Ядро сознательной личности. Ядро» человеческой личности

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Ядро сознательной личности
ценности
мышление
мотивы
эмоции

2. Специфика социально-психологического понимания личности состоит в …
том, что личность рассматривается как объект социальных отношений
в исследовании взаимоотношения личности с конкретной группой
в изучении индивидуальных характеристик личности
в изучении внутреннего мира человека

3. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенная на основе ее ценностей и отвечающая основным жизненным потребностям личности — это…
ценностные ориентации
жизненная позиция
смысл жизни
мотивация личности

4. Функция социальной установки
характеризует определенную готовность субъекта реагировать на явления социальной жизни
характеризует переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности
отражение в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов

5. Человеческая личность – это …
представитель гомосапиенса, его биологическая особь
микрокосмос, отражение макрокосмоса
статус человека как члена общества, отличается самостоятельностью в поступках, способностью нести ответственность и решать проблемы
совокупность индивидуальных особенностей человека как биологического существа и как члена общества

6. Представители структурно-системного подхода утверждали, что …
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов
поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы
социальная среда оказывается для личности наиболее значимой, чем ее инстинкты
индивидуальные качества личности играют определяющую роль в ее формировании

7. Негативные каналы социализации
идентификация
чувство вины
имитация

8. Социализация – это …
целенаправленное действие социальных институтов на личность
процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщение к системе социальных связей
внутренняя мотивация личности
процесс удовлетворения потребностей личности

9. Ученый, чьи работы посвящены проблеме смысла жизни
Ральфа Дарендорфа
Виктора Франкла
Эрика Фромма
Карла Юнга

10. Диспозицией личности называется …
направленность личности на определенные ценности и интересы
предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности
взаимодействие потребностей и интересов, которые преобразуются в конечную цель личности

11. Социально-психологические качества личности …
даны от рождения
неизменны до конца жизни человека
характеризуют связи личности с социальной действительностью
характеризует индивидуальные психологические особенности

12. Высказывание, принадлежащее Э. Фромму
Удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие
Идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними
Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни
Люди редко бывают достаточно разумны, чтобы предпочесть полезное порицание опасной похвале

"Это понятие часто встречается у классиков астрологии. Давайте разберём, из чего оно состоит:

1) Солнце, его дом, знак, аспекты - наши интересы, сознательный выбор, свобода делать то, что хочется и нравится, то, что заставляет глаза гореть, зажигает вдохновение, придает уверенности, качает самооценку, помогает почувствовать себя абсолютно счастливым, любимым, востребованным, благодаря чему хочется жить и дарить тепло другим.

  • Знак - интересы;

  • Дом - сфера реализации, где можно стать "звездой";

  • Напряженные аспекты - зуды, нехватка, что дербанит самооценку и заставляет поднимать попу для реализации воли, хотелок, амбиций по знаку;

  • Гармоничные аспекты - врожденные качества/таланты, помогающие реализации солнечного потенциала и воли натива, улучшающие самооценку.
Например, Солнце в Рыбах зажигается от духовных практик, эзотерики, поиска глубинного смысла в повседневности, от доброты к другим людям и идеальных отношений, взаимной любви, как в сказке, когда мечтает, молится, жертвует, путешествует, творит, воображает, отдаёт бесплатно, распространят.

Солнце в Тельце получает удовольствие от жизни, когда чувствует единение с природой, гармонию в отношениях, обустраивает комфорт для себя или близких, вкусно кушает, занимается сексом, шоппингом, огородом, массажем, хэнд-мейдом и так далее.

Но пока вы не скажете человеку или он сам не осознает, что знак и дом солнца это именно то, чем ему стоило бы увлекаться или заниматься всерьёз, он не будет ассоциировать себя с солнцем. А будет ассоциировать себя с:

2) Знак и дом управителя 1 дома - это то, что заставляет нас действовать, мотивирует двигаться вперёд, предпринимать любую активность, то, ради чего мы начинаем тратить энергию, делать.

Например, упр.1 в Овне телится, когда его сравнивают или он сам сравнивает себя с кем то, лазит по группам конкурентов или профайлам бывших партнёров и старается их догнать, обогнать, победить, быть лучше, выше, сильнее, быстрее, когда есть конкуренция и повод завоёвывать новые вершины.

Упр.1 в Деве предпринимает что то, чтобы навести порядок, сделать идеально, как он представляет, проработать ошибки, помочь другим, быть незаменимым и полезным обществу. И так далее.

  • Знак - зачем, почему, ради чего начать;

  • Дом - в каких сферах, обстоятельствах, с помощью чего/кого;

  • Аспекты - что/какие качества помогают или что чешет, мешает, заставляет действовать;
3) Знак, дом, аспекты Луны - наше подсознание, инстинкты, генетика, наследственность, и другие материалы из которых склеена наша психика и базовое восприятие мира.

Это и образ матери, семьи, и способ отдохнуть, расслабиться, подзарядиться энергией, и мотив раздражения, и образование фобий, и врожденные таланты, интуиция, и способы выражения чувств. Это все что происходит подсознательно, неконтролируемо, люди живущие по Луне метеозависимы и прекрасно чувствуют все лунные фазы, плывут по течению, руководствуются эмоциональными порывами.

  • Знак - описание, мотивы, образ, причины, зачем, почему;

  • Дом - где, когда, обстоятельства, ситуации, сферы;

  • Аспекты - способы выражения, как;
4) Знак Асцендента - наша социальная маска, первое впечатление, как мы выглядим со стороны, внешность, моторика, походка, хотя внутренне мы можем быть совершенно другими, но воспринимают из-вне нас именно по асценденту.

Если у вас полностью неустойчивая мутабельная карта, а на асценденте фиксированный знак и фиксированные планеты - Вы будете выглядеть со стороны крайне уверенным в себе, независимым, принципиальным человеком. Именно так будете себя позиционировать сами, хотя при более близком общении окажется, что все же нуждаетесь в социуме, партнере и оценке со стороны.

5) Планеты в 1 доме, знаке, аспектах - так называемые, дары рождения, то есть планеты, получившие от судьбы индульгенцию проявлять себя абсолютно свободно, им открыты все дороги, хочешь - используешь, хочешь - нет, все зависит только от собственной инициативы. Они так же связаны с первым впечатлением и социальной маской.

  • Сами планеты в знаке и их управление - какие сферы можно свободно и самостоятельно по желанию развивать.

  • Аспекты - что происходит с частями внешности, за которые отвечают планеты в 1 в знаке (например, в 1 Уран в Козероге 90 Юпитер = увеличивает рост)
Подробно проанализировав и проинтерпретировав запчасти ядра личности, у вас уже на руках окажется 50% информации о человеке, и, все что ей противоречит в дальнейшем анализе, можно смело вычеркивать, оставляя только соответствующие ядру качества, трактуя личность на его основе.

Комментарии

    Считаем преобладание в ядре личности.

    Ядро состоит из:

    - Солнца = то, что нас увлекает, доставляет радость, предаёт уверенность, энтузиазм и желание жить;

    - Луны = то, каким мы хотим видеть окружающий мир и нашу зону комфорта, с каким миром готовы себя ассоциировать;

    - Асцендента - то, какими нас хотят видеть окружающие, наша социальная маска;

    - Планет 1 дома (управитель и порой со-управитель 1 дома, планеты в 1 доме) = какими мы хотели бы выглядеть в глазах окружающих;

    Преобладающая стихия, зона и/или крест в ядре помогают понять, каким представляет себя человек этому миру, внутри он может быть намного многослойнее, но качества ядра лежат на поверхности и, если он не склонен к самокопанию, то именно с ними и ассоциирует себя в первую очередь, через их призму смотрит на этот мир. Через него же необходимо интерпретировать и все нюансы натальной карты.

    Например, интерпретация аспекта Венера 90 Плутон в карте женщины с преобладанием в ядре огня и в карте женщины с преобладанием в ядре воздуха - это две огромные разницы.

    У первой это умение и желание завоёвывать любовь, тяга к конкуренции в партнёрстве, хищная хватка в отношениях, она даже может казаться опасной окружающим женщинам.

    Вторая, ни в коей мере, не ревнива и не стремится ничего завоёвывать, ей чужда конкуренция, но она не особо дальновидна и потому попадает постоянно в сложные отношения с таким аспектом, ее преследуют ревнивцы и прочие неприятности.

    Чувствуете разницу? Хотя аспект один и тот же.

    Конечно, не буду утверждать, что одним ядром единым можно объяснить все что угодно, всегда есть дополнительные подводные камни, способные исказить даже стандартные интерпретации ядра. Но для беглого анализа карты перепрошивать значения любого положения или аспекта нужно именно через призму ядра, синтезируя все с его качествами.

    Пример с прикреплённой карты:

    6 Воздуха: знак Солнца самого по себе, знак Солнца как планеты в первом доме, знак Венеры как планеты первого дома и еще так же знак Сатурна (в пределах пяти градусов до куспида планета работает на оба дома), знак Асцендента и знак со-управителя включённых в первый дом рыб ретро Юпитера (систему управления использую по ретроградности = ретроградная планета со-управляет минорной обителью, директная только мажорной).

    2 Воды: Меркурий и Марс в первом доме в Рыбах.

    2 Огня: управитель первого Уран в Овне и Луна в Стрельце.

    1 Земля: управитель включённого знака в 1 дом Нептун в Деве.

    Помимо выделенной стихии, можно распределить ядро по качествам .

    Здесь неустойчивость, Ян и рацио. Так же лидирует зона учителя и фиксированность с мутабельностью, что делает человека одновременно гибким, но упёртым.

    Я привожу стандартные значения преобладания стихии в ядре, уверена, у вас найдётся, что добавить.

    В ядре преобладает огонь.
    потребность обращать на себя внимание, перетягивать одеяло, быть замеченным, стремиться в центр;
    демонстративное поведение;
    концентрация на том, что интересно лишь ему, эгоизм, субъективность, единоличие, высокомерие;
    хищная хватка, потребность конкурировать, завоёвывать, храбрость, наглость, дерзость, самоутверждение;
    откровенность, прямолинейность, в худшем случае грубость, резкость и озабоченность;
    скорость, нетерпеливость;
    энергичность, активность, решительность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность;
    отличное чувство юмора или пошлость, азарт, авантюризм, игривость, умение создавать праздник;
    тяга к яркому, роскошному или вульгарному;

    В ядре преобладает вода.
    повышенная адаптивность, выживаемость, умение лавировать, гнуться, хитрить, приспосабливаться;
    потребность жалеть, спасать, заботиться, сострадать (как – см. луну), в худшем случае мазохисты, ждуны, терпилы;
    отличные манипуляторы, умеют мягко выманивать своё, им доверяют, в худшем случае пользуются этим и давят на жалость, разводят, притворяются, сплетничают;
    о себе стараются не распространяться, о других знают/чувствуют многое, наблюдательны, въедливы, хорошие психологи;
    есть склонность к зависимости, залипанию, потери себя;

    В ядре преобладает воздух.
    любопытные созерцатели, гибкие коллективисты;
    хотят вечно оставаться молодыми, лёгкими на подъем, подвижными, «в теме»;
    легко входят в контакт и подхватывают, поддерживают, находят тему, с ними интересно поговорить о том, что не здесь и сейчас, а где-то и когда-то;
    часто произносят "мы с тобой...", понимают, что им нужна тоже поддержка, проще вместе и потому могут подстраиваться, уступать;
    легче других переносят трудности и проблемы, легче отпускают: там, где один сошёл бы с ума от психологического перегруза, эти махнут рукой и пойдут дальше;
    романтики, мечтатели, оторванные от реальности бунтари, живущие ожиданием лучшего будущего;
    всё больше в теории, нежели на практике;
    важно, что подумают и скажут другие, хотят всем нравиться, потому могут оправдываться, извиняться, мельтешить, благодарить и устраивать прочие дипломатичные ходы;

    В ядре преобладает земля.
    сухой расчёт, рациональность, практичность, в худшем случае скупость и жестокость, бесчувственность;
    упрямство, устойчивость, бескомпромиссность, упёртость;
    ответственность, трудолюбие, усидчивость, терпеливость, надёжность;
    проблемы с клиент ориентированностью, не умеют почувствовать оппонента, подстроиться, уступить, если совсем нет воды/воздуха в ядре.


Для того чтобы разобраться в особенностях характера человека, надо обратиться к основам теории личности.
Основатель классической школы психоанализа Зигмунд Фрейд открыл ядро человеческой личности, которое нерационально, не может быть объяснено.

Более того, оно не может быть по-настоящему и изменено. Такова главная биологическая особенность психики человека, своеобразная психофизиологическая константа.
С точки зрения психологии все попытки рационального типирования людей останавливаются, когда дело доходит до ядра личности. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.
О том, что у человека существует подсознание и оно имеет большое значение, впервые сказал тоже 3. Фрейд. В дальнейшем Карл-Густав Юнг не только подтвердил это, но и доказал, что существуют определенные структуры, типы строения подсознания. Ученый описал эти подсознательные структуры. Попробуем с современных позиций посмотреть, в чем суть теории К.-Г. Юнга.
; Человек, находясь в коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с другими людьми. При этом оказываются задействованными такие присущие организму функ
ции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека - своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.
информационного процесса" />
Модель информационного процесса

S Люди по-разному воспринимают информацию. Одни - буквально и конкретно, прекрасно запоминая детали, факты, цифры, а другие мало обращают внимания на мелкие детали, они видят мир через образы, за конкретными фактами они угадывают тенденции. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.
Принимают решения люди тоже по-разному. Одни при этом основываются на объективном анализе. Другие прислушиваются к собственному сердцу, к своим и чужим чувствам. Что важнее, разум или чувства? Типоведение утверждает - каждому свое.
Согласно открытию К.-Г. Юнга, всех людей по способу восприятия информации можно разделить на две группы:
S - люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать).
N - люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию.
Еще в две группы Юнг объединил людей по способу принятия решения:
Т - люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение.
F - люди, субъективно оценивающие информацию, с этической точки зрения и так же принимающие решения.


Человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и объективно и субъективно. То же самое относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом, К.-Г. Юнг выделил четыре базовые психические функции. -
Сенсорика - S (от англ. «Sensation» - ощущающий) функция конкретного восприятия мира через органы чувств.
Интуиция - N (от англ. «Intuition» - интуитивный) - функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.
Логика - Т (от англ. «Thinking» - думающий, мыслящий) - мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.
Этика - F (от англ. «Feeling» - чувствующий) - психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.
Функции в каждой из этих пар взаимоисключаемы, то есть конкретный человек воспринимает информацию каким-то одним способом, наиболее развитым, например сенсорика (S) у него может преобладать над интуицией (N), и наоборот. И решения человек принимает также на основе преобладающей оценочной функции: либо логика (Т), либо этика (F).
К.-Г. Юнг не остановился на этом, он ввел еще два параметра человеческой психики: экстраверсия (Е) и интровер- сия (I).

Экстраверсия - активная и энергозатратная установка психики, нацеливающая человека на экспансию. Люди, обладающие этим качеством, настроены на активное общение. В большинстве случаев они коммуникативные и интеллектуальные лидеры.
Интроверсия - пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики. Интроверты сосредоточены на себе. Они сдержаннее, чем экстраверты, и гораздо реже оказываются в роли лидеров, особенно в больших группах.
Таким образом, четыре психические функции получили экстравертную или интровертную окраску. Теперь модель личности стала более объемной, разносторонней и законченной. На основании всех приведенных параметров выделяют восемь базовых психотипов[I].
Экстраверты:
ES - сенсорный экстраверт EN - интуитивный экстраверт. ЕТ - логический экстраверт EF - этический экстраверт Интроверты:
IS - сенсорный интроверт IN - интуитивный интроверт IT - логический интроверт IF - этический интроверт
Существует мнение, что психология - не наука, так как в ней нет точного расчета. В самом деле, скрупулезные измерения в человеческой психике - абсурд. Но это не значит, что психология не может давать достоверный прогноз, что является первым признаком научного подхода. Если мы обратимся к тому же принципу Парето, то получим следующее: в системе (здесь - в психике) должно быть 20% базовых критериев, с помощью которых можно практически точно (на 80%) описать ее свойства (поведение человека). Мировая психология до К.-Г. Юнга разработала огромное количество критериев

оценки человека. Необходимо было в них разобраться, найти основополагающие и свести в систему, что и сделал ученый.
На основании своего открытия К.-Г. Юнг в 1923 году фактически построил «Периодическую систему психотипов». По значимости это открытие сопоставимо с созданием Периодической системы Менделеева в химии и является революционным для психологической науки.
А сегодня каждый может руководствоваться следующими постулатами.
Человек не универсален - с чем легко справится один,
ДРУГОМУ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ПОД СИЛУ.
Человек не может научиться1 всему - он может достичь успехов только в том, к чему имеет способности.
Человек не идеален - достоинства и недостатки в человеке ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ДРУГ ДРУГА.
Комфортность или дискомфортность отношений двух людей зависит не столько от их личных качеств или внешних обстоятельств,
СКОЛЬКО ОТ СТЕПЕНИ СОВМЕСТИМОСТИ ИЛИ НЕСОВМЕСТИМОСТИ " ВНУТРЕННИХ СУЩНОСТЕЙ ЭТИХ ЛЮДЕЙ.

Наличие самосознания явл-ся обязательным условием сформированной личности. Самосознание - осознание и оценка ч-ком самого себя как субъекта практ-кой и познават-ной деят-ти, как личности (то есть своего нравств-го облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Сущ-т взгляд на развитие самосознания как на многоур-вый пр-с. Так выд-т 4 ур-ня (по Столяренко): 1. Непосред-но – чувственный (ур-нь простейшего самопознания, обеспеч-го самоощущение пр-сов в орг-ме, псих-х состояний) 2. Личностный (ур-нь переживаний о себе как личности, кот. присущи сильные и слабые стороны) 3. Интеллект-но – аналитический (ур-нь осознания содержания собств-х мыслит-х пр-сов через самонаблюдение и самоанализ) 4. Целенаправленно – деятельный (симбиоз предыдущих ур-ней с выходом на мотивир-щее поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение). В. Мерлин считает, что формирование самосознания осущ-ся в 4 этапа : 1. Осознание индивидом отличия себя от остального мира. 2. Осознание «Я» как активного начала субъекта деят-ти. 3. Осознание своих псих-х св-в. 4. Соц-но-нравственная самооценка, самоуважение. Стр-ра (как устойчивая установка индивида по отношению к себе она вкл-т в себя 3 компонента): - когнитивный , отражающий самопознание индивида (самопознание – сложный пр-с изучения индивидом самого себя, в рез-те кот. в его сознании отражается весь континуум собств-х св-в и кач-в); - эмоц-ный , выраж-щий его самоотношение (самооценку); - поведенческий, отражающий саморег-цию ч-ка (саморегуляция – это осозн-ное, сис-но-организ-ное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее хар-к в желаемом напр-нии). Ф-ции: 1. Формирование себя как неповторимой личности (приобретение собств-го образа «Я») 2. Самозащита своего образа « Я » как фактора устойч-ти личности во всех условиях жизнедеят-ти. « Я » - концепция – устойчивая с-ма обобщенного представления индивида о себе, как образ собств-го «Я». Образ « Я » - это целостное представление ч-ка о самом себе (реальное, идеальное, зеркальное, фантастическое).

36. Эмоц-но-волевые пр-сы личности Эмоц. сост-ние – это псих. явления, кот. отражают, в форме переживаний, субъективные отношения (личная значим-ть, оценка внеш. и вн. ситуации) к самому себе и окруж. действ-ти. Причины эмоций: - хар-р наших потреб-тей, - индив. особ-ти ч-ка, - время, - интеллект. Виды: 1. Вн. переживание. 2. Физиолог. антивация. 3. Внеш. поведение. Клас-ция: 1. Аффект (самая короткая, самая сильная, суживает сознание) 2. Собств-но эмоции (более длительны, но менее интенсивны, ситуативны) 3. Чувства (относит-но устойчивы, очень длительны, соц-ны): - интел-ные, - эстет-кие, - нравств-ные 4. Настроение (общее эмоц. состояние; это фон деят-ти ч-ка, не интенсивны, оказывают влияние на эмоции) 5. Страсть (это сплав эмоций, чувств, кот. сконцентрированы на каком-то предмете, явлении). Ф-ции: - сигнальная (Э. сигнализируют об уд-рении потреб-ти или нет); - оценочная (оценить ситуацию, в кот. мы нах-ся. с пом-ю эмоций, мы постигаем свои мотивы); - регулятивная (с пом-ю эмоций мы можем управлять не только внеш. деят-тью, но и вн-ней) Св-ва: 1. Знак (+/-, амбиваленты (удивление)) 2. Интенсивность (сила переживаний) 3. Длит-ть (отражает динамику) 4. Модальность (кач-во эмоций, активов, потреб-тей; вид эмоций). Содержание эмоций затрагивает потреб-ти и мотивы. Личность управляет эмоциями . Воля – 1. Высш. ур-нь произвол. регуляции. Психолог-м фактором, кот., выступает сознат-ная, опосред-ная знаниями ч-ка деят-ть. 2. Это сп-ть ч-ка настойчиво достигать сознат-но поставл. цели, несмотря на наличие внеш-х и вн-х препятствий. Виды: 1. Непроизв-ная рег-ция (необдуманная, непроизв-ная, без содержания) 2. Произв-ная р. (она всегда осознана. Достигается легко, когда нет трудностей) 3. Волевая р . (преодоление трудностей). Ф-ции: 1. Побудительная – побуждает на что либо. 2. Тормозящая – сдерживание нежелател-х проявлений активности. Стр-ра волевого акта : 1. Осознание двух мотивов разной побудит-ной силы. 2. Борьба мотивов (сп-бы: удов-рение мотивов отодвигать на потом, предвосхищение будущего, наделить полож-ми эмоциями меньший мотив, а больший – отриц-ми, больший мотив объединить с чем-то более важным) 3. Акт принятия решений 4. Исполнение принятого решения.

37. Смысловая сфера личности: стр-ра и ф-ции. Мех-мы смыслообразования. Впервые о ней заговорил В. Франкл (затем Братусь).

Мотивационный механизм - безразлично, кто совершил поступок, при каких обстоятельствах и какова объективная оценка этого поступка; определяющую роль играют последствия этого поступка для реализации мотивов. Диспозиционный механизм определяющую роль играет го, кто и по отношению к кому совершил поступок. Атрибутивный механизм - главную роль играет сам поступок вне зависимости от того, кто и по отношению к кому его совершил, а также от последствий этого поступка; высвечивается смысл поступка под углом зрения ценностей. Смысловая сфера личности обуславливает все другие сферы.

Уровни смысловой сферы личности (Братусь)

0 – ситуативный: ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой

1 – эгоцентрический

2- группоцентрический (определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше)

3 – просоциальный(гуманистический): внутренняя смысловая устремлённость человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим.

4- духовный (экзистенциальный): соприсутствует диалог.

Смысловая система личности суть особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида (Леонтьев)

Функции смысловой сферы личности:

Создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

Оценочная и регулятивная.

Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки, подразумевая внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются.

Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности.

Смысловое образование - это прежде всего активнодейственное образование, имеющее вектор направленности на деятельность и так или иначе проявляющееся в деятельности в ее внешних или внутренних, развернутых или фрагментарных формах.

Три вида смысловых образований:

Смысл образующие мотивы,

Смысловые установки

Непосредственные личностно значимые эмоциональные переживания.

Ядро личности - то в человеке, что является источником собственных , внутренней активности и личности. То, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств. Ядро - источник силы личности.

Ядро и периферия личности

Что в личности относится к ядру, что к периферии? Смотри

Ядро - одно или несколько?

Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только одно его личностное ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры - культурных ядер. Смотри

Развитие ядра личности

Ядро личности и Я

Ядро личности - те структуры в человеке, которые являются источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. На разных этапах развития личности ядром может могут оказываться как биологические, так и психологические структуры. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию ядра личности, называются "Я".

Что в Ядре?

Все, что мы знаем о ядре, то что именно из него идет импульс противостояния внешнему окружению. А какого рода и содержания этот импульс, работая с разными людьми и замечая разные стороны, разные исследователи видят его по разному. А именно, это:

  • Естественно растущее (Маслоу и Роджерс, )
  • Продукт самосозидания ( В.Франкла и Дж.Бюджентала)
  • То что сформирует человеку окружение ( и советская психология)
  • Место воспаленного конфликта (классический )
  • Извращенное движение духа (христианская антропология, )
  • Врожденные зерна разного потенциала, иногда сменяемые потенциалом культуры разного уровня ()

Для психотерапевта Здоровье - это Фасад. А внутри - Болезненные процессы под