Соотношение понятий «менталитет» и «ментальность. Что такое Менталитет? Общность людей с единым менталитетом

От переезда в другую страну или заключения брака с иностранцем многих удерживает одно – разница менталитетов. Разница проявляется в мелочах и в отношении к жизни в целом. Что такое менталитет? Чем он отличается от ментальности? И как проявляет себя загадочная русская душа? Кто-то гордится своим происхождением и менталитетом, кто-то всеми силами пытается искоренить его проявления. Важно различать: что заложено генетикой, а что все-таки можно изменить.

Что такое менталитет?

Менталитет - это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами - это отображенный в культуре исторический опыт , который впитывает воспитанный в этой культуре человек.

В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет - это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность - динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.

С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Эволюция понятия «менталитет».

Истоки национального менталитета русских людей и представителей других народов находятся на заре человечества. Предметом анализа зарождающегося народного мышления часто оказываются устные свидетельства: былины, сказки, сказания, легенды, пословиц, мифы. Эти древние памятники культуры отражают все периоды духовного развития народов и этносов.

Размышления на тему обобщенных социально-психологических особенностей людей встречаются в трудах Геродота, Плиния и многих историков античности. Важнейшими культурными памятниками, которые дошли до наших дней, являются Библия и Коран. В Библии в форме религиозно-художественных сюжетов содержится определенный кодекс миропонимания и мироотношения к действительности. В Коране изложены основные культурные и духовные принципы, ценности мусульманского мира.

Но в научной практике к этой проблеме впервые обратились в XVIII веке шведский медик Карл Линней и французский философ Шарль де Монтескье . В то же время зародилась новая наука этнопсихология. Объектом изучения этнопсихологии стали «душа народа», «национальный характер», а основное внимание уделялось Человеку в истории, его , миропониманию, системе ценностей.

Английское слово Mentality вошло в обиход еще в XVII веке, но как научный термин впервые использовалось классиком французской этнологии Люсьеном Леви-Брюль . В своей книге «Первобытный менталитет» автор описывал жизнь коренных жителей Австралии, Новой Гвинеи, а термином «менталитет» описывал , личностные черты, ценности, присущие разным племенам.

В конце 1920-х годов французские ученые Марк Блок и Люсьен Февр основали «Школу Анналов» – научное историческое направление, поставившее человека выше событий политической истории. С этого времени понятие менталитета перешло в разряд научной категории, описывающей массовое народа или этноса. В ментальность представлена другим понятием – социальным или национальным характером. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие психоаналитики XX века Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг .

Сегодня исследованием менталитета занимаются многие науки: философия, социология, история, этнология, социальная психология, культурология. Помимо научных исследований о менталитете рассуждают деятели культуры, политики. Есть отрасль исторической науки – история ментальностей, которая изучает историю не с точки зрения событий и войн, а как социально-культурное явление. Область изучения истории ментальностей – это совокупность материальных условий жизни, быта и мироощущения народа.

Менталитет русского человека.

Во время изучения особенностей русского менталитета культурологи и социологи делят историю на шесть исторических периодов: языческий, дохристианский, допетровский, имперский, советский, новороссийский. Каждый из этих периодов повлиял на формирование русской ментальности. Но особенно сильным оказалось влияние православного христианства.

На протяжении всей истории русского народа особенно трепетным было отношение к мотиву страдания. воспринималось не само по себе, а как вознаграждение за страдания и несчастья. Изначально связь просматривается в пословицах и поговорках: «не было бы счастья, да несчастье помогло », «кто нужды не ведал, тот счастья не знает ». Истинно народные песни пронизаны «тоской-кручиною», а в сказках главному герою приходится преодолеть много испытаний в ожидании награды. Истории о тяжелой судьбе русского человека есть в творчестве всех русских поэтов и писателей.

В XIX веке идеолог официальной народности граф Сергей Уваров сформулировал знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Позже Сталин сократил ее до двух составляющих «Простота и народность». Но в литературе, философии, культуре споры о менталитете не утихали никогда . Самые объемные исследования национального сознания, русской философии провел религиозный и политический философ Н. Бердяев.

Современные исследования показывают, что ментальность русского человека проявляется поведения вне зависимости от его места проживания:

  • Страх перед тем, «что люди скажут».
  • Желание «жить по правде».
  • Между разумом и чувством выбирать чувство.
  • Чаще видеть в себе недостатки, а не достоинства.
  • Спорить по любому поводу.
  • Улыбаться только знакомым людям.
  • Любовь в халяве и ожидание чуда.
  • Консерватизм и жалость.

И неважно, плох или хорош русский менталитет. В любом случае он преобладает в жизни всей нации, символизирует превосходство духовного над материальным. Изменить менталитет очень трудно даже тогда, когда он ведет не к развитию, а к разрушению.

Но преувеличивать силу ментальности тоже не стоит. С одной стороны менталитет двигает человека на определенные действия, с другой – заставляет отталкивать все чуждое, неприятное. Но ведь слово «ментальность» происходит от слова «мышление». Значит, смена мышления, и обучение новым навыкам помогут поменять свой менталитет.

Можно ли перестроить свое мышление?

Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:

  • Объективные : генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
  • Субъективные : психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.

Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.

Успешные люди:

  • Ориентируются на качество, а не на количество.
  • Верят в свой и свои силы.
  • Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные .
  • Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
  • Заботятся о здоровье и не забывают о .
  • Создают финансовую «подушку безопасности».
  • Учатся всю жизнь.

Сегодня понятие менталитета является одним из самых популярных терминов современной психологии. Он выступает фактором построения интегрального образа реальности (картины мира), психологи с его помощью пытаются объяснить особенности поведения людей. Это понятие относительно новое, а поэтому не все понимают его смысловое значение. Что же означает менталитет простыми словами?

Содержание:



Что такое менталитет?

Менталитет (от латинского «mens» – дух, душа и «alis» – другие) – это особенности мышления группы людей или отдельной личности, к которым относятся: система ценностей, норм, идеалов, моральных ориентиров, установок и представлений; когнитивные, интеллектуальные, эмоциональные, культурные особенности; склад ума; образ мыслей; мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Это своеобразное воплощение совокупного опыта предыдущих поколений. Менталитет складывается и передается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности, народности, нации.

Корни этого понятия прослеживаются в работах Ш.Монтескье, Ж.Б.Вико, И.Гердера, Гегеля, Д.Локка, Ф.Бекона и др. Первым, кто ввел этот термин в научный обиход, был французский историк и этнолог Л.Леви-Брюль. Он в 1921 году опубликовал свою книгу «Первобытный менталитет», в которой подробно объяснил значение этого понятия на основе изучения человека каменного века. Менталитет изначально был термином исторических наук и уже позже перешел в качестве предмета исследования социологии и психологии.




Сознательное и бессознательное

В психологии существует два подхода к интерпретации менталитета:

  1. Это противопоставленность двух оснований: сознательного и бессознательного; Сознание представляет собой способность целенаправленного оценочного отражения объективной действительности с помощью построения визуальных образов и логических рассуждений, проявления эмоций и чувств. Сознание может быть индивидуальным и общественным. Часто человек, настолько проникаясь коллективным духом и сливаясь с какой-либо группой людей, начинает подчинять личные взгляды общественным. Бессознательная составляющая пронизывает все психические процессы человека, именно она лежит в основе его поведения и эмоционального состояния. Но человек этого не осознает. Бессознательное так же, как и сознание, бывает индивидуальным и коллективным. В основе последнего лежат архетипы – так называемые неосознанные образы (литературных и фольклорных героев), которые влияют на формирование шаблонов поведения человека, перенимаемых с далекого детства и затем воспроизводимых на бессознательном уровне в повседневной жизни на протяжении длительного времени.
  2. Это совокупность рациональной (совокупность знаний о мире) и иррациональной (вера, представляющая собой социальную память) составляющих мышления человека.

Важно! Менталитет – это нечто общее, рождаемое из природных данных и компонентов, обусловленных принадлежностью к общности, которое раскрывает представление человека об окружающей действительности, это картина мира, воплощенная в системе образов и представлений, массовое сознание на глубинном уровне.




Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.



Типы группового менталитета

Если на формирование менталитета личности большее влияние оказывает сознание, то на групповой менталитет – бессознательное – стереотипы и архетипы общества, которые человек, являющийся частью этого общества, не всегда может объяснить.

В зависимости от различной степени общности типы бывают следующие типы группового менталитета:

  • менталитет нации (русский, славянский, американский и т.д.);
  • профессии (военный, врачебный, преподавательский и т.д.);
  • класса (рабочий, буржуазный и т.д.);
  • партии (либеральный, демократический);
  • возрастной (детский, подростковый, зрелый, старческий и т.д.);
  • территориально-географической принадлежности (городской, столичный, сельский, провинциальный);
  • криминальный.

Число типов менталитета постоянно увеличивается. По причине многогранности современного общества каждый человек является представителем сразу нескольких типов менталитета.



Особенности национального менталитета

Основными структурными элементами национального менталитета являются:

  • речь, языковая принадлежность;
  • коллективная память;
  • представления, сформированные в обществе;
  • коллективные эмоциональные переживания и настроения;
  • коллективные ценности, идеалы и установки;
  • национальная идентичность;
  • стиль мышления и общественного восприятия;
  • национальный характер и темперамент;
  • образцы и шаблоны поведения;
  • ментальные культурные репрезентации.

Черты российского менталитета: (россиянин – не обязательно русский, это и казаки, и башкиры, и евреи, живущие на территории Российской Федерации, а за ее пределами всех бывших или настоящих россиян независимо от происхождения называют русскими):

  1. Соборность: все общее, все свои, что скажут люди – проявляется в отсутствии приватности и возможности вмешиваться в чужую жизнь.
  2. Желание жить «по правде», а не быть законопослушными гражданами своей страны.
  3. Превалирование чувств над разумом: искренность и душевность – две черты характера сборного образа русского человека.
  4. Преобладание негативизма над позитивизмом: большинство русских ищут в себе недостатки, а не достоинства.
  5. Улыбка – не обязательный атрибут вежливости: у нас не принято улыбаться на улицах, смотреть в лица окружающих и знакомиться с незнакомыми людьми.
  6. Любовь к спорам по глобальным философским вопросам.
  7. Вера в победу добра над злом.
  8. Руководство жизненным правилом «Не высовывайся».
  9. Привычка, что в жизни все достается даром, убежденность, что больших денег честным трудом не заработать.
  10. Здоровье – не главная ценность в жизни.
  11. Забота об убогих и бедных.
  12. Вместо гуманизма предпочтение отдается жалости.

Простыми словами, в основе национального менталитета лежат стереотипы мышления, различные устоявшиеся особенности того или иного народа.

Е. В. Харитонова (Москва )

В последние годы возрастает интерес к проблеме менталитета, которая становится предметом рассмотрения в разных отраслях знания — истории, философии, психологии, социологии, политологии и в других науках. При описании данного феномена часто наряду с понятием «менталитет» используется понятие «ментальность». В связи с этим представляется значимым описать семантическое поле данных понятий.

Следует отметить, что понятия «менталитет» и «ментальность» появились в науке не в связи с открытием новых социальных явлений, а для отражения в новом свете различных сторон, отношений, структуры уже известных объектов. Согласно замечанию Е. К. Войшвилло, предметы одного и того же класса могут обобщаться в новое понятие по разным совокупностям признаков (Войшвилло, 2009, с. 179). Введение в научный оборот терминов «менталитет» и «ментальность» означает не замещение других научных терминов, а дальнейшее развитие, универсализацию понятийного инструментария гуманитарного знания.

При этом в научной литературе данные понятия часто используются как синонимы. Так, Б. С. Гершунский считает, что в связи с малосущественными лингвистическими и смысловыми различиями между «менталитетом» и «ментальностью» можно поставить знак равенства, т. е. рассматривать их как синонимичные (Гершунский, 1999, с. 33). Это связанно и с тем, что значение терминов «ментальность» и «менталитет» до сих пор не является четко определенным и общепризнанным. Однако дифференциация значения этих понятий представляется необходимой для достижения большей строгости и точности в исследовании и раскрытии ментальной области.

Существует определенная сложность, из-за которой нелегко установить точное значение понятия «менталитет» — это наличие множества дефиниций, отражающих различные аспекты этого весьма емкого феномена. Впервые попытку обобщить и наглядно представить существующие определения предпринял Р. А. Додонов (Додонов, 1998), собрав и классифицировав несколько десятков распространенных дефиниций менталитета и ментальности. В качестве образца при решении этой задачи он использовал классификацию определений культуры А. Кребера и К. Клакхона, представленную в работе «Культура. Критический обзор концепций и определений» (см. там же). В предложенную Додоновым классификацию нами был добавлен еще ряд определений менталитета, появившихся уже после выхода в свет работы автора.

  1. Описательные определения , которые отличаются перечислением компонентов менталитета:
    • «Ментальность, менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность — совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» (Визгин, 1998, с. 72).
    • Менталитет — «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума… совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» (Пушкарев, 1995, с. 160).
    • Менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности (Кемеров, 1998).
    • Менталитет — мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью (Ефремова, 2001).
  2. Психологические определения, где термин «менталитет» относится к психологическим категориям. Авторы подобных дефиниций определяют менталитет через такие понятия, как «мышление», «эмоции», «потребности», «архетипы», «когнитивные эталоны», «смыслы», «мотивы», «убеждения», «идеалы», «склонности», «стереотипы».
    • Ментальности — «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые (или вовсе не сознаваемые) манеры мыслить; подчас лишенные логики умственные образы, которые присущи данной эпохе или определенной социальной группе. Эти способы ориентаций в социальном и природном мире представляют собой автоматизмы мысли» (Гуревич, 2005, с. 535).
    • Ментальность — «характерная для конкретной культуры (субкультуры) спецификапсихической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» (Дубов, 1993, с. 24).
    • Менталитет — качество сознания, которое считается характеристикой конкретного индивида или классов индивида (Ребер, 2001 ).
    • Менталитет — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе (Кравченко, 2000, с. 343).
  3. Нормативные определения, в которых акцентируется регулятивная функция менталитета, формирование социокультурных норм, позволяющих индивиду ориентироваться в окружающем мире:
    • «Ментальность есть система образов и представлений социальных групп, все элементы которой тесно взаимосвязаны и сопряжены друг с другом и функция которых — быть регулятором их поведения в мире… Менталитет… определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп» (Огурцов, 1994, с. 52).
    • «Менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности» (Адрианов, 1998).
  4. Структурные определения, в основе которых лежит отражение структуры менталитета, признаков его системности и организации:
    • Менталитет — «это система (именно система) в движении, являющаяся, таким образом, объектом истории, но при этом все ее элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире, о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» (Дюби, 1991, с. 52).
    • Ментальности — «действующие системы, зачастую противоречивые, но всегда структурированные, которые выступают как один из факторов, определяющих внутри сообществ действия, ощущения и мышление людей» (цит. по: История ментальностей…, 1996, с. 92).
  5. Генетические определения, описывающие происхождение феномена менталитета, его эволюцию:
    • «Менталитет — это родовая память. Она основывается на синтезе природной и социальной программ наследования» (Бех, 1997, с. 4).
    • Менталитет — «этический и познавательный код, мышление и чувствование» (см.: Додонов, 1998, с. 68).
    • Менталитет — это стереотип и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие не отдельной личности, а социально-культурной общности или сословию (Миронов, 2002, с. 233).
  6. Исторические определения, в которых ментальность представляется в виде «исторической памяти», «осадка истории», акцентируется влияние исторической эпохи на сознание и бессознательное индивидов: полагают, что дискуссия о соотношении понятий «менталитет» и «ментальность» окажется еще менее плодотворной, чем былые изыскания в области «просвещения» и «просветительства» (Зубкова, Куприянов, 1999, с. 4).

Однако некоторые исследователи особое внимание уделяют именно дифференциации понятий «менталитет» и «ментальность», принимая за основу этого разделения различные критерии.

Одним из первых сделал попытку разграничить эти понятия О. Г. Усенко. Он определяет ментальность как универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Свое конкретноисторическое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов разных эпох и народов (Усенко, 1994, с. 23). Таким образом, если следовать логике автора, то индивидуальная ментальность как бы растворяется, проявляясь в социальном менталитете.

Иную точку зрения представляет Л. Н. Пушкарев, считая, что различие в значении данных терминов состоит в том, что менталитет «имеет всеобщее, общечеловеческое значение (как, например, „мышление», „сознание»). В то время как ментальность может относиться к самым различным социальным явлениям и историческим временам (можно сказать „русская ментальность», „средневековая ментальность», „купеческая ментальность» и т. д.). Ментальность и менталитет — близкие, но не равнозначные понятия» (Пушкарев, 1995, с. 163). Аргументируя свою позицию, автор ссылается на принципы словообразования в языке, отмечая, что при помощи суффикса «ность» от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признаки, отвлеченные от предмета. Поэтому, по его мнению, ментальность — это признак мыслящего человека, характерный для данного лица (общности) в данное время.

Такого же мнения придерживается и Н. С. Южалина, полагая, что термин «ментальность» обязан своим происхождением прилагательному «ментальный», производному от слова «менталитет». Таким образом, «менталитет» — понятие базовое, фундаментальное, а «ментальность» — производное и поэтому более специфическое (Южалина, 2002, с. 11).

Аналогичны взгляды на соотношение понятий «менталитет» и «ментальность» А. Ф. Грязнова, который приближает содержание первого понятия к понятию «сознание», а второго — к понятию «сознательность». Исходя из этого признается существование таких явлений, как менталитет Древней Руси, ментальность русского народа, ментальность интеллигенции и т. д. (Грязнов, 2006, с. 12).

Еще один подход к рассматриваемой проблеме представлен в работе Г. И. Дрепа, А. Н. Дмитриева, Э.Я. Дмитриевой. Авторы определяют ментальность как готовность совокупности осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида или различных социальных групп действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом. Тем самым ментальность рассматривается как то общее начало, что лежит в основе сознания и бессознательного, эмоционального и логического. Развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами и институтами, т. е. всеми сторонами среды обитания людей. При этом менталитет — это реальный, актуальный стиль, характер, способ мышления и духовной жизнедеятельности, присущий определенному социуму. Менталитет и ментальность неразрывно связаны между собой, оказывают постоянное воздействие друг на друга. Но наиболее древним духовным образованием, по мнению авторов, является ментальность, затем на ее основе появляются различные виды менталитета (Дрепа, Дмитриев, Дмитриева, 1997, с. 92).

Иная точка зрения отражена в работе Е. А. Ануфриева и Л. В. Лесной, считающих, что, «в отличие от менталитета, под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета -не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета…» (Ануфриев, Лесная, 1997, с. 24).

Д. В. Полежаев соотносит ментальность и менталитет как часть и целое. Ментальность личности определяется как глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок, отражающая неповторимое, многообразное, динамичное в духовном мире и деятельности индивида. В менталитете же фиксируются духовность общества в целом, прежде всего, его идеологические принципы, вытекающие из особенностей социально-политической жизни (Полежаев, 2007, с. 39).

Т. В. Семенова предлагает рассматривать менталитет как социально-психологическое свойство группового субъекта, а ментальность — как состояние отдельного человека. Ментальность более изменчива, а менталитет более фундаментален. Соответственно, менталитет и ментальность — это разные уровни одного и того же явления (группового сознания): более поверхностные (осознаваемые) его составляющие могут быть названы ментальностью, а глубинный (неосознаваемый) слой — менталитетом (Семенова, 2007, с. 27).

Менталитету и ментальности современной России посвящена работа С. В. Гриневой. Она считает, что менталитет — это возможность человеческого сознания воспринимать и осваивать мир в тех пределах, которые даны ему его культурной эпохой. Это «мыслительный инструментарий», который в определенную эпоху находится в распоряжении человека: он историчен, унаследован от предшествующего времени и, вместе с тем, изменяется в процессе его творчества, всей исторической практики (Гринева, 2003, с. 22). Ментальность личности — глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок (установка — «фон» восприятия явлений и отношения к ним, определяющий характер деятельности человека). В процессе жизнедеятельности формируются различные установки: одни сиюминутны, могут появляться и исчезать, другие — более усточивы; они закрепляются, становятся фиксированными. Именно они образуют систему установок как нечто относительно устойчивое, создающее прочную нравственно-психологическую основу позиции личности, определенную направленность в восприятии действительности, в практической деятельности. Эта система установок и отражается в понятии «ментальность». Ментальность предопределяет общий характер поведения, его «схему», выступает регулятором действий человека, придает им устойчивый характер, последовательность, так как любая деятельность начинается не с «пустого места», а возникает и развивается на базе некоей предориентации, преднастроенности ее субъекта. Этот «регулятор действий» получает свою актуализацию, перерастает в социальную направленность, которая характеризуется присутствием воли, целеполагания (С. Л. Рубинштейн). Сущность ментальности нельзя понять в отрыве от практической деятельности.

Менталитет любого народа складывается под влиянием ряда условий, в которых протекала его жизнь. Среди них есть те, которые формируют данный менталитет, поддерживают его, а в ряде случаев видоизменяют.

Глубокий социально-философский и историко-культурный анализ российского менталитета представлен в монографии Е. В. Мочаловой и И. В. Загородновой (Мочалова, Загороднова, 2008). Авторы приходят к выводу: в том случае, когда понятия «менталитет» и «ментальность» дифференцируются, различение их производится на основе выявления иррациональности в мышлении человека. В таком контексте «менталитет» выступает как более широкий по объему; при этом «менталитет» и «ментальность» — понятия совместимые, находящиеся в отношении подчинения. Понятие «ментальность» входит в объем понятия «менталитет», занимая лишь его часть и не исчерпывая его полностью. Исходя из этого можно утверждать, что понятие «менталитет» обозначает всеобщее, общечеловеческое значение, тогда как «ментальность» характеризует различные исторические эпохи, социальные страты и т.д. (Мочалова, Загороднова, 2008, с. 6).

В общественном опыте и живом языке такое разграничение жестко не закрепилось, поэтому слова «менталитет» и «ментальность» остаются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

Авторы определяют понятие «менталитет» как систему основополагающих представлений и проявлений социума, связанных с духовным бытием, основывающихся на опыте предыдущих поколений, проникающих в сферу подсознательного и детерминирующих индивидуальное и общественное сознание. Такое определение позволяет трактовать менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры (Мочалова, Загороднова, 2008, с. 16).

С понятием менталитет ассоциирует активное начало, связанное с социальной жизнью и поведением людей, в частности, с системой их установок и ценностей. Глубинность как один из признаков менталитета означает некоторую его скрытность, необнаруживаемость в повседневной жизни. Социально-нравственные составляющие, на взгляд авторов, должны доминировать в категориях, характеризующих менталитет, поскольку нравственность является главным институциональным регулятором взаимоотношений между людьми, коллективами, личностью и обществом, между различными социальными структурами. Ее носителем является всякий индивидуальный коллективный субъект социальной действительности (там же, с. 25).

В. В. Колесов провел анализ определений понятий «менталитет» и «ментальность» в работах социальных психологов, социологов, политологов, историков. На его взгляд, «менталитет» — наивно-целостная «картина мира», существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях. Менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества, основывающихся на общности языка и воспитания, представляет собой часть народной культуры, которая создает этноментальное пространство народа на данной территории его существования (Колесов, 2007, с. 11). Ментальность, по Колесову, есть мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах и проявлениях.

Менталитет и ментальность отличаются друг от друга составом своих содержательных форм. Латинский корень «mens» сохранил много значений, метонимически растущих одно из другого по смежности смысла: «рассудок» — «ум» — «мышление» — «образ мыслей» -«настроение» — «душевный склад» — «душа». Первый круг в развитии идеи завершается, начав с простого рассудка, возносится к «душе» как носительнице всего, уже перед тем явленной в значениях слова. Параллельно развивается идея волевой энергии мыслительной деятельности. Она начинается как представление, а затем также метонимическая последовательность развивается в цепочки внутренне зависимых созначений: «представление» — «желание» — «намерение» — «сознание» — «страсть и гнев». Рассуждая о характерных особенностях менталитета, присущих западным народам и славянам, В. В. Колесов подчеркивает, что для европейского менталитета большее значение имеет начальная часть цепочки внутренне зависимых значений, т. е. «рассудок», «ум», «мышление», «образ мыслей». У славянских же народов, в том числе русских людей, доминирует проявление заключительной части значений — «настроение», «душевный склад», «душа». Следуя логике автора, можно сделать вывод, что для характеристик русского менталитета более важны чувства, духовное содержание, нравственность, ценности, в то же время, менталитет европейца отличает рациональность, здравый смысл, практичность.

Дифференциация понятий «менталитет» и «ментальность» проведена также А. Ю. Мазаевой. Согласно ее мнению, менталитет отражает сложившийся образ мировоззрения, мировосприятия и непосредственно влияет на формирование «картины мира», которая, в свою очередь, включает видение окружающей действительности, ее восприятие. Человек выражает свое отношение к окружающей действительности, происходящим событиям, явлениям, фактам посредством своего менталитета. Ментальность содержит в себе определенную систему взглядов, убеждений, представлений (Мазаева, 2006, с. 153).

В работе В. М. Соколова отсутствует разведение понятий «менталитет» и «ментальность», которые употребляются как синонимы. Менталитет определяется как надличностные, коллективные характерные для конкретного народа или большой общественной группы качества. К ним относятся:

  • общая система восприятия социальной и природной реальности: близкие представления о мире, обществе, окружающей среде, личности, нормах поведения и т. д.;
  • общая, типичная модель поведения (близкие, сходные реакции на многие стандартные ситуации);
  • совокупность наиболее распространенных, типичных для данного народа психологических, характерологических особенностей, свойств, нравов (Соколов, 2007, с. 12). Другими словами, менталитет — определенная направленность сознания, самосознания и деятельности, отражающаяся как на мировоззренческом уровне, так и в социально-психологическом состоянии этноса (там же). Национальный характер рассматривается как часть менталитета, или менталитет без его мировоззренческой составляющей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве основы для дифференциации понятий «менталитет» и «ментальность» большинством авторов используются такие критерии, как устойчивость, стабильность или изменчивость, а также общее либо частное. Менталитет рассматривается как более широкое (общее) явление, а ментальность — как его специфически конкретное, частное проявление. Менталитет включает некоторую инвариантную структуру, представляет устойчивую совокупность предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признанных социокультурных норм, влияющих на формирование массовых установок. Ментальность как сплав чувств и умонастроений, бессознательных влечений и не вполне осознаваемых предпочтений отличается изменчивостью, текучестью, подвижностью. Отсюда следует, что, если ментальность отличается релятивностью, то менталитет — стабильностью, постоянством, устойчивостью.

Менталитет — это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или социальной группе. Индивид обладает более или менее своеобразной индивидуальной регулятивно-смысловой сферой, но ее основа — менталитет — является тем общим, что связывает его с соплеменниками, сородичами, соратниками по классу и т.д. Именно поэтому менталитет не поддается сознательным усилиям по его изменению. И улыбку вызывают ведущиеся некоторыми публицистами и политиками разговоры о необходимости и возможности быстрого изменения «российского менталитета».

Ни этнос, ни общность, ни индивид не могут менять менталитет по своему усмотрению. Разумеется, это не значит, что он представляет собой нечто застывшее и неизменное. Согласно мнению ряда авторов, менталитет меняется, но этот процесс не может регулироваться субъектом, а происходит спонтанно, под влиянием множества факторов, о которых имеется весьма смутное представление (Шнейдер, Вальцев, 2009). При этом изменения менталитета происходят именно на уровне ментальности.

Менталитет определяется также как феномен культуры, центральное содержание ее трансмиссии (Еромасова, 2006). С этой точки зрения менталитет понимается как имплицитные структуры психологического склада народа, живущего в конкретной культуре, генетически и социально укорененные в сознании и в сфере бессознательного многих поколений людей и потому даже при относительной исторической изменчивости в своих основах постоянные, стабильные и представленные как более общее содержание, объединяющее различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры (там же, с. 24). Это квинтэссенция культуры этноса, нации в ее наиболее широком понимании, имплицитные основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения.

Ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности — пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Ментальность — это способ видения мира, «неуловимый» феномен этничности, определяющий особенности этнического самосознания, поведения и весь строй народа. Она обеспечивает диахронные формы объективации национально-этнического сознания и имеет свои каналы трансляции, позволяющие ей передаваться из поколение в поколение. Главными среди них являются классические, сакральные, фольклорные и иные широко распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного обихода, типичные образы поведения. Захватывая бессознательное, ментальность выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения свойственные данному сообществу и культурной традиции (там же).

К. Лебина рассматривает проявления менталитета в повседневной жизни русского народа и определяет на этой основе содержание понятия «менталитет» (Лебина, 1999). Отмечается, что слово «менталитет» происходит от английского «mentality» и французского «mentalite» и означает степень интеллектуального развития, склад ума, умонастроение, тип мышления. Понятие «русский менталитет», таким образом, характеризует общественные проявления специфических черт русского народа. Лебина отмечает, что в любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате многократного повторения соответствующих им реалий, используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Правила такого рода составляют основу менталитета населения, определяют стиль его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта. В то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социокультурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества (там же).

Еще один взгляд культуролога на менталитет представлен в работе И. В. Кондакова (2003). Автор считает, что при всем многообразии толкований понятий «менталитет» и «ментальность» совершенно очевидно, что ими отражаются жизненные установки, устойчивые формы поведения, эмоции, настроения, имеющие системообразующий характер для той или иной культуры. Другими словами, эти понятия, ассоциируются со своеобразием культуры не только на национальном, но и на эпохальном, конфессиональном, классовом и т. п. уровнях.

Менталитет русской культуры не есть только национально-русский менталитет, это и ментальности межнациональные или наднациональные, т. е. менталитет русской культуры составляет «совокупность культур, сопряженных в единстве цивилизации» (Кондаков, 2003, с. 523).

Таким образом, можно заключить, что «менталитет» и «ментальность» как научные понятия обладают большим аналитическим потенциалом. Исследования менталитета и ментальности в современных гуманитарных науках активно продолжаются, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по данной проблематике. И, возможно, совместными усилиями психологов, социологов, историков, философов, антропологов и представителей других отраслей гуманитарного знания будут сформулированы емкие, содержательные и непротиворечивые определения понятий «менталитет» и «ментальность».

Литература

  • Адрианов В. М. Современный философский словарь. М., 1998.
  • Ануфриев Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ1997. №4. С. 21-24.
  • Бех В. П. Содержание социального мира // Нова napaflima. Запор1жжя, 1997. Вып. 4.
  • Визгин В. П. Современная западная философия. М., 1998.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М., 2009.
  • Гершунский Б. С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. Опыт экспериментального исследования российского и американского менталитетов. М., 1999.
  • Гринева С. В. Менталитет и ментальность современной России. Невинномысск, 2003.
  • Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. М., 2006.
  • Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции. Екатеринбург, 2005.
  • Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье, 1998.
  • Дрепа Г.Н., Дмитриев А. Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997. С. 90-100.
  • Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 20-29.
  • ЕромасоваА.А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей. СПб., 2006.
  • Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2001.
  • Зубкова Е. Ю., Куприянов А. И. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Мировосприятие и самосознание русского общества. М., 1999. Вып. 3.
  • История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1991.
  • Кемеров В. Е. Философская энциклопедия. М., 1998.
  • Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.
  • Кольцова В. А. Системный подход в разработке истории отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2002. №2. С. 6-18.
  • Кольцова В. А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. №2. С. 5-18.
  • Кольцова В. А. История психологии: проблемы методологии. М., 2008.
  • Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
  • Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. М., 2003.
  • Кравченко А. И. Культурология: Словарь. М., 2000.
  • Левина Н.Б. Повседневная жизнь советского человека: Нормы и аномалии. СПб., 1999.
  • Мазаева А. Ю. Дифференциация понятий «менталитет» и «ментальность» // Современные гуманитарные исследования. 2006. №3 (10). С. 26-29.
  • Миронов Б. И. Социальная история России. СПб., 2002. Т. 1.
  • Мочалова Е. В., Загороднова И. В. Российский менталитет в социальнофилософском и историко-культурном осмыслении. Саранск, 2008.
  • Огурцов А. П. Национальный ментаолитет и история России. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 52-58.
  • Пантин И. К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994. №1. С. 28-34.
  • Полежаев Д. В. Феномен менталитета в социально-гуманитарном знании: историографические заметки. Волгоград, 2007.
  • Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? (Исторические заметки) // Отечественная история. 1995. № 3. С. 159-164.
  • Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.
  • Семенова Т. В. Теоретические и прикладные аспекты социально-психологического исследования городской ментальности. Казань, 2007.
  • Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества. М., 2007.
  • Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. М., 1994. С. 9-15.
  • Шнейдер Л. Б., Вольцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. Учебное пособие. М., 2009.
  • Южалина Н. С. Ментальность: Сущность и структура явления. Челябинск, 2002.

Менталитет - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети 20 в. введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Проблема менталитета становится главным, определяющим фактором развития современного и будущего человечества, так как каждый народ имеет свой образ мышления, общую духовную настроенность, связанную с этическими особенностями его развития .

Между тем, однозначного представления о сущности понятия «менталитет» не сложилось. Интерес к менталитету восходит к ранним психологическим исследованиям, но разработка его проблематики носит достаточно неопределенный характер, по образному выражению И. В. Герасимова: «Мода на термин «менталитет» во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы».

Слово «менталитет» в переводе с латинского языка означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад». Впервые это слово стало использоваться еще в 14 в.

В соответствии с взглядами Ф. Граус: «Словом «менталитет» называется часто все то, что не подпадает под определение понятий «политика», «социально-экономические отношения», «обычаи», «законы». Понятие «менталитет» так же неопределимо, как понятие «культура» или «идеология», что не исключает, однако, возможности его описания. Менталитет - это «общий тонус» долговременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Менталитет часто противоречив, он образует специфические «вживленные образы», стереотипы мнений и действий. Он проявляется в предрасположенности индивидуума к определенным типам реакций - собственно, он является их механизмом .

В начале 90-х российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину определение. Вклад в разработку внесли и отечественные ученые как близкие к методологии новой интеллектуальной истории - А.Я. Гуревич, А.П. Ястребитская, В.П. Даркевич.

Одни из первых определений менталитета были довольно размытыми, например, «менталитет - духовно-психологический облик общества». Позднее менталитет стали определять как совокупность представлений, воззрений общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный - грузинский, русский, немецкий). Такое понимание менталитета практически отожествляет понятие «менталитет» с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает это понятие ненужным.

Менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть психического склада нации. Менталитет имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Он выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.

Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, а ментальные конструкции являются, по сути, стержневыми особенностями различных культур, позволяющими так или иначе классифицировать эти культуры. Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, однако, что он представляет собой некую неподвижную метафизическую сущность. На самом деле, национальный менталитет меняется, хотя и очень медленно. Механизм этого изменения носит весьма специфический характер: он осуществляется не путем перестройки, а посредством наслаивания поверх древних архетипов новых и новых смысловых пластов.

Для менталитета характерны подсознательный характер реагирования и высокая устойчивость, неподатливость населения воздействию со стороны государства и социальных институтов при попытках коренного изменения его образа жизни, социальных и культурных условий.

Факторы, определяющие тип менталитета

Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках характерных для нее наборов убеждений.

Основными факторами, определяющими тип менталитета, являются:

индивидуальная эволюция;

биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни);

менталитет родителей;

воздействие со стороны отдельных личностей: тренеров, старших друзей, случайных прохожих;

школа и иные социальные учреждения;

литература, прочитанная в детстве и юности;

кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;

иные формы искусства (кроме литературы и кино);

случайные или намеренные медитации.

Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает «конфликт целей».

Понятие ментальности, еще недавно редко встречающееся в отдельных трудах психологов и философов, сегодня не сходит со страниц журналов и телевизионных экранов. Значение новомодного слова известно не всем, а потому мы решили разобраться в том, что такое менталитет и каковы его особенности у русских и украинцев.

Менталитет: условия формирования

Чтобы легче было понять, что такое менталитет, приведем в качестве примера анекдот. Француз, немец и еврей пришли устраиваться на должность пилота в авиакомпанию. На вопрос «Имеете ли вы опыт работы и сколько хотите получать?» француз ответил: «У меня 10 лет полетов и я рассчитываю на зарплату в 1000 евро: 500 буду тратить на себя, а 500 — на женщин». Немец, имевший за плечами не менее внушительный опыт, потребовал 1500 евро, собираясь 500 из них тратить на себя, а 1000 откладывать.

Еврей, не совершивший ни одного полета, запросил 2000 евро. На вопрос представителя компании, как он может требовать такие деньги, если не умеет летать, потомок Моисея ответил: «А зачем мне летать? Я отдам 500 евро французу — пусть он летает за меня, а остальные 1500 оставлю себе».

В поведенческой модели каждого из персонажей анекдота отражена ментальность определенной нации. Другими словами, менталитет — это совокупность взглядов, моральных ценностей и норм поведения, характерных определенной группе людей: социальному классу , нации, народу. Менталитет определяет стереотипы мышления и поведения. Поэтому немцев считают экономными и пунктуальными, французов - непостоянными и куртуазными, а американцев — зацикленными на значимости их нации.

Ученые считают: формирование менталитета начинается в трехлетнем возрасте и длится на протяжении примерно 12 лет.

Среди факторов, влияющих на ментальность, называют:

  • модель поведения родителей. Ребенок неосознанно в той или иной степени перенимает мировоззрение отца и матери;
  • кино, литература, средства массовой информации. Книги, фильмы, передачи, статьи, прочитанные и просмотренные в период взросления, накладывают отпечаток на сознание человека, а, значит, и на его менталитет;
  • пример кумиров: любимых персонажей, ветеранов, педагогов — всех тех, кто является для подростка авторитетом;
  • внутренняя и внешняя политика государства. Она задает вектор экономического и культурного развития народа и каждого гражданина в отдельности.

Перечень факторов, под воздействием которых закладываются основы мировосприятия и системы ценностей человека и общества, можно продолжить. Свой вклад вносят школа, церковь и даже общественные организации .

Менталитет общества и его типы

Что такое менталитет, мы выяснили. Теперь обратимся к истории происхождения этого термина. Понятие менталитета было введено в оборот этнологом Люсьеном Леви-Брюлем, изучавшим жизнь первобытных племен. Чтобы обобщить особенности их поведения и мышления, он употребил определение «менталитет», объединив латинские слова, обозначавшие «душу», «ум» и «другие».

В соответствии с историческими этапами развития общества выделяют 4 типа менталитета:

1. Варварский, в основе которого лежат сила, выносливость, отсутствие страха перед смертью и сексуальная активность. Представитель этого вида ментальности не воспринимает абстрактные понятия, а потому легко меняет религиозные убеждения. Семья в шкале ценностей варвара стоит на первом месте, а потому он накажет или убьет любого, кто на нее посягнет. Отношение к государству и сюзерену гораздо более прохладное.

2. Аристократический, возникший с зарождением феодализма. Его отличительными чертами являются верность слову и долгу, наличие утонченных манер и сексуальная избирательность. Страх перед проявлением слабости заставляет представителей этой ментальности совершать смелые поступки, защищая свои принципы и убеждения.

3. Интельский, зачатки которого появились в эпоху Возрождения. Поскольку в то время уровень жизни и безопасности значительно повысился, умение выживать и бороться с трудностями отошло на второй план. Основными характеристиками данного типа стали общественные приоритеты, высокая работоспособность, отказ от роскошных излишеств, а также боязнь боли и страх перед смертью.

4. Буржуазный, носителями которого являемся мы, во главу угла ставит экономность, трудоголизм, неискренность и расчетливость. Стремление к власти и жажда наживы стали определяющими в поведении представителей этого типа менталитета, семья и друзья потеряли свою важность, а религиозные убеждения и моральные ценности меняются в зависимости от обстоятельств.

Конечно, перечисленные черты характерны не всем представителям каждой эпохи. Речь идет об основной массе людей, чье поведение определяется указанными выше типами менталитета.

Особенности менталитета русских и украинцев

Сегодня понятие «менталитет» чаще всего употребляется в контексте нации и подразумевает наличие общих черт характера, мировоззрения и поведения у ее представителей.

Приведем пример. Журналисты «Комсомольской правды», пытаясь выяснить различия в ментальности россиян и американцев, провели опрос. Оказалось, на многие вещи у представителей этих народов существуют совершенно различные взгляды. Так, курение марихуаны осуждают 8 из 10 россиян, а в США только каждый второй. Зато к супружеским изменам американцы относятся крайне негативно (91% против), а вот в России адюльтер считают недопустимым всего 62% опрошенных. Все перечисленное — проявление особенностей менталитета.

Иногда национальный менталитет путают с национальным характером. Ментальность объединяет особенности восприятия действительности, формируя на их основе определенные стереотипы мировоззрения, а национальный характер представляет собой стереотипы поведения, то есть является одним из проявлений менталитета.

Например, американец, выстраивая логическую цепочку, скажет: «Богатые — умные», а казах назовет богачей ворами. Это особенности национального менталитета. А вот активность американцев и пассивность и медлительность казахов уже относятся к национальному характеру.

Социологи уже давно задумались над тем, что скрывается за словами «загадочная русская душа». Оказывается, типичными чертами русских являются негативное отношение к государству в лице чиновников (они для россиян — воплощение зла), вера в торжество добра, которое никогда не наступает, и надежда на счастливый случай (извечное русское «авось»). Русские полны крайностей и противоречий. В их ментальности тесно переплелись черствость и умение сопереживать, делясь при этом последним, а также лень и способность много и упорно трудиться.

В менталитете украинцев отчетливо прослеживаются пассивность (принцип «моя хата — с краю»), превалирование чувств над разумом, вольнолюбие (примером могут служить запорожские казаки) и склонность к анархии (вспомните Нестора Махно). Такое сочетание стоило Украине государственного суверенитета, которого она была лишена на протяжении многих веков.

Поскольку менталитет во многом определяет поведение человека, он, безусловно, влияет и на успешность. В качестве примера приведем Германию — наиболее экономически развитую из стран Евросоюза. Немцы — законопослушные трудоголики, даже и мысли не допускающие об уклонении от уплаты налогов. Такое поведение граждан положительно сказывается на благосостоянии государства, но, заметьте, вы не сможете назвать навскидку ни одного немца-миллиардера.

А вот у американцев все иначе. Их часто называют выскочками — это слово наиболее точно отражает их национальную особенность — желание всегда и во всем казаться лучше других. Этот принцип лежит в основе американской мечты. Именно поэтому Соединенные Штаты занимают первое место в мире по количеству миллиардеров, однако экономика самой страны сейчас переживает не лучшие времена.

Надеемся, наш ответ на вопрос, что такое менталитет, был исчерпывающим, и, встречая это слово в статьях и книгах, вы теперь будете знать, о чем идет речь.