«Основы культурной политики. Понятие, цели, задачи, средства культурной политики региона Региональная культурная политика

Регионализация представляет собой процесс, отражающий повышение роли регионов в общественном развитии, что вызвано новыми требованиями к управлению устойчивым развитием в условиях постиндустриальной экономики и информационного общества. По отношению к данному процессу полагаем, что регионы могут быть разделены на три большие, но неравные группы.

Регионы, комплексно использующие культурные ресурсы: активно предоставляют блага как на внутренние, так и на внешние, в том числе мировые рынки, включены в глобальное социально-экономическое и культурное пространство.

Регионы, находящиеся в стадии развития процессов освоения культурных ресурсов: использование ресурсов сферы культуры создаёт предпосылки для включения экономики и культуры региона в глобальные сети экономических и социально-культурных обменов.

Регионы, слабо использующие имеющийся культурный потенциал для развития.

Данная классификация носит в значительной степени динамический характер: прослеживается тенденция к движению регионов в сторону активного использования культурных факторов для развития.

Под регионализацией культурной политики понимают стратегию развития культурной политики, связанную с процессом усиления региональной составляющей в социально-культурном развитии и направленную на взаимоувязывание целей и ресурсов федерального значения с региональными целями и ресурсами. Регионализация культурной политики представляет собой, по мнению автора, стратегию управления, базирующуюся, с одной стороны, на комплексном использовании культурного потенциала территории для более эффективного управления региональным развитием, а с другой стороны, заключающуюся в выстраивании взаимоотношений между элементами хозяйственной структуры региона, национальными, региональными и муниципальными органами управления, учреждениями культуры, организациями и населением для обеспечения взаимосвязи культурного и экономического развития региона, а также расширенного производства и потребления культурных благ.

Сегодня вопрос о национальной культурной политике для России приобретает особую актуальность и требует концептуальной проработки. Считаем, что при проведении региональной культурной политики России важно выделить основные требования, которые следует учитывать при её разработке, с тем, чтобы чётче определить комплекс управленческих задач.

К наиболее характерным чертам современной региональной культурной политики России следует отнести:

Объекты культурного наследия часто рассматриваются не как единое целое, а по отдельности, вследствие чего потенциальная символическая ценность отдельных объектов часто или значительно занижена, или не выделена. Акцент делается на материальную ценность объектов, а их социальная значимость, социальный эффект, который получают от их использования, рассчитывается частично или вообще не учитывается.

Целью современной культурной политики России является не столько увеличение числа учреждений культуры, сколько комплексный подход к развитию территории, который позволяет объединить культурные, экономические, социальные, экологические компоненты территориального развития. Встаёт новая задача – укрепление и усиление значения местной аутентичной культуры для интеграции отдельных регионов и территорий в российское и мировое культурное и экономическое пространство.

Реализация целевых социально-культурных программ по развитию территорий позволяет активнее развивать партнёрские отношения между сферой культуры, предприятиями и учреждениями различных секторов экономики и населением.

Создаётся новая система регионализованного управления культурным и экономическим развитием: планирование культурной деятельности становится менее централизованным, регионы получают большую самостоятельность в определении приоритетных направлений культурной политики, в распределении ресурсов на реализацию конкретных программ культурной политики, в выработке механизмов сотрудничества.

Учитывая вышеприведённые особенности региональной культурной политики, мы полагаем, что можно выделить ряд её приоритетных направлений:

· укреплять и сохранять материальное и нематериальное культурное наследие и содействовать умножению культурного потенциала;

· развивать систему взаимосвязи сферы культуры с другими сферами экономики;

· совершенствовать систему обеспечения культурными благами населения;

· содействовать созданию условий для расширенного производства и потребления культурных благ;

· вовлекать различные возрастные и социальные группы населения для участия в культурной политике.

Культурная политика, разрабатываемая на разных уровнях управления, должна давать чёткие ответы на вопросы: каким образом, с помощью каких ресурсов и в какие периоды могут быть реализованы цели и решены задачи культурного, социального и экономического развития регионов.

С позиций целесообразности использования в российской практике проанализированы существующие модели культурной политики, определяемые исследователями по различным принципам и характерные для разных стран. В целях развития теории управления предложен ряд критериев, позволяющих систематизировать существующие модели культурной политики. Среди них - следующие:

· Таксономическая принадлежность: национальные, региональные и локальные модели культурной политики.

· Стабильность целей государственной культурной политики: статическая и динамическая модели.

· Активность государства: прогрессивная и консервативная модели.

· Характер удовлетворения потребностей: популистская и эклектическая модели.

· Степень государственного вмешательства: патерналистская модель и модель государства благосостояния.

· Государственная политическая система: либеральная, бюрократическая или просветительская, национально-освободительная, переходного периода.

· Форма поддержки культуры: модель общественной (государственной) поддержки и рыночная модель.

На основании анализа особенностей различных моделей автором был сформулирован тезис о том, что современная федеральная культурная политика России имеет черты многих моделей; в связи с этим полный переход на рыночные принципы управления культурной политикой в нашей стране не только невозможен, но и нерационален в силу исторических особенностей, сложившихся экономических и социальных условий, отсутствия проработанного законодательства в области негосударственного финансирования культуры. Поэтому при выработке современной концепции культурной политики, по нашему мнению, возможно сочетание инструментов управления, присущих разным моделям.

Особенности процессов регионализации культурной политики России пока не позволяют заключить, преимущественно в рамках какой модели будет осуществляться культурная политика России. Поскольку региональная культурная политика строится под влиянием моделей социальной, экономической и культурной политики, формируемых на общегосударственном уровне, то считаем целесообразным выделить два типа моделей региональной культурной политики России: активную и пассивную.

Анализ закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и того небольшого опыта создания в России фондов целевого капитала, позволяет придти к заключению, что сформировать фонды могут только крупные учреждения культуры, способные привлечь для этого достаточно средств. В результате значительная часть учреждений сферы культуры в нашей стране оказываются лишёнными возможности воспользоваться данным источником долгосрочного финансирования своей деятельности. Мы полагаем, что в законе необходимо предусмотреть возможность создания совместного фонда целевого капитала нескольким учреждениям сферы культуры. Данный подход позволит, по нашему мнению, решить ряд задач стратегического развития региона, в частности:

· диверсифицировать источники финансирования сферы культуры;

· систематизировать спонсорскую деятельность в целях развития социальной ответственности бизнеса;

· активно использовать культурный потенциал для развития территории;

· сформировать привлекательный для населения, туристов, инвесторов имидж территории;

· объединить однотипные и/или разнопрофильные учреждения культуры на базе реализации долгосрочных программ, направленных на развитие территории;

· возможность раскрыть культурный потенциал региона, который не используется в полном объёме или недостаточно ярко выражен;

· содействовать формированию активной модели культурной политики региона.

культурный экскурсионный политика рекреация

Культурная политика - это деятельность по формированию идей, смыслов и приоритетов в социально-политической системе, одной из составных частей которой являются стимулирование и защита культуры как сферы высших творческих достижений. Предметом деятельности культурной политики является культурно-символический капитал П. Бурдье в своей работе «Набросок теории практического действия» (1972г.) под культурным капиталом понимал те преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности. Высокие требования школы, которым необходимо соответствовать, чтобы оставаться успешным, способствуют воспроизводству классового неравенства и дальнейшему накоплению культурного капитала в руках элит. Культурный капитал - это знание, позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов.

«Символический капитал» - любая собственность, любая разновидность капитала, воспринимаемая социальными агентами, категории восприятия которых таковы, что позволяют им знать о ней, замечать ее, придавать ей ценность», выражающийся в различных ценностных и прикладных формах - от формулирования смысла и целей человеческой жизни до создания новой мифологии и системы брендов, от вовлечения в новые формы и зоны творческой деятельности до создания массово востребованных продуктов и услуг с высокой долей символического капитала.

Субъекты культурной политики - органы власти, общественные группы, независимые и государственные институты, участвующие в формировании культурной политики.

Наследие - совокупность материальных и нематериальных, движимых и недвижимых объектов, сохраненных предыдущими поколениями, в том числе и в период советского прошлого. Наследие - ресурс для развития нового, источник моделей, образцов и вдохновения в творческой деятельности, бизнесе и образовании.

Новое наследие - современные объекты или объекты недавнего прошлого, имеющие культурную, историческую или экологическую значимость. Концепция «нового наследия» отражает динамику постиндустриального мира и дает возможность человеку еще при жизни осознать и в ряде случаев музеефицировать свое собственное прошлое. Можно сказать, что «новое наследие» - это форма удержания настоящего в стремительно меняющемся мире.

Культура - исторически сложившийся глоссарий (архив) ценностей и

норм, а также каналы его трансляции, определяющие поведение и образ жизни современного человека и оказывающие непосредственное влияние на социально-экономическую сферу. Широко известно высказывание, что культура - это память, передающаяся негенетическим путем. Одной из составных частей культуры является сфера высших творческих достижений.

Современная культура - совокупность идеалов и установок, сформированных в предыдущие эпохи, актуализированных и осмысленных в наши дни, в том числе через создание новых произведений, идей и концепций.

Культурные институции - учреждения, компании и организации, создающие и транслирующие культурные ценности, модели и образцы. К культурным институциям мы относим не только бюджетные учреждения, но и НКО, и коммерческие структуры, вовлеченные в создание и трансляцию культурных ценностей. В более широком смысле к культурным институциям (институтам) могут быть отнесены такие устойчивые исторические образования, как государство, армия, система образования, церковь и т.д., которые всегда имели и имеют свою культурную политику, со своими ценностными и поведенческими приоритетами.

Отраслевая культурная инфраструктура (в отличие от самой культуры) - совокупность культурных институций, номенклатура которых определяется федеральными, региональными и муниципальными культурными ведомствами.

Экономика культуры (экономика социально-культурного действия ) - раздел экономики, рассматривающий механизмы, которые в творческой экономике осуществляют экспансию по отношению к традиционным экономическим системам. Одной из частных подсистем экономики культуры является бухгалтерия культуры - система финансирования культурной деятельности.

Задача культурной политики - повышение качества культурного досуга, развитие туризма, активизация малого бизнеса, улучшение качества городской среды, оживление межрегиональных контактов, создание позитивного международного имиджа государства, а главное - развитие творческого потенциала населения регионов-участников.

Если учесть, что нас интересует реализация культурной политики в городе Перми, то мы можем рассматривать город как территориально общественную систему ТОС как пространственно-временная форма организации общества представляет собой целостное сочетание компонентов социального, экономического, природного, духовного и политического характера. Они формируются на определенной контактной территории и обладают чертами комплексности, взаимосвязанности и взаимообусловленности, перспективности и эффективности совместного.

Тогда следует учитывать методику анализа ТОС, которая реализуется в изучении трех взаимосвязанных аспектов: процессуальном, дискретном и регулирующем. За основу можно взять процессуальный аспект, который реализуется в процессах :

1. Комплексо-образования

2. Регионализации

3. Управления.

В нашем случае, процесс «комплексо-образования» может пониматься в историческом контексте - как возникновение и накопление городской культуры отдельным городом. Процесс регионализации - осмысление культурного наследия, учреждение культурных институций (городской музей, городской театр, городская библиотека и т.д.). Управление культурным наследием реализуется в культурной политике субъектов ТОС (администрации, общественных групп, независимых и государственных институтов).

Культурная политика реализуется в форме долговременных программ и культурных событий (фестивали, конференции, учреждение музеев, открытие памятников, а также во многих сферах, таких как: искусство, живопись, музыка, спорт, экономика, строительство и образование. К управлению культурным наследием можно отнести деятельность туристских фирм по разработке и продаже внутренних туристских продуктов (событийные туры, экскурсии); также деятельность частного бизнеса, связанную с развитием туристской инфраструктуры (гостиницы, рестораны, кафе, сувенирная продукция итд.).

В качестве примера можно привести реализацию в искусстве: на сцене Пермского Академического театра имени П.И. Чайковского состоялась премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» по повести А.И. Солженицына (приз «Золотая маска» 2010 г. за лучшую работу дирижёра). Пермский Академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского - единственный в России региональный театр, ежегодно номинируемый на соискание национальной театральной премии «Золотая маска» и обладающий 7-ю премиями этого фестиваля.

Спектакли академического «Театра-Театр» арт-опера по пьесе Л. Андреева «Жизнь человека», музыкальная фантазия «Доктор Живаго» по одноимённому роману Бориса Пастернака; мюзикл «Владимирская площадь» по роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые» с успехом участвовали в гастролях по Пермскому краю, Москве, Санкт-Петербургу, Сочи.

Выставка, «Кудымкар - локомотив будущего» (2009 г.) посвящённая художнику-футуристу Петру Субботину-Пермяку, была организованна Пермской художественной галереей и с успехом состоялась, в том числе, в Москве, в центре современного искусства «Винзавод».

Программа «Сделано в Перми», представляющая на российском и широком международном уровнях достижения Пермского края, пермской культуры, стартовала в 2009 г. «Сделано в Перми» - серия продюсерских музыкальных проектов, ориентированных на продвижение Перми и Пермского края за рубежом.

Также «Культурная политика» реализуется в сфере образования. Существует даже специальный «Образовательный проект». Старт актуальным программам в гуманитарной сфере даёт проектная лаборатория. Первая лаборатория состоялась в Перми в 2010 году и была посвящена музеям и дизайну. Лаборатория была сфокусирована на создании новых проектов и научила участников конвертировать свои знания, желания и идеи в практическую деятельность с помощью проектных технологий. За ней обычно следует ряд образовательных программ краткосрочного повышения квалификации для профессионалов в области культуры и творческого предпринимательства не только из Перми и Пермского края, но и из других российских регионов.

Планировалось развивать образовательные программы трёх уровней:

1. Развитие системы повышения квалификации для работников культуры и творческих предпринимателей. Работа, начатая в рамках проектной лаборатории, должна развиваться в образовательных проектах, в том числе и с участием зарубежных специалистов. Площадками для них становились не только лекционные залы, но и пространства новых культурных проектов и культурных институций - Пермский музей современного искусства PERMM, центр дизайна, фестиваль «Живая Пермь» и др.

2. Современные лицензированные образовательные программы в области менеджмента в культуре (от российской магистратуры до МВА и бакалавриата в области менеджмента современной культуры и искусства). Обучение в рамках этих программ должно осуществляться силами ведущих российских и зарубежных специалистов. Таким образом, для гостей и экспертов, приезжающих в Пермь с лекциями и мастер-классами, создаётся постоянная площадка для трансляции их опыта и знаний.

3. Эстетическое и специализированное «образование для всех», общедоступные курсы по направлениям «современная культура», «современное искусство», «творческое мышление». Также эти курсы должны быть включены в школьные образовательные программы по литературе, мировой художественной культуре и даже трудовому обучению. В столичных городах уже накоплен опыт создания центров, где детей и подростков обучают современному искусству, созданию артобъектов, пробуждают и развивают их творческие способности. Такими примерами является студия ДЭЗ №5 и творческие мастерские Центра современного искусства «Винзавод».

Этот и зарубежный опыты будут использоваться и далее в Перми. Отличительной чертой пермских программ станет их интегрированность в программы образовательных учреждений разного уровня и профиля.

Проект «Анимационная школа» начал реализовываться в 2010 году. Его основная задача состояла в том, чтобы создать на территории тюремного комплекса платформу для обучения и подготовки специалистов по 2D и 3D анимации, которая предоставит людям шанс получить профессию и возможность трудоустройства в будущем. Весь процесс обучения построен на реальных анимационных проектах, к которым можно подключиться отличившимся ученикам. Уникальность проекта состоит в возможности одновременного решения социальных задач гуманизации российской пенитициарной системы и привлечения денежных инвестиций в Пермь и Пермский край.

Пермь - университетский город с богатыми традициями не только технического и инженерного, но и гуманитарного образования (в Перми был основан первый университет на Урале). Два пермских вуза - ПГУ и ПГТУ получили статус национальных исследовательских университетов (НИУ). В России всего пять городов, имеющих более одного НИУ (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск и Пермь). Пользуется авторитетом Пермская политологическая школа и работы ее представителей в области сравнительной политической регионалистики. Такого рода исследования создают предпосылки для выбора устойчивого «регионоцентричного» пути для Пермского края.

На этапах комплексообразования и регионализации культурного наследия город Пермь уже достиг результатов. Далеко за пределами региона известны: Пермская художественная галерея с уникальной коллекцией пермской деревянной скульптуры; Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского и пермская школа балета; древнейшая коллекция пермского звериного стиля, представленная в фондах краевого музея; современные фестивали театрального и киноискусства («Текстура», «Пространство режиссуры», «Флаэртиана», «Арабеск», «Дягилевские сезоны»); новые экскурсионные продукты, связанные с актуализацией литературного наследия: «Три сестры Чехова и Пермь», «По следам Доктора Живаго»; огромное количество краеведческих изданий прошлого о городе и Пермской губернии, исследования в области региональной культуры, специализированные журналы туристской и краеведческой направленности (Welcome to Perm, Земляки, Шпиль, Компаньон Magazine»).

Процессы культурной политики в г. Перми на современном этапе связаны как с разработкой новых форм управления существующими культурными институциями, так и с процессом комплексообразования объектов нового наследия . Объектам нового наследия мы уделим пристальное внимание в настоящей работе.

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. И. Голышев

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования принципов региональной культурной политики.

Ключевые слова: культура, государственная культурная политика, социально-культурная сфера, принципы региональной культурной политики.

Стремление к инновационному, социально ориентированному обществу невозможно без дальнейшего осмысления роли культуры и использования ее стратегической значимости в модернизации страны, без признания ее фундаментальной ценностью, ресурсом опережающего развития. Культура не только формирует и определяет духовно-нравственное развитие личности, но и динамику внедрения нового знания во все сферы общественной жизни, детерминирует переход к неэкономической системе мотиваций. Опережающий характер культуры нивелирует негативные последствия интенсивных духовных, экономических, общественно-государственных изменений, обеспечивает стабильность общества, определяет вектор дальнейшего развития.

Однако недооценка роли культуры, игнорирование закона приоритетности культуры в общественном развитии, не включение ее в число приоритетных национальных проектов, «вытеснение» гуманитарной составляющей из образовательного пространства породило главное противоречие реформируемого общества - несоответствие стратегии и тактики государства фундаментальным и инновационным возможностям, духовно-нравственной специфики российской культуры. Следствием этого в самой культуре видятся все возрастающие противоречия между теоретическими предложениями и сложившейся практикой с одной стороны, не востребованностью субъектами культуры накопленных инноваций с другой. В то время как основой парадигмы социального обновления становится человек, как высшая ценность и культура, как коллективный интеллект, условие самоорганизации и саморазвития личности. Только культура, как основополагающий фактор развития может определить новые принципы общественных отношений, их гуманизацию, воспитания креативной личности, высвобождения деловой и гражданской активности населения, формирования человеческого капитала.

Откликом на вызов времени в стране стала резонансная работа с широким участием экспертного сообщества по созданию основополагающих документов, определяющих дальнейшее развитие культуры и ее роль в новых условиях. Указами Президента РФ были утверждены в 2014 году «Основы государственной культурной политики», а в 2015 - новая редакция «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Вместе с тем основные показатели, индикаторы эффективности, приоритеты, способы достижения целей и решения, определенных этими документами задач, как и многое другое, планируется сформулировать в процессе дальнейшей разработки стратегии. Из их содержания следует вывод, что государство не только

остается основным субъектом культурной политики, но и сохраняет эти позиции в будущем. Это предполагает, что небесспорно существенное усиление роли государства в сфере культуры. Следовательно, актуальность государственной культурной политики приобретает особое значение. Традиционно она понимается как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в этой сфере. Необходимо отметить, что концепт «культурная политика» в научный оборот введен относительно недавно и не имеет однозначной трактовки. Принято считать, что впервые это определение прозвучало на заседании «круглого стола» ЮНЕСКО в Монако в 1967 году. С тех пор активно стал утверждаться взгляд на культуру, как на систему конкретных ценностей, с одной стороны и инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности людей, с другой. Сегодня ни одно государство, ни один регион не может обойтись без определенной целенаправленной культурной политики. Ее формирование и осуществление становится важной и неотложной задачей. В Основах государственной культурной политики Российской Федерации и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. сформулированы ее цели и принципы. Главной целью является создание условий максимального вовлечения россиян в культурную жизнь и прежде всего за счет сохранения и развития источников культуры - объектов духовного и материального наследия, культурной среды, художественного и самодеятельного творчества, новых возможностей информатизации и коммуникации. Принципы государственной культурной политики - «территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам» . Их социальная комплементарность регулирования жизнедеятельности общества требует прежде всего перехода от узковедомственного понимания культуры, как сферы услуг, к восприятию ее сложной социокультурной системой динамичного взаимодействия государства, общества и культуры, затрагивающей все аспекты жизнедеятельности человека. Общественная жизнь при социокультурном подходе представляется процессом социального творчества с помощью культуры, который демонстрирует смену парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма - к культуроцентризму, новой основе формирующегося информационного общества. Впервые философское и культурологическое понимание социально-культурной деятельности осуществил М. С. Каган в 1974 году. Он особо выделял ее преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и художественно-творческий характер. В прикладной культурологии утвердилось определение, данное М. А. Ариар-ским: «Социально-культурная деятельность - это взаимодействие людей в создании, освоении сохранении и распространении значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек

и окружающий его мир» . Социально-культурная деятельность утвердила себя, как явление культуры, является стержнем культурной политики, определяющим фактором гражданского и духовного развития общества. Возрастающая значимость культурной политики определяется ее ориентацией на потребности будущего, национальные приоритеты, инновационные подходы к активизации процессов самоорганизации и саморазвития общества. Ее задача - гармоничное сочетание культурного многообразия и единства, достижения поликультурности. Требованием времени становится новая концептуализация этого сверхсложного гармоничного сочетания способного не только учитывать местные особенности, но и использовать их уникальный потенциал в обогащении всей культуры страны. Сегодня в регионах складывается стратегия развития культуры с учетом особенностей самих территорий, их историко-культурных традиций, духовного и материального наследия, интересов и запросов всех категорий населения. Именно в регионах обеспечивается баланс интересов субъектов культурной политики, формируется региональная идентичность и социальная сплоченность при всем культурном разнообразии. Поэтому культурная самобытность регионов должна конвертироваться в ресурс развития страны на основе стратегических целей и задач государственной культурной политики. Необходимость последнего диктуется поиском дополнительных ресурсов в условиях обостряющейся глобальной конкуренции, возрастающей ролью человеческого капитала в обеспечении стабильности и устойчивого развития.

Переход к инновационному типу развития требует разработки и внедрения новых принципов региональной культурной политики, учитывающих (по О. Н. Астафьевой) самоорганизационный потенциал культуры, не разрушающий сверхсложную сущность культуры и не прерывающий процесс ее становления. Сама диалектика взаимоотношений государственной и культурной политики субъектов федерации сегодня характеризуется не только сотрудничеством и интеграцией, поиском идентичности, в том числе и общероссийской, но и ростом многообразия. Важнейшей двуединой культурологической задачей сегодня становится и всемерная поддержка этого многообразия, и факторов, обеспечивающих целостность единого культурного пространства России, в том числе русского языка, как языка межнационального общения. Это требует гибкого сочетания универсализма с локальными особенностями многообразного и многоликого общества. Термин «региональная культурная политика» в своем наиболее распространенном варианте обозначает совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне, выработку соответствующих институциональных и не институциональных форм организации социально-культурной деятельности . Региональная культурная политика (по Г. М. Бирженюку) представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, с другой - самостоятельную область проектной деятельности, направленной на всестороннее развитие самобытности территории, эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов, разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры. При всей актуальности проблемы региональной культурной политики в России оказались принципиально новыми, как в теоретическом, так и в практическом плане. Первые исследования относятся к началу 1990-х годов, когда активное взаимодействие процессов федерализации и демократизации стало определяющим для формирования Российской Федерации ее государственности на постсоветском пространстве. Существенный вклад в изучение проблем региональной культурной политики внесли Г. Бирженюк,

Л. Востряков, С. Зуев, А. Марков, А. Флиери др. В 1994-96 гг. в Псковской области проводилось одно из первых в стране широкое комплексное исследование «Развитие социально-культурной сферы региона как предмет культурной политики»1. Была отмечена особая значимость вопросов регулирования процессов и явлений, характерных как для культуры в целом, так и конкретного региона. Их изучение и практика реализации культуросозидающего потенциала региона позволили выработать новый взгляд на культуру, как на ресурс развития. В регионах закрепился программный метод развития культуры. В культурную жизнь страны стали возвращаться преданные забвению духовные и культурные ценности, гумманистический и религиозный потенциал русской культуры. Преодолевалась культурная изоляция. Расширялось понимание современной народной культуры, охватывающее традиционный фольклор в широком смысле, любительскую культурно-художественную деятельность, а также различные инициативные формы и направления художественно-творческой активности населения. Существенную поддержку получили народные промыслы. Сформировалась сеть Центров, Домов ремесел и фольклора. Вследствие этого активизировалась социально-культурная деятельность, расширились виды и формы художественного творчества, спектр культурных инициатив, сложилась многоканальность их финансирования, появились негосударственные учреждения культуры. Вместе с тем анализ сегодняшней ситуации показал, что в подавляющем большинстве теоретические инновации не стали достоянием практиков. Рыночная экономика не обеспечила ожидаемое качество жизни и оптимальный уровень культуры. Более того, огульная коммерциализация стала определяющим трендом развития. Инфраструктура культуры не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Историко-культурное наследие по-прежнему остается «драгоценной обузой» бюджетов всех уровней. Не определены и не оценены критерии оценки результатов культурной деятельности. Культура достигла предельного рубежа, когда ее уникальные возможности реализуются далеко не полностью. Все это требует нового осмысления и научного обоснования сложившейся ситуации, реальных условий реализации сущностных функций культуры.

Взаимосвязь социального и культурного, опосредованная деятельность их различных субъектов (по Н. М. Михеевой), рождает особую реальность, суть которой выражается понятием «социально-культурной сферы» . В процессах модернизации, динамичных изменений в обществе она приобретает особое значение, в ней создаются условия формирования интеллектуального потенциала, определяется стратегия духовной жизни, креативность и активность его членов. Ее феномен проявляется в том, что, базируясь на историко-культурном опыте прошлых поколений, она способна стать духовным инвестором социально-экономического развития региона, фактором гуманизации сложившихся в нем общественных отношений, утверждения неискажённого исторического сознания, формирования гражданственности, патриотизма, позитивных нравственных и культурно-поведенческих моделей. Методология развития социально-культурной сферы региона основывается на принципе личностно ориентированной государственно-общественной культурной политики, которая преодолевает характерное для постадминистративно-командной системы управления культурой и строится на правовом, рыночном, информационном и кадровом обеспечении самоорганизации и саморазвитии культуры и социально-культурной деятельности. Культурной составляющей принадлежит главенствующая

1 По итогам исследования была издана монография: Голышев А. И. Социально-культурная жизнь региона (на примере Псковской области). Псков. Из-во ОЦНТ, 1999.

роль. Она определяет новую аксиологию бытия, содержательный смысл деятельности субъектов, качественные изменения всех сфер человеческой деятельности, как определенной совокупности традиций и ценностей, мировоззренческих и смыслоо-бразующих ориентаций, моделей поведения и образа жизни. Поэтому кардинальной проблемой региональной культурной политики является всемерная поддержка, стимулирование и активизация процессов самоорганизации социально-культурной сферы, создание механизмов, способствующих саморазвитию жизни территории. В качестве фундаментального направления переориентации культурной политики является смена парадигмы управления культурой за счет перехода на принципы межотраслевого, вне отраслевого и средового регулирования культурных процессов. Социокультурная сфера является предметом культурной политики, в основе которой не администрирование сети учреждений культуры, а формирование благоприятных условий для развития социокультурной деятельности. Являясь многоуровневой системой она, в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами, органами местного самоуправления, общественными организациями, всеми формами формализованной и самодеятельной активности людей. Сложившиеся противоречие между объективными требованиями к развитию социокультурной сферы и реальным уровнем решения этой задачи требует дальнейшего изучения методологических и технологических принципов развития региональной культурной политики, обеспечивающих процесс развития социально-культурной сферы. Именно в ней формируются условия и реальные возможности реализации населением региона гражданских прав и свобод, креативности, различных инициатив и форм самовыражения, самореализации личности, совершенствования социальной действительности. Определяются условия формирования и внедрения механизмов саморазвития социально-культурной сферы, моделирования приоритетных направлений и видов деятельности, имеющих общественную и личную значимость, использования исторического опыта народа, возрождения духовности, создания благоприятной и активной среды, необходимой для развития человека. Достижение этого возможно при определении адекватных времени принципов государственно-общественной культурной политики, которая фокусируется на уровне региона и концентрируется на правовом, экономическом, информационном, технологическом и организационно-методическом обеспечении развития инфраструктуры социально-культурной сферы. Одними из первых Г. М. Бирженюком и А. П. Марковым в 1992 году были разработаны принципы региональной культурной политики. . Их рекомендации и сегодня не потеряли своей актуальности и являются базовыми для практиков и разработчиков программ социокультурного развития. Вместе с тем стремительность инновационных процессов, происходящих в стране, требует осмысления принципов новой социокультурной аксиологии. У человека (по Н. Г. Багдасарьян) запаздывает когнитивная, психологическая, эмоциональная и социокультурная способность восприятия и интериоризация новаций современного общества, осознание смысла вводимых новшеств. Само Российское общество как социокультурная система, как единство социальной, культурной и личностной подсистем оказалось более дифференцированным, сложным, динамичным и инновационным. При этом содержание, направленность и последствия социокультурных изменений подчас остаются неопределенными, для их характеристики «применимо понятие спонтанной трансформации общественного устройства, ни ге-

неральное направление, ни конечные результаты которого не предрешены» . Поэтому принцип синергетики является основополагающим в региональной культурной политике. Самоорганизация культуры (по Н. А. Остерману) оказывается результатом двух противоположных тенденций ее составляющих: непредсказуемости и взаимозависимости. «Перевод» культуры в режим самоорганизации предполагает децентрализацию и демократизацию управления, всемерное включение населения в культурную жизнь и деятельность. Синергетика актуализирует поддержку инициатив и стимулирование социокультурной активности жителей региона, создания форм и институтов гражданского общества, негосударственных учреждений культуры, автономных социально ориентированных некоммерческих организаций, различных фондов культурного развития, общественных советов, профессиональных и любительских объединений, союзов творческой интеллигенции и т. д. Особое значение приобретает совершенствование системы художественного образования и кадрового обеспечения социокультурной сферы специалистами нового поколения. Принцип инновационности и ориентации на потребности будущего обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, национальных модернизационных процессов, культивирование способности к инновациям и новому осмыслению фундаментальной сущности культуры. Однако при этом непреложным требованием является соблюдение культурной преемственности, поддержка и дальнейшее развитие сложившихся историко-культурных традиций и духовных ориентиров. Особую актуальность приобретает принцип опережающего действия. Он предполагает прогнозирование и упреждение возможных проблем, в том числе миграционных, этнических, религиозных, в различных социальных группах и категориях населения, беженцев, вынужденных переселенцев и т. д., составляющих социальную базу культурной политики. Межнациональные, межрелигиозные и межкультурные проблемы часто приобретают конфликтный, агрессивный характер, поэтому в регионах должны заблаговременно определяться формы и методы действий, адекватные их амплитудно-латентностным проявлениям. Последствия всех происходящих социокультурных изменений должны происходить при максимально бесконфликтном сосуществовании инновационной и традиционной составляющих культурной политики. Принцип диалогичности, плюрализма и толерантности является одним из основных условий саморазвития культуры, обеспечивает ее амбивалентность, многозначность и полифоничность. Традиционная система управления культурой уступает место совместным действиям по реализации программных установок государственными и негосударственными организациями, всеми субъектами. Содержательный диалог культур преодолевает их замкнутость, обеспечивает межцивилизационное взаимодействие, утверждение толерантности как нормы общественного сознания, является условием дальнейшего развития и формирования ее новых институций и неинституциональных форм. В результате социокультурная сфера региона приобретает не только форму целостной системы, общественно предпочитаемых и реализуемых ценностных ориентаций, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. Принцип средового подхода определяет в качестве объекта регулирования социокультурную среду обитания человека. Реализует свой собственный универсальный способ достижения социально значимых концептуальных целей. Создает предпосылки равных условий достижения этого людьми всех возрастов, социальных групп и категорий региона. Принцип приоритета историко-культурного, природ-

ного и духовного наследия является основой культурной идентификации и консолидации жителей региона, их самобытности. Он формирует историческую память, неискаженное историческое сознание, памятник о охранительную, экологическую и музейную культуру, актуализирует скрытые в отечественной истории нравственные референты. Принцип ребрендинга определяет активную маркетинговую стратегию по использованию региональных и локальных преимуществ, историко-культурного и природного наследия в рыночных отношениях, поддержку культуры со стороны бизнеса, развитие творческих индустрий, туризма, спонсорства и меценатства, формирование государственно-частного партнерства, многоканальность финансирования культуры.

Эти принципы, как основные установки региональной культурной политики, призваны создавать условия массового вовлечения населения в культурную жизнь и активную деятельность, стимулировать развитие социокультурной сферы в соответствии с приоритетами страны и потребностями региона.

Литература

1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Изд-во «Арт-студия «Концерт». 2008. С. 80.

2. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирование куль-турно-досуговых программ. СПб.: Изд-во «Импульс». 1992. С.12-21.

3. Голышев А. И. Социально-культурная жизнь региона (на примере Псковской области). Псков: Из-во ОЦНТ, 1999. С. 127.

4. Заславская Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Изд-во «Дело», 2004. С. 197.

5. Михеева Н. М. Социально-культурная сфера в системе социального управления // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. СПБ.: Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». 2008. Вып. 66. C. 231.

6. «Об утверждении Основ государственной культурной политики» Указ Президента Российской Федерации от 24.12. 2014 г. № 808. /http:Mibrarv.stu.ru/fles/Ykaz Presidenta N 808.pdf

Голышев Александр Иванович - доктор культурологи, заведующий кафедрой культурологи и музеологии, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: golvshev49 @mail.ru

THE REGIONAL CULTURAL POLICY: CULTUROLOGICALAPPROACH

The article discusses actual problems of forming the principies of the regional cultural policy.

Key words: culture, state cultural policy, sociocultural sphere, the principies of the regional cultural policy.

About the author

Aleksandr Golyshev - Doctor of Culturology, Head of Culturology and Museology Department, Pskov State University, Russia. E-mail: golyshev49 @mail.ru


Функции общественных организаций в федеральной и региональной культурной политике.

Культурная политика – явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность определяется ее многообразными связями с различными культурными, социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние подсистемы культурной политики отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого, наличие множества различных культурных образований и т.д. Это значит, что одни элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие – этапы становления культурной политики в конкретной стране, третьи – те ценности, которыми руководствуются элиты и субкультурные группы, этносы, жители отдельных регионов и т.п.

Важным моментом осмысления феномена культурной политики является принцип её многосубъектности, “отвечающий на вопросы, кем осуществляется культурная политика, чьи интересы проводит, чьи потребности удовлетворяет”. В связи с этим возникает вопрос о

возможности и необходимости единой государственной культурной политики. Представляется, что сомнения, возникающие в этой ситуации, имеют своей основой смешение понятий «единая» и «тоталитарная». Между тем понятия «единая», «единство» ни в коей мере не противоречат понятиям «разнообразие», в то время как смысл понятий «тоталитарная», «тоталитаризм», действительно включают в себя идеи противостояния

всякого рода разнообразию.

Единая государственная культурная политика необходима для согласования разнонаправленных усилий различных субъектов культурной жизни в интересах общества как субъекта особого рода, жизнеспособность и развитие которого является условием удовлетворения интересов и потребностей всех социальных групп и каждой отдельной личности.

Главной целью единой государственной политики в нашей стране должно стать развитие и реализация человеческого потенциала, что превращает культуру в главный стратегический резерв общества.


  1. Внешняя культурная политика России.
Культурная политика России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества. Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса и отражать мировые тенденции духовно-ценностного освоения бытия. Например, отрезвление от эйфории «изолированного национального развития», вульгарного рационализма, гедонистического стремления к немедленному удовлетворению любых социальных потребностей; поиск экологических, природо-сберегающих алгоритмов существования; усиление гуманитарного аспекта в политике; актуализация принципов «мультикультурности», так называемой «культуры мира», апеллирующей к неконфронтационным принципам солидарности, «мягким социальным взаимодействиям» утоиск новых принципов взаимодействия локального и универсального начал в культуре, и т. п.

Вступление России как преимущественно европейского по генезису своей культуры и истории государства на это «проблемное поле» культурного строительства должно стать необходимым и естественным компонентом национальной культурной политики страны.

В реализации внешнеполитической стратегии России, направленной на укрепление ее международных позиций и обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны, особая роль принадлежит культуре. Место и авторитет российского государства в мире определяются не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и культурным достоянием народов Российской Федерации, их духовным и интеллектуальным потенциалом.

Культура является базовым условием реализации созидательного потенциала российского государства и его граждан, залогом социально-экономических и демократических преобразований, основой нравственного здоровья общества и критерием всестороннего развития личности. Выражая духовную самобытность нации, российская культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества.

Культура мира непредставима без культуры России. Российская культура немыслима без мировой культуры. Уровень их взаимопостижения или взаимонепонимания, взаимопроникновения или взаимоотталкивания во многом предопределял светлые и темные стороны многовековой истории отношений России с другими государствами. Преемственность лучших традиций диалога российской и мировой культур во имя достижения духовного единения мира, преодоления разобщенности и противостояния народов, предотвращения конфликтов, насилия и войн должна составить основу образа действий России в международных культурных обменах в наступающем столетии.

Внешняя культурная политика должна рассматриваться неотъемлемой составной частью государственной политики России на международной арене. Культурное сотрудничество с зарубежными странами является наряду с политическими и экономическими отношениями одной из составляющих в системе внешнеполитических координат. Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления культурная дипломатия способна существенным образом содействовать достижению основополагающих целей и повышению эффективности внешней политики России.

Новые вызовы начала ХХI века и масштабные задачи, встающие перед Россией в сфере международных отношений в условиях глобализации и стремительно меняющегося мира, прозрачности границ, информационной революции и ускорения цивилизационных процессов, придают культурным связям страны еще большую значимость, открывая для них дополнительные возможности и более широкие исторические горизонты.

Стержневая задача внешней культурной политики России состоит в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, в развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, в наращивании участия страны в системе многостороннего культурного сотрудничества, в обеспечении интеграции российского государства в мировое сообщество и дальнейшем освоении российской культурой мирового культурного пространства. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и культурное присутствие зарубежья у нас, должно способствовать утверждению за Россией достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам, места на мировой сцене.

Культура как один из самых гибких и поэтому наиболее действенных рычагов в механизме внешнеполитической деятельности призвана работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире - без затушевывания, но и без преувеличения ее проблем. Она должна порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства. Культура может и должна оказывать противодействие попыткам возвести новые разделительные линии в мире, должна нейтрализовать распространяемые частью зарубежных СМИ антироссийские стереотипы, не скатываясь, однако, к методам зашоренной идеологизированными догмами пропаганды. Культурные связи должны способствовать созданию оптимальных рамочных условий и атмосферы наибольшего благоприятствования для развития всей палитры межгосударственных отношений, снимать раздражители и амортизировать возможное воздействие негативных факторов.

Внешнюю культурную политику следует планировать и строить таким образом, чтобы за рубежом формировалось панорамное представление о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры, но одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях органичного единства, многообразия и свободы творчества, а также плюрализма мнений и оценок. Культурные связи должны также отражать федеративное устройство российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех населяющих его народов и этнических общностей. Необходимо представлять Россию как страну с многонациональной культурой, согласовывая при проведении внешней культурной политики интересы центра и регионов.

Одним из наиболее важных приоритетов внешней культурной политики должны стать оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении ими культурной, этнической и языковой самобытности, защита прав российских граждан и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

Культурное сотрудничество не может исчерпываться эпизодическими акциями по распространению за рубежом информации о России и ее культурной жизни даже при всей полезности и результативности таких мероприятий. Культурные обмены призваны служить завязыванию долгосрочных контактов между организациями и людьми, сближать народы, вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе экономической.

Международные культурные связи должны способствовать культурному строительству в самой Российской Федерации, духовному обновлению и гуманизации российского общества, наращиванию его интеллектуального потенциала. Следует творчески применять позитивный опыт развития культурной сферы других стран, в том числе в плане ее административного управления и законодательного регулирования, к российским условиям.


  1. Зарубежная культура в России
Внешняя культурная политика, ориентированная на взаимообогащение культур и интеграцию России в мировое культурное пространство, не может быть улицей с односторонним движением. Активное присутствие российской культуры за рубежом предполагает предоставление нашим партнерам на основе взаимности равных возможностей для демонстрирования их национальной культуры в России. Этот встречный процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования подобающей России репутации в мире как открытого и демократического государства, способного обеспечить своим гражданам конституционное право на участие в культурной жизни и всестороннее развитие личности посредством приобщения к мировому культурному достоянию в его целостном единстве и многообразии.

В этих целях исключительно важно сохранять и приумножать роль России как одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран, а также расширять географию организации этих мероприятий за пределы Москвы и других крупных российских городов. Средством демонстрации принадлежности России к мировому культурному сообществу должна служить организация мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами календаря международной культурной жизни.

Распространение знаний о культурной жизни этих стран проводят информационно-культурные центры иностранных государств на территории России. При этом российское правительство обеспечивает равные условия их доступа на российскую культурную сцену без каких-либо ущемлений, но и не допуская привилегий и доминирования в отношении кого бы то ни было.

Культурным обменам способствует создание на территории нашей страны филиалов, отделений, бюро и других структур международных культурных организаций и фондов в соответствии с установленным российским законодательством порядком.

В то же время встает вопрос о необходимости противодействия внешней экспансии массовой коммерческой культуры с ее культом потребительства, насилия, бездуховности, деградации личности. Культурный империализм извне, направленный прямо или косвенно на превращение страны в рынок сбыта “вторсырья от культуры”, поле для пропаганды идей межнациональной и межрелигиозной вражды, тоталитаризма и экстремизма, создает потенциальную угрозу размывания и разрушения традиционных ценностей и самобытности национальной российской культуры.

Однако меры разумного культурного протекционизма не должны вести к ограничению свободы распространения информации, восстановлению государственной монополии и цензуры на культурную деятельность, откату ко временам закрытости и отгороженности от внешнего мира. Главным барьером против “вестер”-, “истер”- и прочих “...низаций” отечественной культурной жизни может быть только экономическое, политическое и духовное возрождение российского государства и общества.


  1. Механизмы осуществления внешней культурной политики.
Культурное сотрудничество России с зарубежными странами в его современной классификации и в соответствии с международной практикой включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, в других гуманитарных сферах, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Каждое из этих направлений имеет самодостаточную ценность и вправе рассчитывать на поддержку и содействие со стороны государства.

Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы, продвижение на мировые подмостки новых национальных талантов обеспечивают стабильный спрос на выступления российских мастеров искусств практически во всем мире.

Также проводятся комплексные мероприятия в виде Дней культуры России и в других формах, а также организация взаимных поездок представителей различных областей культурной жизни для развития творческого сотрудничества, обмена опытом, чтения докладов и лекций, участия в конференциях и других подобных мероприятиях. Идеологические мотивы не могут быть основой для принятия решений об отказе в участии в этих мероприятиях.

Растущее значение приобретают обмены художественными выставками. Они дают полное представление как о классическом культурном наследии России, хранящемся в собраниях государственных музеев и галерей страны, так и о современном изобразительном искусстве в его целостности и многообразии творческих течений, в сочетании реализма и новаторства. За рубежом демонстрируются изделий народных художественных промыслов.

Налаживается сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей.

Вопросы реституции культурных ценностей в современной России решаются на основе Федерального закона “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации” и Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года.

Делом государственной значимости постепенно становится работа по увековечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находящихся за границей памятников культуры и других объектов культурного наследия, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее выдающихся деятелей, организуются мероприятия в связи с памятными датами российского исторического календаря, оказывается содействие по возвращению исторических реликвий на родину.

Важный аспект этой работы - усилия по благоустройству воинских захоронений и поддержанию в достойном виде памятников погибшим на территории иностранных государств защитникам Отечества, обеспечение надлежащего ухода за ними и другими объектами, символизирующими военную славу России, принятие в контактах с компетентными властями других стран эффективных мер по их охране и противодействию совершению противоправных актов по отношению к ним.

Особое значение в развитии культурного сотрудничества России имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и перспективным фактором мировой политики.

Национальным интересам России отвечает установление и поддержание максимально широких связей между высшими учебными заведениями, научными организациями и учреждениями, общеобразовательными школами и профессионально-техническими училищами, организациями внешкольного профессионального обучения, повышения квалификации взрослых и другими учреждениями образования путем обменов специалистами, учеными, преподавателями, студентами, школьниками, а также научной, методической и педагогической литературой, информационными материалами.

В развертывании научно-образовательного сотрудничества большое значение имеют контакты Российской академии наук и иных академий, учреждений и фондов, включая входящие в их системы научно-исследовательские институты, с профильными научными структурами других стран.

В проведении внешней культурной политики России и обеспечении российского присутствия за рубежом особое место занимает работа по преподаванию и распространению русского языка и литературы в системе образовательных учреждений всех уровней, включая центры обучения взрослых.

Расширяются непосредственные контактов между архивами, библиотеками и прочими подобными учреждениями России и других стран. Широкие перспективы имеют контакты и обмены между радио- и телевещательными компаниями, информационными телеграфными агентствами, а также связи в области кинематографии, печати и издательского дела.

Складывается сеть культурных обменов в области архитектуры и градостроительства, а также по сохранению архитектурного наследия, исторических и традиционных ансамблей.

Налаживаются и расширяются международные туристические обмены. Развиваются молодежные обмены.

Полноценное культурное партнерство предполагает поддержание тесных и стабильных связей между объединениями творческих работников и отдельными деятелями культуры, которые могут быть одним из главных опорных элементов системы культурного сотрудничества. Особая роль в укреплении межкультурного диалога и становлении культуры мира принадлежит церкви, поскольку религия является неотъемлемой частью культуры.

Несущей опорой в конструкции участия России в международном культурном сотрудничестве являются двусторонние связи. Политические конфликты не должны перерастать во вражду культур. Российская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных обменов с разными странами не могут быть равнозначными, поскольку на них сказываются такие факторы, как исторические традиции, удаленность государства-партнера от российской территории, уровень политических и экономических отношений, урегулированность договорно-правовой базы сотрудничества, материально-финансовые возможности и предметная, прагматическая заинтересованность государственных и частных структур, организаций и учреждений, участвующих в механизме осуществления культурной деятельности за рубежом. Эти и другие причины могут вести к существенным различиям в количественных и качественных показателях состояния культурных связей России с отдельными государствами на один и тот же момент времени. Следует стремиться не к выравниванию и искусственному усреднению объемов сотрудничества, а к равнению на лучшие ориентиры.

Естественным приоритетом внешних культурных связей России являются отношения с государствами СНГ и Балтии. Исключительно большое значение имеет поддержание и последовательное расширение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов со странами большой “восьмерки”. Россия наращивает участие в системе европейского культурного взаимодействия, углубляет традиционные, исторически сложившиеся культурные связи с европейскими странами. Они способствуют закреплению принадлежности России к “Большой Европе” и формированию у россиян чувства европейской идентичности. Важно восстановить на новой демократической основе российское культурное присутствие в центрально- и восточноевропейском регионе, в странах которого сохраняется наработанный в послевоенные годы немалый потенциал дружеских симпатий к России.

Культурная политика России в отношении государств Азиатско-Тихоокеанского региона должна строится с учетом их возрастающей роли в мировой политике и культуре. Наличие солидной культурной инфраструктуры в этих странах открывает дополнительные возможности для развертывания широкой гаммы культурных обменов, в том числе по линии регионального партнерства. Особое значение имеет традиционное сотрудничество в сфере культуры с Индией и Китаем.

Культурное сотрудничество на многосторонней основе является важным инструментом обеспечения культурного присутствия России в мире, дополняющим и обогащающим двусторонние связи. Оно дает хорошую возможность для “сверки часов” и формирования более точного представления о роли и месте страны в мировых процессах культурного строительства, в том числе в проведении сравнительного анализа законодательства о культуре, а также осуществлении фундаментальных и прикладных культурологических исследований.

Многосторонние культурные обмены России включают деятельность в международных организациях в области культуры, науки и образования, в том числе регионального характера, членом которых является наша страна, сотрудничество с другими международными и региональными интеграционными объединениями государств, участие в международных конференциях, а также в иных многосторонних культурных акциях. Следует поощрять выдвижение Россией инициативных предложений о проведении международных культурных форумов, отвечающих интересам страны и способствующих повышению ее престижа в мире.

Участие российских представителей в работе международных организаций, а также в подготовке и проведении международных конференций, на которых рассматриваются с принятием итоговых документов стержневые вопросы положения культуры в мировом сообществе и проблемы культурного сотрудничества, должно быть направлено на отстаивание и максимально широкое закрепление позиций России в соответствующих областях с учетом ее национальных интересов. Государственная культурная политика и законодательство Российской Федерации, как правило, учитывают обязательства и рекомендации, вытекающие из международных договоренностей, участником которых она является.

Одной из целей развития отношений с международными организациями является максимально эффективное использование их возможностей, в том числе материально-финансовых, для оказания содействия культурному строительству в России, активизации обменов всех уровней, подключения к сотрудничеству российских регионов.

Особое место во внешней культурной политике России занимает ЮНЕСКО как своеобразный интеллектуальный форум в системе ООН, позволяющий в неконфронтационном, деполитизированном ключе вести поиски решений глобальных проблем современности посредством развертывания сотрудничества в сферах культуры, науки и образования. Сегодняшняя философия, идеалы и ценности ЮНЕСКО, нацеленные на формирование многополярного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, недопущение диктата какой-либо одной державы или группы стран, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира, отвечает в высокой степени концептуальным установкам России по развитию международного сотрудничества.

Одним из важнейших направлений является взаимодействие России с другими государствами в рамках Совета Европы, в работе которого вопросы сотрудничества в сфере культуры, образования, молодежных обменов и спорта занимают одно из центральных мест.

Внешняя культурная политика осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными целевыми программами в сфере культуры.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внешней культурной политики и осуществляет руководство внешней культурной политикой в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу внешней культурной политики на основе Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации разрабатывает в пределах своих полномочий общую стратегию внешней культурной политики, рассматривает наиболее важные вопросы культурного сотрудничества с зарубежными странами, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации в сфере культурных связей.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента и Правительства по вопросам культурного сотрудничества, разрабатывают нормативные правовые акты и осуществляют международные обмены в профильных областях, входящих в сферу их компетенции.

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области организации международного культурного сотрудничества и осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации в сфере культуры. Министерство иностранных дел координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов Федерации. Предложения о проведении переговоров и заключении международных договоров межведомственного характера в обязательном порядке согласовываются федеральными органами исполнительной власти с Министерством иностранных дел до их представления Президенту или в Правительство Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации совместно с органами местного самоуправления и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти участвуют в разработке и проведении внешней культурной политики.

Ликвидация государственной монополии на культурную деятельность, децентрализация международного культурного сотрудничества, изменение прав собственности и форм административного управления части учреждений культуры, появление значительного числа новых общественных и частных организаций, действующих в сфере культуры, и другие факторы способствовали резкому расширению круга участников международных культурных обменов.

Правовую основу международного культурного сотрудничества России составляют международные договоры Российской Федерации. Они могут заключаться с иностранными государствами или международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Международные договоры Российской Федерации могут иметь различные виды и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, программа, обмен письмами или нотами) и носить рамочный или специализированный характер в зависимости от приоритетов культурного сотрудничества с конкретным государством или международной организацией.

Важным инструментом проведения внешней культурной политики и согласования межгосударственного взаимодействия в сфере культуры являются смешанные комиссии, создаваемые на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран в соответствии с двусторонними договорами и соглашениями о культурном сотрудничестве. В функции смешанных комиссий входит подготовка обзоров выполнения действующих правовых документов, выработка новых договоренностей и рассмотрение организационных и финансовых вопросов, связанных с практическим осуществлением согласованных обменов в сфере культуры.

Особая роль в разработке и проведении внешней культурной политики принадлежит российским посольствам за рубежом. Посольства Российской Федерации как государственные органы внешних сношений, осуществляющие представительство страны в государствах пребывания, а также генеральные консульства, консульства и постоянные представительства при международных организациях являются одним из важнейших звеньев в механизме осуществления внешних культурных связей.

Непременным залогом и предпосылкой успешного осуществления российских культурных мероприятий за рубежом является наличие тесных контактов между российскими и зарубежными участниками культурных обменов как по линии государственных, так и общественных или частных структур. Важное место в этой работе занимают партнерские связи с объединениями соотечественников, обществами дружбы и другими организациями, целью которых является стимулирование сотрудничества с Российской Федерацией.

Повышение значимости внешних культурных связей требует создания механизма их солидной финансовой поддержки со стороны государственных органов Российской Федерации, прежде всего Правительства Российской Федерации.
Литература : Основная: 1, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 16, 20, 26, 27, 29. Дополнительная: 35, 40, 41, 62, 63, 65, 70, 76, 77, 82, 84, 85, 94, 97, 138, 142, 149, 155.
ТЕМА 6. Культурная политика в социокультурном развитии региона