Презентация по русскому языку на тему лексика. Презентация по русскому языку на тему "лексика" «Делать небрежно, кое

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЛЕКСИКА (от греч. lexikos - словесный, словарный) - это совокупность всех слов языка. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка.

3 слайд

Описание слайда:

ЛЕКСИКОЛОГИЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

4 слайд

Описание слайда:

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

5 слайд

Описание слайда:

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями: - слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний), - новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

6 слайд

Описание слайда:

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

7 слайд

Описание слайда:

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это научные термины (бинт, гастрит), имена собственные (Петров Николай), недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон), слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

8 слайд

Описание слайда:

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

9 слайд

Описание слайда:

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели".

10 слайд

Описание слайда:

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства. Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь".

11 слайд

Описание слайда:

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

12 слайд

Описание слайда:

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение. Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь). Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

13 слайд

Описание слайда:

АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению. Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.). Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»). Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

14 слайд

Описание слайда:

Разряды слов по происхождению. Все слова в русском языке делятся на: исконно русские, к которым относятся индоевро-пеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская пек-сика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка); заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)

15 слайд

Описание слайда:

Устаревшие слова и неологизмы. Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются веб чаще и чаще. Такие процессы в языке связаны с изменением жизни общества, которое он обслуживает: с появлением нового понятия появляется новое слово; если общество больше не обращается к определенному понятию, то оно не обращается и к слову, которое это понятие обозначает. Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком. Неологизмы - это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет. Например, в середине XX века слово «спутник» было неологизмом.

Описание слайда:

Лексика ограниченной сферы употребления: диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта): кушак, цибуля, морфологическими (характеризуются особым словоизменением): у мене, фонетическими (характеризуются особым произношением): [цай] - чай, [хверма] - ферма и т.д. профессионализмы - это слова, которые иепопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки (например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)), жаргонизмы - это слова, который испопьзуются узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий или положения в обществе; например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон, арготизмы - это то же, что и жаргонизмы, но они употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов; как правило, это речь социально замкнутых групп, например, воровское арго.


О п Основной лексической единицей языка является слово, которое обозначает предметы (дом, дерево), понятие (справедливость, доброта), явление (электричество, дождь), действие (думать, работать),признаки действий и предметов (чистый, сильный), количество (пять, много). Слово имеет форму (звуковую и географическую) и содержание (значение, смысл). То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Лексика русского языка тесно связана с его словообразовательной системой. Слова можно разделить на две группы: первичные, или непроизвольные (то есть необразованные не от каких других слов), и производные (образованные различными способами от первичных слов и других производных). Непроизводные слова являются базовым материалом словообразовательного процесса. Лексический запас русского языка представлен в толковых словарях, которые толкуют значение слов. В словарной статье толкуются грамматические характеристики слова, стилистические пометы, отражающие различные аспекты рассмотрения лексики, а после знака приводятся устойчивые словосочетания с данным словом.




Какими частями речи является слово «путём» в предложениях? А) Почта была доставлена водным путём. Б) Разногласия были устранены путём переговоров. В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский! Г) У него уже выработалось, путём подражания взрослым, приемы заправского акробата.


Найти вторую часть фразеологизма и дописать его. 1. Невзирая на____________ 2.Два сапога______________. 3.Буря в _________________. 4.Топтаться на______________. 5.Кусать_____________. 6.Не мудрствуя_____________. 7.Зарубить себе __________. 8.Волчий__________________ 9.Как две капли воды_______. 10.Сулит золотые__________. 11.Еле-еле душа___________________. 12.На сон________________________. 13.Голод не ________________________. 14. Нельзя ли для прогулок __________. 15.Рожденный ползать_______________. 16.Краем уха______________________. 17.Калиф на_________________. 18.Овчинка_____________________. 19.Проще пареной__________________. 20.Кисейная____________ _________.


К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы-синонимы. 1.Во весь дух__________________________. 2.Как свои пять пальцев________________. 3.Как снег на голову__________________. 4.Капля в море________________________. 5.Ни рыба ни мясо____________________. 6.Чуть свет___________________________.


К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы. 1.В двух шагах______________________. 2.Взять себя в руки__________________. 3.Засучив рукава________________. 4.На худой конец__________________. 5.Пасть духом____________________. 6.Хоть пруд пруди________________






Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик. Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет, пароход идет, письма идут, часы идут; «В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»


Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чём-либо. Если какие-то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название. Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной. Пути переноса значения По форме: кольцо на пальце – кольцо дыма По функции: крыло птицы – крыло самолёта По расположению к чему-либо: нос животного – нос лодки По впечатлению: злой человек – злой ветер По оценке: ясный день – ясная речь По цвету: золотой браслет – золотой берег


Омонимы не имеют ничего общего в значении. У омонимов слова пишутся одинаково, звучат одинаково, но, тем не менее, каждое слово означает совершенно различные предметы или понятия. Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров, шуток. Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка. Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет! Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»


Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Буря – ураган – тайфун – шторм – шквал – циклон. Красный – алый – пурпурный – рубиновый – багровый – пламенный. Идти – шагать – ступать – шествовать –плестись –семенить. Невероятно – невообразимо – немыслимо – неимоверно. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль и избежать повторений одних и тех же слов.


Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Имена существительные: добро – зло, сила – слабость, лето – зима, верх – низ, мир – война, молодость – старость. Имена прилагательные: хороший – плохой, толстый – тонкий, весёлый – печальный, близкий – далёкий, большой – маленький. Глаголы: работать – отдыхать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить – уходить. Наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда. Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.




Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Лексика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.

Слайд 3

Разновидности омонимов:

Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово.

Слайд 4

ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать)

ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения Пое́м – поё́́м А́тлас - атла́с

Частичные омонимы

Слайд 5

СИНОНИМЫ

Лексические Относятся к одной части речи, различаются оттенками значения

Стилистические Отличаются сферой употребления Лик-лицо-мордашка

Синтаксические Разное построение, но одинаковое значение Начать работу – приступить к работе

Слайд 6

Градация:

В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

Слайд 7

Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связанны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник

ПАРОНИМЫ

Слайд 8

Антонимы

Вопрос №9: Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Вопрос №10: Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: “Преступление и наказание” Ф. Достоевского. Оксюморон -это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.

Слайд 9

Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

Слайд 10

Отличие историзмов от архаизмов

Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д.

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.

Слайд 11

СЛОВАРИ Грамматические Филологические

Двуязычные - орфографические - орфоэпические -этимологические -исторические -фразеологические

Иностранных слов -терминологические -диалектные -словари языка писателей -словари речевых неправильностей и трудностей

Слайд 12

Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов: -синонимов -антонимов -паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Ученица 10«б» класса Бондина Ксения Учитель русского языка и литературы Александрова Лариса Вячеславовна Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич

Слайд 3

Основные разделы лексических единиц

Слайд 4

Омонимы

слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Слайд 5

Омоформы

слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и принадлежат к разным частям речи.

Лечу самолетом и лечу горло

Слайд 6

Омофоны

слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному.

  • плод - плот
  • бал - балл
  • умолять - умалять
  • Слайд 7

    Омографы

    слова, которые пишутся одинаково, но различаются произношением.

    • бе́рег - берёг
    • бе́регу - берегу́
    • бо́льшая - больша́я
    • бо́ры - боры́
  • Слайд 8

    Синонимы

    слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

    • бродить - блуждать
    • пригласить - позвать
    • шёл - влачился
  • Слайд 9

    Антонимы

    слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

    • говорить - молчать
    • правда - ложь
    • добрый - злой
  • Слайд 10

    Паронимы

    близкие по значению, однокоренные слова, несовпадающие в значении.

    • отборный - отборочный
    • компания - кампания
    • нетерпимый - нестерпимый
  • Слайд 11

    Лексика общеупотребительная и не общеупотребительная

    Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика.Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.Выявляют 3 группы: диалектизмы, специальная лексика, а также историзмы, архаизмы и неологизмы.

    Слайд 12

    Диалектизмы

    слова или обороты речи,употребляемые людьми той или иной местности.

    • хутор - поребрик
    • гутарить - говорить
  • Слайд 13

    Специальная лексика

    это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности.

    1) Термины

    2) Профессионализмы

    3) Жаргонизмы

    Гипотеза - термин

    Окно между уроками - профессионализм

    Комп, аська - жаргонизм

    Слайд 14

    Историзмы, архаизмы, неологизмы

    Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.

    Архаизм - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

    Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.

    • Очи -архаизм
    • Кольчуга -историзм
    • Луноход -неологизм
  • Слайд 15

    Стилистические разряды русской лексики

    1) Нейтральные

    2) Стилистически-окрашенные

    из книжной, разговорной лексики

    • Воплотиться - книжная лексика
    • Задира - разговорная лексика
  • Слайд 16

    В данной презентации использовались следующие иллюстрации:

    {5} самолёт

    Слайд 17

    Теоретические сведения получены из учебника русского языка 10-11 класс

    Посмотреть все слайды