали у детей уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.

Благодаря проекту родители воспитанников оказались вовлечены в образовательный процесс. Они выступили не только в качестве организаторов мероприятий, но и сами в них участвовали.

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй
ООД Совместная деятельность в ходе режимных моментов
Понедельник «Встреча»
Познакомить с традициями народного праздника. Беседа о традициях и обрядах праздника. Просмотр Электронной презентации «О праздниках, традициях русского народа». Рассмотрение произведения Кустодиева «Масленица» Встреча Масленицы праздника для детей на улице. Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Федорино горе». Утро радостных встреч «В нашей избе гостям рады, друзьям рады». Беседа «Быт на Руси», «Гуляем, запеваем, Масленицу зазываем». Просмотр презентаций «Быт русского народа».
Д/и «Масленичный стол», «Накрой стол», «Угадай, для чего».
Разучивание песни «Ой блины, блины…». Разучивание п/и «Золотые ворота», «Платочек», «Ручеёк».
Творческая мастерская: ярмарка посуды, выставка «Посуда на Руси». Выставка иллюстраций к народным сказкам, макет «Русская изба». Чтение потешек, пословиц и зазывалок. Оркестровая игра «Игра на ложках». С/р «Встречаем гостей»
Творческое оформление поделок «Посуда». Рисование «Русская изба». Игра-хоровод «Веснянка» Помощь в организации конкурса «Ой блины, блины, блины…». Помощь в создании мини-выставки «Кукла-Масленица».
Родители помогают в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника.
Вторник «Заигрыши»
Дать представление детям о русских народных играх-забавах. Рисование «Русский народный костюм». Работа над заучиванием закличек, попевок к празднику, разучиванеи хороводных игр. Утренняя гимнастика «Ниточка, иголочка».
Утро радостных встреч «Наряды». Знакомство детей с русским костюмом. Беседа «Русский костюм». Просмотр презентации «Элементы костюма». Выставка «Русский костюм».
Альбом «Ткани». Чтение иллюстрированных русских народных сказок.
С/р игра «Ателье»
Рассматривание картины А.Малюкова «Портрет Александры Фёдоровны», Васнецова «Алёнушка», «Снегурочка».
П/и «Заря-зарница», «Кружева», «Узелок».
Д/и «Составь костюм», «Ткани и костюмы», «Придумай узор для платка».
Творческая мастерская: рисование «Украшение сарафана и рубахи».
Чтение произведения К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Прослушивание русской народной песни «Ой, ниточка тоненькая»
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - Масленица.
Материалы для аппликации «Масленица».
Оформление мини-выставки собственных работ.
Помощь в создании альбома «Ткани на Руси», «Народная одежда».
Приглашение родительницы, которая провела беседу с детьми о профессии швея.
Среда «Лакомка»
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Беседа «О празднованиии дня Лакомка».
Познакомить детей с рецептом и этапами выпекания блинов.
Рассматривание картины Сурикова «Взятие снежного городка».
Разучивание и проведение хороводных игр «Галя по садочку ходила»,
«Петушиный бой».
Рисование «Гжель», «Хохлома» по выбору детей.
Утренняя гимнастика «Мастера и мастерицы».
Рассматривание альбомов с росписью. выставка предметов декоративно-прикладного искусства.
Составление описательного рассказа «Предметы из бабушкиного сундука».
С/р игра «Магазин» сюжет: лавка с игрушками.
Д/и «Узнай узор по описанию», «Обведи элемент», «Русский сувенир», «Найди такую же», «Продолжи пару».
Чтение «Госпожа метелица», «Хаврошека».
П/и «Ручеёк». Оформление выставки «Кукла-Масленица».
Опыты с глиной: сравнение качеств глины с качествами дерева. Познавательный вечер «В гости к русским мастерам».
Танцевальные импровизации под музыку в группе.
Просмотр сказки «Марья искусница»
Д/и «Составь узор».
Самостоятельная творческая деятельность в изо-уголке.
Создание книги» Мамины рецепты блинов». Участие родителей в оформлении.
Четверг «Широкий круг. Разгул»
Дать представление о русской тройке. п ознакомить с изготовлением чучело масленицы. Беседа «Традиции на Руси».
Изготовление куклы пеленашки.
Утренняя гимнастика «Куклы, куколки».
Беседа «Вот мчится тройка удалая».
П/и «Гори, гори ясно». Чтение сказки Афанасьева «Василиса прекрасная», «Три орешка для Золушки», «Царевна лягушка».
Просмотр м/ф «Домовёнок Кузя».
С/р игра «Магазин украшений», «Собираемся на день рождение». Ком. игра «Покажи, мы угадаем».
Д/и «Сложи по образу», «Найди такой же». Рассматривание предметов на полочке красоты. Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке по образцам в разных техниках и с различным материалов. Оформление участка детского сада к празднику.
Пятница «Тёщины посиделки»
Привлечь детей к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять участие в празднике на улице «Проводы Масленицы» Утренняя гимнастика «Масленичные игры».
Утро радостных встреч «Доброе слово и кошке приятно». Выставка поделок за неделю. Беседы и повторение потешек и поговорок о празднике «Весна идёт», «Широкая масленица». Рассматривание масленичной куклы. Прохождение через ворота-счастья и связывание ленточек на «яблоньке-желания».
П/и «Гори, гори ясно…», «Царь Горох» - по желанию детей. Наблюдение за весенними изменениями в природе, с повтором запевок. Праздник «Широкая масленица». Беседа «Что мы узнали о масленице». Проведение конкурса «Ой блины, блины, блины…»
Чаепитие с блинами. Минута подарков.
Творческая мастерская по желанию.
Танцевальные импровизации под музыку в группе.
Награждение победителя конкурса.

Приложение

2. Конкурс «Продолжи пословицу».

3. Масленичные зазывалки.

4. Фотографии конкурса «Ой блины, блины, блины…»

Игра «Заря-заряница»

Заря - зарница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила,

Ключи золотые, Ленты голубые,

Кольца обвитые - За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Игра «Платочек»

(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону.

Все напевают.)

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

(Масленица останавливается между двумя детьми.)

На плече платок лежит,

Кто быстрее добежит?

Раз, два, три – беги!

(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)

Аттракцион «Кто больше принесёт молока для теста»

Дети строятся в две команды. Ведущим команд выдаются столовые ложки. По команде дети должны зачерпнуть молоко, добежать до стула, на котором стоит стакан. Вылить молоко из ложки в стакан и вернуться, передав ложку следующему игроку. Побеждает команда, у которой молока в стакане окажется больше.

Подвижная игра «Кружева».

Дети выбирают двух водящих, один из них - челночок, другой - ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач - у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком.

Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом. Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй - ткача.

Правила. 1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача. 2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

Игра малой подвижности «Ручеек» .

Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

Игра «Узелок»

Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.

Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.

Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?

Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.

Конкурс «Продолжи пословицу»

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Масленичные зазывалки

1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

4. Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинками наедаемся

Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица, угощай

Всем блиночков подавай

5. Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!

6. Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!

6.Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
7. Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Тип проекта: творческий, игровой, интегрированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица и повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»;
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • формировать любовь к Родине, ее традициям;
  • обогащать духовный мир детей;
  • создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».

Формы реализации:

  • Оформление газеты «Масленица», мастер-класс по изготовлению Масленичной куклы, создание презентации про Масленицу, беседы, игры, консультации для родителей, НОД, совместный маршрут выходного дня, выставка работ воспитанников, разгуляй «масленичные забавы» (катание на лошадях), угощение блинами.

Актуальность:

Тема проекта «Масленица» в наши дни звучит очень актуально. В связи с навязыванием американского образа жизни и мысли, наши дети совсем не знают русских традиций. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Взаимодействие с родителями:

  • сбор материалов и выпечка блинов;
  • обсуждение места для совместного выезда проведения «Масленицы» (поездка в Этномир);
  • обсуждение создания электронной презентации про Масленицу мамой воспитанника;
  • создание в группе выставки «Кукла-Масленица»;
  • изготовление стенгазеты «Масленица» детьми с родителями;
  • мастер-класс по изготовлению куклы-масленицы, проведенный мамой воспитанника группы;

  • совместная поездка детей, родителей и воспитателей ДОУ в Этномир на проводы Масленицы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Разработка проекта.

  • доведение до участников важности данной темы;
  • подбор методической литературы;
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта;
  • выбор места совместной поездки.

Второй этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.

  • беседы о праздниках, традициях русского народа. Что это за праздник, как его отмечают;


  • беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Образовательная область – познавательное развитие.

  • беседы о традициях и обрядах праздника;
  • просмотр электронной презентации «Широкая Масленица», подготовленной родителями;
  • просмотр видеофильма «Смешарики-Масленица».

Образовательная область — речевое развитие.

  • разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;
  • отгадывание загадок по данной теме;
  • беседы о сезонных изменениях в природе;
  • чтение русского фольклора, стихотворений о масленице.

Образовательная область — художественно-эстетическое развитие.

  • рассматривание картины Б.М.Кустодиев «Масленица» и картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»;

  • рисование на тему проводу зимы;
  • изготовление кукол-мартиничек из ниток;

  • разучивание закличек;
  • разучивание русских народных песен, масленичных частушек, русских народных наигрышей.

Образовательная область — физическое развитие.

  • масленичные гуляния, катанье с горок на санях;

  • народные подвижные игры «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», масленичные кулачные бои;


  • игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле»;

  • подвижные игры на прогулке «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно».

Третий этап. Итоги проекта.

  • выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;

  • украшение в группе масленичного дерева куклами-мартиничками, изготовленными детьми в группе;

  • стенгазета «Масленица», сделанная родителями и детьми;