Развитие и размножение человека: современные аспекты преподавания. Размножение человека: как это происходит? Какой вид размножения у человека

физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток - начало формирования нового индивида. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.

РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА ЖЕНЩИН
Репродуктивные органы. Женские внутренние репродуктивные органы включают яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матку и влагалище.

ЖЕНСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ В РАЗРЕЗЕ (вид сбоку): яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матка и влагалище. Все они удерживаются связками и расположены в полости, образованной костями таза. Яичники имеют две функции: они продуцируют яйцеклетки и секретируют женские половые гормоны, регулирующие менструальный цикл и поддерживающие женские половые признаки. Функция маточных труб - проведение яйцеклетки из яичника в матку; кроме того, именно здесь происходит оплодотворение. Оплодотворенная яйцеклетка внедряется в стенку матки, растягивающуюся по мере роста и развития плода. Нижнюю часть матки составляет ее шейка. Она вдается во влагалище, которое своим концом (преддверием) открывается наружу, обеспечивая сообщение между женскими половыми органами и внешней средой. Беременность завершается спонтанными ритмическими сокращениями матки и изгнанием плода через влагалище.

ЖЕНСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ В РАЗРЕЗЕ (вид спереди). Внутри яичника показаны фолликулы, в которых развиваются яйцеклетки. Каждый месяц один из фолликулов разрывается, высвобождая яйцеклетку, после чего он превращается в гормон-секретирующую структуру - желтое тело. Гормон желтого тела прогестерон подготавливает матку к внедрению в нее оплодотворенной яйцеклетки.

Лопнувший фолликул погружается в толщу яичника, зарастает рубцовой соединительной тканью и превращается во временную эндокринную железу - т.н. желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон. Маточные трубы, как и яичники, - парные образования. Каждая из них тянется от яичника и соединяется с маткой (с двух разных сторон). Длина труб примерно 8 см; они слегка изгибаются. Просвет труб переходит в полость матки. Стенки труб содержат внутренний и наружный слои гладкомышечных волокон, которые постоянно ритмически сокращаются, что обеспечивает волнообразные движения труб. Изнутри стенки труб выстланы тонкой оболочкой, содержащей реснитчатые (мерцательные) клетки. Как только яйцо попадает в трубу, эти клетки, наряду с мышечными сокращениями стенок, обеспечивают его перемещение в полость матки. Матка представляет собой полый мышечный орган, расположенный в тазовом отделе брюшной полости. Сверху в нее входят трубы, а снизу ее полость сообщается с влагалищем. Главная часть матки называется телом. Небеременная матка имеет лишь щелевидную полость. Нижняя часть матки, шейка, длиной около 2,5 см, вдается во влагалище, куда открывается ее полость, называемая шеечным каналом. При попадании в матку оплодотворенная яйцеклетка погружается в ее стенку, где и развивается в течение всей беременности. Влагалище - полое цилиндрическое образование длиной 7-9 см. Оно соединено с шейкой матки по ее окружности и выходит к наружным половым органам. Основные его функции - отток менструальной крови наружу, прием мужского полового органа и мужского семени при совокуплении и обеспечение прохода для рождающегося плода. У девственниц наружный вход во влагалище частично закрыт складкой ткани в форме полумесяца, девственной плевой. Эта складка, как правило, оставляет достаточно места для оттока менструальной крови; после первого совокупления отверстие влагалища расширяется.
Молочные железы. Полноценное (зрелое) молоко у женщин обычно появляется примерно на 4-5-й день после родов. Когда ребенок сосет грудь, возникает дополнительный мощный рефлекторный стимул к выработке железами молока (лактации).. Менструальный цикл устанавливается вскоре после начала полового созревания под влиянием гормонов, вырабатываемых эндокринными железами. На ранних этапах полового созревания гормоны гипофиза инициируют активность яичников, запуская комплекс процессов, протекающих в женском организме от пубертатного периода до менопаузы, т.е. на протяжении примерно 35 лет. Гипофиз циклически секретирует три гормона, которые участвуют в процессе репродукции. Первый - фолликулостимулирующий гормон - обусловливает развитие и созревание фолликула; второй - лютеинизирующий гормон - стимулирует синтез половых гормонов в фолликулах и инициирует овуляцию; третий - пролактин - подготавливает молочные железы к лактации. Под влиянием двух первых гормонов фолликул растет, его клетки делятся, и в нем образуется крупная заполненная жидкостью полость, в которой находится ооцит Рост и активность фолликулярных клеток сопровождаются секрецией ими эстрогенов, или женских половых гормонов. Эти гормоны можно обнаружить как в фолликулярной жидкости, так и в крови. Эстрогены присутствуют не только в организме человека, но и у других млекопитающих. Лютеинизирующий гормон стимулирует разрыв фолликула и высвобождение яйцеклетки. После этого клетки фолликула претерпевают значительные изменения, и из них развивается новая структура - желтое тело. Под действием лютеинизирующего гормона оно, в свою очередь, вырабатывает гормон прогестерон. Прогестерон тормозит секреторную активность гипофиза и изменяет состояние слизистой (эндометрия) матки, подготавливая ее к приему оплодотворенного яйца, которое должно внедриться (имплантироваться) в стенку матки для последующего развития. В результате стенка матки существенно утолщается, ее слизистая, содержащая много гликогена и богатая кровеносными сосудами, создает благоприятные условия для развития зародыша. Координированное действие эстрогенов и прогестерона обеспечивает формирование необходимой для выживания зародыша среды и сохранение беременности. Гипофиз стимулирует активность яичников приблизительно каждые четыре недели (овуляторный цикл). Если оплодотворение не происходит, большая часть слизистой вместе с кровью отторгается и через шейку матки попадает во влагалище. Такие циклически повторяющиеся кровянистые выделения называют менструациями. У большинства женщин период кровотечений наступает примерно через каждые 27-30 дней и продолжается 3-5 дней. Весь цикл, заканчивающийся отторжением слизистой оболочки матки, называется менструальным циклом. Он регулярно повторяется на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины. Первые после полового созревания менструации могут быть нерегулярными, и во многих случаях им не предшествует овуляция. Менструальные циклы без овуляции, часто встречающиеся у молодых девушек, называют ановуляторными. Менструация - вовсе не выброс "испорченной" крови. На самом деле, выделения содержат весьма небольшие количества крови, смешанной со слизью и тканью слизистой оболочки матки. Количество крови, теряемое во время менструации, у разных женщин различно, но в среднем не превышает 5-8 столовых ложек. Иногда незначительное кровотечение возникает в середине цикла, что часто сопровождается легкими болями в животе.
Беременность. Выход яйцеклетки из фолликула в большинстве случаев происходит примерно в середине менструального цикла, т.е. на 10-15 день после первого дня предшествующей менструации. В течение 4 суток яйцеклетка продвигается по маточной трубе. Зачатие, т.е. оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, происходит в верхней части трубы. Здесь же начинается развитие оплодотворенной яйцеклетки. Затем она постепенно спускается по трубе в полость матки, где в течение 3-4 дней находится в свободном виде, а потом внедряется в стенку матки, и из нее развиваются зародыш и такие структуры, как плацента, пуповина и т.п. Беременность сопровождается многими физическими и физиологическими изменениями в организме. Прекращаются менструации, резко увеличиваются размеры и масса матки, набухают молочные железы, в которых идет подготовка к лактации. Во время беременности объем циркулирующей крови превышает исходный на 50%, что значительно увеличивает работу сердца. В целом, период беременности - тяжелая физическая нагрузка. Беременность завершается изгнанием плода через влагалище. После родов, примерно спустя 6 недель, размеры матки возвращаются к исходным.
Менопауза. Термин "менопауза" составлен из греческих слов meno ("ежемесячно") и pausis ("прекращение"). Таким образом, менопауза означает прекращение менструаций. Весь период угасания половых функций, включая менопаузу, называют климаксом. Менструации прекращаются и после хирургического удаления обоих яичников, производимого при некоторых заболеваниях. Воздействие на яичники ионизирующего излучения также может приводить к прекращению их активности и менопаузе. Примерно у 90% женщин менструации прекращаются в возрасте между 45 и 50 годами. Это может происходить резко либо постепенно на протяжении многих месяцев, когда менструации становятся нерегулярными, увеличиваются интервалы между ними, постепенно укорачиваются сами периоды кровотечений и уменьшается количество теряемой крови. Иногда менопауза наступает у женщин, не достигших и 40-летнего возраста. Столь же редко встречаются женщины с регулярными менструациями в 55 лет. Любое кровотечение из влагалища, наступившее после менопаузы, требует немедленного обращения к врачу.
РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА МУЖЧИН
Функция размножения у мужчин сводится к выработке достаточного числа сперматозоидов, обладающих нормальной подвижностью и способных оплодотворять зрелые яйцеклетки. Мужские половые органы включают яички (семенники) с их протоками, половой член, а также вспомогательный орган - предстательную железу.



МУЖСКИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ включают яички (семенники) с их протоками, предстательную железу и половой член с мочеиспускательным каналом (уретрой). Каждое яичко - это железа овальной формы, состоящая из тонких извитых канальцев и подвешенная в мошонке на семенном канатике. Яички продуцируют сперматозоиды и секретируют мужские половые гормоны, которые необходимы как для функционирования мужской репродуктивной системы, так и для развития и сохранения вторичных половых признаков. Созревание сперматозоидов происходит в эпидидимисе - придаточной структуре, которая тоже состоит из извитых канальцев и примыкает к верхней части яичка. Сперматозоиды поднимаются по протоку, называемому семявыносящим (он находится в семенном канатике), и попадают в семенной пузырек, где накапливаются; здесь они смешиваются с семенной жидкостью, секретируемой главным образом предстательной железой. Семенной пузырек открывается в мочеиспускательный канал, через который происходит выброс спермы.

Яички (семенники, тестикулы) - парные железы овальной формы; каждая из них весит 10-14 г и подвешена в мошонке на семенном канатике. Яичко состоит из большого числа семенных канальцев, которые, сливаясь, образуют придаток яичка - эпидидимис. Это продолговатое тельце, примыкающее к верхней части каждого яичка. Яички секретируют мужские половые гормоны, андрогены, и вырабатывают сперму, содержащую мужские половые клетки - сперматозоиды. Сперматозоиды представляют собой мелкие очень подвижные клетки, состоящие из головки, несущей ядро, шейки, тела и жгутика, или хвоста. Они развиваются из специальных клеток в тонких извитых семенных канальцах. Созревающие сперматозоиды (т.н. сперматоциты) перемещаются из этих канальцев в более крупные протоки, впадающие в спиральные трубочки (выносящие, или экскреторные, канальцы). Из них сперматоциты попадают в эпидидимис, где завершается их превращение в сперматозоиды. Эпидидимис содержит проток, открывающийся в семявыносящий проток яичка, а тот, соединяясь с семенным пузырьком, образует эякуляторный (семявыбрасывающий) проток предстательной железы. В момент оргазма сперматозоиды вместе с жидкостью, вырабатываемой клетками предстательной железы, семявыносящего протока, семенного пузырька и слизистых желез, выбрасываются из семенного пузырька в эякуляторный проток и далее в мочеиспускательный канал полового члена. Оплодотворение. Попав во влагалище, сперматозоиды с помощью движений хвоста, а также благодаря сокращению стенок влагалища перемещаются примерно за 6 часов в маточные трубы. Хаотическое движение миллионов сперматозоидов в трубах создает возможность их контакта с яйцеклеткой, и если один из них проникает в нее, ядра двух клеток сливаются и оплодотворение завершается.

Билет 12

Дыхательная система

совокупность органов и анатомических образований, обеспечивающих движение воздуха из атмосферы к легочным альвеолам и обратно (дыхательные циклы вдох -выдох) и газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью. Схематическое изображение Д. с. человека -Собственно органами дыхания являются легкие (Лёгкие)и дыхательные пути: верхние (нос (Придаточные пазухи носа), Придаточные пазухи носа, глотки (Глотка)) и нижние (Гортань, Трахея, Бронхи, включая концевые, или терминальные, бронхиолы). Обильное кровоснабжение дыхательных путей и жидкий секрет желез их эпителия имеют значение для поддержания необходимых параметров температуры и влажности воздуха, проникающего в легкие из атмосферы. Воздухоносные пути заканчиваются переходом концевых бронхиол в дыхательные (респираторные бронхиолы, ветвления которых образуют ацинусы - функционально-анатомическую единицу дыхательной паренхимы легкого. К дыхательной системе относятся также грудная клетка и дыхательные мышцы, деятельность которых обеспечивает растяжение легких с формированием фаз вдоха и выдоха и изменение давления в плевральной полости, дыхательный центр, периферические нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания (Дыхание).

К основным из них относят диафрагму, наружные и внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса, обеспечивающие дыхательный акт при спокойном дыхании. Вдох происходит вследствие возрастания отрицательного давления в полости грудной клетки в связи с увеличением ее объема при опускании диафрагмы, поднятии ребер и расширении межреберных промежутков в результате сокращения диафрагмы и наружных межреберных мышц. Расслабление этих мышц создает условия для выдоха, который происходит частично пассивно (под влиянием эластической тяги растянутых легких и в связи с опусканием ребер под тяжестью грудной стенки), частично вследствие сокращения внутренних межреберных мышц и мышц брюшного пресса. При затрудненном и усиленном дыхании в осуществлении дыхательного акта могут участвовать вспомогательные мышцы (шеи, а также практически все мышцы туловища). Так, при усиленном вдохе сокращаются грудино-ключично-сосцевидные мышцы, широчайшие мышцы спины, верхние задние зубчатые, большие и малые грудные, лестничные, трапецивидные и другие мышцы; при усиленном выдохе - нижние задние зубчатые, подвздошно-реберные мышцы (нижние части), поперечнаямышца груди, прямые мышцы живота, квадратные мышцы поясницы. Участие вспомогательных мышц в акте дыхания в покое наблюдается при некоторых видах одышки (Одышка).

Основная функция Д. с. - обеспечение Газообмена между кровью и внешней средой в соответствии с потребностями организма, которые определяются интенсивностью обмена веществ и значительно различаются в состояниях покоя и физической работы. В условиях основного обмена у здоровых взрослых людей частота дыхания составляет 12-16 в 1 мин диафрагма устанавливается высоко, вытесняя воздух из альвеол.

При физической нагрузке возрастание газообмена в Д. с. в норме обеспечивается снижением уровня стояния диафрагмы с приростом объема альвеолярного воздуха, расширением просвета бронхов, в связи с чем снижается сопротивление воздушному потоку. Кроме того, при физической нагрузке увеличиваются глубина и частота дыхания в таком оптимальном соотношении, которое обеспечивает вентиляцию возросшего объема альвеол адекватно повышенным минутным объемом дыхания при минимальном приросте работы дыхательных мышц. При патологии, приводящей к нарушению проходимости дыхательных путей, ограничению глубины дыхания, нарушению диффузии газов в легких, а также при расстройствах регуляции дыхания развивается Дыхательная недостаточность, проявляющаяся усиленной работой дыхательных мышц и (или) различными расстройствами газообмена.

Для нормальной деятельности Д. с. и поддержания стерильности в пространстве легочных альвеол важное значение имеет способность органов дыхания к самоочищениюот микробов и пылевых частиц, попадающих в дыхательные пути из атмосферы. Кроме перистальтики мелких бронхов дренажную функцию в норме обеспечивает механизм мукоцилиарного транспорта.Запасным механизмом дренажа дыхательных путей является Кашель.

Дыхательная система человека (вверху - сагиттальный разрез полости носа, рта и гортани): 1 - носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - гортань; 4 - трахея; 5 - левый главный бронх; 6 - левое легкое; 7 - правое легкое; 8 - сегментарные бронхи; 9 - правые легочные артерии; 10 - правые легочные вены; 11 - правый главный бронх; 12 - глотка; 13 - носоглоточный ход.

Выделительная система

Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Он определяется сперматозоидами, которые бывают двух типов: половина несет женское начало (х-хромосому), а другая половина – мужское начало (у-хромосому). Яйцеклетки несут только женское начало, в них всегда одинаковые хромосомы (х-хромосомы).
Половые клетки формируются в половых железах. Яйцеклетки образуются в яичниках, а сперматозоиды – в мужских половых железах (семенниках). Они продуцируют огромное число сперматозоидов, мелких подвижных клеток, состоящих из головки, шейки и хвостика.

Для нормального процесса образования сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела. Поэтому семенники вынесены из полости тела. Протоки семенников, предстательной железы и семенных пузырьков впадают в мочеиспускательный канал, проходящий внутри полового члена. Внутри женского организма они могут находиться в жизнеспособном состоянии 2–4 дня.

Яичники – парные органы, лежащие в брюшной полости. В них происходит образование яйцеклеток. Выход одной зрелой яйцеклетки в полость тела называется овуляцией, происходит в среднем раз в 28 дней. Вышедшая из яичника зрелая яйцеклетка попадает в яйцевод (маточная труба), где она живет всего 1 день и может слиться со сперматозоидом, проникшим туда через влагалище во время полового акта.

Если оплодотворение не происходит, то слизистая оболочка матки отторгается, это сопровождается кровяными выделениями.


Если оплодотворение происходит, образовавшаяся зигота сразу же начинает делиться, в результате чего возникает комочек, состоящий из мелких одинаковых клеток. Такой зародыш спускается по маточной трубе в матку – толстостенный мешковидный орган, где внедряется в слизистую оболочку, богатую кровеносными сосудами.

Через 2 дня после попадания в матку начинается зародышевый период. В это период формируется плацента – через нее происходит связь организма матери и плода. С момента образования плаценты начинается период. длится 9 месяцев, затем наступают роды.


У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза). Грудной возраст (1-ый год жизни)
Первый месяц считается периодом новорожденности. Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует особого внимания. На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе.

В конце 1-го месяца жизни он распрямляет ножки, на 6-ой неделе поднимает и удерживает головку; на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года пытается делать первые шаги.

Не менее интенсивно в этот период развивается психика. На втром месяце ребенок улыбается, в 4 месяца берет в рот игрушки, исследует их, начинает различать взрослых. Хорошее физическое и психическое развитие ребенка определяется рациональным режимом.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоуважению. Ребенок хорошо идет и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляются двигательные навыки. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет)

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность, период вопросов – так можно назвать этот период. Растет и формируется головной мозг и формируется внутренняя речь. Ребенок активно играет, разговаривает сам с собой (формирование речи). Подвижные игры формируют мышечный аппарат.

Школьный период (от 7 до 17 лет)

Перестраиваются все органы и системы. Сложный период поступления в школу. Ребенок овладевает письмом, узнает много нового об окружающем мире, усваивает опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение ускоряет развитие навыков и способностей. Коллективное воздействие в общественной работе, трудовом воспитании, спорте – тоже создает условия для развития гармоничной личности. С 11 лет ребенка называют подростком. Перестройка организма связана с половым созреванием. Развитие мускулатуры спины и груди. Увеличение массы тела, развитие вторичных половых признаков. В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация.

Как и всем прочим живым организмам, людям необходимо размножаться, дабы существовать в качестве отдельного вида. Казалось бы, ничего сложного в этом процессе нет, однако на самом деле всё обстоит несколько иначе. Дело в том, что зачатие может быть осуществлено далеко не каждый день, а последующее является многоэтапным и весьма сложным.

Зачатие

На самом деле сперматозоидом может произойти только в определённые дни. В каждом менструальном цикле женщины имеется лишь 1-2 подходящих дня. С учётом того, что сперматозоиды, перед тем как достичь ампулярной части маточных труб, где и происходит процесс оплодотворения, должны пройти достаточно сложный путь, сулящий подавляющему их большинству гибель, то шанс зачатия оказывается не таким уж и высоким.

После того как оплодотворение всё-таки будет осуществлено, образовавшаяся зигота постепенно направляется в сторону матки. Во время этого путешествия происходит постепенный рост зиготы. Примерно на 10 сутки зародыш попадает в матку, где он внедряется в её стенку. После этого зародыш постепенно растёт и развивается. Стоит отметить, что первые периоды развития ребёнка в утробе матери сопряжены с большими рисками для него. Так что размножение человека - достаточно сложный многоэтапный процесс.

Роды и их опасность

Одним из кульминационных моментов является появление ребёнка на свет. Он сулит большое количество опасностей как матери, так и ребёнку. Благо, что развитие современной медицины позволяет практически в 100% случаев спасать жизнь матери даже в самых сложных ситуациях. Что касается ребёнка, то с ним всё несколько сложнее, однако сейчас уже существует множество различных технических средств, способных оказать помощь в сохранении жизни даже самого слабого малыша. Благодаря и развитие человека стало более лёгким процессом.

Опасность родов заключается в возможности повреждения тканей матери и ребёнка, а также в гипоксии (нехватке кислорода). Для того чтобы избежать этого, гинекологи используют специальные приёмы, помогающие ребёнку проходить через родовые пути. В крайнем случае осуществляется кесарево сечение.

Проблемы демографии

О том, как ребёнок развивается в утробе матери и появляется на свет, может рассказать биология. Размножение человека в масштабе всего вида или отдельной популяции изучает демография. Она позволяет выявить наметившиеся тенденции в изменении численности населения и его полового и возрастного составов. Это позволяет принять необходимые меры.

На сегодняшний день во многих развитых странах наблюдается постепенное снижение числа населения. Это связано с тем, что размножение человека здесь подчинено большому количеству законов и ограничений, которые для себя устанавливает каждый отдельный человек. Люди в высокоразвитых странах предпочитают сначала решить все вопросы, касающиеся карьеры и только затем думать о детях. В результате размножение человека происходит преимущественно в возрасте от 30 до 35 лет. Кроме этого, население таких стран предпочитает "жить для себя" и иметь только 1 ребёнка.

Итак, современное размножение человека как вида имеет свои особенности. То, какие тенденции наметятся в данной сфере в будущем, показать сможет только время.

сперматозоиды ) и мужские гормоны образуются в семенниках, которые расположены в специальном кожаном мешочке – мошонке . Через семявыводящие протоки (трубки длиной около 40 см), впадающие в мочеиспускательный канал, сперматозоиды выводятся из организма мужчины.

У женщин половая система располагается в тазовой области и состоит из половых желёз ( яичников ), маточных труб , матки и влагалища . Женские половые клетки ( яйцеклетки ) и половые гормоны, влияющие на увеличение молочных желёз, тембр голоса и т. д., образуются в яичниках. Через маточные ( фаллопиевы ) трубы, которые подходят к яичникам, зрелая яйцеклетка передвигается в матку, нижний конец которой открывается во влагалище. В матке, мышечном органе, имеющем форму мешка, развивается плод, который полностью защищён от внешних воздействий. Во время беременности полость матки может увеличиваться в 500 раз.

Оплодотворение – слияние сперматозоида с яйцеклеткой – происходит в результате полового акта. Эрекция (отвердевание и увеличение в размерах мужского копулятивного органа) происходит в результате сужения вен и расширения артерий полового члена. Трение под действием ритмичных движений активирует симпатические нейроны , в свою очередь вызывающие сокращения гладкой мускулатуры уретры. Семенная жидкость выталкивается из организма мужчины ( эякуляция ) и изливается глубоко во влагалище. Ощущения, испытываемые при этом, называются оргазмом . Сперматозоид достигает маточных труб за 5 минут благодаря движениям жгутика, а также сокращениям матки и труб. Он сохраняет жизнеспособность в течении нескольких суток. Оплодотворение наступает через несколько часов (под действием ферментов сперматозоида должны разрушиться внешние мембраны яйцеклетки). Далее оплодотворённая яйцеклетка начинает делиться и попадает в матку по одной из маточных труб, где внедряется в слизистую оболочку и начинает своё развитие. Образуется плацента – орган, обеспечивающий поступление в зародыш питательных веществ из организма матери.

Развитие зародыша происходит быстро – через 7–8 недель уже различается структура его тела, хотя размеры составляют всего 2,5 см. С этого периода он уже называется плодом и продолжает находиться в организме матери до 38–40 недель. Этот период заканчивается рождением ребёнка.

Пол ребёнка определяется на шестой неделе беременности; до этого срока в его организме имеются зачатки и женской, и мужской половых систем. Наличие Y-хромосомы в сперматозоиде приводит впоследствии к выработке в организме плода тестостерона и развитию мужской репродуктивной системы. На 12-й неделе у плода сформированы уже все основные органы.

Сигналом к началу родов служит, возможно, иммунологическое отторжение зрелого плода материнским организмом. Сокращения мышечных стенок матки выталкивают ребёнка наружу. После рождения ребёнка пуповину перерезают. Через несколько десятков минут матка резко сокращается, плацента отделяется от стенок матки и выходит через влагалище.

Расправление лёгких ребёнка снижает сопротивление току крови через них. Клапаны между предсердиями, позволявшие течь крови по «короткому пути» (в обход лёгких), закрываются, а через некоторое время срастаются. Кровоснабжение отныне происходит по двум кругам кровообращения.

После родов ребёнок начинает существовать уже как отдельный организм. Некоторое время мать всё ещё вскармливает ребёнка своим грудным молоком (это свойство сближает человека с животными класса млекопитающих), однако примерно через год ребёнок обычно полностью переходит на другую пищу. В первый год масса ребёнка увеличивается втрое, длина – наполовину, ёмкость желудка – в десять раз. Усиленно развиваются все внутренние органы, появляются первые молочные зубы. Половое созревание, по окончанию которого человек достигает способности к размножению, происходит в 8–17 лет у девочек и в 10–20 лет у мальчиков. Оно сопровождается не только появлением под действием гормонов вторичных половых признаков (развитие грудных желез, форма таза, высота голоса, распределение волосяного покрова, объём мускулатуры и другие), но и осознанием себя носителем определённого пола.

Человеку, как и другим высшим организмам, свойственно половое размножение. Новый организм начинает развиваться в результате деления зиготы, образовавшейся путем слияния яйцеклетки и сперматозоида - женской и мужской половых клеток. Яйцеклетки образуются в женских половых железах - яичниках, а сперматозоиды - в мужских половых железах - семенниках.

Семенники - парные яйцевидные органы, расположенные в мошонке. В них, начиная с периода полового созревания, образуются сперматозоиды - подвижные клетки, имеющие головку, шейку и хвостик. В головке находится ядро с гаплоидным набором хромосом. Сперматозоиды по системе канальцев выносятся в семявыносящий проток и смешиваются с семенной жидкостью, вырабатываемой предстательной железой и семенными пузырьками, после чего поступают в мочевыделительный канал мужского полового члена. Семенники вырабатывают также половые гормоны, под влиянием которых формируются вторичные половые признаки.

Яичники - парные органы, расположенные в полости таза. В эмбриональном периоде в них закладываются первичные половые клетки. С наступлением полового созревания (12-13 лет) примерно каждые 28 суток происходит созревание одной яйцеклетки, которое завершается выходом ее из яичника в полость тела. Далее яйцеклетка направляется через расширенную воронку в маточную трубу (яйцевод), соединяющую правый и левый яичник с маткой. На месте лопнувшего фолликула (эпителиального пузырька, в котором находилась созревающая яйцеклетка) образуется желтое тело, выполняющее функции железы внутренней секреции. Его гормоны подготавливают слизистую оболочку матки для прикрепления к ней развивающегося зародыша. Если беременность не наступила, то желтое тело разрушается и разросшийся эпителий слизистой оболочки матки отторгается - происходит менструация. При наступлении беременности гормоны желтого тела тормозят созревание других фолликулов.

Слияние зрелой яйцеклетки со сперматозоидом - оплодотворение - происходит в маточной трубе, куда сперматозоиды проникают из влагалища через матку. Образовавшаяся диплоидная зигота сразу начинает делиться. Благодаря сокращениям мышечного слоя стенки яйцевода, развивающийся зародыш на стадии бластулы перемещается в матку на 6-7 сутки.

Матка - мышечный полый орган. Ее слизистая оболочка имеет обильное кровоснабжение. Нижняя суженная часть матки - шейка - соединяется с влагалищем.

Поступивший в матку зародыш внедряется в ее разросшуюся рыхлую слизистую оболочку. Вокруг зародыша формируются зародышевые оболочки. К концу второй недели развития зародыша одна из них - наружная - хорион образует пальцеобразные выросты-ворсинки, которые закрепляют зародыш в стенке матки. Хорион зародыша и ткани стенки матки формируют плаценту (детское место), через которую устанавливается тесный контакт между капиллярами зародыша и матери. Через их тонкие стенки из материнского организма в зародыш поступают питательные вещества и кислород, а в капилляры матери - продукты жизнедеятельности зародыша.

Внутренняя оболочка - водная или амниотическая - разрастается и образует вокруг зародыша мешок, заполненный жидкостью. Благодаря ему плод защищается от механических повреждений и увлажняется.

К концу восьмой недели закладываются основные системы органов, и зародыш приобретает черты строения, характерные для организма человека. С этого периода он называется плодом .

Внутриутробное развитие у человека продолжается около 280 суток. За этот период плод достигает массы 3,2-4,0 кг и длины 48-50 см.

Рождение ребенка начинается с сокращений мышц матки и брюшной стенки (схватки). Одновременно происходит разрыв амниотического мешка и отхождение околоплодных вод. Плод выталкивается наружу. Пупочный канатик новорожденного, соединяющий его с плацентой, перевязывают и перерезают. В крови новорожденного накапливается углекислый газ, который возбуждает центр вдоха. От него возбуждение проводится к дыхательным мышцам, сокращение которых обусловливает первый вдох новорожденного. Его легкие расправляются, он начинает дышать самостоятельно и питаться молоком матери.

Рост и развитие человека продолжаются после рождения. В грудной период (до 1 года) ребенок особенно быстро растет, учится сидеть, стоять, ходить, у него с 6-8-месячного возраста прорезаются молочные зубы. В период раннего детства (1-4 года) темп роста замедляется, заканчивается прорезывание молочных зубов, интенсивно развивается речь и мышление. В дошкольный период (4-6 лет) продолжаются процессы роста, развития речи и мышления, возрастает координация движений. В школьный период (6-17 лет) закладываются основы физического, умственного и нравственного развития человека. В возрасте 12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков наблюдается интенсивный рост и глубокая перестройка организма в связи с половым созреванием. Гормональные сдвиги, ослабление регулирующей деятельности коры больших полушарий мозга могут быть причиной чрезмерной эмоциональности, вспыльчивости, неуравновешенности, быстрой утомляемости подростков. Особое значение приобретают трудовое воспитание, физкультура и спорт. В юношеский период (17-21 год у юношей, 16-20 у девушек) в основном завершаются процессы роста и формирования организма. Возрастает роль коры больших полушарий в регуляции деятельности всех функций организма. Завершается формирование интеллекта. Возрастает физическая и умственная работоспособность. Человек вступает в детородный период . С 21-22 лет наступает зрелый возраст , в котором строение и функции человеческого организма относительно постоянны. В пожилом возрасте (55- 60 лет) начинается процесс возрастных изменений.