Мифы в искусстве греции. Гермес (Меркурий) Почему гермес и мойра изображаются вместе

Гермес — сын Зевса и Майи, богини дождевых туч, одной из дочерей Атласа. Его родина — Аркадия, где он родился в гроте горы Киллена. Тотчас после рождения он проявил основные черты своей натуры — хитрость и проворство. Подобно всем богам, развиваясь чудесным образом, он через 4 часа спрыгивает с колен своей матери и изобретает лиру, воспевая затем любовь Зевса и Майи.
Если Аполлон первоначально означал ласковое, нежное солнечное сияние, то Гермес по своему стихийному значению был представителем ветра и дождя. Дождь и солнечное сияние — оба исходят от высшего божества неба или, на языке мифологии, являются его сыновьями. Но и потеряв свое стихийное значение, оба они остаются добрыми, благодетельными существами. Поэтому понятно, что Гермес имеет в своей природе много общих черт со своим братом. Главное же различие между ними заключается в том, что Аполлон, как бог света, стал представителем высшего разума, тогда как Гермес олицетворяет собой практическую житейскую мудрость.
Прежде всего, он бог плодотворного дождя, а значит, является подателем всех благ в разнообразных обстоятельствах человеческой жизни. Он способствует умножению стад, он же ниспосылает людям благословение и успех во всех предприятиях. Грекам, которые во все времена были ловкими торговцами, Гермес должен был представляться особенно достойным поклонения как страж улиц и дорог, а также приятный спутник путешествующих купцов. Поэтому на больших дорогах ему воздвигали в знак поклонения так называемые гермы, каменные столбы или деревянные сваи с одной или несколькими головами (последние на перекрестках), которые в то же время служили указателями дорог. Они нередко располагались и на городских улицах и площадях. Но Гермес не только охраняет купцов в дороге, он также вселяет в них ум и лукавство, помогающее им перехитрить других.
Принимая значительное участие в жизни людей, Гермес в то же время является самым быстрым послом Зевса и искусным исполнителем его приказаний. В этом качестве его часто изображают поэты. С помощью своей золотой крылатой обуви он быстрее ветра мчится через земли и моря, чтобы выполнить поручения своего отца Зевса или других олимпийцев. Так, Зевс посылает его к нимфе Калипсо передать приказание о том, чтобы она отпустила Одиссея; к Эгисфу, чтобы удержать его от убийства Агамемнона; к Энею, чтобы принудить его к быстрому отъезду от Карфагена. Ему достаются иногда и более трудные поручения, например, убийство стоглазого стража Аргоса. В этом мифе стоглазый Аргос, несомненно, означает усеянное звездами небо. Гермес, бог ветра и дождя, делает его невидимым посредством вызванных им облаков.
Будучи посланником богов, Гермес является прообразом всех земных герольдов, которые в древности служили царям как посредники во всех трудных делах, и поэтому постоянно носит герольдский жезл. Это тот самый жезл, который некогда подарил ему Аполлон; он состоял из трех ветвей, одна из которых образовывала рукоятку, две других расходились вилкообразно и на конце сплетались в узел. Лишь позднее две последние ветви были обращены в змей. Этим жезлом Гермес наводит глубокий сон и пробуждает спящих. С этим жезлом сопровождает он души в преисподнюю. Всякая душа, покинув этот свет, предпринимает свое путешествие в царство теней в сопровождении Гермеса. В случаях, когда для предсказания вызывается дух кого-либо из усопших, он препровождает их души снова на землю. Таким образом он сделался посредником между двумя царствами. Так как сны тоже исходят из преисподней, то, естественно, их посылает спящим Гермес. Поэтому его молили перед отходом ко сну о хороших сновидениях.
Но самое идеальное представление о Гермесе заключалось в том, что под его специальным покровительством воспитывались юноши. В самом деле, можно ли было найти лучший образец для греческого юношества, чем посла богов, достигшего одинакового совершенства, как в физическом, так и в духовном отношении? Он самый быстрый бегун, самый ловкий метатель диска и кулачный боец, и если не выступает, подобно Аполлону, представителем высшего проявления духа, то все же обладает высшим практическим рассудком, которому греки придавали такое большое значение. Места состязаний и гимназии поэтому считались его учреждениями и их украшали его изображениями. Исходя из представления о Гермесе как о наставнике юношества, поэты сделали его даже изобретателем письменности. Ему приписывалось также искусство красноречия, на что греки остроумно намекали, принося ему в жертву преимущественно языки убитых животных.
Римский Меркурий, как уже показывает его имя (от mercari вести торговлю), был для римлян исключительно богом торговли и имел мало общего с греческим Гермесом. Его культ был введен вместе с культом Цереры, но остался чисто плебейским. Сословие купцов почитало в нем своего покровителя и приносило жертвы ему и его матери Майе в майские дни.
Первые художественные изображения бога представляли его то пастухом (несущим барана), то герольдом послом богов, но всегда в виде сильного бородатого мужа. Впоследствии Гермес приобрел более юношеский облик. С тех пор он всегда является безбородым, в полном расцвете юношеской силы, с широкой грудью, стройными и сильными ногами, слегка вьющимися волосами. Во внешнем образе бога удивительно соединены привлекательность и сила. Выражение ласковой благосклонности, витающей вокруг его тонких губ, и умный, пытливый взгляд задумчиво наклоненной головы — главные черты, из которых слагается образ Гермеса на фризе Парфенона

Гермес, или Меркурий, — древнегреческий бог торговли, богатства, удачи, плодородия, животноводства, сна, языков, воров и путешествий. Он был одним из самых умных и озорных богов-олимпийцев, а также выполнял функцию их глашатая и посланника.

Древние греки считали, что Гермес был сыном и Майи (дочери титана Атласа). В мифологии Гермес был также отцом пасторальных богов Пана (наполовину человека, наполовину — козла) и Евдора, одного из лидеров мирмидонов. Мать Пана, Дрипа, была обескуражена внешним видом сына.

Гермес отличался своим безбашенным характером и склонностью к поиску всяческих развлечений. Будучи еще ребенком, он украл священное стадо своего сводного брата Аполлона, замел все следы, чтобы тот не догадался. Именно поэтому Гермес стал ассоциироваться с ворами. Похищенное стадо бог вернул Аполлону только после того, как тот вынужден был отдать ему лиру.

В качестве посланника и вестника богов фигура Гермеса довольно часто встречается в мифах. Одна из самых знаменитых историй — это убийство богом многоглазых (стоглазых) монстров Аргос по приказу Зевса во имя освобождения Ио.

Гермес в искусстве

Гермес изображается с керикеионом (означающим его роль глашатая), носящим крылатые сандалии (символизирующими его роль как посланника), в длинной тунике, иногда также с крылатой шапкой и лирой.

Самым знаменитым изображением в искусстве Гермеса является великолепная статуя Праксителя (приблизительно 330 г. до н. э.), которая некогда стояла в храме Геры в Олимпии, а теперь находится в археологическом музее.

Молитвы людей, а людям – благодеяния богов; как проводник душ, он олицетворяет переход от жизни к смерти. Бог красноречия и договоров, он передает другим мысли оратора или посланника. Он – бог гимнасии (школы борцов), потому что борьба состоит в передаче сил; он – бог воров и торговли, потому что предмет, украденный или купленный, переходит из одних рук в другие.

Мифы древней Греции. Гермес-Меркурий. Непредсказуемый вестник богов

На памятниках древнего искусства, в особенности на вазах и сосудах, Меркурий изображен в расцвете лет, с длинными вьющимися волосами, в дорожной низкой шляпе, с крылатыми сандалиями и держащим в руке жезл (кадуцей), который иногда на статуях походит на скипетр. На гравированных камнях более поздней эпохи Меркурий иногда изображен с бородой, но эти изображения, несомненно, – подражание древним памятникам, потому что в эпоху золотого века греческого искусства тип Меркурия совершенно иной. Он изображался тогда высоким, стройным юношей, всегда безбородым, с коротко остриженными волосами, представляя таким образом идеальный тип юноши, посещающего школы борцов (гимнасии). Лицо его не выражает величия Юпитера или гордости Аполлона , но в нем часто отражается лукавство, присущее этому хитроумному и ловкому богу.

Бог Меркурий (Гермес) с кадуцеем. Статуя из Ватиканского музея

Низкая крылатая шляпа и кадуцей – главные атрибуты Меркурия; даже когда его изображают с обнаженной головой, то на голове у него крылья. Кадуцей его, или жезл, – палка, которую обвивают две змеи. Иногда у него на пятках крылья или крылатые сандалии. Ему часто придают и другие атрибуты, сообразно с его различными обязанностями и должностями. Он исполняет обязанности божественного пастуха, и его тогда изображают с бараном или козой. Как изобретатель лютни, он изображается в сопровождении черепахи, из которой он сделал первую лютню; петух придается ему как атрибут бога гимнасии (школы борцов); кошелек в его руке указывает на то, что он – бог торговли. Этот последний атрибут встречается чаще всею на памятниках римского происхождения, так как у римлян Меркурий является богом торговли по преимуществу.

Гермес, или Меркурий, сын Юпитера и Майи , дочери титана Атланта , родился в пещере на аркадской горе Киллене. Немногие из богов упоминаются так часто в мифологии, как он. Его роль очень важная, хотя он считается второстепенным богом, но во многих случаях он, подобно лакею в комедии, оказывается главным лицом, руководящим ходом всего дела. В тот же день, как он появился на свет, Меркурий изобрел лютню. Сбросив с себя пеленки, в которые завернула его заботливая мать, он выбежал из пещеры. У входа увидал он черепаху, медленно и важно прогуливающуюся по мягкой траве. Он схватил ее, вытащил животное из панциря, натянул бараньи струны и покрыл твердый черепаший остов бычьей шкурой. Окончив свою работу, он ударил по струнам и пришел в восторг от звуков, издававшихся его новым инструментом. Обрадованный своим изобретением, бог тотчас же сочинил несколько гармонических стихов, которые тут же стал распевать в честь своего изобретения.

С самого раннего возраста Меркурий проявляет качества, доставившие ему впоследствии почетное звание бога воров. В первый же день своего появления на свет он крадет трезубец Нептуна , стрелы Амура , меч Марса , пояс Венеры и, желая достойно закончить столь удачно начатый день, отправляется в Пиерию и крадет там стадо быков , принадлежащее Аполлону.

Дерзость и наглость, с которой Меркурий лгал в день своего рождения, и талант, который он обнаружил в защите такого дурного и неправого дела, заставили его признать и почитать как покровителя и патрона всех адвокатов. Меркурий с первых же дней обнаружил такие способности при обмене и продаже, что все его стали почитать как бога торговли. Искусство начало изображать его с кошельком в руках. Ту же эмблему придают ему, когда он олицетворяет бога воров, но в первом случае он изображается в виде стройного, статного мужчины, как бы размышляющего и взвешивающего свои поступки, а во втором случае ему придают вид ребенка, лукаво и хитро улыбающегося, как бы вспоминающего свои похождения.

Рафаэль. Меркурий. Фреска из римской виллы Фарнезина, 1517-1518

Меркурий – бог школы борцов и покровитель всех гимнастических упражнений в палестрах; его тогда изображают статным, сильным эфебом (юношей), с коротко остриженными волосами и с петухом и пальмой – эмблемами борьбы, силы и выносливости. Бой петухов был одним из любимых зрелищ греков, которые избрали эту птицу символом борьбы. Во всех древних гимнасиях можно было найти изображение Меркурия, чаще всего в виде головы этого бога, поставленной на пьедестал. И Меркурий сам посмеивается над такими изображениями. «Меня зовут, – говорит он, – быстроногим. Так не ставьте же меня в палестрах лишенным ног и рук. Стоя на пьедестале без рук и без ног, как могу я быть быстроногим и ловким борцом?!»

Так как письмена служат для передачи мыслей и идей людей между собой, то Меркурий, как бог обмена и передачи, является изобретателем азбуки и учит людей искусству передачи их идей и мыслей посредством письма. К нему обращаются с просьбами и молитвами учителя, общественные писцы и все занимающиеся писанием. Все инструменты, которые употребляются при писании, а также и для геометрии, посвящены ему; он, кроме того, изобрел цифры, меры и весы.

Меркурий находится в постоянном общении с человеческим родом, он любит принимать участие в его жизни, невзгодах и благоденствии; он олицетворяет производительную силу природы и является посредником между природой и человечеством, он заботится о плодородности полей и, как бог-пастух, охраняет стада. В Аркадии, пастушеской стране по преимуществу, культ Гермеса был очень распространен. Он, как бог торговли, является естественным покровителем путешественников и мореплавателей, охранителем дорог и водяных путей. В глубокой древности на перекрестках складывали в кучу камни; они изображали жертвенники этого бога, и каждый прохожий должен был прибавлять свой камень к этому примитивному памятнику. Впоследствии стали воздвигать ему же жертвенники иной формы.

На памятниках искусства, изображающих Меркурия как бога красноречия, ему придан особенный жест: у него поднята правая рука, как будто бы он хочет что-то разъяснить. Искусство передавать мысли посредством речей – одно из многочисленных качеств Меркурия, и в его обязанности входило обучение людей этому искусству. К нему обращались, когда желали испросить у него дар памяти и уменье говорить.

В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях этого бога: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, посланник бессмертных, обладатель широкого сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убийца Аргуса , бог с крылатыми ногами, друг человечества, покровитель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу, переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покровитель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои молитвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия».

Одна из главнейших и важнейших обязанностей Меркурия – служить посланником богов и посредником между ними и человечеством. Он по преимуществу посол Юпитера, исполнитель всех его повелений; у него крылатая шляпа и крылатые сандалии, как бы для того, чтобы быстрее исполнять поручения богов. Кадуцей, всегдашняя принадлежность Меркурия, имеет различное значение: первоначально он просто олицетворял жезл герольдов; впоследствии ему стали придавать чудесную силу – так, например, Меркурий усыпляет при помощи кадуцея бдительного Аргуса, желая спасти от него несчастную Ио. Сохранилась прекрасная бронзовая статуя Джованни да Болонья во Флоренции «Меркурий, отправляющийся исполнять повеления Юпитера».

Рафаэль. Меркурий несёт Психею на Олимп. Фреска из римской виллы Фарнезина, 1517-1518

На этом же боге лежала специальная обязанность провожать души умерших в подземное царство Аида . На многих памятниках искусства Меркурий изображается исполняющим эту обязанность, а на одной античной фреске этот бог представлен вручающим Аиду и его жене Персефоне две души.

Меркурий и души умерших на пути в царство Аида, у берега подземной реки Ахеронт. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

Из всех богов Олимпа Меркурий является самым неутомимым деятелем; на его долю выпало столько разнообразных трудов и обязанностей, что при всем своем трудолюбии он не может удержаться, хоть изредка, от жалоб. По словам Лукиана , он говорит: «Нет бога несчастнее меня: у меня у одного столько дела и такое множество самых разнообразных обязанностей! С утра я должен вымести зал, где пируют боги; приведя там все в порядок, я отправляюсь к Юпитеру выслушивать его приказания и поручения и затем, выполняя их, ношусь точно скороход между Олимпом и землей».

Планета МЕРКУРИЙ уже с самых давних времен привлекала внимание людей своим быстрым видимым движением. Поэтому ее и назвали Меркурием. Так римляне называли греческого бога Гермеса — посланца богов.С мифологической точки зрения Меркурий - Гермес - постоянно находится ря­дом с солнечным божеством Гелиосом (Аполлоном). Он исполняет функцию посланца богов, передавая на Олимп пожелания людей. Он наделен смекалкой, наблю­дательностью и хитростью. Гермес также является про­водником душ в царство мертвых, царство мрачного Аида. Он одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти, являясь посредником между тем и другим, а также по­средником между богами и людьми. В период поздней античности появляется образ Гермеса Трисмегиста - «трижды величайшего». С этим образом связывались ок­культные науки и герметические знания, то есть тайные, закрытые знания, доступные только посвященным

Из мифологии: В крылатых сандалиях на ногах, с крылатым шлемом на голове и с жезлом в руках носился бог Гермес с быстротой мысли от высот Олимпа до самых отдаленных краев всего мира.

Бог Гермес считался также покровителем путников. На всех дорогах и перекрестках и даже перед дверями домов в Древней Греции ставили каменные столбы с головой Гермеса. Он был покровителем путешествующих не только при их жизни, но даже и после их смерти. Своим жезлом он закрывал людям глаза, и они засыпали глубоким сном. После этого он сопровождал души усопших в мрачное подземное царство Аида.
Будучи покровителем торговли, бог Гермес помогал торговцам получать барыши и собирать богатства. Он создал буквы и числа, научил людей писать, читать, считать и измерять. Поэтому его еще почитали и как бога красноречия, и в то же время он был богом лжи, обмана и воровства. Гермес считался необыкновенно искусным воришкой, непревзойденным по хитрости и ловкости. В шутку он однажды украл жезл у своего отца — громовержца Зевса, у бога Посейдона стащил его трезубец, у бога войны Ареса — меч, а у Аполлона — лук и золотые стрелы. Остроумие, хитрость и необыкновенное умение воровать Гермес проявил сразу же после своего появления на свет. Как только он родился, мать его Майя запеленала его и оставила в колыбели спать, а Гермес тут же решил украсть коров из стада Аполлона, которое паслось в зеленой долине Пиэрии. Он так тихо выбрался из пеленок, что даже его мать, которая спала рядом с ним, ничего не услышала. Как вихрь, помчался Гермес в Пиэрию, отобрал там пятнадцать самых лучших коров из стада и, привязав к их ногам ветки, чтобы коровы заметали при ходьбе свои следы, погнал добычу к Пелопоннесу. К вечеру он вместе с коровами был уже в Беотии. Там на перекрестке он заметил сидящего старика. Гермес предложил ему выбрать и взять себе самую хорошую корову, но при условии, что старик никому не расскажет, что он видел, как Гермес вел по дороге коров. Обрадовался старик, выбрал из стада лучшую корову и торжественно поклялся, что никому ничего не расскажет. Гермес со стадом отправился дальше и вскоре оказался в прохладном лесу. Тут ему пришло на ум проверить, сдержит ли старец свое обещание. Он изменил свой внешний вид и, взяв несколько коров и оставив остальных пастись в рощице, другим путем пришел снова к тому старику и спросил его: «Скажи мне, дед, не видел ли ты здесь проходящего с коровами мальчика? Если ты скажешь мне правду и укажешь, по какой дороге он пошел, я дам тебе двух коров!»

Обрадовался старик возможности получить двух коров и, не вспомнив о данном обещании, рассказал, что совсем недавно по этой дороге проходил мальчик с коровами и направился вон к тому лесу.

Позеленел от гнева Гермес и превратил старика в скалу, чтобы он вечно молчал и напоминал всем, что человек, давший слово, никогда не должен нарушать его.
После этого Гермес продолжил свой путь и повел коров к Пилосу. Добравшись туда, он принес двух коров в жертву своему отцу Зевсу, а остальных загнал в пещеру так, что им пришлось пятиться назад. Таким образом, следы коров показывали, что они выходили из пещеры, а не входили в нее. После этого Гермес быстро вернулся к матери, завернулся в пеленки и заснул как ни в чем не бывало. Когда его мать поняла причину, почему ее сына не было с ней столько времени, она стала укорять его и бранить за эту проделку. Она напомнила ему о метких стрелах Аполлона, с помощью которых он наказывал провинившихся. Гермес спокойно ответил матери, что он вообще не боится Аполлона. Если Аполлон решится обидеть его, то Гермес ему в отместку ограбит святилище Аполлона в Дельфах.

Прошло немного времени, и появился Аполлон, чтобы потребовать своих коров. Гермес притворился, что спит в своей колыбели. Но Аполлон разбудил его и стал расспрашивать, куда мальчик увел его коров. Долго ругался взрослый бог с юным богом, но Гермес упорно настаивал на том, что никаких коров он не видел и знать не знает, где они могут быть. Вмешалась и мать Гермеса, и, наконец, Аполлон просто вытащил мальчишку из колыбели и заставил его отвести к пещере, чтобы забрать оттуда коров.

Долго шли они и только к вечеру достигли нужного места. Гермес, показав Аполлону пещеру, уселся на одном из пригорков и стал играть на лире, которую сам смастерил. Нежная музыка очаровала Аполлона, и он забыл о своем гневе. Он отдал Гермесу своих коров в обмен на эту лиру. Так Аполлон получил лиру, на которой впоследствии часто играл и веселил людей. А по всему свету в своих крылатых сандалиях летал со скоростью мысли юный Гермес — посланец богов-олимпийцев, покровитель путников, торговцев, воров, обманщиков и ораторов.

Функции планеты. Так как Меркурий - первая планета от Солнца, то через нее проявляется чисто чело­веческое начало: речь, интеллект, умение мыслить и вы­ражать свои мысли. Оборот вокруг Солнца она соверша­ет за 88 суток. Из-за того, что цикл вращения Меркурия вокруг своей оси ненамного отличается от его обраще­ния вокруг Солнца, на одной стороне этой планеты сто­ит жара, а на другой - вечный холод. Эта его особен­ность на физическом уровне не может не отразиться и на астрологической характеристике этой планеты: чело­век способен скрывать свои мысли, многое не договари­вать. Однако Меркурий, в отличие от Ауны, не всегда по­вернут к земному наблюдателю одной стороной. Пусть медленно, но он все-таки вращается. Отсюда умение че­ловека с сильным Меркурием - меркураинца - выво­рачиваться из любой ситуации, хитрить, оправдываться. Меркурий - выразитель опосредующего, воссоединяю­щего начала - Дэн.

У Меркурия, как и у Луны, нет атмосферы, а значит, нет и защиты. Отсюда незащищенность мысли, подверженность постороннему влиянию, обмен мнениями.

Человек с хорошим Меркурием в личном гороскопе быстро запоминает информацию, легко учится в школе, развивает свою речь, интересуется информацией. Но в

любом случае меркурианец лепит себя по образу и подобию своего окружения, поэтому ему особенно важно находиться в здоровом коллективе.

Черты психологического типа меркурианца: подвижность, интеллектуальная восприимчивость, способность к языкам, любознательность, хорошая память, пластичность, легкость, способность быстро переключаться с одного действия на другое, ловкость, стремление к согласованию различных точек зрения, готовность к компромиссу, уступчивость, рассудительность, бесстрастность, большая коммуникабельность, накопление и передача информации.Меркурианцы - это хорошие журналисты, репортеры. Для них характерна внешняя переменчивость, бойкость, живость, светлый оценивающий ум, прекрасный язык, они любят спорить, доказывать.

Человек с сильным Меркурием , как правило, контактен, коммуникабелен, умеет общаться. Может найти свое призвание в журналистике, коммерции, бизнесе, обслуживании, может стать переводчиком. Меркуриан-цев много в сфере обслуживания, в торговле.

Негативный Меркурий дает лживость, хитрость, коварство, разбалтывание и искажение информации, неспособность довести дело до конца, разбросанность, поверхностность, беспринципность, азарт, болтливость, любовь к слухам, сплетням, пустое любопытство, склонность к воровству, бессмысленные, порочные связи, разболтанность. Интеллектуальные резервы могут быть растрачены впустую.

Меркурианец из любого контакта извлекает опыт, он может иметь яркие мысли, независимый интеллект, но лидером он быть не в состоянии. Пытается играть в лидера, но надолго его не хватит, так как в нем нет внутренней концентрации. Меркурианцам не свойственен покой, он вызывает у них депрессию.

Профессии: журналист, писатель, репортер, диктор, интерпретатор, шофер. Сфера общения и обслуживания.

Число: 4.

Цвет: желтый.

Вкус: терпкий.

Металлы: ртуть, алюминий.

Камни: сардоникс, горный хрусталь.

Ландшафт: дороги, тропинки в лесу.

Гермес, или Меркурий

Гермес, или Меркурий, является в мифологии воплощением обмена, передачи и перехода из одного состояния или положения в другое. Небесный посол, он передает богам молитвы людей, а людям - благодеяния богов; как проводник душ, Он олицетворяет переход от жизни к смерти; бог красноречия и договоров, он передает другим мысли оратора или посланника. Он - бог гимназий (школы борцов), потому что борьба состоит в передаче сил; он - бог воров и торговли, потому что предмет, украденный или купленный, переходит из одних рук в другие. На памятниках архаического искусства, в особенности на вазах и сосудах, Меркурий изображен в расцвете лет, с густою остроконечною бородою, с длинными вьющимися волосами, в дорожной низкой шляпе, с крылатыми сандалиями и держащим в руке кадуцей, который иногда на статуях походит на скипетр. На гравированных камнях более поздней эпохи Меркурий иногда изображен с бородой, но эти изображения, несомненно, подражание древним памятникам, потому что в эпоху золотого века греческого искусства тип Меркурия совершенно иной (рис. 183). Он изображен высоким, стройным юношей, всегда безбородым, с коротко остриженными волосами, представляя, таким образом, идеальный тип юноши, посещающего школы борцов (гимназии). Лицо его не выражает величия Юпитера или гордости Аполлона, но в нем часто отражается лукавство, присущее этому Хитроумному и ловкому богу. Низкая крылатая шляпа и кадуцей - главные атрибуты Меркурия; даже когда его изображают с обнаженной головой, то на голове у него крылья (рис. 184). Кадуцей его, или жезл,- палка, которую обвивают две змеи. Иногда у него на пятках крылья или крылатые сандалии. Ему часто придают и другие атрибуты, сообразно с его различными обязанностями и должностями. Он исполняет обязанности божествен­ного пастуха, и его тогда изображают с бараном или козой; как изобретатель лютни, он изображается в сопровождении черепахи, из которой он сделал первую лютню; петух придается ему как атрибут бога гимназий; кошелек в его руке указывает на то, что он - бог торговли. Этот последний атрибут встречается чаще всего на памятниках римского происхождения, так как у римлян Меркурий является по преимуществу богом торговли.


Гермес, или Меркурий, сын Юпитера и Майи, дочери Атланта, родился в пещере на аркадской горе Киллена. Немногие из богов упоминаются так часто в мифологии, как этот бог; его роль очень важная; хотя он считается второстепенным богом, но во многих случаях он, подобно лакею в комедии, оказывается главным лицом, руководящим ходом всего дела. Меркурий изобрел лютню в тот же день, как появился на свет. Сбросив с себя пеленки, в которые его завернула заботливая мать, он выбежал из пещеры; у входа увидал он черепаху, медленно и важно прогуливающуюся по мягкой траве; он ее схватил, вытащил животное из его жилища (скорлупы), натянул бараньи струны и покрыл твердый черепаший остов бычьей шкурой. Окончив свою работу, он ударил по струнам и пришел в восторг от звуков, издававшихся его новым инструментом. Обрадованный своим изобретением, бог импровизирует тотчас же несколько гармонических стихов, которые тут же распевает в честь своего изобретения. Меркурий с самого раннего возраста проявляет качества, доставившие ему впоследствии почетное звание бога воров. В первый же день своего появления на свет он крадет трезубец Нептуна, стрелы Купидона, меч Марса, пояс Венеры, и, желая достойно закончить столь удачно начатый день, он отправляется в Пиерию и крадет там стадо быков, принадлежащее Аполлону. Принимая всевозможные предосторожности, чтобы запутать и скрыть следы, ведет он стадо в Пилос, приносит двух коров в жертву олимпийским богам, а остальных прячет в пещере. Возвратясь в пещеру на гору Киллена, он ложится как ни в чем не бывало в свою люльку и закутывается в пеленки. Мать, заметившая его отсутствие, спрашивает, где он пропадал и что делал, и грозит ему, что сын Латоны (Аполлон) сумеет его найти и разоблачить его хитрости, но он дерзко отвечает: «Мать, не старайся меня запугать, точно я слабый ребенок, который сделал какую-то шалость и трусит даже голоса своей матери. Я же хочу и буду заниматься таким искусством, которое прославит и тебя и меня» (гомерический гимн).