Какие подвиги совершали рыцари. Рыцарская литература

Эпоха благородных рыцарей, турниров и прекрасных дам продолжалась практически восемьсот лет, и за это время родилось множество легенд, песен, рассказов, преданий и романов об этих благородных и справедливых представителях сильного пола. Современные авторы используют эти образы не только в литературе, но и в других видах искусства, таких как кинематограф, живопись, компьютерная графика.

История

Рыцарством называлось привилегированное сословие воинов в Западной Европе, сформированное в средние века. рассматривалось как проявление наивысшей милости от своего сюзерена, награда за верную службу. Зародившись во Франции и Испании, оно быстро распространилось на остальные страны и достигло апогея к XII-XIII векам, во времена

Имели собственный кодекс чести, регламентировавший их поведение, решение конфликтных ситуаций, необходимость участия в военных действиях, условия турниров, а также их проведение.

И в Средневековье, и в современном мире рыцари продолжают вдохновлять творческих людей на создание образов идеальных мужчин, которые популяризируются через кинофильмы, книги и анимацию.

Родовое гнездо

Когда рыцарь проявлял себя достойно в бою или оказывал определенные услуги королю и государству в его лице, то ему жаловали замок с прилегающими землями. Это давало благородному кавалеру средства к существованию, возможность иметь свою собственную дружину и занять видное положение среди богатых соседей. Частенько властитель раздавал наделы только на только что завоеванных территориях, на которых никаких зданий не было и в помине. Тогда рыцарю вменялось построить на своей земле укрепленный замок, готовый для обороны, если это будет необходимо. Рыцари и замки появлялись как грибы после дождя, особенно в период внешней военной экспансии французских и английских королей, мечтавших об императорском могуществе. Но повторить подвиг не удалось никому, поэтому земли переходили от одного владельца к другому, постройки разрушались и воздвигались вновь, а война все продолжалась. Рыцари и замки сменяли друг друга, погибая в неравном бою с монаршими амбициями, но какое дело было королю до своих подданных. Его интересовали куда более возвышенные замыслы.

Посвящение

В Древнем Риме вручение юноше оружия при большом скоплении народа провозглашало, что он стал совершеннолетним. Это делал либо старший в семье мужчина, либо вождь. Германцы, приемники Священной империи, так же посвящали своих сыновей, входящих в пору зрелости, а короли закрепляли за своими детьми право на трон. Этот обычай постепенно трансформировался в целый обряд посвящения в воины.

Легенды о рыцарях гласят, что сначала получить посвящение мог каждый мальчик двенадцати лет. Затем этот порог отодвинули до пятнадцати, а потом и до девятнадцати лет. Со временем возраст совершеннолетия, 21 год, был признан идеальным вариантом для принятия в рыцари.

Сначала это была просто передача оружия, но потом к нему присоединились надевание кольчуги, шлема и шпор, а также поражение мишеней копьем во время скачки галопом. Когда в силу вошло христианство, то перед тем, как получить свой меч, будущий рыцарь обязан был получить благословение в церкви. Постепенно священнослужители полностью забрали себе право посвящения, мотивируя это тем, что по кодексу чести рыцарь должен чтить Бога, защищать церковь и всех страждущих от ее имени.

Добродетели

Легенды о рыцарях гласят, что они представляли собой идеальных воинов: мужественных, сильных, отважных. Они были бесстрашны в бою, неукротимы в схватке и смиренны в повседневной жизни. Преданные своему сюзерену, стране и Богу, эти воители являли собой потрясающий образчик мужского рода.

Важными вещами в жизни каждого рыцаря были его вера, честь и дама сердца. Молитвы, посты и церковные налоги составляли большую часть жизни таких людей. Они добровольно отдавали себя в распоряжение служителей церкви и уже не могли жить исключительно светской жизнью.

Честь являлась особой гранью взаимоотношений между воинами. Легенды о рыцарях повествуют, что из-за поруганной чести развязывались серьезные конфликты, приводившие к гибели сотен и тысяч человек. Никто не имел права посягнуть на честь рыцаря и просто уйти.

Любовь и война

Дама же была чем-то вроде прообраза непорочной Девы. Ее восхваляли, ей преклонялись, но все это делалось не спеша, на расстоянии, постепенно продвигаясь к намеченной цели. Возвышенность чувств, которую превозносили трубадуры, строгость норм морали и светских правил поведения растягивало ухаживания на годы. Но это не делало процесс завоевания менее увлекательным. Наоборот, поднимаясь по социальной лестнице, рыцарь мог расчитывать на благосклонность не только своей дамы сердца, но и ее родственников по мужской линии. Ведь именно от их решения зависела судьба будущего счастливого союза.

Рыцарь по версии 2001 года

«История рыцаря» - это художественный фильм, основанный на «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера. Но, сохранив контекст, режиссер ввел множество атрибутов современной жизни, превратив, таким образом, свою картину в некий симбиоз классики и эклектики.

В основе сюжета история безродного мальчишки Уильяма Тэтчера, который получает уникальный шанс изменить свою судьбу, подделав документы о своем происхождении. Будучи хорошо знакомым с кодексом чести рыцарей и участвуя в турнирах, он завоевывает сердца дам, пока на его пути не появляется граф Адемар. Однако получить мгновенную сатисфакцию герою не удается, и эта проблема гложет его изнутри. И вот, когда час расплаты настал, Уильяма арестовывают за подлог документов и ложь о своем происхождении.

В конечном счете король спасает его от позорного столба и дает возможность победить своего врага в честном поединке, но Адемар не настроен играть по правилам. Он хочет убить своего противника. Финал фильма счастливый: Уильям становится чемпионом, его соперник повержен и более не может претендовать на звание непобедимого рыцаря в турнирах на пиках.

«История рыцаря» оправдала надежды своих создателей, как в финансовом плане, так и в реализации художественной идеи.

Исторический боевик

«Железный рыцарь» представляет собой боевик, насыщенный всеми чудесами современной графики, но повествующий о войне, произошедшей восемь веков назад. После подписания значительно ограничивающей возможности и власть английского короля Иоанна Безземельного и всех его потомков, бароны, наконец, могли почувствовать себя в безопасности. Но правитель решил переиграть их и, собрав на юге страны армию, напал на замок Рочестер. Его защитники храбро сражались и смогли победить сильно превосходящего числом противника.

«Железный рыцарь» получил признание критиков и достаточно весомые кассовые сборы, чтобы удовлетворить запросы создателей и запомниться зрителям как яркий и красочный фильм.

Восточный взгляд

Как уже говорилось выше, не только европейская культура увековечила рыцарские подвиги. В стране Восходящего солнца тоже слышали об этих искателях правды и справедливости для всех.

«Легенда святых рыцарей» - это анимированный сериал, вышедший в 2009 году. Он показывает взгляд на кодекс чести рыцарей с иной, фантазийной стороны. Главный герой попадает в один из выдуманных миров и понимает, что оказался в самой гуще войны. Его заставляют выбрать одну сторону и колдовством принуждают к убийству. Но, чудом сбросив с себя чары, юный рыцарь обращает ситуацию в свою пользу.

К сожалению, получив хорошее начало, «Легенда святых рыцарей» не получила продолжения, хотя фанаты ждут его до сих пор, в надежде на то, что манга рано или поздно все-таки оживет.

Без комиксов не обошлось

Положительные герои романов, как обычных, так и графических, любят подчеркивать, что у них есть свой кодекс чести, который не дает им совершать зло. Не стал исключением и Бэтмен.

«Темный рыцарь» - история противостояния, когда главный герой и главный злодей не уступают друг другу в харизматичности, уме, логике и изощренности. Сюжет, игра актеров и кассовый успех в первые недели проката говорят сами за себя. продюсер и режиссер этой картины, в который раз показал всему миру, что снимать драматические триллеры у него получается лучше всего. А посмертный Оскар, присужденный Хиту Леджеру за эту роль, показывает, насколько удачен был подбор актеров.

Пересказывать сюжет фильма «Темный рыцарь» смысла нет, ведь каждый поклонник этой саги уже засмотрел его до дыр, а тот, кто далек от этой темы, все равно не поймет, в чем соль.

Виртуальная реальность

Технический прогресс дает практически любому человеку возможность побывать в теле мага, рыцаря, эльфа, гоблина и многих других персонажей жанра фэнтези. Достичь этого достаточно просто, нужно только зарегистрироваться в онлайн игре и выбрать себе героическое имя. А дальше интуиция подскажет, что нужно делать. Не стала исключением и такая знаменитая компьютерная эпопея, как World of Warcraft. Рыцарь смерти - это один из персонажей, которые можно выбрать для создания виртуальной личности. Они обладают набором готовых навыков, которые можно улучшать и тем самым повышать свой уровень, а еще нужно проходить обязательные задания, позволяющие расширить диапазон игровых возможностей. Рыцарь смерти был назван так, потому что, по сути, представлял собой некроманта, состоящего в магическом ордене. Они выступали в качестве воинов на стороне зла и не связывали себя никакими правилами.

Легенды о рыцарях содержали больше выдумки, чем исторической правды, но людям было все равно. Им хотелось иметь идеал, к которому хотелось бы стремиться. Ученые иногда остужают пыл самых ретивых романтиков, рассказывая, какой на самом деле была королевская служба, что требовалось от рыцаря при дворе и насколько уровень просвещения был низок в те времена. Не говоря уже о гигиене и медицине.

Величайшие рыцари Европы начиная от времен падения Западной Римской империи в 5 веке и заканчивая военной революцией 16 века.

Ульрих фон Лихтенштейн, Германия.
Он был реальным предшественником рожденного фантазией Дон Кихота, поднявшегося из простолюдин и достигшего небывалых высот. Ради своей возлюбленной решился отсечь себе половину верхей губы.

Дон Кихот, Испания.
Центральный персонаж одноименного романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры. Одним из прообразов Дона Кихота для Сервантеса послужил завоеватель Колумбии Гонсало Хименес де Кесада, чьи походы в поисках Эльдорадо обросли многочисленными домыслами и легендами.

Эдуард Чёрный Принц, Англия.
Эдуард Вудсток, «Чёрный принц» - старший сын короля Англии Эдуарда III. Прозвище «Черный принц» связано с цветом доспехов Эдуарда.

Жак де Моле, Франция.
Жак де Моле - двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Годфри де Бульон (Годфрид Бульонский).
Годфри де Бульон - граф королевства франков. Один из предводителей 1-го крестового похода 1096—1099 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства. Принял титул барона и «Защитника Гроба Господня».

Рыцарь Галахад, Уэльс.
Галахад, в кельтской мифологии единственный рыцарь короля Артура, которому довелось увидеть святой Грааль в его истинном виде.

Жан ле Менгр, маршал Бусико, Франция.
Маршал Бусико послужил своей стране в годы великих насчастий. Один из его почитателей составил описание его деяний, основываясь на весьма обширных сведениях и документах, получив в итоге образ идеального рыцаря.

Ричард Львиное Сердце, Англия.
Военные подвиги Ричарда сделали его одной из самых выдающихся фигур в средневековой истории и литературе. Ричард выступает героем многочисленных легенд, книг, фильмов и компьютерных игр.

Уильям Маршал, Англия.
Уильям Маршал, по мнению современников, являлся величайшим рыцарем христианского мира. Он руководил королевской армией в период восстаний баронов начала XIII века, был одним из гарантов Великой хартии вольностей 1215 года, а после смерти Иоанна Безземельного осуществлял функции регента Англии.

Мальчику оставалось лишь слушать песни бродячих жонглеров, забредших в отцовский замок, восхищаться подвигами их героев и давать себе обещания подражать им в течение всей жизни.

Рыцарь и оруженосец

С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов в учение Христа, в христианских заповедях. Но и христианство воспринималось упрощенно, лишь в соответствии с рыцарским духом, поскольку оно как бы оправдывало воинские устремления.

Заповеди любви и всепрощения обычно мало затрагивали сердца, зато воодушевляли на месть за страдания и смерть Христа и желание огнем и мечом распространить на Земле царство Божие. Иисус Христос становился для будущего рыцаря как бы бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови.

К 12-13 годам начальное воспитание завершалось, мальчик вступал в новое качество. Отец отвозил его в замок сеньора или какого-либо знатного рыцаря, своего друга, где он становился оруженосцем. Забот у него было немало.

В мирное время оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал его гостей, помогал им сойти с коня, накрывал столы, прислуживал за обедом, подавал вино, разрезал мясо.

Во время походов он неотступно следовал за своим рыцарем, возил его доспехи, копья и мечи. В сражении он был в двух шагах от господина, подавал ему оружие на смену, если была в этом необходимость.

В эти же годы оруженосец усваивал «кодекс» рыцарства, те идеалы, которым должен был следовать каждый воин после посвящения в рыцари. О том, какими они были, сегодня можно судить и по историческим источникам, и по «рыцарской литературе» литературным памятникам времен средневековья - балладам, песням.

Какими были рыцарские идеалы

Рыцарь прежде всего должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.

«Это времена горячей веры, - писал один из просвещенных современников, - когда у людей нет сомнений. Они представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом, землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и разнообразные сплетения. Божественные личности, ангелы и святые присоединяются ежеминутно к человечеству, чтобы направлять его, в то время как сатана и его темные легионы соблазняют и смущают его без конца. Человек, влекомый небесной милостью и адскими соблазнами в две противоположные стороны, свободен волей и господин своей судьбы. Он имеет земную жизнь для выбора между двумя влечениями и, смотря по тому, уступает ли он первому или второму, его душа отлетает по смерти тела в места счастливые, где царит вечная радость, или низвергается в бездны - убежище отчаяния».

Величайшим несчастьем человека по этим представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.

Рыцарь должен быть не только христианином, но и бойцом за христианскую Церковь. Ему предписывалось охранять и защищать ее. В одной из французских баллад об этом говорится прямо: «Мы - клирики, - молвит служитель Церкви, архиепископ, - и наш долг служить Богу, которому мы молимся за наших друзей. А вы, рыцари, не забывайте, что Бог создал вас для защиты Церкви».

Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать помощь и всем тем, кто находился под ее покровительством - вдовам, сиротам, слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках, замечательные примеры тому, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из них...

Чувствуя приближение смерти, Карл Великий завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег. Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.

Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын, пришел в бешенство от гнева. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего короля: "Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами, турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему, опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый пес. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь.

Он оставил после себя наследника, которому имя - малютка Беранже. Чтобы предать этого ребенка, надо быть, клянусь Богом, хуже труса и изменника. Если кто осмелится взять землю малютки Беранже, тот вот этот самый меч снесет ему голову".

На подобных балладах и формировалась нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе судить и о том, как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.

Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете.

Вот как трогательно прощается тот же литературный герой, граф Гильом, со своей страной Францией, надолго ее покидая: «Он обернулся в сторону милой Франции, и ветер оттуда пахнул ему в лицо; он открыл свою грудь, чтобы дать воздуху больше доступа. Встав против ветра, он опустился на колени: „О, нежное дыхание, веющее из Франции. В ней все те, кого я люблю. Я вручаю тебя в десницу Господа, потому что я сам не надеюсь тебя видеть более“. Из его прекрасных глаз полились слезы. Они льются ручьями по его лицу и обильно смачивают одежду».

Рыцари, защитники Церкви и слабых, должны были служить примерами мужества и проявлять это мужество особенно в борьбе с неверными. Физическим же идеалом рыцаря был сильный и смелый воин, который «одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах от макушки до низу вместе с лошадью», который «без труда за раз разгибает четыре подковы», «поднимает до головы рыцаря в доспехах, который стоит на его руке», и наконец... съедает за обедом четверть барана или целого гуся.

Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.

«По-рыцарски» надлежало обходиться и с побежденным противником, равным по рангу. Рыцарь должен был обращаться со своим пленником, как с самым почетным гостем, даже если тот был ему смертельным врагом. Пленники, как правило, предлагали за свое освобождение выкуп, а так же дорогие доспехи и боевого коня. Рыцарь не мог напасть на другого рыцаря без объявления войны.

Рыцари должны были быть беззаветно преданы своему сеньору, сохранять нерушимой клятву вассальной верности. Рыцарь должен был быть верен своему слову. Давая какое-нибудь обещание, он клялся Богом, «который никогда не лжет». И наконец рыцари должны были быть, согласно своему кодексу, щедры...

Как произошел обряд посвящения в рыцари

Приходило время, и оруженосец, мастерски научившийся владеть мечом и копьем, с малых лет привыкший к тяжести доспехов (для обучения специально изготавливалось детское вооружение), переносить походные лишения, впитавший в себя «кодекс рыцарства», готовился к посвящению в рыцари.

В ранние рыцарские времена этот обряд происходил обычно в пятнадцатилетнем возрасте. К XIII веку, времени расцвета рыцарства, оруженосец посвящался в рыцари позже - в 21 год. Случалось так, что иные небогатые бароны и вовсе оставались непосвященными, потому что обряд влек за собой слишком большие расходы. В ранние же времена, напротив, в рыцари мог быть посвящен за особые заслуги каждый - даже крепостной крестьянин или простолюдин. Но с течением времени рыцари становились все более замкнутой, элитной кастой.

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.

Появление рыцарства связано с возникновением системы феодального землевладения. При передаче земли во временное (а позже постоянное) владение ее жалователь становился сеньором, а получатель - вассалом последнего. В обязанности вассалов входила защита владений сеньора, выкуп его из плена, участие в его совете и суде и т. д. Вышестоящий феодал не мог подчинить себе рыцаря находящегося на службе у его собственного вассала, что выражалось формулой: "вассал моего вассала не мой вассал". В результате складывалась многоступенчатая феодальная лестница от короля до безвассальных ("однощитных") рыцарей.



Основным источником дохода феодала было его поместье. Оно содержалось за счeт труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.

Жилищем феодалов служили каменные замки. Они обычно строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Эти сооружения состояли из широких круглых или четырехугольных башен, окружeнных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней поднималась ещe более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышалась главная башня - донжон, где жил хозяин замка с семьeй. Расположение комнат не имело строгой планировки: большие залы с огромными каминами, соседствовали с маленькими мрачными комнатами, наводнeнными мышами и крысами. Непременным атрибутом замков были подвалы, где хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой. Там же содержали пленных и провинившихся крестьян. Замки также окружали рвами с водой, снабжали подъемными мостами, подземными ходами и винтовыми лестницами. Обладая такими мощными укреплениями, феодалы могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.

Основу рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Тело рыцаря защищала кольчуга из железных колец, а позднее рифлeный цельнометаллический доспех. Голову рыцаря покрывал железный или стальной шлем, форма которого со временем менялась от открытого "шишака" до закрытого "салада" с подвижным забралом, для защиты лица. Непременной деталью оборонительного снаряжения был металлический, обычно миндалевидный щит, закрывавший воина от подбородка до колен. Доспехами были защищены и лошади рыцарей. Таким образом, общий вес их снаряжения и вооружения мог достигать 50 кг.

Исходя из вышесказанного, становится ясным, что овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. Она начиналась с детства. До 7 лет мальчиков воспитывали дома, развивая с помощью физических упражнений силу и воинский дух. Так продолжалось до 7 лет. Затем будущего рыцаря отправляли ко двору сеньора, где начинался основной этап учeбы. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. В его обязанности входило сопровождение рыцаря и его супруги на охоте, в путешествиях, в гостях. Пажи также были посыльными и прислуживали за столом. Параллельно с этим будущего рыцаря учили владеть оружием, управляться с охотничьими собаками и ловчими птицами.

В 14 лет юношу посвящали в оруженосцы: священник брал с алтаря меч и пояс и, благословив их, перепоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы: кравчие (прислуживавшие за столом), шталмейстеры (ухаживавшие за боевыми лошадьми) и оруженосцы при супруге рыцаря. Вершиной этой иерархии была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. Он должен был охранять своего господина, содержать в порядке его оружие и доспехи, сопровождать его в боевых походах и поездках к иноземным дворам.

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копьe. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копьe-победу правды над ложью.

Каждый новообращeнный рыцарь получал свой герб. Он изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французкой знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании кабальерос, в Германии риттеры. Даже рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Вера в Бога, рыцарская честь, храбрость в бою и уважение к даме — вот главные заповеди рыцаря. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, — в силе, богатстве и почестях. Один праздник сменялся другим. За бокалом вина они вспоминали свои подвиги. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше. Часто бедные рыцари пускались в дальние путешествия, а потом рассказывали о своих приключениях, прибавляя к былям и небылицы.
Самым любимым развлечением рыцарей были состязания — турниры. На турнире рыцарь имел случай показать свою храбрость, силу и ловкость. Турниры устраивались обыкновенно по случаю какого-нибудь торжества, например коронации, свадьбы, рождения в семье рыцаря наследника.

Еще задолго до турнира объезжали страну герольды, объявляя, когда и где назначается турнир. Рыцари, которые желали сразиться, записывались у особых судей. Судьи могли отказать, если находили, что рыцарь недостоин этой чести. Оружие, шлемы, все вооружение рыцаря и даже его лошадь подвергалось осмотру. Место для турнира выбирали или на городской площади, или за городом, в поле. Его окружали двойной решеткой, а за ней устраивали высокие сиденья для гостей. В назначенное время гости собирались и занимали свои места. Звуки труб и литавр возвещали о начале турнира. На великолепных лошадях, в блестящем вооружении, с развевающимися перьями на шлемах, въезжали рыцари в ограду и останавливались.

Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и так до конца турнира, который мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в день по 50 копий.
По окончании турнира судьи выбирали победителя. Получить награду на турнире стремились самые знатные рыцари; ей была такая же цена, как и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под звуки труб и литавр. Победитель, став на колено, получал награду (украшение на шлем, меч или золотую цепь, иногда кольцо) из рук знатной дамы. Трубы и литавры играли снова в честь победителя. Затем его торжественно вели в замок, снимали тяжелые доспехи и, надев праздничную одежду, сажали за стол, на почетное место.

Если какому-либо из государей являлось желание удвоить силы своей армии, не увеличивая числа низших воинов, то он создавал рыцарей. Если кто-либо из старших оруженосцев отличался на поле битвы, то его возводили в рыцарское звание.
При возведении в рыцарское звание в военное время обряд посвящения был очень прост. Вновь посвящаемого ударяли три раза мечом по плечу с произнесением следующих слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и Святого Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем”. Затем следовал обыкновенный обряд лобзания; этим и оканчивалось посвящение.
Подобное ведение дел порождало целые миллионы героев. Влияние почета было до такой степени могущественно, что одно уже звание рыцаря побуждало каждого превосходить самого себя и делало из него из него какое-то сверхъестественное существо.

Рыцари, посвящаемые в это звание в военное время, носили и различные названия, сообразно тем обстоятельствам, благодаря которым им жаловали это почетное звание; так, были рыцари битвы, рыцари приступа, рыцари подкопа и прочие.
Как уже говорилось ранее, в рыцарское звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что в это звание возводились и простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но в данном случае один только государь имел право возводить простолюдина в звание рыцаря, а пожалованный со дня посвящения делался уже дворянином и пользовался всеми правами рыцарского звания. Посвящаемые в рыцари из простых воинов и крестьян назывались “рыцарями из милости” (“les chevaliers de grace”). Большое число рыцарей-трубадуров вышло из простолюдинов, и только благодаря своим славным подвигам эти люди достигли такой чести.

Так, в преданиях о короле Артуре есть эпизод, когда Артур посвящает в рыцари сына скотопаса. Правда, далее оказывается, что посвященный - незаконный сын одного короля, но, посвящая его в рыцари, Артур не знал об этом.
Но было еще и такое звание, которого могло домогаться только высшее дворянство, а именно звание знаменного рыцаря (les chevalier banneret). На поле сражений перед знаменными рыцарями несли квадратное знамя с изображением их герба и девиза; такое знамя несколько напоминало церковную хоругвь.

В то время были еще знаменные оруженосцы (les ecuyers bannerets). Под их начальством служили рыцари и даже знаменные рыцари; это делалось по приказанию короля; но знаменные оруженосцы никогда не имели ни одной из привилегий рыцарства.

Русское рыцарство не было многочисленным потому, что на огромном пространстве, изобилующем массой естественных преград, было невозможно быстро собрать значительные контингенты. И необходимость принимать первый бой с численно превосходящим противником привела к тому, что у нас к снаряжению и подготовке воинов предъявляли особые требования.

Наши предки создали в высшей степени оригинальную и действенную систему всенародной подготовки и соревновательного отбора бойцов «без отрыва от производства». Выразилась она в форме кулачных боев «стенка на стенку», где каждый чувствовал локоть товарища и придерживался строгих правил (лежачего не бить, кулак не утяжелять и т. п.), и всевозможных игрищ с использованием военных парусно-весельных судов, на которых формировались и обучались постоянные экипажи. Отсюда удивительная стойкость, которой отличались русские воины.

В дни суровых военных будней "кодекс чести" в отношениях между рыцарями часто нарушался, уступая место жестокости и коварству. Стоит ли говорить о "грязных простолюдинах"- крестьянах и горожанах, на которых он вообще не распространялся.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов), то рыцарские «подвиги» приносили горе, разорения, поругание и позор не одним простолюдинам. Жестокая эксплуатация крестьян, захват добычи в феодальных войнах, грабеж купцов на дорогах являлись основными источниками рыцарских
доходов. Стремясь к захвату чужих земель и богатств, рыцарство приняло деятельное участие в захватнических грабительских предприятиях - крестовых походах.

В.И.Уколова во вступительной статье к книге Франко Кардини “Истоки средневекового рыцарства” говорит: “Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее приносила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим - крестьянам, горожанам, купцам и им подобным - не было и речи о каком-то “рыцарском” отношении, напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей “хорошим тоном”.

Тяжеловооруженная рыцарская конница малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения на протяжении многих веков является основной военной силой феодальных государств. Однако зарождение новой общественно-политической формации - капитализма, ускорению научно-технического прогресса и изобретению огнестрельного оружия, привели к тому, что консервативное рыцарство уже не поспевало за велениями времени. Ружейные пули легко пробивали доспехи, а пушечные ядра разрушали стены замков. Особенно ясно эти тенденции проявились в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Поэтому с конца XV века представители рыцарских родов начинают формировать офицерский корпус наемных армий Нового времени.

Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики (использование подобных рыцарским танковых клиньев в крупномаштабных боевых действиях), но и культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде").

И в наше время в Великобритании, отдавая дань традициям, присваивают рыцарские звания учeным, артистам и спортсменам.


Еще интересное:

Из истории…

Мы вспоминаем одну из самых долгоживущих легенд в мировой литературе — легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Быль это или сказка, так оно было или иначе, а каждый певец добавит в песню что-то новое и обрастает история слухами, и полнится легендами земля бриттов. Поют, мол, жил на свете король Утер Пендрагон и влюбился он в прекрасную Игрейну. И зачали они сына. Так начинается легенда о короле Артуре.

Волшебник Мерлин унес младенца, рожденного Игрейной, и отдал славному сэру Эктору, чтобы тот воспитал его, как собственного сына. И долго оставалось тайной для благородного сэра, что вместе со своим сыном в его замке растет сын короля, но старый рыцарь помнил, что принял он этого юношу младенцем из рук великого чародея и, значит, великая судьба суждена ему. Так и рос Артур в замке сэра Эктора и постигал рыцарскую науку. И когда исполнилось ему семнадцать, умер король Пендрагон, и взволновались бароны, ибо многие из них хотели занять трон. Но под Рождество случилось чудо в Лондоне и во дворе величайшего храма появилась мраморная глыба, а на ней стояла стальная наковальня, а под наковальней — чудный меч. Словно синий огонь горел его клинок и золотые письмена теснились вокруг: “Кто вытащит этот меч из-под наковальни, тот и есть король над всей землей английской”. Так и случилось, что достал этот меч Артур и достойнейший из рыцарей Британии посвятил его в рыцари и короновался он в Лондоне. Непросто было Артуру удержать трон, и во многих битвах спасал его волшебный меч Экскалибур и заколдованные ножны, что хранили его от ран. Но сталь разит одинаково и труса и храбреца и пришло Артуру время подумать о наследнике. И тогда Артур женится на прекрасной леди Гвиневере, чтобы сделать ее своей королевой. Вместе с ее приданым достается королю замок Камелот вместе со знаменитым Круглым столом. Там Артур собирал всех храбрых и преданных рыцарей своего королевства и на сиденье каждого было золотыми буквами написано его имя. Неизвестно, что за сила была заключена в этом столе, но стоило рыцарям раз собраться вокруг него и становились они словно братья, и, на какой подвиг бы не собирались, все им по плечу. Там Мерлин учил рыцарей не совершать убийств, жестокости или зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие просящему и, что превыше всего, оказывать уважение и покровительство женщинам. Из Камелота рыцари отправлялись сражаться с драконами, гигантами и хитрыми карликами. Эти встречи с силами зла обычно происходили в заколдованных замках, темных лесах или волшебных садах. Много подвигов совершили рыцари во славу Британии и короля Артура и самый главный подвиг манил их — найти недостижимый Святой Грааль. И мы с вами присоединимся отныне к братству рыцарей Круглого стола и ждут нас с вами великие подвиги и удивительные приключения, рыцарские турниры и благородные сражения, и остается нам только надеяться, что в конце пути увидим мы свет чаши Святого Грааля.

Что одевать на тренинг:

Юношам: "щит" на плечо и оружие (лучше меч), Девушкам — мантию.

У каждого отряда свой цвет (этого цвета должен быть "щит" и мантия):

Символика цвета

  • Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлёнь (красный) — символизирует храбрость, мужество, любовь.
  • Лазурь (голубой) — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность.
  • Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость.
  • Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость.
  • Чёрнь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях.

Развлечения

  • Рыцарские поединки,
  • ролевые игры,
  • интеллектуальные конкурсы,
  • спортивные соревнования

Мероприятия

  • «Битва с норманнами» — деловая игра
  • «Посвящение в рыцари»,
  • «Шоу Эскалибур»,
  • «Конкурс замков» — командный конкурс
  • «Магия Мерлина» и другое

Цель турнира:

Поиск и обретение своей «рыцарской сути», раскрытие внутренних ресурсов через встречу с магическими помощниками, поиск способов защиты и принятие внутренних законов команды и партнерских законов взаимодействия

Какие рыцари захотят сесть за Круглый стол? Что за государство они создадут? По каким законам решат жить? Это выбор участников игры.

Продолжительность тренинга: 7 астрономических часов (из них 5 часов ‐ занятия в аудитории, 2 часа — веревочный курс с элементами экстрима)

Количество участников: от 15 до 30 человек

Место проведения: база отдыха

Стоимость: 3350 руб. с человека

В стоимость входит:

  • методическая тетрадь для каждого участника по теме тренинга
  • веревочный курс с элементами экстрима
  • проведение турнира
  • разработка этического кодекса руководителей
  • информационная записка в адрес руководства по результатам тренинга (анализ проблем, рекомендации, краткие характеристики на участников)
  • для каждого участника альбом с фотографиями (интересные моменты с тренинга)
  • сертификат

В стоимость не входит:

  • трансферт участников тренинга
  • питание участников тренинга
  • аренда места проведения тренинга