Понятие информации. Информатика

Информация в общепринятом определении - это сведения, сообщения, передаваемые от одного субъекта другому устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений или информационный обмен.

Информация для каждого человека является источником энергии. Важно то, как человек ею пользуется.

Другое же, обобщающее определение информации как универсального свойства материи, менее известно. Информация - это
нематериальная категория Вселенной, закодированная в материальных носителях и при раскодировании и адекватной реактивности отрицающая вероятность в статистических процессах перехода от неупорядоченности к порядку; или, как принято говорить в физике, информация - это энтропия с обратным знаком, или отрицательная энтропия.

Однако как нематериальная категория информация с разрушением носителя или исчезает, или перекодируется. Новая информация возникает только в случайных процессах создания нового носителя. Случайный процесс - это совокупность случайных событий, вероятность которых чрезвычайно мала, и чем меньше вероятность создания нового носителя, тем выше качество воспроизведенной информации. С такими процессами работает Естественный Отбор.

Отбор непротиворечивых аргументов или синтез - всего лишь сведения, сообщения, временная совокупность знаний субъекта (субъектов). Вре менная в смысле пожизненная. С разрушением носителя исчезает вся информация - как возникшая при рождении, так и приобретенная в онтогенезе. Вновь возникшая родительская информация может быть сохранена только с рождением нового носителя.

Чем больше объем совокупных знаний субъекта, приобретенных в онтогенезе (временных), тем больше возникает у него точек соприкосновения с неизвестным, тем шире ассоциативное поле воображения, тем глубже эмоциональный накал, тем выше вероятность декодирования объективной информации с обследуемого носителя. Отсюда очевидно, что на данном этапе развития социума доступ к объективной информации, или, точнее, информации об объективной реальности, для нас весьма ограничен. Таким образом, можно говорить об информации и Информации как о двух взаимовложенных понятиях.

Энтропия - это глубоко конкретная физическая величина с размерностью кал/град, которая всегда больше нуля, т.е. положительна, что физически понимается как закон перехода тепла от более горячего тела к холодному. Но, как и для понятия «информация», термином энтропия определяется еще одно понятие, а именно - выражение её через связь со статистической концепцией перехода от неупорядоченности к порядку, что так же мало изучено, как и понятие «информация», хотя и выражается простейшей количественной связью, открытой еще Больцманом и Гиббсом в 1872 г.:

Энтропия=k·lgD, где:

  • D и есть количественный показатель этой неупорядоченности атомно-молекулярного движения в веществе;
  • а k – постоянная Больцмана = 1,3807×10 -23 Дж/К.

Исходя из определения понятия Информации как энтропии с обратным знаком, очевидно, существуют во Вселенной неуправляемые, точнее, самоуправляемые процессы, позволяющие извлекать Информацию без раскодирования, или, что то же самое, процессы, позволяющие осуществлять обратный переход тепла от холодного тела к более горячему. Такие самоуправляемые процессы происходят постоянно вокруг нас, это самовоспроизводство жизни, т.е. извлечение Информации без раскодирования при воспроизводстве себе подобного.

С точки зрения физика очевидно, что живые организмы, как и все во Вселенной, что остывает, непрерывно изменяют свою энтропию, или производят неупорядоченность и таким образом приближаются к состоянию минимальной энтропии, к состоянию «абсолютного нуля» температуры окружающей среды, что представляет собой «тепловую смерть» организма, причем скорость изменения энтропии примерно равна скорости остывания чайника - в зависимости от температуры среды и массы тела организма. Они могут избежать «остывания», т.е. оставаться живыми, только постоянно извлекая тепло из окружающей среды или отрицательную энтропию, как обычный бытовой холодильник, потребляя электроэнергию, извлекает тепло в замкнутом объеме из более холодного тела. А жизнь, потребляя энергию, содержащуюся в продуктах питания, поддерживает внутри себя температуру гомеостаза (+36,6ºС для вида homo erectus). Бактерии в конце питательной цепи извлекают отрицательную энтропию из бульона, переводя его в растворимые соединения, которыми питаются растения, извлекая положительную энтропию Солнца.

Иными словами, процессы обмена в организме ведут к возрастанию энтропии, а саморегулирование этих процессов или гомеостаз уменьшают её. И чем ближе к нулю сбалансированность положительной и отрицательной энтропии, тем выше выживаемость организма, тем выше качество естественного отбора. Отрицательная энтропия - это то, что организмы извлекают из окружающей среды (разность между температурой среды и температурой собственного тела) для поддержания своего гомеостаза (стабильности внутренней среды) и своей комфортности. Жизнь во Вселенной, с точки зрения физики, - это постоянное, непрерывное извлечение энтропии с обратным знаком.

Жизнь - это лишь адаптация к условиям окружающей среды, изначально имманентной Информации как фундаментального свойства материи. Носителем такой Информации является двуспиральная, замкнутая (по Мёбиусу) стабильная ядерная РНК как микромодель Вселенной, занесенная на эту планету со льдом какого-то астероида, когда на ней еще не было атмосферы.

Вот как рассматривает эту проблему К.Ю. Еськов в своей «Истории Земли и Жизни на ней»: «Наш подход к проблеме жизни на Земле будет сугубо функциональным, и в его рамках нам следует принять одно аксиоматическое утверждение: эволюция биосферы и составляющих ее экосистем идет в целом в сторону возникновения все более совершенных, т.е. устойчивых и экономных (извлекающих отрицательную энтропию с минимальными затратами), круговоротов вещества и энергии. Совершенствование циклов направлено на то, чтобы минимизировать безвозвратные потери биологических систем: экосистема стремится препятствовать вымыванию микроэлементов и захоронению неокисленного углерода, переводить воду из поверхностного стока в подземный и т.д. Поэтому с общепланетарной точки зрения жизнь следует рассматривать как способ стабилизации существующих на планете геохимических циклов».

Однако действительная суть этой концепции заключается вовсе не в романтических межпланетных странствиях «зародышей жизни», а в том, что жизнь как таковая просто является одним из фундаментальных свойств материи, и вопрос о происхождении жизни стоит в том же ряду, что и, например, вопрос о происхождении гравитации (но это совсем не означает, что мы перестанем задаваться этими вопросами, тем более что эти явления - «одно из фундаментальных свойств материи»).

«В этом плане предшественником Эйгена является биохимик Г. Кастлер (1966), проанализировавший поведение системы нуклеиновых кислот в рамках теории информации. Он пришел к выводу, что новая информация возникает в системе, только если в ней происходит случайный выбор («методом тыка») с последующим запоминанием его результатов, а не целенаправленный отбор наилучшего варианта. В последнем случае можно говорить лишь о реализации той информации, что заложена в систему изначально, то есть о выделении уже имеющейся информации из «шума» (или ее декодировании).

Сама же возможность возникновения новизны (т.е. акта творчества) определяется свойствами информации как таковой: как было показано А.А. Ляпуновым (1965), на нее не распространяются законы сохранения, т.е. информация, в отличие от материи и энергии, может быть заново создана (и, соответственно, может быть и безвозвратно утрачена.)»

Здесь необходимо выделить две составляющие единого процесса возникновения информации по законам естественного отбора: создание помех с необходимыми и достаточными условиями для уменьшения вероятности события и его повторяемости для «случайного» выбора, или в терминах теории информации - выделение уже имеющейся информации в экосистеме из «шума». Случай и случка - слова однокоренные, и случайность всякого рождения - это, прежде всего, выделение из помех уже имеющейся в экосистеме полезной информации или «целенаправленный отбор наилучшего варианта» . «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». Но эта полезная информация не является наследуемой (см. ниже мутация и граничные условия ).

Что же является критерием качества Естественного Отбора, или какая информация является полезной?

Естественный Отбор не имеет никакого иного инструмента для совершенствования своих творений, кроме статистического бросания костей или «метода тыка», где за каждым броском - рождение и смерть, и чем выше частота смены поколений (или количество бросков рождений-смертей за условную единицу времени, определяемую массой тела, точнее, энергоемкостью, потраченной на его взращивание), тем выше скорость обмена генофонда, тем больше преимуществ проявляется в межвидовой борьбе, тем шире видовая экологическая ниша и выше качество Естественного Отбора.

Однако же скорость обмена генофонда можно увеличить не только частотой смены поколений, но и за счет количества особей в одном помете (например, рыбы, насекомые).

Поэтому критерий качества у Естественного Отбора самый примитивный, самый жесткий и потому самый надежный: приращение биомассы популяции. Чем больше биомасса популяции, тем выше частота смены поколений или бросков рождений-смертей, тем выше качество Отбора.

Однако этот статистический закон отбора вступает в противоречие с законом минимизации энергоемкости на выращивание отдельной «экспериментальной» особи, чтобы не зря она опустошала свою экологическую нишу. Это противоречие разрешается тем же отбором, но только еще на уровне семени. Для растений, например, и не существует иного способа совершенствования вида. Отсюда важное следствие.

Для достижения наивысшей эффективности механизма отбора на уровне семени у млекопитающих неизбежна адаптация по признаку моногамии - парной семьи, что уже давно поняли приматы, волки, слоны. Чтобы гибель миллионов сперматозоидов из одной порции эякулята по пути к маточному яйцу не была бесцельной, в организме самки должен быть, обязан быть механизм, консервирующий адаптационную информацию, собранную самцом в борьбе с помехами.

Поэтому у самца происходит практически трехдневное обновление семенного материала, накапливающего информацию об изменениях окружающей среды (возникающие помехи) и реакциях организма самца на них, а в яичниках самки происходит консервация этой информации после каждого коитуса и передача ее каждому яйцевому зародышу при овуляции. Дело в том, что в женском организме от рождения заложено ограниченное, невосполнимое число яйцевых зародышей. Посчитайте число лунных месяцев в промежутке лет между 13 и 45-49, и вы получите это число яйцевых зародышей: примерно 350-400 шт. Как у сорной куры. В мужском организме генерация эякулята не иссякает до последнего часа.

Отсюда очень важное следствие. Это запрет на внебрачные связи для повышения продуктивности парной семьи и повышение качества ее потомства. Это и есть отбор полезной информации. Женский организм при блуде накапливает искажения, вносимые чужеродным эякулятом, и физиологические и психические, а мужской - вхолостую растрачивает свой генный материал и накопленную жизненно необходимую полезную информацию.

Итак, чем больше семени в разовой порции эякулята при коитусе и чем чаще потребность коитуса, тем выше качество Естественного Отбора. У млекопитающих отбор начинается при движении продуктов эякулята по маточным трубам, где ради «просперити» одного гибнет «паблисити» большого государства, примерно 250 млн. И преимущество перед другими имеет тот вид или то семейство, которое имеет более совершенный механизм для естественного отбора на уровне семени.

Этот механизм у нас и наших эволюционных предков ускорен в двенадцать раз по сравнению с другими животными и приматами, для спаривания ожидающими сезонной подготовки кормовой базы для вскармливания потомства. И платим мы за это совершенствование дорогой ценой - ускоренным изнашиванием женского организма и его детородной функции. 40-45 лет - и климакс. Это в современности, а для предковой обезьяны - еще меньше. И это при ожидаемой среднестатистической продолжительности биологической активности для среднего веса 75-80 кг примерно 130 лет.

Каким способом могло появиться семейство приматов, у которых сроки овуляции маточного яйца стали зависимы не от солнечного годового цикла, а от лунного, месячного, как и при каких условиях стала возможной такая трансформация сложнейшего механизма воспроизводства, - для нас тайна. Но это не божественное провидение.

Единственная правдоподобная догадка - всесезонная независимость кормовой базы четверорукой узконосой обезьяны, освоившей плодовый ярус тропического леса. За этой же сезонной независимостью плодовой кормовой базы стоит и отсутствие в нашем организме механизма выработки аскорбиновой кислоты (и человеческого интерферона). Все животные умеют вырабатывать витамин С (и не умеют - интерферон). Все, кроме человека, розового тропического скворца и морской свинки. А зачем был нужен нашей предковой обезьяне этот механизм, если аскорбиновая кислота всесезонно поступает извне с кормом и стимулирует выработку самого совершенного антибиотика - интерферона?

Но почему все-таки двенадцатимесячный менструальный цикл и всегда в одной и той же фазе Луны - полнолуния? Это может означать, что «приливное» действие спутника нашей планеты когда-то было более сильным, чем сейчас. И это «приливное» действие Луны определило адаптационное влияние на детородную функцию какого-то вида обезьян, ставших нашими предками.

Итак, единственным критерием качества естественного отбора, заложенным в геноме, является приращение биомассы популяции. И повышение его качества возможно только при уменьшении вероятности самого события репликации нового организма или наличия помех, необходимых и достаточных условий уменьшения вероятности репликации.

Например, насекомое земляной рак, медведка, капустница спаривается только в июньское полнолуние (летнего солнцестояния) и только в полете; кроты спариваются на поверхности, лосось, чтобы отметать икру, должен войти в устье только своей реки, прорваться через плотный заслон «едоков» по пути к истокам и, отметавшись, пасть гниющей плотью - кормом для своего потомства, несущим генетическую память об истоках своей реки; мужчина в своей единственной женщине ищет свою мать, а женщина в мужчине – своего отца; все самцы проходят через обряд брачного боя, жребия, свадьбы=судьбы: ср. «суженый» и еще масса примеров… Особо одаренные дети на Руси отмечены поговоркой: «Ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца».

Однако совсем не обязательно, что избыточное творчество всегда приведет к выделению полезной информации из помех - появлению потомства.

Думается, что А.А. Ляпунов здесь не ошибается. Это основополагающее свойство информации лежит в основе законов биогенеза планеты и Естественного Отбора, и если бы это было не так, то проще было бы назвать Информацию богом. Информация с разрушением носителя исчезает или перекодируется, но может быть создана из сочетания случайных процессов, и необязательно биохимических, но и чисто физических, где случайность - это событие, вероятность которого определяется количественным показателем неупорядоченности атомно-молекулярного движения в веществе D из закона Больцмана-Гиббса. Это для процессов физических.

Для процессов биологических, с которыми работает Естественный Отбор, показателем неупорядоченности является количество сперматозоидов, истраченных на один оборот поколения одной пары, деленное на общее число особей, рожденных и выживших от той пары. Для вида homo erectus оптимальное содержание сперматозоидов в порции эякулята - 180-250 млн. Содержание менее 150 млн называется олигоспермией, при которой зачатие исключено.

Если вы умножите это количество сперматозоидов на среднее число спариваний одной пары за срок детородной функции самки и разделите полученное на численность выжившего половозрелого поколения, то обратная величина этого числа покажет вероятность выделения полезной информации из «шума» экосистемы для этой пары. Это для идеальной пары, исключающей блуд, снижающий качество информации.

Таким образом, антропогенез необходимо рассматривать как постоянное повышение качества имманентной информации, заложенной в геноме предковой формы примата. И только для вида homo erectus частота смены поколений в 12 раз выше, чем у остальных видов, т.е. женские регулы и являются главным и единственным антропоморфным признаком, который определяет скорость и качество антропогенеза.

Единственно важные, истинные ценности в нашей жизни, ее содержание и смысл - целомудрие женщины, честь мужчины, их совместная любовь к своим детям. Это семья. Взаимное уважение между семьями и к старикам. Это Родина. Любовь к Родине и защита ее. Это государство.

Берегите женщину, свою, одну единственную половину! Целомудрие женщины - основа государственности. Только целомудренная мать может вырастить строителя и защитника Родины.

Информация, как и жизнь, является фундаментальным свойством материи, и может быть утрачена какая-то индивидуальная жизнь с неким объемом информации-сведений, но не Жизнь как имманентное свойство Вселенной.

Можно вычислить количественный показатель неупорядоченности для единицы массы любого вещества, определяющий случайность - числовую величину вероятности событий в системе, при которой возможно возникновение новой информации.

lgD = Энтропия/k

Либо по предложенной методике вычислить вероятность возникновения новой информации для Естественного Отбора. И чем ниже эта вероятность, тем выше качество Естественного Отбора, тем выше качество выделенной информации.

Вторая составляющая единого процесса возникновения информации - переполнение экосистемы помехами, при которых выделение информации по критерию приращения биомассы становится невозможным, что ведет к гибели экосистемы и вырождению вида либо к мутагенному взрыву. Здесь, наверное, необходимо все-таки ввести очень важные граничные условия. Собственно, их необходимо было ввести уже давно, и они подразумевались в предшествующих рассуждениях, т.к. Естественный отбор работает с новой информацией только при скачкообразных ее изменениях.

Отбор не закрепляет качественные результаты при непрерывных изменениях наследственной информации, потому что они не наследуются как видовые признаки при выделении информации из шума, поэтому все попытки обнаружить некие «промежуточные формы» между видами обречены на провал. Непрерывные изменения наследственной информации внутри вида - тот самый наследственный «шум» системы при «целенаправленном отборе наилучшего варианта».

Гуго де Фриз (Hugo de Vries, 1848-1935) - ботаник из Голландии на ошибочном примере Ослинника Ламарка (Oenothera lamarckiana), развивая дарвиновскую теорию происхождения видов, доказал, что новый вид - не результат постепенного накопления непрерывных изменений фенотипа согласно синтетической теории эволюции (СТЭ), а результат скачкообразных изменений (в течение нескольких поколений), превращающих один вид в другой.

«Выражение скачкообразные означает в этом случае не то, что изменения очень значительны, а только факт прерывистости, так как между неизмененными особями и немногими измененными нет промежуточных форм. Де Фриз назвал это мутацией. Здесь существенна именно прерывистость. Физику она напоминает квантовую теорию - там тоже не наблюдается промежуточных ступеней между двумя соседними энергетическими уровнями атома. Физик был бы склонен мутационную теорию де Фриза фигурально назвать квантовой теорией биологии. Позже мы увидим, что это значительно больше, чем фигуральное выражение. Своим происхождением мутации действительно обязаны “квантовым скачкам” в генной молекуле. Но квантовой теории было только два года, когда де Фриз впервые опубликовал свое открытие (в 1902 г.). Не удивительно, что потребовалась жизнь целого поколения, чтобы установить тесную связь между ними! <…>

В свете современных знаний механизм наследственности тесно связан с самой основой квантовой теории и, даже более того, опирается на нее. Эта теория была сформулирована Максом Планком в 1900 г. Современная генетика начинается с “открытия” менделевской работы де Фризом, Корренсом и Чермаком (1900 г.) и с работы де Фриза о мутациях (1901-1903 гг.). Таким образом, время рождения двух великих теорий почти совпадает, и не удивительно, что обе должны были достигнуть определенной степени зрелости, прежде чем между ними могла возникнуть связь.

Для квантовой теории потребовалось больше четверти века, когда в 1926-1927 гг. В. Гайтлер и Ф. Лондон сформулировали основные положения квантовой теории химических связей. Гайтлер-лондоновская теория включает в себя наиболее тонкие и сложные понятия позднейшей квантовой теории, называемой квантовой механикой, или волновой механикой. Изложение ее без применения высшей математики почти невозможно или потребовало бы, по крайней мере, небольшой книги. Но теперь, когда вся работа уже выполнена, становится возможным установить связь между квантовыми переходами и мутациями» (Шрёдингер Эрвин).

Единственным слабым местом мутационной теории де Фриза является решение вопроса: как пара «калек-выродков», «белые вороны» с новыми признаками (и неизвестно, полезными ли) могут отыскать друг друга в обновленной экологической нише для закрепления в фенотипе мутационных изменений? Половина ответа находится в самом вопросе. Именно накопившиеся изменения условий экосистемы, невозможность преодоления помех являются основанием мутационного взрыва или скачкообразного возникновения новой информации. Далее вступают в силу статистические законы Естественного Отбора.

Итак, подытожим. В наиболее широком понимании мы можем поставить знак равенства между понятиями «информация» и «жизнь». Организм жив, пока его мозг в состоянии извлекать и перерабатывать-декодировать информацию. И единственный способ существования мозга - это извлечение, декодирование информации и выработка управляющих воздействий.

И не какой-то отвлеченный, чей-то «ничейный» организм, а наш организм.

Мозг до последней секунды биологической активности сопротивляется небытию, перерабатывает информацию и выдает управляющие воздействия. Отсюда басни о потустороннем бессмертии, основа всех культов. У животных отсутствует необходимость культовых захоронений, а значит, и представления о потусторонней жизни.

И только человеческий мозг, сопротивляясь небытию и оберегая информацию, способен на оккультное безумство и расточительство некрополей. И если именно ваш спермий прорвался сквозь мириады поколений и миллиарды смертей к жизни, будьте достойны этих усилий в своей земной юдоли, в течение всего лишь 25-30 тыс. дней. Помните, что, как и для всех прочих животных, по ту сторону жизни у нас нет ничего. Основатели всех конфессий и их апологеты, оформляя в безумство толпы нашу врожденную религиозность (совестливость), это очень хорошо знали и знают. В основу всех конфессий положен догмат антропоцентризма - «венца творения» «по образу и подобию» и «рая» по ту сторону. Уравняв «венец» с «тварями», Церковь рухнет. И каждый знающий, что нет возмездия «на том свете», совсем иначе ценит каждый день и каждый поступок «на этом». И любит и ненавидит.

Энергетическая целесообразность избыточного творчества организма определяется необходимостью постоянной подпитки мозга его единственной пищей - информацией, поэтому энергозатраты на творчество, даже такое как чтение, всегда избыточны. И вершиной творческих усилий является полная самоотдача, самопожертвование, самоотречение пары - основа всякого плодородия и залог здоровья рожденного носителя выделенной информации.

Также всегда избыточны энергозатраты на творчество при возникновении новой информации в любой физической системе.

А теперь зададимся вопросом, что есть временная совокупность знаний субъекта и что есть объективная Информация, каким мусором нас пичкают средства информации для масс и какие усилия предпринимает организм для выживания, фильтруя из этого мусора жизненно важную информацию (не потому ли мы так катастрофически быстро стареем?), какой организм можно считать мертвым, даже если он ещё шевелится?

Но у жизни, человеческой жизни, есть еще задача, за которую она ответственна: извлечение отрицательной энтропии и уменьшение социальной неупорядоченности на уровне популяции.

Вероятность - математическая категория, говорящая о закономерностях возникновения случайных явлений. Для замкнутой системы становится равной нулю при раскодировании ею Информации с окружающих носителей. Или более категорично информация - это отрицание вероятности.

Случайность - это закономерность более высокого порядка, или событие, вероятность которого определяется количественным показателем D неупорядоченности атомно-молекулярного движения в веществе из закона Больцмана-Гиббса или количественным показателем неупорядоченности для любой другой системы - биологической, социальной, космической.

Материя - объективная реальность, отраженная в Информации о ее свойствах, при этом мера объективности материи не зависит от реальности ощущений субъекта. С точки зрения физика материя состоит из вещества и поля. Вещество - это пространственная атомно-молекулярная решетка, погруженная в поле на девять десятых своего объема (в среднем, в зависимости от плотности и агрегатного состояния вещества, наибольшая плотность вещества в его жидкой фазе).

Сознание - это способность субъекта к отображению объективной реальности, материи, на основе возникшей при рождении Информации, декодированной информации при онтогенезе и возникших при этом эмоций - индивидуальных психических реакций.

Звуковой стереотип - прочно сложившиеся в сознании субъекта ассоциативные связи между возникшим образом и произнесенным звуком.

Общественное сознание - суммарный вектор индивидуальных интересов (по-русски личной корысти) в социуме.

Совесть (лат. RELIGIO) - генетически наследуемая социальная категория, определяющая устойчивое состояние психики изолированного субъекта в социуме, при котором он так оценивает свое поведение, как если бы он находился под пристальным, оценивающим взглядом иных субъектов. А равно и мотивация поведения неизолированного субъекта в среде себе подобных иных субъектов социума.

Свобода - см. Совесть

Нужда, нищета. Мудрец сказал: «Мелочи жизни - это разные события между рождением и смертью». Дополним его. Нужда – это наши рождения и смерти между векторами индивидуальной корысти, под Властью права присвоения общественной собственности.

Самообладание, невозмутимость, хладнокровие - модель поведения личности, которая реализует волю управляющих структур Власти (см.), либо же это равнодушие абсолютного эгоиста. Человек с совестью, обладающий свободой выбора, всегда эмоционален.

Очень часто, многие люди, начиная ещё с раннего возраста, задаются вопросом о том, что же такое информация? И, действительно, информация является одним из самых фундаментальных понятий человечества и без раскрытия её смысла будет невозможно в полной мере постигать все те процессы, которые с ней связаны. Но до появления такого предмета, как , понятие информации было очень размытым, а сведения о её сущности разрозненны.

С другой стороны, все мы, так или иначе, в целом понимаем общий смысл, что такое информация . Мы постоянно воспринимаем информацию из окружающего нас мира с помощью органов чувств. Без постоянного приёма информации , мозг человека не сможет существовать.

Понятие информации

У такой науки, как информатика, подход к пониманию информации, особый. Основополагающим будет утверждение, что любое происходящее событие и явление служит для нас источником информации.


В общем, под информацией понимают те сведения, которые принимаемы и передаваемы, сохраняемы различными источниками. Таким образом, информация - является некоторой совокупностью сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые способны воспринимать живые организмы, электронно-вычислительные машины и другие виды информационных систем.


Существует определение понятия информации, которое впервые было предложено математиком Клодом Шенноном (основателем количественного подхода к информации и человека, который научил измерять людей информацию), согласно которой:


Информация - это мера снятой неопределенности или сведения, которые нужно снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенности, с цель. расширения его понимание объекта полезными сведениями.


Также информацию можно рассмотреть как третью составляющую основ мироздания, наряду с веществом и энергией.

Информация и информационные процессы

С понятием информации тесно связано множество остальных фундаментальных понятий и процессов.


Однако стоит отметить, что предметом изучения информатики, как науки, является не сама информация, а данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи и т.д.

Классификация информации

В зависимости от выбранного критерия информацию можно разделить на различные виды. Приведем основные из них.

По объектам информационного взаимодействия:

  • Человек - человек
  • Человек - автомат.
  • Автомат - автомат.


Также под информацией можно понимать обмен сигналами в животном и растительном мире

  • посредством передачи признаков от клетки к клетке;
  • через передачу признаков от организма к организму.

По способу восприятия информацию подразделяют на:

  • Визуальную - та, часть информации, которую мы воспринимаем органами зрения.
  • Звуковую - та, часть информации, которую мы воспринимаем органами слуха.
  • Тактильную - та, часть информации, которую мы воспринимаем тактильными рецепторами.
  • Обонятельную - та, часть информации, которую мы воспринимаем обонятельными рецепторами.
  • Вкусовую - та, часть информации, которую мы воспринимаем вкусовыми рецепторами.

По форме своего представления, информация может быть:

  • Текстовой - передаваемой в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
  • Числовой - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
  • Графической - в виде изображений, предметов, графиков.
  • Звуковой - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
  • Видеоинформацией - передаваемой в виде видеозаписи.


По своему назначению:

  • Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  • Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Секретная - передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  • Личная (приватная) - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

По своему значению информация может быть:

  • Актуальная - та информация, которая нужна и тем ценна в данный момент времени.
  • Достоверная - информация, полученная без искажений.
  • Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
  • Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
  • Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

По истинности, информацию можно разлить на:

  • истинную - является достоверной;
  • ложную - является недостоверной.

Дезинформация

В мире существует понятие противоположное по смыслу информации. В этом случае данные о каком-либо событии предоставляется в неполном или искаженном виде. Причем, это делается целенаправленно. Так нередко поступают в политике или ситуациях, на которых можно извлечь большую выгоду.

Для измерения длины есть такие единицы, как миллиметр, сантиметр, метр, километр. Известно, что масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах и тоннах. Бег времени выражается в секундах, минутах, часах, днях, месяцах, годах, веках. Компьютер работает с информацией и для измерения ее объема также имеются соответствующие единицы измерения.

Бит и байт – минимальные единицы измерения информации

Мы уже знаем, что компьютер воспринимает всю информацию .

Бит – это минимальная единица измерения информации, соответствующая одной двоичной цифре («0» или «1»).

Бит – это только 0 («ноль») или только 1 («единичка»). С помощью одного бита можно записать два состояния: 0 (ноль) или 1 (один). Бит – это минимальная ячейка памяти, меньше не бывает. В этой ячейке может храниться либо нолик, либо единичка.

Байт состоит из восьми бит. Используя один байт, можно закодировать один символ из 256 возможных (256 = 2 8). Таким образом, один байт равен одному символу, то есть 8 битам:

1 символ = 8 битам = 1 байту.

Буква, цифра, знак препинания – это символы. Одна буква – один символ. Одна цифра – тоже один символ. Один знак препинания (либо точка, либо запятая, либо вопросительный знак и т.п.) – снова один символ. Один пробел также является одним символом.

Кроме бита и байта, конечно же, есть и другие, более крупные единицы измерения информации.

Таблица байтов:

1 байт = 8 бит

1 Кб (1 Килобайт ) = 2 10 байт = 2*2*2*2*2*2*2*2*2*2 байт =
= 1024 байт (примерно 1 тысяча байт – 10 3 байт)

1 Мб (1 Мегабайт ) = 2 20 байт = 1024 килобайт (примерно 1 миллион байт – 10 6 байт)

1 Гб (1 Гигабайт ) = 2 30 байт = 1024 мегабайт (примерно 1 миллиард байт – 10 9 байт)

1 Тб (1 Терабайт ) = 2 40 байт = 1024 гигабайт (примерно 10 12 байт). Терабайт иногда называют тонна .

1 Пб (1 Петабайт ) = 2 50 байт = 1024 терабайт (примерно 10 15 байт).

1 Эксабайт = 2 60 байт = 1024 петабайт (примерно 10 18 байт).

1 Зеттабайт = 2 70 байт = 1024 эксабайт (примерно 10 21 байт).

1 Йоттабайт = 2 80 байт = 1024 зеттабайт (примерно 10 24 байт).

В приведенной выше таблице степени двойки (2 10 , 2 20 , 2 30 и т.д.) являются точными значениями килобайт, мегабайт, гигабайт. А вот степени числа 10 (точнее, 10 3 , 10 6 , 10 9 и т.п.) будут уже приблизительными значениями, округленными в сторону уменьшения. Таким образом, 2 10 = 1024 байта представляет точное значение килобайта, а 10 3 = 1000 байт является приблизительным значением килобайта.

Такое приближение (или округление) вполне допустимо и является общепринятым.

Ниже приводится таблица байтов с английскими сокращениями (в левой колонке):

1 Kb ~ 10 3 b = 10*10*10 b= 1000 b – килобайт

1 Mb ~ 10 6 b = 10*10*10*10*10*10 b = 1 000 000 b – мегабайт

1 Gb ~ 10 9 b – гигабайт

1 Tb ~ 10 12 b – терабайт

1 Pb ~ 10 15 b – петабайт

1 Eb ~ 10 18 b – эксабайт

1 Zb ~ 10 21 b – зеттабайт

1 Yb ~ 10 24 b – йоттабайт

Выше в правой колонке приведены так называемые «десятичные приставки», которые используются не только с байтами, но и в других областях человеческой деятельности. Например, приставка «кило» в слове «килобайт» означает тысячу байт. В случае с километром она соответствует тысяче метров, а в примере с килограммом она равна тысяче грамм.

Продолжение следует…

Возникает вопрос: есть ли продолжение у таблицы байтов? В математике есть понятие бесконечности, которое обозначается как перевернутая восьмерка: ∞.

Понятно, что в таблице байтов можно и дальше добавлять нули, а точнее, степени к числу 10 таким образом: 10 27 , 10 30 , 10 33 и так до бесконечности. Но зачем это надо? В принципе, пока хватает терабайт и петабайт. В будущем, возможно, уже мало будет и йоттабайта.


Напоследок парочка примеров по устройствам, на которые можно записать терабайты и гигабайты информации.

Есть удобный «терабайтник» – внешний жесткий диск, который подключается через порт USB к компьютеру. На него можно записать терабайт информации. Особенно удобно для ноутбуков (где смена жесткого диска бывает проблематична) и для резервного копирования информации. Лучше заранее делать резервные копии информации, а не после того, как все пропало.

Флешки бывают 1 Гб, 2 Гб, 4 Гб, 8 Гб, 16 Гб, 32 Гб, 64 Гб и даже 1 терабайт.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.

В современной науке рассматриваются два вида информации.

Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.(см.В.М. Глушков, Н.М. Амосов и др. «Энциклопедия кибернетики». Киев. 1975 г.)

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность, «боль­ше-меньше» и т.д. Использование терминов «больше информации» или «меньше информации» подразумевает некую возможность ее измерения (или хотя бы коли­чественного соотнесения). При субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в виде установления некоторой субъективной порядковой шкалы для оценки «больше-меньше». При объективном измерении количества информа­ции следует заведомо отрешиться от восприятия ее с точки зрения субъективных свойств, примеры которых перечислены выше. Более того, не исключено, что не всякая информация будет иметь объективно измеряемое количество.

В бытовом смысле информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.{см.С.И.Ожегов. "Словарь русского языка". Москва. 1990г.). В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоции­руются некоторые сведения, данные , знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. При­мерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полу­ченные в результате работы составленной вами программы, и т.д. При этом предполагается, что имеются «источник информации» и «получатель информации». Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи». Так, при передаче речевого сообщения в качестве канала связи можно рассматривать воздух, в котором распространяются звуковые волны, а в случае передачи письменного сообщения (на­пример, текста, распечатанного на принтере) каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст. Чтобы сообщение было передано от источника к получателю, необходима не­которая материальная субстанция - носитель информации. Сообщение, передава­емое с помощью носителя, - сигнал. В общем случае сигнал - это изменяющийся во времени физический процесс. Та из характеристик процесса, которая использу­ется для представления сообщений, называется параметром сигнала. В случае, когда параметр сигнала принимает последовательное во времени ко­нечное число значений (при этом все они могут быть пронумерованы), сигнал на­зывается дискретным, а сообщение, передаваемое с помощью таких сигналов, - дискретным сообщением. Если же источник вырабатывает непрерывное сообще­ние (соответственно параметр сигнала - непрерывная функция от времени), то соответствующая информация называется непрерывной. Примеры дискретного со­общения - текст книги, непрерывного сообщения - человеческая речь, переда­ваемая модулированной звуковой волной; параметром сигнала в последнем случае является давление, создаваемое этой волной в точке нахождения приемника - человеческого уха. Непрерывное сообщение может быть представлено непрерывной функцией, заданной на некотором интервале. Непрерывное сообщение можно преобразовать в дискретное (такая процедура называется дискретизацией). Из бесконечного мно­жества значений параметра сигнала выбирается их определенное число, которое приближенно может характеризовать остальные значения. Для этого область опре­деления функции разбивается на отрезки равной длины и на каждом из этих от­резков значение функции принимается постоянным и равным, например, среднему значению на этом отрезке. В итоге получим конечное множество чисел. Таким образом, любое непрерывное сообщение может быть представлено как дискрет­ное, иначе говоря, последовательностью знаков некоторого алфавита. Возможность дискретизации непрерывного сигнала с любой желаемой точно­стью (для возрастания точности достаточно уменьшить шаг) принципиально важна с точки зрения информатики. Компьютер - цифровая машина, т.е. внутреннее представление информации в нем дискретно. Дискретизация входной информа­ции (если она непрерывна) позволяет сделать ее пригодной для компьютерной обработки.

Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация - это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Единицы количества информации

Определить понятие «количество информации» довольно сложно. В решении этой проблемы существуют два основных подхода. Исторически они возникли почти одно­временно. В конце 40-х годов XX века один из основоположников кибернетики, амери­канский математик Клод Шеннон, развил вероятностный подход к измерению количества информации, а работы по созданию ЭВМ привели к «объемному» подходу.

Вероятностный подход

Рассмотрим в качестве примера опыт, связанный с бросанием правильной иг­ральной кости, имеющей N граней. Результаты данного опыта могут быть следую­щие: выпадение грани с одним из следующих знаков: 1, 2, ..., N .

Введем в рассмотрение численную величину, измеряющую неопределенность - энтропию (обозначим ее Н ). Согласно развитой теории, в случае равновероятного выпадания каждой из граней величины N и Н связаны между собой формулой Хартли

Важным при введении какой-либо величины является вопрос о том, что при­нимать за единицу ее измерения. Очевидно, H будет равно единице при N = 2. Иначе говоря, в качестве единицы принимается количество информации, связанное с проведением опыта, состоящего в получении одного из двух равновероят­ных исходов (примером такого опыта может служить бросание монеты, при кото­ром возможны два исхода: «орел», «решка»). Такая единица количества информа­ции называется «бит».

В случае, когда вероятности Рi результатов опыта (в примере, приведенном выше, - бросания игральной кости) неодинаковы, имеет место формула Шеннона

В случае равновероятности событий , формула Шеннона переходит в формулу Хартли.

В качестве примера определим количество информации, связанное с появлени­ем каждого символа в сообщениях, записанных на русском языке. Будем считать, что русский алфавит состоит из 33 букв и знака «пробел» для разделения слов. По формуле Хартли

Однако в словах русского языка (равно как и в словах других языков) различ­ные буквы встречаются неодинаково часто. Ниже приведена таблица вероятностей частоты употребления различных знаков русского алфавита, полученная на осно­ве анализа очень больших по объему текстов.

Объемный подход

В двоичной системе счисления знаки 0 и 1 называют битами (bit - от английского выражения Binary digiTs - двоичные цифры). В компьютере бит является наименьшей возможной единицей информации. Объем информации, записанной двоичными зна­ками в памяти компьютера или на внешнем носителе информации, подсчитывается просто по числу требуемых для такой записи двоичных символов. При этом, в частно­сти, невозможно нецелое число битов (в отличие от вероятностного подхода).

Для удобства использования введены и более крупные, чем бит , единицы ко­личества информации. Так, двоичное слово из восьми знаков содержит один байт информации. 1024 байта образуют килобайт (Кбайт), 1024 килобайта - мегабайт (Мбайт), а 1024 мегабайта - гигабайт (Гбайт).

Между вероятностным и объемным количеством информации соотношение неоднозначное. Далеко не всякий текст, записанный двоичными символами, до­пускает измерение объема информации в вероятностном (кибернетическом) смыс­ле, но заведомо допускает его в объемном. Далее, если некоторое сообщение до­пускает измеримость количества информации в обоих смыслах, то это количество не обязательно совпадает, при этом кибернетическое количество информации не может быть больше объемного.

В прикладной информатике практически всегда количество информации пони­мается в объемном смысле.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по разным критериям.

Способ восприятия: Визуальная - воспринимаемая органами зрения. Аудиальная - воспринимаемая органами слуха. Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Форма представления: Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая - в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая - устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

Предназначение: Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Личная - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Свойства информации

Качество информации - степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.

Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Информацию можно считать полной , когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации. В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др.

Адекватность - степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого. Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный но неадекватный.

Доступность информации - мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации - это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Эмоциональность - свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Как ни важно измерение информации, нельзя сводить к нему все связанные с этим понятием проблемы. При анализе информации социального (в широким смыс­ле) происхождения на первый план могут выступить такие ее свойства, как истинность, своевременность, ценность, полнота и т.д. Их невозможно оценить в терминах «уменьшение неопределенности» (вероятностный подход) или числа сим­волов (объемный подход). Обращение к качественной стороне информации поро­дило иные подходы к ее оценке. При аксиологическом подходе стремятся исходить из ценности, практической значимости информации, т.е. из качественных харак­теристик, значимых в социальной системе. При семантическом подходе информа­ция рассматривается с точки зрения как формы, так и содержания. При этом информацию связывают с тезаурусом, т.е. полнотой систематизированного набора данных о предмете информации. Эти подходы не исключают количе­ственного анализа, но он становится существенно сложнее и должен базироваться на современных методах математической статистики.

Понятие информации

Понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация - это фундаментальная фи­лософская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации на­дежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концеп­ции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком частными, односторонними, не охватывающими всего объема этого по­нятия.

Попытки рассмотреть категорию информации с позиций основного вопроса философии привели к возникновению двух противостоящих концепций - функ­циональной и атрибутивной. «Атрибутисты» квалифицируют информацию как свой­ство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. «Функционалисты» свя­зывают информацию лишь с функционированием сложных, самоорганизующихся систем.

Можно попытаться дать философское определение информации с помощью указания на связь определяемого понятия с категориями отражения и активности. Информация есть содержание образа, формируемого в процессе отражения. Активность входит в это определение в виде представления о формировании некоего образа в процессе отражения некоторого субъект-объектного отношения. При этом не требуется указания на связь информации с материей, поскольку как субъект, так и объект процесса отражения могут принадлежать как к материальной, так и к духовной сфере социальной жизни. Однако существенно подчеркнуть, что матери­алистическое решение основного вопроса философии требует признания необхо­димости существования материальной среды - носителя информации в процессе такого отражения. Итак, информацию следует трактовать как имманентный (неотъемлемо присущий) атрибут материи, необходимый момент ее самодвижения и саморазвития. Эта категория приобретает особое значение применительно к высшим формам движения материи - биологической и социальной.

Известно большое количество работ, посвященных физической трактовке ин­формации. Эти работы в значительной мере построены на основе аналогии форму­лы Больцмана, описывающей энтропию статистической системы материальных частиц, и формулы Хартли. Соответствующие материалы можно найти в литерату­ре, отраженной в приведенном ниже перечне.

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование «ресурса» как запаса неких знаний материальных предметов или энер­гетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизве­дения и обновления, чем материальные ресурсы. В связи с таким взглядом цент­ральными становятся следующие свойства информации: запоминаемость, передаваемость, преобразуемость, воспроизводимость, стираемостъ.

Подводя итог сказанному, отметим, что предпринимаются (но отнюдь не за­вершены) усилия ученых, представляющих самые разные области знания, пост­роить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращения информации в процессах са­мой разной природы. Движение информации есть сущность процессов управле­ния, которые суть проявление имманентной активности материи, ее способности к самодвижению. С момента возникновения кибернетики управление рассматрива­ется применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Многие проявления движения в неживых - искусственных (технических) и естественных (природных) системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной на­уки - синергетики.

Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных систе­мах, являются знания. Это наддисциплинарное понятие, широко используемое в пе­дагогике и исследованиях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории. В философском плане познание следует рассмат­ривать как один из функциональных аспектов управления. Такой подход открывает путь к системному пониманию генезиса процессов познания, его основ и перспектив.

Данные, информация и знания

К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.

Термин данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение.

Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.

Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.

Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний.

Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рисунке.

Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений

Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания.

В зависимости от сферы использования информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической и т.д. Для экономической информатики интерес представляет экономическая информация.

Литература

  1. Могилев А.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 608 с.

Информация - один из элементов мышления, включающий факты, наблюдения, личные переживания, и нередко основным для нас становится именно последний компонент. Однако, основываясь на своём опыте как на единственном источнике, мы ступаем на скользкую дорожку искажений: так, опыт, выросший из предубеждений, будет распространять предубеждение, а опыт, порождённый самообманом, соответственно, будет поддерживать самообман. Именно поэтому мы должны лишить опыт аксиоматической истинности и подвергать его критическому осмыслению наравне с другими источниками.

По словам философа Р. Пола, первым шагом на этом пути является понимание того, что мы получаем информацию тремя различными способами: в своей статье учёный окрестил их «пассивной информацией», «активным невежеством» и «активным знанием».

Итак, какова же разница между ними и какой из способов более всего подходит для тех, кто хочет научиться мыслить критически?

«Не понял, но запомнил», или как уничтожить пассивную информацию

Под пассивной информацией Пол подразумевает запоминание фактов и суждений, которые мы не до конца осмыслили, хотя и готовы поспорить с этим, уверенные, что всё прекрасно поняли.

Например, из урока обществознания мы запоминаем, что такое «демократия», и умение воспроизвести вызубренное определение заставляет многих считать, что они действительно понимают, что означает это слово.

На самом же деле нам известен лишь «словесный ритуал», набор общих фраз, едва ли характеризующих явление. Мы охотно повторяем за А. Линкольном, что «демократия - это правление народа, избранное народом и для народа», но как броская цитата, эпиграфом красующаяся на страницах учебника, помогает понять, чем отличается этот политический режим от иных? Большинство людей, раз за разом используя терминологическое клише, с трудом могли бы ответить на вопросы, предлагаемые Полом для самопроверки:

В чём разница между «правлением народа» и «правлением для народа»? А между «правлением для народа» и «правлением народа, избранным народом»? «Правлением народа, избранным народом» - и «правлением народа»? И что вообще подразумевается под «народом»?

Неосмысленная информация оседает в нас штампами. Это можно рассмотреть на примере других, более простых концептов, из которых в нашем сознании конструируется окружающий мир: «солнце», «дерево», «река», «люди», «дом»... Превращение явления или предмета в концепт происходит естественно: концептуализируя, мы встраиваем понятие в систему образов; ни один из концептов не живёт обособленно, что подтверждает наша склонность объяснять одно другим.

Например, как бы мы объяснили, кто такой «просветитель»? «Тот, кто распространяет передовые идеи», отвечаем мы - и для толкования привлекаем ключевое в этом определении понятие «передовые идеи». Но что подразумевается под «передовыми идеями»? Объясняя, мы снова будем задействовать концепты, подбирая синонимы или «говорящие» примеры. Разбор концептов на составляющие - отличный метод для проверки того, насколько мы разобрались в том или ином понятии.

Чем «смелость» отличается от «фривольности»? А «жадность» - от «экономности»? Когда уместно говорить «разоблачать», а когда - «обличать»? «Власть» и «контроль» - это одно и то же? Чтобы уметь добираться до истинных значений, нужно отринуть «наивные» трактовки, которые искажают смысл поверхностностью.

Не понимая и неверно употребляя слова, мы продолжим множить бессмыслицу в духе «свободная вакансия», «патриот родины» или «главный приоритет». Зубрёжка определений, искусственно загружающая в нас информацию, не приблизит понимание, а вот лишний раз заглянуть в толковый словарь - решение куда более конструктивное.

Понимание концептов позволяет нам расшифровывать код языка и избавляться от неглубокого восприятия, а значит, если и не принимать, то хотя бы допускать альтернативные точки зрения на одно и то же явление. Так мы излечиваемся от узости мышления, возникающей за счёт фокуса исключительно на своей позиции - или на тех стереотипах, что были привиты мировоззрением нашей социальной группы.

Таким образом, чтобы освободиться от пассивного знания, нужно пройти краткий курс информационного детокса: выявить то, что нам на самом деле неясно (и часто именно этот этап является самым сложным), и трансформировать непонятое в осмысленное посредством анализа.

«Я в это верю и я прав», или почему активное невежество ведёт к страданию

Под активным невежеством понимается принятие и использование ложной информации, которую мы считаем достоверной. Пол приводит в пример концепцию Р. Декарта: учёный считал, что животные - всего лишь «автоматы», не имеющие разума, а значит, и не чувствующие боли.

Р. Декарт

Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов, подобно тому как часы, состоящие только из колёс и пружин, точнее показывают и измеряют время, чем мы со всем нашим разумом.

Отталкиваясь от этой идеи, учёный провёл немало болезненных экспериментов, воспринимая стоны живых существ как «скрипы механизмов».

Пример с Декартом весьма показателен, поскольку под воздействием ложных представлений и принципов, усвоенных нами в качестве истины, мы, зачастую не осознавая, причиняем страдания другим.

Активное невежество может быть как индивидуальным, так и массовым (вспомним о национал-социализме, опирающимся на расовую теорию), но и в том, и другом случае оно одинаково опасно.

Пол предлагает проверять информацию на достоверность при помощи следующих вопросов:

    Какая информация нужна мне для ответа?

    Какие данные имеют отношение к этой проблеме?

    Нужно ли мне найти больше информации?

    Соответствует ли эта информация моим целям?

    На какой информации мы основываем своё высказывание?

    Что убедило нас в этом? Может ли наше видение быть искажённым?

    Откуда мы знаем, что эта информация точна?

    Не пропустили ли мы какую-то важную информацию?

Тестируя свои убеждения на подлинность, спросите у себя, чем, например, обоснована наша уверенность в том, что мыши обожают сыр? Или почему мы убеждены, что все товары, маркированные припиской «детское», априори безвредны? Иными словами, отфильтровывайте информацию сомнением, чтобы не попасться на крючок активного невежества.

«Я искал и проверял», или где искать активное знание

И пассивная информация, и активное невежество, очевидно, не самые лучше способы знакомиться с новыми фактами, чего не скажешь об активном знании. Под активным знанием Пол подразумевает восприятие верной информации и её грамотное применение.

Учёный приводит в пример типичную подготовку к экзамену по истории: в ночь перед испытанием мы наспех пролистываем учебник или безуспешно пытаемся разобраться в рукописных криптограммах однокурсников. Та информация, которую мы не понимаем и уже вряд ли поймём в связи с нехваткой времени, оседает в сознании в виде заученных абзацев, пополняя резерв пассивной информации.

То же, что мы понимаем превратно («Средние века называют «тёмными» потому, что это время тотального упадка культуры»), становится частью активного невежества.

Хотя, конечно, многое и вовсе выветривается сразу после того, как оценка оказывается в зачётке, что, впрочем, не так уж плохо: незнание лучше усвоения искажённых фактов.

А что насчёт активного знания? Оно станет нам доступно, когда мы поймём логику исторического мышления, осознав, как мыслили люди прошлых эпох, а не оценивая исторические события с точки зрения современности.

Что для этого нужно? Пол советует испробовать простой приём: составьте рассказ о том, что произошло в мире за сегодня. Создавая свою историю, вы будете отбирать и оценивать факты, но едва ли в вашем рассказе будет описано абсолютно всё, что случилось за этот период: вы выберете только то, что, на ваш взгляд, действительно актуально. Более того, рассказывая, вы склонны оценивать каждое событие субъективно (так, если вы против ограничения свобод в интернете, то вряд ли одобрительно воспримете законопроект, который налагает штраф за использование нецензурных выражений в киберпространстве).

Очевидно, что люди, пишущие историю, выстраивают её согласно своим воззрениям и личным целям. То есть:

    одно и то же событие может быть рассмотрено через призму разных политических, социальных, культурных концепций;

    у разных историков - разные точки зрения (и зачастую разные представления о том, какие события действительно являлись наиболее значимыми в тот или иной период);

    когда историк отождествляет себя с определённой социальной группой, нацией или культурой, ему, по понятным причинам, свойственно в своей «летописи» высвечивать положительное этих групп и отрицательное тех, кто был с ними не согласен.

Такие инсайты об истории являются результатом того, что мы пропустили знание через себя, не оставив ему шанса на пассивное прозябание или превращение в невежество. Воспринимая историю не как дисциплину, затвердевшую в веках, а как живой текст, создающийся прямо сейчас, в это мгновение, мы начинаем понимать логику истории, разбираться в текстах давних времён и, замечая закономерности, даже прогнозировать будущее.

Итак, активное знание - это, как замечает Пол, «знание, порождённое плодотворными идеями». Таким способом мы можем получать информацию в любой из научных сфер: весьма демократичная практика, которую способен освоить каждый. Единственное, что понадобится прежде, чем начать - это запастись привычкой докапываться до сути вещей и смирением с тем, что знание гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.