Какие ученые прославили гигиену и за что. История возникновения и развития гигиены

Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда. Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое. Ростки же ее и сегодня актуальны и распространены во всех странах, у всех народностей.

Гигиена как наука: предмет, цели и задачи

Что же собой представляет эта дисциплина и изучением чего она занимается? Попробуем разобраться.

Целью данной науки является разработка комплексных профилактических мер, способных обеспечить человеку нормальное существование в окружающей среде и избавляющих его от нежелательных недугов. То есть предупреждение развития вредоносных бактерий, вирусов, грибков вокруг людей, обеспечение последних полной информацией о том, как сохранить в здоровом состоянии свое тело, жилище, оставить нетронутым здоровье.

Соответственно, предметом изучения науки является человек и окружающая среда, их взаимодействие между собой и взаимное влияние на состояние и здоровье друг друга.

Согласно поставленной цели, дисциплина направлена на решение следующих задач:

  1. Изучить влияние факторов биотической и абиотической среды, а также социальных факторов на здоровье и состояние человека, включая его психоэмоциональную сферу. И на основе полученных данных разработать комплекс оздоровительных мер, способных ограничить или устранить это влияние.
  2. Разработать методы повышения устойчивости, сопротивляемости человеческого организма различным факторам.
  3. Рассмотреть влияние на людей и создать комплекс мер по борьбе с ними.

Итак, какие же задачи ставит перед собой эта наука? Гигиена человека - это в первую очередь профилактика, предупреждение, устранение заранее возможных неприятностей.

Классификация дисциплины

С развитием знаний о гигиенических нормах в данной науке появились разделы, которые изучают какие-либо определенные факторы воздействия на человека. Так, можно выделить несколько основных отраслей гигиены.

  1. Общая - направлена на формирование комплекса вакцинации населения от воздействия недугов под влиянием внешней окружающей среды.
  2. Коммунальная гигиена - изучает непосредственное влияние жилищных условий и различных населенных пунктов на здоровье человека. Так, сюда можно отнести гигиену почвы, воды, воздуха, населенных мест, жилищ и зданий общественного пользования.
  3. Питания . Эта отрасль направлена на изучение влияния качества и количества пищи на сохранение нормальной жизнеспособности и здоровья людей. Именно сотрудники отделов способны коррелировать образ жизни человека с необходимым количеством калорий, а также разработать диетологические меры по предупреждению различных заболеваний (ожирение, анорексия, булимия, сахарный диабет и прочие).
  4. Гигиена труда сопоставляет условия работы человека и а также взаимовлияние этих показателей.
  5. Гигиена детей и подростков. Особая отрасль, так как направлена на формирование знаний о важности профилактических мер именно у школьников и дошкольников. Они первыми узнают, что изучает наука гигиена, зачем она нужна и какая польза в ней заключена.

Основные разделы гигиены

Помимо перечисленных, существует еще целый ряд различных разделов рассматриваемой дисциплины:


Совершенно очевидно, что данная наука охватывает все социальные, биологические, химические, физические факторы, способные повлиять на здоровье людей. Именно поэтому гигиена - наука о здоровье (в первую очередь). Это подтверждают и ее тесные связи с другими науками о человеке.

Взаимосвязь гигиены с другими науками

Учитывая специфику рассматриваемой дисциплины, несложно догадаться, что главные связанные с ней науки - это:

  • медицина;
  • эпидемиология;
  • экология (общая и человека);
  • микробиология;
  • токсикология.

Все они находятся в тесном взаимодействии, и при формировании теоретической базы гигиена во многом опирается на данные перечисленных дисциплин.

Особенно плотный контакт имеют гигиена и экология человека. Ведь объект первой - человек, а предмет изучения второй - окружающая среда. Так как люди находятся в постоянном и непрерывном тесном контакте с природой, то и науки, обозначенные выше, не могут не взаимодействовать. Так, например, гигиеной определены нормы предельно допустимых концентраций газов, примесей в воздухе. Экология же опирается на эти показатели при подсчете и характеристике качества атмосферы.

Становление и развитие науки в древнем мире

История развития гигиены уходит своими корнями глубоко в прошлое. Ведь еще в древнем мире имели место первые признаки заботы о сохранности здоровья и о важности обеспечения чистоты и порядка.

Можно выделить несколько основных исторических центров, в которых зарождались основы гигиены. Так, например, в Древней Индии был принят ряд важных законов. В них отражались основные правила (уборка мусора с улиц, захоронение трупов для предотвращения распространения инфекций, содержание тела в чистоте и так далее).

Практически те же самые правила входили в свод государственных законов у древних греков, египтян, китайцев, иудеев, римлян. Все эти народы обязаны были соблюдать следующие правила:

  • половая гигиена;
  • личные правила сохранения тела в чистоте;
  • соблюдение пищевого режима;
  • изоляция больных людей от здоровых;
  • солнечные ванны;
  • лечебная гимнастика и прочее.

Основы коммунальной гигиены в древности

Они первыми начали сооружать простейшие водопроводные системы. Существовали определенные правила, по которым обустраивались улицы города. Постепенно все эти навыки и знания передавались и в другие регионы планеты.

Римляне вообще сумели соорудить такие канализационные системы, которые считались просто чудом техники. Их улицы были пусты и свободны от нечистот, вокруг царила чистота.

Основным центром накопления и развития теоретических знаний о том, что же представляет собой история гигиены, стала Древняя Греция.

Вклад Гиппократа

Древняя Греция славилась своими красивыми людьми. Ведь именно на это делали основной упор жители Эллады. Физическое развитие и поддержание силы, натренированности и красоты тела - все это было очень важно для каждого эллина. Основными в этот период были:

  • здоровое и нормальное питание;
  • физическая красота тела;
  • упражнения и тренировки для развития силы и мышц.

Все это нашло отражение в трудах великого философа, медика, ученого и мыслителя того времени Гиппократа. В своей работе "О воздухе, воде и почве" он ясно дает понять, что считает очень важными факторами для поддержания нормального состояния здоровья человека именно перечисленные факторы. Также он считал, что даже обычная вода и воздух способны излечить от недугов, если являются чистыми, целебными.

Еще один его труд - "О здоровом образе жизни" - также подтверждает, насколько большое значение уже в то время придавалось правилам гигиены и элементарной санитарной обработке.

Дисциплина в средние века

История развития гигиены в этот период, как и становление всех других наук, претерпевала застой. Во многих странах считалось неприличным мыться и очищать свою одежду и жилье, люди свободно выливали нечистоты прямо из окон домов на улицы города. В эти периоды свирепствуют эпидемии таких болезней, как чума, брюшной тиф, туберкулез, холера и так далее.

Лишь в немногих государствах (Османская империя, Китай, Япония, Русь) по-прежнему уделяется должное внимание чистоте. Бани, хаммамы, купальни - все это были сооружения для омовения тела.

Однако практически вся Европа страдала от антисанитарных условий. Имели место массовые заражения сифилисом, болезнями глаз, оспой, тифом. Повсюду велись войны, был крепок феодализм и крепостничество.

Развитие гигиены как науки в XV-XVII веках

Начиная с XV века во многих странах стал понемногу оживать интерес к гигиене. Снова появляются водопроводы, улицы выкладываются камнем, нечистоты сливаются в специально отведенные места. Омовения больше не считались проявлением глупости и принадлежности к низшему сословию. Напротив, появились ванны, которые наполнялись душистой водой. Повсюду стали варить мыло с добавлением ароматических масел.

Количество эпидемий сократилось, однако обстановка все равно оставалась еще крайне неблагоприятной. Первым человеком того времени, осмелившимся теоретически обосновать важность гигиены, стал итальянец Бернардино Рамаццини. Именно он создал труд "Рассуждения о болезнях ремесленников", в котором показал зависимость здоровья людей от состояния окружающей среды.

XVIII-XIX века в истории гигиены

История развития науки гигиены в данный период резко набирает обороты. Ведь начинают строиться многочисленные города, инфраструктура претерпевает изменения. Люди боялись вспышек эпидемий, поэтому тщательно следили за чистотой и вовремя изолировали заболевших.

Именно в этот период начинают развиваться такие науки, как физика, химия, биология, микробиология. Это накладывает свой отпечаток и на гигиену. Теперь здоровье человека рассматривается только в комплексе с состоянием окружающей среды, неотделимо от нее. Изучается влияние воздуха, состава почвы, качества питьевой воды, питания, соблюдения чистоты и на общее физическое состояние человека.

О чем еще может нам поведать история гигиены? Современная наука своим возникновением может быть обязана немецкому врачу Петтенкоферу. Он первым открыл факультет гигиены при кафедре в Мюнхенском университете, поэтому по праву считается отцом данной дисциплины.

Историческое прошлое гигиены в России

История развития гигиены в России шла своим, особым путем. Примерно на 300 лет раньше, чем это произошло в Европе, в России уже отдавали должное как практической, так и экспериментальной гигиене. Выдающимися учеными, внесшими большой вклад в развитие этой науки, стали:

  • Пирогов;
  • Мудров;
  • Захарьин;
  • Доброславин;
  • Эрисман;
  • Хлопин;
  • Никольский;
  • Осипов;
  • Белоусов;
  • Соловьев и многие другие.

Наиболее интенсивное развитие получила гигиена только в XIX-XX веках. Именно тогда были определены заболевания и недуги человека, которые связаны с окружающей средой.

    Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда.

Основная цель гигиены – это сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи гигиенической науки:

    Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

    Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяцию.

    Научные обоснования и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов.

    Внедрение через санитарное законодательство в практику здравоохранения и народное хозяйство, разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

    Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Забота о здоровье – важнейшая задача медицинской и практического здравоохранения. Решение этой задачи достигается двумя путями:

    Профилактическим, т.е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней

    Восстановительным, или путем лечения больного человека.

Оба пути осуществляются одновременно, однако первоочередным и более эффективным, а следовательно, и приоритетным в деятельности медицинского работника любого профиля должен быть профилактический путь.

2.История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела.

Гигиена как наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но корни ее уходят в глубь веков. Уже у народов Древнего Востока, в Древней Греции и в Древнем Риме мы находим следы довольно развитой санитарно-гигиенической культуры. Как и всякая культура, она с момента возникновения имеет социальный характер, так как выражает потребности различных групп людей, а не одного человека. Однако на развитие гигиены влияют и другие факторы - сложившиеся обычаи, развитие научных знаний, житейский опыт, религиозные культы, социальный состав общества.

Санитарно-гигиеническая культура Древней Греции. Спартанское государство возникло в результате завоеваний больших территорий, где местное население было обращено в рабов, принадлежавших всей общине спартиатов. Так как спартиаты составляли меньшинство населения, то для сохранения своего господства им нужны были сильные и ловкие воины, которые могли бы участвовать в сражениях, подавлять восстания рабов. Это наряду с другими причинами способствовало развитию культа силы и физического здоровья и нашло отражение в гигиенических обычаях. Грудных детей в Спарте не пеленали, держали обнаженными до годовалого возраста. Одних это закаляло, другим приносило гибель. Когда мальчики подрастали, их заставляли заниматься бегом, верховой ездой, игрой в мяч. Поощрялись кулачные бои, фехтование, метание диска, копья. Эти упражнения считались обязательными для будущего воина.

В Афинах и других греческих государствах, где проблема военного подавления эксплуатируемых не стояла так остро, личность античного гражданина развивалась более гармонично. Военные упражнения не играли доминирующей роли, главное внимание уделялось овладению знаниями и спорту.

В Греции в 776 г. до н.э. в г. Олимпии состоялись первые спортивные игры. Постепенно они стали всегреческими. Традиция проведения этих игр в последующем была принята большинством государств мира. Олимпийские игры в настоящее время - крупнейшие международные соревнования.

Санитарно-гигиенические знания в трудах греческих философов. Как и большинство наук, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Так, великий греческий философ Пифагор (VI в. до н. э) был известен не только как математик, открывший зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, но и как гигиенист. Он считал, что человек должен употреблять простую пищу, пить чистую воду. Пифагор ратовал против переедания, запрещал потребление вина, он одним из первых понял значение режима дня, чистоты тела, физических упражнений. В его трудах мы находим некоторые сведения о психогигиене, в частности о влиянии музыки на работоспособность и настроение.

Большое значение для становления гигиены как науки имели труды основателя медицины Гиппократа (460-377 до н.э.). Он был первым медиком, который стал изучать влияние почвы и воды данной местности, а также особенностей питания на здоровье людей, проживающих на данной территории. Он первый установил, что существуют общие причины заболеваний, связанные со сменой времен года, резкими изменениями погоды, колебаниями температуры, качеством воды, почвы и т.д., а также индивидуальные причины: нарушение диеты, режима и пр.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Труды Клавдия Галена. Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). В отличие от своих предшественников Гален считал, что гигиенические рекомендации надо выводить из анатомо-физиологических знаний. В какой-то степени Галена можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

Санитарно-гигиеническая культура Древнего Востока. Еще в древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот. Культура Древнего Востока оказала значительное влияние на развитие более поздних цивилизаций.

Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР).

После того как Луи Пастер доказал, что микробы причастны к заразным заболеваниям, появились новые отрасли гигиены - эпидемиология и санитарная бактериология, которые дали возможность разработать ряд эффективных мер по пресечению эпидемий.

Параллельно с эпидемиологией развивалась экспериментальная гигиена, основателями которой считаются английский ученый Парке и немецкий ученый Петтенкофер. Они разработали методы определения концентрации углекислого газа в помещении, выявили влияние состава почвы, воздуха, воды на организм человека, провели инженерно-гигиенические работы в области вентиляции и отопления, впервые установили гигиенические нормы санитарной оценки качества воздуха, почвы, воды, жилища, одежды.

Гигиена как самостоятельная наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но необходимость введения санитарного законодательства была осознана намного раньше. Так, первый в Европе санитарный совет состоялся в 1802 г. во Франции, но влияние его было небольшим, а к началу XX в. наметилось довольно значительное расхождение между достижениями гигиены и ее практическим использованием. Гигиенисты могли определить, каким нормативам должны соответствовать жилище, труд, питание человека, но они были бессильны обеспечить людей работой, снизить квартирную плату и т.д.

Санитарно-гигиеническая культура древней руси и дореволюционной России.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915).

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

    Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами.

Методы гигиены делят на:

I Методы изучения окружающей среды

II Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека

Методы изучения окружающей среды включают:

    Метод санитарного описания

    Инструментально-лабораторные методы

Задачей санитарного описания является оценка санитарного состояния того или иного объекта окружающей среды по внешним признакам. Санитарному описанию подвергаются все объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения – водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жильё, места отдыха и труда населения, больничные, школьные учреждения и т.п. С помощью метода возможно выявление вредного действия на организм того или иного фактора окружающей среды, установление наличия и характера влияния этих факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия проживания населения. Описанию подвергают те признаки или свойства объекта, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью человека. Данный метод позволяет охарактеризовать фактор среды лишь косвенно (субъективно).

Для количественной (объективной) оценки фактора санитарное описание необходимо дополнять инструментально-лабораторными исследованиями. В зависимости от того, какие факторы изучаются, могут использоваться следующие инструментально-лабораторные методы исследования:

    Физические - с помощью них определяют температуру, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрацию, радиоактивное излучение и др. К этим методам относят термометрию, барометрию, шумометрию, виброметрию и др.

    Химические – применяются для определения химического состава пищевых продуктов, почвы, воды, воздуха.

    Физико-химические – при помощи этих методов определяют либо физические либо химические компоненты. К этим методам относят полярографию, спектрографию и др.

    Биологические – определяют наличие и количество в воздухе, воде, почве, пищевых продуктов биологических объектов- микроорганизмы, гельминты, вирусы, насекомые и др. К ним относятся микробиологические, гельминтологические, вирусологические, и другие методы исследования.

    Санитарно-статистические – используют для количественной характеристики объектов окружающей среды. К их числу относятся методы расчета средних значений, показателей распределения и наглядности, других экстенсивных и интенсивных показателей, корреляционного, регрессионного или дисперсионного анализа.

    Географические методы – применяют для количественной и качественной характеристик объектов окружающей среды на территории больших регионов. К их числу в первую очередь относятся картографический метод. Существуют карты химического состава почвы, воды, воздуха, динамики загрязнения и др.

Методы изучения влияния окружающей среды на здоровье и организм человека включают:

    Методы натурного наблюдения

    Методы экспериментального исследования

Используются следующие методы натурного наблюдения:

    Клинические – используют для определения клинических признаков влияния окружающей среды на здоровье людей. К ним относятся: осмотр, аускультация, пальпация, перкуссия, рентгенография и пр.

    Физиологические – применяются для регистрации доклинических изменений функциональных показателей органов и систем организма. В эту группу методов входят термометрия, методы определения работоспособности, утомления, функционального состояния ЦНС, состояния потоотделения, АД, аудиометрия и др.

    Биохимические – используются для определения химического состава жидкостей и тканей организма. Это например, определения содержания оксигемоглобина, глюкозы, гликогена, хлоридов, кальция, витаминов, ферментов и других физиологических компонентов крови, а также содержания в ней токсических веществ – свинца, ртути, метгемоглобина и др.

    Санитарно-статистические методы – используют для количественной характеристики состояния здоровья (методы расчета средних, экстенсивных и интенсивных показателей) и для количественного определения зависимости изменения здоровья человека от влияния окружающей среды (методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, факторного анализа).

    Медико-географические методы – применяют для изображения и оценки пространственного распределения на территории того или иного региона таких показателей здоровья населения, как уровни заболеваемости, инвалидности, смертности, установления причинно-следственных связей между пространственным распределением интенсивности параметров различных факторов окружающей среды и значений показателей здоровья населения.

К методам экспериментального исследования относят:

    Лабораторный эксперимент на животных – проводится в специальных камерах, на стендах или установках для изучения влияния на организм животных химических, биологических, физических факторов среды с целью установления их безопасных величин или уровней. Чаще всего этот эксперимент проводится с целью гигиенической регламентации факторов окружающей среды – установления ПДК и ПДУ.

    Лабораторный эксперимент на людях-добровольцах, допускается лишь в тех случаях, когда есть полная проверенная безопасность для здоровья человека. Чаще всего такие исследования проводятся с целью научного обоснования гигиенических нормативов и других гигиенических регламентов. Например при гигиеническом обосновании максимально-разовой ПДК (изучение порогов обнаружение запаха, раздражающего действия, рефлекторных реакций в условиях кратковременных экспозиций).

Эксперимент с моделированием природных условий проводится на специально созданных лабораторных моделях, имитирующих процессы, происходящие в окружающей среде. Например, так изучают процессы накопления в почве и растениях экзогенных химических веществ, таких как пестициды, минеральные удобрения, тяжелые металлы, и др.

Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

История развития гигиенической науки

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.

До сих пор не только известен, но и представляет определенный научный интерес «Трактат по гигиене (устранение всякого повреждения человеческого тела путем исправления различных ошибок в режиме)», написанный великим арабо-мусульманским ученым, родившимся в Средней Азии Авиценной Абу Али ибн Сина (980-1037). В трактате излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т. п.

Однако гигиеническая наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и, безусловно, с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818-1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.

Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Много для охраны здоровья населения и предупреждения распространения болезней в России сделал Петр I, издавший ряд указов о санитарном состоянии городов, об обязательном извещении о случаях заразных болезней и т. п.

На особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г., другой известный русский клиницист, профессор Г. Н. Захарьин говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более понимает он могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии... Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Мы считаем гигиену одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача».

В России гигиена как курс судной науки (судебной медицины) начинает преподаваться в Медико-хирургической академии (СПб) прямо с ее открытия, т. е. с 1798 г. Сначала курс называется «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Самостоятельная кафедра гигиены в академии и первая в России открывается в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842-1889). А. П. Доброславин организовал при кафедре экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842-1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.

В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие.

Из книги Массаж при гастрите автора Кирилл Борисов

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА История массажа своими корнями уходит в глубокую древность. Искусство лечить прикосновением практиковалось во многих странах мира как в профилактических целях, так и для лечения многих болезней, и на данный момент назвать место

Из книги Упражнения йоги для глаз автора Йог Раманантата

§ 5. ТЕОРИЯ ЗАПАДНОЙ НАУКИ О РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ВЛИЯНИИ НА ЗРЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА Большинство ученых-офтальмологов, кажется, искренне считают, что последнее слово в вопросах рефракции уже сказано, и сказано более ста лет назад немецкой наукой. Если разделять их

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

7. Значение земской медицины в России для развития медицинской науки В России в середине XIX в. глубокие социальные и экономические процессы стали причиной возникновения и развития во второй половине XIX в. земской медицины. Общественное и экономическое развитие страны

Из книги Стоматология: конспект лекций автора Д. Н. Орлов

1. Композиционные материалы. Определение, история развития В 40-х гг. ХХ в. были созданы акриловые быстротвердеющие пластмассы, мономером в которых являлся метилметакрилат, а полимером – полиметилметакрилат. Их полимеризация осуществлялась благодаря инициаторной

Из книги Стоматология автора Д. Н. Орлов

40. Композиционные материалы. Определение, история развития В 40-х гг. ХХ в. были созданы акриловые быстротвердеющие пластмассы, мономером в которых являлся метилметакрилат, а полимером – полиметилметакрилат. Их полимеризация осуществлялась благодаря инициаторной

Из книги Психиатрия: конспект лекций автора А. А. Дроздов

1. Предмет и задачи психиатрии. История развития Психиатрия – медицинская дисциплина, изучающая диагностику и лечение, этиологию, патогенез и распространенность психических заболеваний, а также организацию психиатрической помощи населению.Психиатрия в буквальном

Из книги Общая хирургия: конспект лекций автора Павел Николаевич Мишинькин

1. История развития методов обезболивания. Теории наркоза Современное хирургическое вмешательство невозможно представить без адекватного обезболивания. Безболезненность хирургических операций в настоящее время обеспечивает целая отрасль медицинской науки под

Из книги Оперативная хирургия: конспект лекций автора И. Б. Гетьман

1. Понятие эндоскопической хирургии и история развития В современной хирургии все более широкое применение находят малоинвазивные способы операций, выполняемых с помощью эндовидеохирургической аппаратуры. Эндоскопическая хирургия – область хирургии, позволяющая

Из книги Массаж при заболеваниях позвоночника автора Галина Анатольевна Гальперина

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА Искусству массажа люди научились очень давно. Использование этого эффективного способа лечения и предупреждения различных заболеваний восходит еще к начальному этапу развития народной медицины. Простыми приемами

Из книги Массаж при ожирении автора Оксана Ашотовна Петросян

Глава 1. История развития массажа С давних времен массаж использовали не только в профилактических целях, но и как эффективное средство лечения от многих болезней. С этой целью его применяли практически все народы мира, и невозможно точно сказать, где же он зародился.Во

Из книги Гомеопатическое лечение кошек и собак автора Дон Гамильтон

Из книги Судебная медицина. Шпаргалка автора В. В. Баталина

2. Краткая история развития судебной медицины Уже в глубокой древности стало необходимостью использовать медицинские знания при отправлении правосудия. Такая необходимость возникла еще в Древнем Риме, Индии, Китае и на Ближнем Востоке. Источники многих государств

Из книги Китайский цигун - стиль Парящий журавль автора Чжао Цзиньсян

Глава 1. Краткая история развития цигуна Учение о цигуне, как и другие медицинские науки, возникло и развивалось в длительной борьбе человечества с заболеваниями. Несколько тысяч лет назад в Китае появился цигун. В то время его называли "хождение ци" (синци), "ведение и

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

История изобретения и развития метода Метод терапии скипидарными ваннами по Залманову приобрел известность сравнительно недавно. Книга Залманова «Тайная мудрость человеческого организма», опубликованная в Париже в 1958 году, открыла миру капилляротерапию и оказала

Из книги История медицины автора Павел Ефимович Заблудовский

Глава 14 Основные предпосылки для развития советского здравоохранения и медицинской науки Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Определение понятий экология, экология человека и гигиена.

История возникновения экологии, гигиены, цели, задачи, методы, терминология, перспективы развития.

План лекции

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУК

1. История возникновения экологии, гигиены, цели, задачи, методы, терминология, перспективы развития.

2. Значение гигиены в деятельности медицинских работников.

3. Роль гигиены и экологии в системе наук изучающих природу, живые организмы и их взаимодействие.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в ХIХ веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины ХIХ века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»



На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в нашей стране была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения. В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребназор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

Развитие гигиенических знаний. Гигиенические навыки скла­дывались у человечества в очень отдаленные от нас времена. Они были примитивными, элементарными, основанными на практи­ческом опыте людей, понимавших, что есть условия, благопри­ятствующие жизни, и есть условия неблагоприятные, которые следовало избегать или по возможности устранять.

Эти знания касались вопросов охраны почвы от загрязнения различными отходами в населенных местах, выбора водоисточников с добро­качественной водой, знания съедобных и ядовитых продуктов, приобретавшихся эмпирическим путем, режима питания, сна и отдыха, ухода за телом.

История гигиены неразрывно связана с развитием человечес­кого общества, его культуры, производительных сил, и поэтому ее можно проследить на протяжении нескольких исторических периодов, отражающих влияние социально-экономических ус­ловий, соответствующих этим периодам.

Гигиенические знания в Древнем мире. В IV-I вв. до н.э. в Египте, Индии, Китае, Греции гигиенические знания пред­ставляли собой систему практических бытовых правил, религи­озных представлений и законов, из которых наиболее известен индийский свод законов Ману. В Древнем Китае бытовал ин­тересный обычай оплачивать труд врача до тех пор, пока его па­циенты оставались здоровыми, что по сути было девизом: "Луч­ше предупреждать болезни, чем их лечить".

В Древней Греции Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) написал труд "О воздухах, водах и местностях", в котором указывал, что условия внешней среды влияют на развитие человеческого ор­ганизма и возникновение болезней. С этой же эпохой истори­ки связывают и появление самого термина "гигиена". Тогда все обожествлялось, и у медицины был свой бог - Асклепий, имевший дочерей - Гигиею и Панакею. Гигиее поклонялись здоровые люди, а Панакее - больные. Гигиея изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, обвитую змеей. Змея символизировала мудрость, а чаша - жизнь, в ко­торой всегда есть место неприятностям, ядам. Змея выпивала эти яды и способствовала оздоровлению жизни. Интересно, что чаша с обвивающей ее змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Гиппократ

Римская империя унасле­довала культуру древних гре­ков прежде всего в области личной гигиены, развив стро­ительство бань-купален, водо­провода и канализации, а так­же практикуя контроль за ка­чеством продуктов питания на рынках, что указывало на по­явление санитарии.

Однако этот исторический опыт показал, что санитария не должна опережать гигиену, чтобы полностью соответ­ствовать своему назначению - нести здоровье. Безусловно, сооружение водопровода в те времена было прогрессивным санитарным мероприятием, но водопроводные трубы, сде­ланные из свинца, послужи­ли, по историческим данным, причиной хронического свин­цового отравления патрициев, пользовавшихся водой из рим­ского водопровода.

В более поздние времена произошла замена деревянной и глиняной посуды на глиня­ную глазурованную, что также было шагом вперед в санитар­ном отношении, но отсутствие гигиенических знаний о том, что в воду из свинцовых труб и в содержимое сосудов из гла­зури попадает значительное количество свинца, приводило к интоксикации пользователей.

Гигиенические знания в эпо­ху феодализма. В Европе VI- XIV вв. все науки и медицина пришли в упадок и наступил

Гигиен

Авиценна

застой вследствие господства в обществе религиозных пред­ставлений, призывавших лю­дей заботиться о чистоте души, а не тела, как было в Древней Греции и Риме. Поэтому дан­ная эпоха вошла в историю медицины как огромный шаг назад в области развития ги­гиены. Не случайно период средневековья ознаменовался опустошительными эпидеми­ями чумы, холеры, проказы, тифов, сифилиса и других ин­фекций, уносивших населе­ние целых городов. Так, Па­риж того времени назывался Лютеция, что означало - "город грязи", поскольку все нечистоты и отходы выбрасывались горожанами на улицы, прямо на головы и под ноги прохожих, и можно представить, какая при этом наблюдалась антисанитария.

Авиценна

С этой же эпохой (XI в.) связано имя Абу Али Ибн Сины (Авиценны), замечательного таджикского ученого и врача Вос­тока, написавшего "Канон врачебной науки”. В этом труде он обобщил знания своей эпохи в области гигиены питания, жилища, воспитания детей, личной гигиены.

Конец средневековья (XV-XVII в.) в эпоху Возрождения оз­наменовался развитием естественных наук, возвращением ин­тереса к гигиене.

Гигиенические знания в эпоху капитализма. XVIII-XIX вв.

связаны с развитием в обществе капиталистических отноше­ний, которые привели к росту городов и возникновению ману­фактур. В связи с возросшей скученностью населения резко увеличилась его заболеваемость, в том числе и за счет профес­сиональных болезней ремесленников вследствие нездоровых условий труда.

В 1700 г. итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633- 1714) издал книгу "О болезнях ремесленников" (рассуждения) - энциклопедию для своего времени. Основное внимание в ней уделялось лечению болезней позолотчиков, шахтеров, кузнецов, штукатуров и ремесленников других профессий (свыше 50), но затрагивались и вопросы их профилактики. На ценность этого труда указывает тот факт, что книга переиздавалась 25 раз в разных странах мира.

Эпоха раннего капитализма - это тяжелый физический труд в неблагоприятных для здоровья работающих условиях труда, развитие машинной промышленности, постепенный переход к механизации и автоматизации, появление гиподинамии, рост безработицы, загрязнение окружающей среды отходами про­мышленного производства, автотранспорта, массовая заболева­емость трудящихся различными видами болезней, в том числе эпидемических. Эпидемии же, как известно, не знают границ между сословиями, поражая как рабочих, так и буржуазию. Снова пришлось вспомнить о заповеди древних, что лучше пре­дупреждать болезни, чем лечить, хотя в несколько другой ре­дакции: "Профилактика выгоднее лечения".

Как уже говорилось, подлинная профилактика, санитария должны базироваться только на данных научных исследований, и, следовательно, появилась востребованность в ученых-гигиенистах, которые работали бы в условиях специальных научных лабораторий.

Основоположниками экспериментальной гигиены стали: в Гер­мании - М.Петтенкофер, в Англии - Э.Паркс, в России - А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман.

Значительные достижения в развитии естественных наук (хи­мии, физики, физиологии, биологии, микробиологии И Т.Д.) подготовили почву для работы гигиенистов. Они применили эк­спериментальные и лабора­торные методы исследований для изучения воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, одежды, жилищных условий, что и позволило подойти к научному обоснованию гигие­нических нормативов и прак­тических рекомендаций по оздоровлению факторов окружа­ющей среды, в первую очередь производственных и бытовых.

С этого времени начинает­ся становление гигиены как науки, и ее успехи уже во вто­рой половине XIX в, привели к уменьшению распростра­ненности эпидемических за­болеваний и снижению смерт­ности населения.

Во второй половине XIX в, и особенно в первой половине XX столетия происходит науч­но-техническая революция,
охарактеризовавшаяся жестокой эксплуатацией природной среды для достижения материальных благ, что привело к де­градации природной среды в ряде регионов земного шара (За­падная Европа, Америка, Япония). В результате существова­ние жизни на Земле и самого человека было поставлено под угрозу уничтожения. Ученые заговорили одом, что промыш­ленное загрязнение окружающей среды привело к невозмож­ности без опасности для здоровья дышать городским воздухом (можно в противогазе, как делали в Японии регулировщики движения на оживленных магистралях), пить воду без специ­альной ее обработки, есть продукты питания, выращенные на загрязненных отходами промышленности почвах. Живот­ный и растительный мир планеты оказался в тяжелейших ус­ловиях существования.

Не случайно в научно-популярной литературе 70-80-х годов прошлого века появились книги с такими названиями: "Безмолв­ная весна" (Р.Карсон), "Яды в нашей пище" (В.Эйхлер), "Пре­делы роста", "До того, как природа умрет" (Д.Медоуз и соавт.) и многие другие, в которых авторы аргументированно и в ряде случаев агрессивно выступали в защиту окружающей среды. Справедливые гневные и разумные их предостережения дошли до общественного осознания, и положение с состоянием окру­жающей среды на земном шаре стало постепенно улучшаться.

Конечно, технический прогресс в развитии общества остано­вить нельзя, но нужно прислушиваться к мнению известных ученых. Замечательно изречение Реймера Люста - президента Общества имени Макса Планка: "Прогрессом мысли мы обя­заны тем ученым, которые смело вступали на нетвердую почву. Эти шаги в неведомое должны постоянно повторяться и в бу­дущем, иначе наука зачахнет" (цит. по В.Эйхлеру, 1993). Эти слова означают, что гигиена должна развиваться впереди тех­нического прогресса, который станет медленнее, но зато и бе­зопаснее для всего живого на планете.

Развитие отечественной гигиены. Российская гигиена прошла самобытный путь становления, обусловленный своеобразием общественного и экономического развития государства. Па­мятники древнерусского изобразительного искусства и пись­менности свидетельствуют о распространенности в быту древ­них славян навыков личной гигиены. Известно, что в Киевской Руси широко использовались общественные бани. Новгород XI в. имел водопровод, деревянные тротуары, замощенные ули­цы и считался одним из наиболее благоустроенных городов в Европе того времени, равно как и Псков XII в.

Трехсотлетнее монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб развитию производительных сил, культуры и науки Рос­сии, втом числе и гигиены. После освобождения от него в кон­це XIV в. развитие страны во всех направлениях постепенно пошло вперед.

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) как величайший ученый и де­ятель культуры внес свой вклад и в развитие гигиенических зна­ний, затронув ряд социально-гигиенических проблем и вопросов гигиены быта и питания в работе "О размножении и сохранении российского народа" (1761).

С 1806 г. в Петербургской медико-хирургической академии был введен курс гигиены на кафедре физиологии. Опыт Оте­чественной войны 1812г. привел к появлению первых пособий по военной гигиене, написанных М.Я. Муаровым (1826) и Р.С. Четыркиным (1834).

Успешное развитие отечественной гигиены как науки во мно­гом обязано прогрессивным взглядам на значение профилакти­ки ведущих медиков того времени:

· Н.И. Пирогова, сказавшего: "Я верю в гигиену. Вот где за­ключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной";

· М.Я. Мудрова, считавшего, что "...легче предохранить от болезней, нежели лечить их";

· С.П. Боткина, полагавшего, что "...первой задачей меди­цинских работников является предупреждение болезней";

· Г А. Захарьина, утверждавшего, что ’’...победоносно спо­рить с недугами масс может лишь гигиена".

А.П. Доброславин(1842-1889)

Подобные высказывания российских ученых (и не только ме­диков), писателей и видных общественных деятелей о зна­чении гигиены в деле охраны общественного здоровья мож­но было бы продолжить, но до­статочно и этих, чтобы понять важность развития этой науки.

Основоположниками оте­чественной гигиены как са­мостоятельной науки стали А.П. Доброславин (1842- 1889) и Ф.Ф. Эрисман (1842-1915).

Алексей Петрович Добро­славин был профессором ги­гиены в России, возглавившим в 1871 г. впервые созданную кафедру гигиены в Петер­бургской военно-медицинс­кой академии. Развивая экс­периментальное направление в гигиенических исследова­ниях, он создал специальную гигиеническую лабораторию

и способствовал развитию и совершенствованию санитар­ной экспертизы - важного раздела работы гигиениста.

Перу А.П. Доброславина при­надлежат учебники "Курс во­енной гигиены" и "Гигиена, курс общественного здраво­охранения”. Он известен не только как автор трудов в об­ласти гигиены, но и как осно­ватель журнала "Здоровье", организатор Русского обще­ства охраны народного здо­ровья и сторонник женского врачебного образования.

Федор Федорович Эрисман возглавил в 1882 г. кафедру ги­гиены в Московском универ­ситете. По происхождению он

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915)

был швейцарцем, а по специ­альности - врач ом-офталь­мологом. По личным моти­вам Ф.Ф. Эрисман в 1869 г. приехал в Россию и стал ее горячим патриотом. Он внес огромный вклад в развитие оте­чественной гигиены и санитарии своими оригинальными тру­дами по школьной гигиене, гигиене питания и труда. В 1892 г. он организовал Московское гигиеническое общество. Из-за сво­их оппозиционных взглядов Ф.Ф. Эрисман был неугоден царс­кому правительству, и, воспользовавшись первым удобным предлогом, оно поспешило свободиться от него. В 1896 г. он был вынужден покинуть Россию.

Благодаря А.П. Доброславину и Ф.Ф. Эрисману отечественная гигиена с первых шагов становления выгодно отличалась от за­рубежной своим общественным характером, связью с санитар­ной деятельностью, стремлением преодолеть санитарно-техни­ческое направление западноевропейских гигиенических школ.

Они оставили после себя многочисленных учеников, успеш­но продолживших их дело.

После 1917 г. в России наступил новый этап общественного развития и гигиены. Перед советской властью встали жизненно важные задачи по ликвидации сложной эпидемической обста­новки и улучшению санитарного состояния России, в значи­тельной степени обусловленные последствиями Первой миро­вой войны.

Для их решения 26 октября 1917 г. создается медико-сани­тарный отдел при Военно-революционном комитете, а в июле 1918 г. на Всероссийском съезде Советов был утверж­ден Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н.А. Семашко - первым нар­комом здравоохранения и его заместителем - З.П, Соловь­евым, с чьими именами свя­заны успехи в разработке тео­ретических положений соци­альной гигиены и их практи­ческом воплощении в органи­зацию здравоохранения.

Основным принципом со­ветского здравоохранения официально был провозгла­шен профилактический.

Г.В. Хлопин (1863-1929), ученик Ф.Ф. Эрисмана, был выдающимся российским ги­гиенистом, слово которого было ведущим в первой трети XX столетия. На протяжении своей жизни он заведовал ка­федрами гигиены в универси­тетах, институте и академии городов: Тарту, Одесса, Пе­тербург. Г.В. Хлопин является автором ряда учебников по общей гигиене и фундамен­тальных монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Преемником Г.В. Хлопина по кафедрам общей гигиены в Военно-медицинской акаде­мии и 1-м Ленинградском ме­дицинском институте стал его ученик - профессор В.А. Уг­лов, опубликовавший ряд ори­гинальных трудов по гигиене питания, коммунальной и во­енной гигиене.

АЛ. Минх (1904-1984)

Учеником профессора В.А. Углова был академик АМН СССР профессор А.А. Минх (1904-1984) - ги­гиенист широкого профиля, основавший кафедры гигие-

ны в Ленинградском стоматологическом (1938) и в Московском медицинском стоматологическом институтах (1946). Кафедрой в Московском институте он руководил около 40 лет. А.А. Минх оставил после себя известные в нашей стране и за ее рубежа­ми труды в области ионизации воздушной среды, коммуналь­ной, спортивной, школьной гигиены и гигиены питания. Его руководством "Методы гигиенических исследований”, выдер­жавшим четыре издания (1954, 1961, 1967, 1971), пользовалось не одно поколение студентов, ученых и санитарных врачей. Им был написан первый учебник "Общая гигиена" для студентов-стоматологов и издан ряд монографий для стоматологов по воп­росам фторирования воды, влияния факторов окружающей сре­ды на состояние зубочелюстной системы, а также обоснованы профилактические мероприятия по гигиене зубов и полости рта.

В советский период отечественная гигиена как наука плодо­творно развивалась в различных направлениях. Так, в развитие коммунальной гигиены внесли значительный вклад такие видные ученые, как А.Н. Сысин (1879-1956), А.Н. Марзеев (1863-1966), В.А. Рязанов (1903-1968), С.И. Каплун (1897-1943), Г.И. Си­доренко (1926-1999) и др. Гигиена труда освещалась в работах В.А. Левицкого (1867-1936), А.А, Летавета состава атмосферного воздуха в виде увеличения содержания диоксида углерода и уменьшения содержания озо­на в атмосфере, поступления в биосферу большого числа раз­нообразных химических загрязнителей (диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, пыль, органические вещества, соли тя­желых металлов - ртути, свинца, мышьяка, кадмия, марганца, меди, цинка и др., синтетические поверхностно-активные ве­щества, диоксины, удобрения, пестициды), т.е. таких веществ, многих из которых раньше в природе не было. Это значит, что в окружающей среде появляется все больше и больше чуждых ей веществ, так называемых ксенобиотиков, нередко очень ток­сичных для живых организмов. При этом важно знать, что часть из них не включается в естественный круговорот веществ и на­капливается в биосфере, представляя опасность для всех живых организмов, населяющих нашу планету.

Растет и биологическое загрязнение природной среды отхода­ми жизнедеятельности организмов человека и животных, а также промышленности биотехнологии и нефтехимии, тяго­теющих друг к другу.

За 40 лет ядерных испытаний изменилась и радиационная об­становка на планете в виде 2 % роста естественного радиаци­онного фона Земли. Ухудшению радиационной ситуации спо­собствуют аварии на АЭС и атомных подводных лодках.

Произошли неблагоприятные изменения в характере и струк­туре питания населения нашей страны за последние годы:

Ухудшилось качество продуктов питания за счет загряз­ненности их ксенобиотиками (остаточными количествами пестицидов, нитратами, афлатоксинами, консервантами, антибиотиками, солями тяжелых металлов и другими чу­жеродными веществами);

Снизилось потребление на душу населения продуктов животного происхождения, обеспечивающих организм жизненно важными незаменимыми аминокислотами, солями кальция и железа, а также овощей и фруктов - поставщиков витаминов (прежде всего аскорбиновой кислоты и провитамина А - р-каротина), пищевых во­локон, минеральных веществ, например селена, меди и кобальта.

На повестке дня стоит новая эколого-гигиеническая пробле­ма - трансгенные пищевые продукты и их влияние на здоровье человека. Проблема эта очень молода, и мнения ученых по по­воду опасности этих продуктов для здоровья населения диамет­рально противоположны, что прямо указывает на необходи­мость ее самого серьезного изучения в ближайшем будущем, пока сама жизнь еще не успела поставить эксперимент на боль­ших контингентах населения, так как к этому имеется отчетли­вая тенденция. Уже существуют трансгенные картофель, то­маты, кукуруза, соя, которые не повреждаются обычными вредителями (отведав их, вредители погибают!) и поэтому со­храняют высокую урожайность. Эти свойства они приобрели искусственно, путем генной инженерии. Возникает законный вопрос: а не будут ли столь же опасны эти продукты и для ор­ганизма человека, включаясь в его обменные процессы? Ответ на этот вопрос могут дать только независимые исследования ученых в разных странах с прицелом на отдаленные эффекты, памятуя о печально знаменитом ДДТ, головокружительный ус­пех которого в 50-е годы XX столетия принес его создателю, ба­зельскому химику Паулю Герману Мюллеру, Нобелевскую пре­мию в области физиологии и медицины.

Основанием для награждения послужил тот факт, что с по­мощью этого чрезвычайно эффективного инсектицида впервые удалось провести успешную борьбу с переносчиками малярии и сыпного тифа, в результате чего эти заболевания в ряде ре­гионов планеты были искоренены. Однако современное поко­ление людей больше знает о том, что этот препарат запрещен к применению в большинстве стран мира вследствие огромного вреда, причиненного им окружающей среде и животному миру.

По данным ВОЗ, названные экологические факторы способ­ны обусловить в среднем около 25 % патологии человека.

Показателями экологического неблагополучия населенных мест и регионов являются:

· увеличение частоты генетических изменений в клетках человека;

· рост числа врожденных пороков развития; а рост младенческой (до I года) и детской (в возрасте 1-4 лет) смертности;

· отставание физического развития детей и подростков;

· рост заболеваемости детей хроническими болезнями;

· наличие в биологических средах организма человека ток­сичных химических веществ;

· ухудшение репродуктивного здоровья населения;

· уменьшение доли практически здоровых людей;

· рост уровня заболеваемости взрослого населения хрони­ческими заболеваниями дыхательных путей и легких, болезнями нервной и сердечно-сосудистой систем, онко­логическими заболеваниями;

· снижение средней продолжительности жизни.

В зависимости от интенсивности влияния негативных фак­торов окружающей среды на здоровье населения выделяют зо­ны чрезвычайной экологической ситуации н зоны экологического бедствия.

Благоприятная экологическая обстановка - отсутствие ант­ропогенных источников неблагоприятных воздействий на ок­ружающую природную среду и здоровье человека и естествен­ных, но аномальных для данной области (региона) природно-климатических, биогеохимических и других явлений.

Изменения благоприятной экологической обстановки во мно­гих регионах планеты стали возможны, потому что современ­ному человеку, вооруженному мощнейшей техникой и высоки­ми технологиями, стало по плечу соревноваться с силами природы, побеждая ее. За короткий срок он способен срыть го­ру с полезными ископаемыми, исчерпать месторождение по­лезного ископаемого, расположенного под землей, что может привести к изменениям микроклимата данной местности и ло­кальным землетрясениям, повернуть вспять реки, негативные последствия чего вполне предсказуемы; создать искусственное море, затопив плодородные земли, уничтожить многих предста­вителей животного и растительного мира, и это еще далеко не все.

Научно-техническая революция за какие-нибудь 50 лет XX в, привела в ряде регионов земного шара к деградации окружаю­щей среды, явившейся в нашей стране в немалой степени следствием печально известного крылатого выражения, быто­вавшего в начале эры научно-технического прогресса: "Нам не­льзя ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача".
Предметы, содержание, взаимосвязь гигиены и экологии

  • Занятие 12 Тема: РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ, СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ. СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
  • Введение Краткая история развития отечественной неврологии и нейрохирургии
  • Понятие о гигиене как науке. Методы гигиенических исследований. История гигиены. Роль отечественных ученых в развитии гигиенической науки