Опасности антропогенного происхождения обусловлены. Антропогенные опасности: примеры и причины возникновения антропогенных опасностей

Природно-техногенные опасности: кислотные осадки - дожди, росы, снега, туманы; пыльные бури, оползни, сели, тектонические явления, эрозия почв и уменьшение их плодородия, процессы опустынивание. Природно-социальные опасности - эпидемии инфекционных болезней, заболевания венерическими болезнями и вирусными инфекциями человека. Социально-техногенные опасности - профессиональный травматизм и заболеваемость. Психические отклонения и заболевания.

Антропогенные опасности, или комбинированные - это опасности в основе которых пусковым механизмом является деятельность людей, общества. Такие опасности можно называть антропогенными, или социогенными. их можно разделить на две группы.

Первая - это природно-техногенные, когда из-за техногенной, производственной деятельности проявляются очень опасные природные явления в виде глобальных, региональных экологических проблем.

Вторая - природно-социальные, когда социальное неравенство провоцирует эпидемии инфекционных болезней, изменения психического состояния человека.

Техногенная деятельность человека, общества породила социальные опасности в виде профессиональных заболеваний и травматизма (из-за низкого уровня охраны труда, отсталых технологий), психические расстройства, заболевания, часто приобретают массовый характер (через стрессовые перегрузки).

Особое беспокойство вызывает вмешательство в сознание и подсознание человека с помощью средств массовой информации и технических средств - психотронная оружие (зомбирование, внушение).

Антропогенные катастрофы - это негативные природно-техногенные изменения природной среды, окружающей среды - биосферы, вызванные действием факторов качественного и количественного характера, порожденных хозяйственной деятельностью человека. Результаты таких катастроф влияют на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.

Катастрофа (гр. - Гибель, разрушение) - результат действия определенных факторов, сил, через которые объект разрушается так, что его восстановление невозможно.

Современная ускоренная деградация природной среды - результат развития урбанизации, резкого расширения масштабов хозяйственной деятельности человечества, его потребительского отношения к природе.

В результате увеличилось количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) экологического характера - землетрясений, наводнений, ураганов, оползней во многих регионах планеты.

Например, в декабре 1967 произошло землетрясение в 8 баллов в районе водохранилища на плато Декан (Индия) - погибло 180 человек.

Произошли землетрясения от 5 до 7 баллов в США на озере Мид, в Африке на водохранилище на реке Замбези, в Китае - водохранилище Гуаньчжоу, в Таджикистане Нурекской водохранилище на реке Вахш. Приведенные, искусственные землетрясения на нефтяных месторождениях в США (г.. Рейнджел, 4-5 баллов), на угольных шахтах Луганска (Украина) в 1995-1996 гг. Мощностью 3-5 баллов, на Стрелковом месторождении природного газа в Крыму зарегистрировано 10 толчков в 4 баллов.

Чрезвычайные положения экологического характера - это интенсивная деградация почв из-за его загрязнения тяжелыми металлами (никель, кадмий, свинец, ртуть, хром) и агрохимикатами, загрязнение всех окружающих вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными, радиоактивными излучениями, температурными инверсиями над промышленными городами. Все это предусмотрели Законы Украинм "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и "О зоне чрезвычайной экологической ситуации".

Загрязнения, засорения и истощения всех ресурсов не только снижают качество жизни людей, но и угрожают жизни. Из-за активной антропогенной деятельности проявляются негативные экологические изменения или состояния, которые можно разделить на пять групп.

Условно благоприятное состояние - возникает в ландшафтах, которые незначительно изменены деятельностью человека, не влияет на их структуру, функции.

Вторая группа - удовлетворительное экологическое состояние, которое характеризуется изменениями в окружающей среде, активно не влияют на существование его компонентов, не ухудшают состояние здоровья людей, животных, растений

Третья группа - напряженное экологическое состояние, для которого характерны активные негативные изменения в отдельных экосистемах.

Критич экологическое состояние (четвертая группа) возникает при загрязнении почв, воздуха, вод, для которых уровень параметрического загрязнения (физические, физико-химические факторы) и химического - вредными веществами превышает их предельно допустимые значения (почти вся территория на востоке Украины, ее крупные промышленные города). Для таких территорий характерно разрушение экосистем, исчезновение условий для дальнейшего существования живых компонентов - людей, животных, растений.

Пятая группа - катастрофический экологическое состояние, при котором существование в неизменном, то есть нормальном состоянии людей, животных, растений (возникают вредные, летальные мутации) невозможно.

На территории Украины в состоянии экологической катастрофы находится Чернобыльская зона. Здесь нормальная деятельность людей будет невозможной в течение десятков тысяч лет, из-за загрязнения радиоактивными веществами.

За время своего существования человечество безвозвратно уничтожило около 300 млрд т кислорода, заменив его вредными соединениями, из которых в процессе фотосинтеза кислород уже не может образоваться. В атмосферу ежегодно поступает 800 млн т пыли, 200 млн т соединений серы и 100-150 млн т оксидов азота. Это способствует возникновению кислотных осадков, которые вредно влияют на все живые организмы, способствуя разрушению металлических, минерально-карбонатных объектов с мрамора, известняка, туфа, ускоряя их коррозию, разрушение.

Преодоление этих негативных последствий требует больших материальных, моральных затрат. Ориентировочная экономическая оценка региональных негативных антропогенных изменений в Украине приведена в таблице 6.

Таблица 6

Проявления природно-антропогенных опасностей и их оценка

Вид проявления

Уровень возможного повреждения

Удельная стоимость защиты

Общие расходы, гр.

Подтопление:

Городские пункты

100 тыс. Га

(500-1800) гр / га

Сельские пункты

(50-60) тыс.га

(1000-3000) гр / га

600 тыс. Га

(500-4000) гр / га

3000 объектов

(1-3) млн гр / км

3500 проявлений

Зависит от ценности объекта

Радиоактивное загрязнение

14 атомных блоков

(1-2) млрд гр.

Более 30 млрд гр.

Просадки, провалы в местах горной выработки

Более 30 тыс. Кв. км

(1-5) млн гр. / Кв. км

(30-150) млрд декабря

Итак, специально неграмотное, необоснованное вмешательство людей в естественные процессы провоцируют чрезвычайные ситуации. Примерами этого являются современные глобальные экологические проблемы: разрушение озонового слоя, парниковый эффект, кислотные осадки - дожди, туманы, снег, пыльные бури, увеличение площадей пустынь, деградация почв, оползни, сели, землетрясения, цунами, ураганы.

В результате антропогенной деятельности температура атмосферы с начала XX столетия уже выросла примерно на 2-3 градуса по Цельсию. К 2050 году увеличится еще на три, а по сравнению с началом XX века еще на 6 градусов. Такое повышение температуры может привести к полному исчезновению ледовых полей в Северном океане. Уже сейчас, за последние 50 лет уровень Мирового океана повысился на 10 см, а в ХХ1 в. он будет расти на 3-5 см в год, если этот процесс не будет остановлен. Для этого подписан ряд международных договоров об уменьшении выбросов в атмосферу газов, способствующих этому эффекту.

Происходит всепланетное загрязнения и истощения почв, которые являются литосферных образованием и основой жизни для всех организмов. Почва должна все свойства, характерные живой и неживой природе и состоит из генетически связанных структур. Почва - верхний плодородный слой литосферы.

Современная площадь земель на планете, пригодных для ведения сельскохозяйственных работ составляет не более 7 млрд га, из которых уже использовано наиболее плодородных 4500000000 га (33% суши), а это почти предел. За всю историю человечества приведены в полную непригодность для ведения сельского хозяйства 1,5-2,0 млрд га ранее плодородных почв.

По данным ООН ежегодно до 57500000 кв. км пустынь мира (47% площади суши) добавляется по 7 млн га бывших сельхозугодий планеты. А это означает потерю продуктов питания, достаточных для питания 21 млн людей в течение года. Одной из причин разрушения почв является чрезмерное использование агрохимикатов. Они уменьшают количество гумуса, ухудшают качество почв, обусловливают все виды эрозии (лат. Еродере -руйнуваты). Ветровая - возникают пыльные бури. Водная - из-за уменьшения концентрации гумуса вода легко размывает почву, вымывая его с каждого гектара до 70 т, заиливая водоема. Химическая - за счет агрохимикатов уменьшается качество и содержание гумуса, а следовательно и плодородие. Этот вид эрозии усиливает природные виды эрозии (ветровая и водная), способствует загрязнению природной среды.

Идет страшная, катастрофически быстрое разрушение среды обитания человека в наиболее уязвимом для его существования месте - педосфера - почвенном покрова планеты. Это в стране, где В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере, а В.В. Докучаев дал человечеству новую науку - почвоведение. "Все начинает земля..." - пророчествовал около 2000 лет назад древнеримский философ Тит Лукреций Кар.

Следует знать и о случаях небрежного, преступного обращения с радиоактивными веществами отдельными лицами, о ядерном терроризме. Так, на территории Киева с 1962 г.. Было свалку радиоактивных отходов рядом с музеем архитектуры под открытым небом. В 1979 г.. На Краматорском камнедробильном заводе ампула с радиоактивным изотопом (цезий-137) попала в щебенку, которую использовали для изготовления домовой панели, радиоактивный фон которой составлял 200 Р / ч, из-за чего погибли 4 человека.

В 1991 г.. Такую же ампулу было найдено на территории одного из киевских санаториев, в 1993 г.. Задержаны люди, которые сами возили уран по Москве. В морском порту Одессы задержали группу из 6 человек, которые пытались вывезти 2 кг радиоактивного вещества. В 1995г., После вывода военной летной части Бердянского гарнизона, было найдено две ампулы с радиоактивным изотопом цезия-137 на территории военного городка. Кстати они были найдены случайно населением с помощью бытовых дозиметров.

В середине 1996 слушалось дело в Киевском областном суде о краже из четвертого блока Чернобыльской АЭС урана, активность которого составляла 2700 Р в час. Итак, опасность может составить и так называемый ядерный терроризм и поэтому наличие у населения дозиметров может предотвратить это явление.

Как правило антропогенные катастрофы - результат политики гигантизма, о чем предупреждали ученые еще в начале XX века, в частности у! Вернадский. Любая система, которая состоит из большого, критического количества взаимодействующих элементов - интерактивная система становится неуправляемой.

Существует теория самоорганизующейся критичности, согласно которой составляющие элементы системы эволюционируют, самозминюються до критического состояния под действием внутренних (например механические напряжения, старение материала, генетические изменения), внешних причин (коррозия, действие излучений).

Такими системами являются не только сложные механизмы, их комплексы, а и все народное хозяйство, его отдельные отрасли. Если принять за 100% некоторый критический уровень антропогенной нагрузки, после которого происходят необратимые изменения, то около 80% такого уровня достигли Луганская, Запорожская, Ивано-Франковская области и Крымская автономная республика.

Общество, цивилизация при современном состоянии технологий, возможностях биосферы, достигли критической точки через перенаселенность планеты при низкой комфортности заселенных территорий. Поэтому в 1992г. Появилась аналитическая работа братьев Герберта и Джона Медоуза "За пределами", которая анализирует современное состояние планеты и выдвигает для безотлагательного решения три проблемы. Первая - сократить население планеты до 1 млрд людей, выделив на 2020 год квоту для каждого государства. Для России - 50 млн, для Украины - 10-15 млн Вторая - государствам третьего мира запретить развитие промышленности по западному типу, а ориентировать их на "зеленую революцию". Третья - всем государствам сократить материально-вещественные потребности, повысив духовные. Но возможно это за короткое время и не приведет ли это к резкому ухудшению общего состояния антропогенной системы, может проявиться непредсказуемыми последствиями.

Вопрос

1. Что такое антропогенные опасности, их структура?

2. Как классифицируют чрезвычайные положения экологического характера?

3. Что такое эрозия, ее виды и опасности?

4. Каковы перспективы улучшения безопасности в Украине?

Естественные и антропогенные опасности Опасностью называют различные явления процессы объекты способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям а также представляющие угрозу для жизни человека. Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности техническими средствами выбросами различных продуктов и т.Чем выше преобразующая деятельность человека тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


10. Естественные и антропогенные опасности

Опасностью называют различные явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям, а также представляющие угрозу для жизни человека.

Естественные опасности , обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещённость и т.д. ) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, а также системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от повседневных естественных опасностей. Защита от естественных опасностей - стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д. ) , - более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения. Ежегодно стихихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. В 1990г. от землетрясений погибло 52 тыс. человек, в 2004г. от цунами – около 300 тыс. человек.

Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных продуктов и т.д. ) .Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательных воздействий на человека и окружающую среду. Под вредным фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Под травмирующим фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде:
- ВИЧ-инфицирование
- опасность для человека представляет потребление алкоголя.
- нарастает потребление наркотических средств.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10605. Антропогенные опасности и защита от них. Психология безопасности жизнедеятельности 41.77 KB
Юриспруденция квалификация степени выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания охраны труда экологической безопасности. Система безопасности труда ее основные задачи. В психологии выделяется несколько отраслей в том числе психология труда инженерная психология психология безопасности. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервнопсихических...
8876. Антропогенные воздействия на гидросферу и литосферу 191.31 KB
Антропогенные воздействия на гидросферу Загрязнение гидросферы Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления оказывая на гидросферу огромное и многообразное давление. На нынешнем этапе развития техносферы когда в мире еще в большей степени возрастаем воздействие человека на гидросферу это выражается в проявлении такого страшного зла каким является химическое и бактериальное загрязнение вод.
8877. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА. ОСОБОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 111.19 KB
Наибольшее количество промышленных отходов образует угольная промышленность предприятия черной и цветной металлургии тепловые электростанции промышленность строительных материалов. В России к опасным отходам относят около 10 от всей массы твердых отходов. Огромное количество небольших захоронений радиоактивных отходов иногда забытых рассеяно по всему миру. Очевидно что проблема радиоактивных отходов со временем будет еще более острой и актуальной.
17091. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ ОПАСНОСТИ 37.87 KB
В современных условиях общество все чаще сталкивается с источниками опасности формы содержание масштабы и интенсивность которых значительно превосходят все известные ранее угрозы. Это обстоятельство многократно усиливает значимость системы обеспечения безопасности граждан в том числе правовыми средствами ориентированными на упорядочение поведение людей в общении между собой и в обращении с источниками повышенной опасности. В арсенале средств обеспечения безопасности важную роль играют уголовно-правовые нормы.
18698. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности 25.22 KB
Анализ крупных аварий показывает, что при взрывах и пожарах разрушению подвергаются не только здания и сооружения самих производственных предприятий, но и жилых ближайших массивов и производственных предприятий.
633. Характеристика производственных помещений по степени пожарной опасности 9.62 KB
Все помещения и здания подразделяются на 5 категорий. Б помещения где осуществляются технологические процессы с использованием ЛВЖ с температурой вспышки свыше 28С способные образовывать взрывоопасные и пожароопасные смеси. В помещения и здания где обращаются технологические процессы с использованием горючих и трудногорючих жидкостей твердых горючих веществ которые при взаимодействии друг с другом или кислородом воздуха способны только гореть. Г помещения и здания где обращаются технологические процессы с...
1265. 62.81 KB
Обязательства возникающие вследствие причинения вреда именуемые деликатными обязательствами являются одними из наиболее сложных и важных разделов гражданского права. Сложность этих обязательств особенно возникающих из причинения вреда действием источника повышенной опасности обусловлена многими специфическими обстоятельствами и как следствие наличием нерешенных проблем. Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи: определить понятие и признаки источника повышенной опасности; охарактеризовать стороны...
404. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ 209.89 KB
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практической работе № 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ РостовнаДону 2002 г.5 Методические указания к практической работе № 2 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности Ростов н Д: Рост. Содержит основные сведения о теории вопроса методике и порядке определения категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Приобретение навыков расчета категорий помещений и зданий по взрывоопасной и пожарной...
400. ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРЁХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ 135.78 KB
Трёхфазные сети и их основные характеристики Трёхфазные электрические сети представляют собой совокупность трёх источников напряжения переменного тока с частотой 50 Гц для промышленного или бытового применения соединённых по схеме электрической звезды рис. Система напряжений трёхфазной электрической сети Общую точку соединяющую выводы генераторов напряжения трёхфазной электрической сети общую точку электрической звезды называют нейтралью N электрической сети а их другие выводы к которым подключаются проводники линий...
21399. Анализ пожарной опасности сырьевого резервуарного парка установки ЭЛОУ АВТ-6 2.6 MB
При тушении пожаров в резервуарах личный состав пожарных подразделений оказываются в зоне риска получения ожогов от теплового излучения, исходящего от пламени горения, которое может достигать 20-30 метров. Основные причины получения ожогов – три несовершенства: средства тушения, планы пожаротушения, квалификации участников тушения. Поэтому мероприятия по тушению пожара, правильный выбор и использование пожарной техники, составление планов пожаротушения имеют большое значение.

Понятие и причины антропогенных опасностей

Замечание 1

Неправильные или несанкционированные действия людей или групп людей приводят к антропогенным опасностям. Это значит, что возникают они в результате воздействия человека на среду обитания. С ростом преобразующей деятельности человека число антропогенных опасностей резко возрастает. Вредные антропогенные факторы, негативно воздействующие на человека, приводят к ухудшению самочувствия или каким-либо заболеваниям. Негативное воздействие травмирующих факторов может привести к серьезной травме или летальному исходу. В результате воздействия человека на природную среду, происходит точечное, локальное или глобальное её изменение. Человек, воздействуя на биосферу в процессе своей жизнедеятельности, потребляет первичную биологическую продукцию, а последствием является образование отходов.

Существует два типа отходов – первичные и вторичные .

К первичным относятся непосредственные остатки использованного продукта.

Вторичными являются те, которые загрязняют окружающую среду веществами, синтезированными человеком в процессе его деятельности. Синтезированные вещества являются чуждыми для природы.

С развитием промышленного производства и сельского хозяйства на окружающую среду резко увеличивается и, как говорят специалисты, каждые $10$-$15$ лет удваивается. Человеческая деятельность сама по себе опасна, потому что сохраняется опасность принятия неправильного решения. Люди по-разному реагируют на внешние раздражители и могут принять ошибочное решение, следствием которого может стать антропогенно-техногенная катастрофа. Сам человек и всё, что им создано – технические средства, здания, сооружения – являются источниками антропогенных опасностей .

Возникновение аварий в технических системах связано с человеческим фактором.

Замечание 2

Например , $80$ % авиакатастроф, по данным ИКАО, являются результатом ошибочных действий экипажа воздушного судна. Дорожно-транспортные происшествия на $60$-$80$ % случаев происходят по ошибке водителей автомобилей. На объектах повышенного риска $60$ % аварий происходит из-за ошибок персонала. Причиной несчастных случаев на производстве, о чем свидетельствует статистика, становятся неблагоприятные психологические качества человека.

В результате выделяются причины возникновения таких опасностей:

  1. Ошибки, допущенные при проектировании и производстве технических систем, неправильное обслуживание, неправильная организация рабочего места оператора, высокая психологическая нагрузка и недостаточная их натренированность, приводят к принятию непреднамеренно неправильных решений;
  2. К совершению ошибок приводит нарушение трудоспособности и здоровья работающего;
  3. Действия человека могут быть и вполне сознательными – терроризм и военные конфликты. Данные опасности имеют целевой характер и заранее планируются отдельными личностями или целыми группам. Уровень таких опасностей очень высокий;
  4. Серьезными факторами являются внешние раздражители, и сегодня их насчитывается более $100$ видов.

К более распространенным относят производственные факторы – запыленность воздуха, его загазованность, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Травмоопасными факторами являются электрический ток, падающие предметы, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушенных конструкций.

Замечание 3

В своем развитии цивилизация пришла к парадоксу – совершенствуя технику для своей безопасности, человечество пришло к наивысшим техногенным опасностям, связанным с её производством и использованием.

Ошибки по вине человека

Неправильное или не точно совершенное действие человека приводит к ошибкам, значит, ошибка – это результат действия, невыполнение поставленной задачи, которое может привести к самым печальным последствиям. По вине человека ошибки могут происходить в самых различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в производственной сфере, в чрезвычайных ситуациях, в межличностном общении, на отдыхе, во время путешествий и др.

Человеку свойственно ошибаться, это функция его психического состояния, а частота ошибок в достаточно большой степени зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок.

Состояние человека и особенности его личности, приводящие к совершению ошибок, делят на врожденные особенности и временные состояния.

Врожденными особенностями являются физиологические характеристики и наследственность человека – это слуховые и зрительные анализаторы, обоняние, вкус, осязание, мышечная сила, скорость и координация движения. К этим же характеристикам относится психомоторная система – рефлексы, скорость реакций и др. Безусловно, большую роль играет интеллект – уровень знаний, способность применять их в конкретной ситуации и уметь ориентироваться.

К временным состояниям относится физическая и психологическая усталость, в результате чего снижается внимание , мышечная сила и работоспособность человека. Отвлекающими факторами могут быть временные функциональные нарушения организма – неожиданная острая головная боль, судорога мышц, головокружение. К ошибкам приводит и временное переключение внимания на другой предмет или событие, которые не связаны с данной работой – внезапный шум или яркая вспышка света.

Причинами бытовых ошибок может стать использование электроприборов, бытового газа, открытого огня, использование ядохимикатов. Могут быть допущены ошибки при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, ртуть содержащими предметами. Даже при потреблении недоброкачественных продуктов и алкоголя, а также медикаментов, можно допустить ошибки с негативными последствиями.

В производственной сфере к ошибкам ведет нарушение установленного режима работы и бездействие человека в тот момент, когда его участие необходимо.

Ошибки, допускаемые в чрезвычайных ситуациях как естественного, так и техногенного происхождения, обычно бывают связаны с неподготовленностью человека к конкретным действиям в такой ситуации. Неумение предвидеть чрезвычайные ситуации, приводит к сложным последствиям. Например, обращение с горючими и взрывчатыми веществами, управление сложными техническими системами, сход лавин и селей и др.

В межличностных отношениях источниками ошибок становятся непорядочность, небрежность, ревность, месть, оскорбительные высказывания, религиозные и национальные конфликты и др.

Очень большие ошибки совершаются в области управления экономикой и государственной деятельности . Заключаются они в том, что работники этой сферы довольно часто стремятся нарушить законы природы, например, строительство ЦБК на озере Байкал, проекты поворота северных рек в южном направлении.

Замечание 4

Самая изменчивая составляющая в системе «человек – среда обитания» – это сам человек, поведение которого определяется массой индивидуальных факторов.

Обучение безопасности жизнедеятельности

Чтобы работающие не совершали психомоторных ошибок и ошибок в принятии решений их обучение должно проходить с позиций безопасности жизнедеятельности, и направлено на предупреждение их появления.

Психомоторные ошибки появляются на уровне двигательных операций, при каких-либо неловких движениях. Чтобы моторные действия во время работы были выполнены безопасно, работнику важно научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию. Применительно к отдельным этапам деятельности приобретать необходимые двигательные навыки. В этом плане существенную роль сыграет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности и позволит более полно учесть другие нюансы.

Большое значение имеют тренировки для выработки специальных навыков поведения в каких-либо нештатных и непредвиденных ситуациях и принятие оптимальных решений для их разрешения. С повышением уровня профессиональных навыков снижается уровень объективного риска. В сложных производственных условиях необходимо добиваться стабилизации уровня субъективного риска – речь в этом случае идет о снижении излишней уверенности в собственных возможностях. Эта излишняя уверенность может привести при определенных условиях к ошибочным действиям и негативным последствиям.

Формирование у оператора психологической готовности является важным этапом обучения безопасности жизнедеятельности. Психологическая готовность – это определенное психологическое состояние, основным показателем которого является уверенность в своей психологической надежности – это уверенность в здоровье, знаниях, навыках. Формирование осознанного подхода к наличию потенциальных ресурсов и умения рационально их распределять в ходе деятельности. Для формирования такого состояния важной становится подготовка операторов в усложненных условиях на специальных тренажерах с обязательным вводом дополнительных психологических факторов по сложности, например, дефицит времени, неопределенная информационная среда, выполнение дополнительных задач и др.

При обучении безопасности жизнедеятельности важным моментом становится выработка у персонала умения правильно принимать решения , избегая опасных ошибок.

Для формирования этого умения существует определенная последовательность:

  1. С приобретением знаний, учиться идентифицировать отдельные явления;
  2. Учиться, не только понимать, но и объяснять то или иное явление, событие;
  3. Уметь использовать свои знания на практике;
  4. Анализировать то или иное явления, т.е. уметь разложить его на простые составляющие;
  5. Уметь синтезировать событие или явление, т.е. воспроизводить целое по простым составляющим;
  6. Уметь критически осмысливать явление.

Замечание 5

При обучении безопасности жизнедеятельности важно соблюдать последовательность перехода от простого уровня к более сложному, до тех пор, пока у человека не будет выработана способность оценивать сложившуюся ситуацию критически и объективно, что позволит принять правильное адекватное решение при складывающихся антропогенных опасностях.

Описание работы

Моя работа посвящена появлению антропогенных опасностей и защите от них. Особенно острой проблемой стала проблема загрязнения окружающей среды антропогенными токсикантами: мировое поступление ежегодно составляет для оксидов углерода 25.5 млрд. тонн, для оксидов азота - 65 млрд. тонн и т.д. Плохое воздействие на окружающую среду оказывают промышленные предприятия, автотранспорт, ядерное оружие, пестицидов и др. Изменение окружающей среды не в лучшею сторону, также влияет и на человека.

Введение_____________________________________________________
2.Характеристика антропогенных опасностей, психофизическая
деятельность человека_________________________________________
3.Заключение___________________________________________________
4. Литература____________________________________________________

Файлы: 1 файл

Введение

Моя работа посвящена появлению антропогенных опасностей и защите от них. Особенно острой проблемой стала проблема загрязнения окружающей среды антропогенными токсикантами: мировое поступление ежегодно составляет для оксидов углерода 25.5 млрд. тонн, для оксидов азота - 65 млрд. тонн и т.д. Плохое воздействие на окружающую среду оказывают промышленные предприятия, автотранспорт, ядерное оружие, пестицидов и др.

Изменение окружающей среды не в лучшею сторону, также влияет и на человека. Выбросы промышленных предприятий энергетических систем и транспорта в атмосферу, в реки, в озера, приводит к тому что человек заболевает различными болезнями, такими как аллергия, облучение, астма и др. Поэтому надо бережней относится к среде обитания.

Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития мира, составляющие этой системы,непрерывно изменялись.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном из биосферы.

Биосфера – это природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

1.Введение____________________ ______________________________ ___

2.Характеристика антропогенных опасностей, психофизическая

деятельность человека______________________ ___________________

3.Заключение__________________ ______________________________ ___

4. Литература____________________ ______________________________ __

Характеристика антропогенных опасностей, психофизическая деятельность человека.

Антропогенные опасности 60-80 %-- , в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техно сферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств.

Антропогенные факторы могут быть физическими, химическими, биологическими и психофизическими.

Химические факторы:

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом, водой, пищей (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Антропогенные: поступление веществ с различных предприятий и транспорта. Например, химическое оружие.

Физические факторы:

Естественные: все климатические показатели: температура воздуха, влажность, скорость движения ветра, атмосферное давление, солнечная радиация.

Антропогенные: различные виды энергии генерируемые человеком: ионизирующее излучение, электрический ток, шумы, вибрация, искусственное освещение, оружие массового поражения.

Биологические факторы:

Естественные: микроорганизмы: бактерии, вирусы, грибки.

Антропогенные: биологические средства зашиты растений, выбросы предприятий пищевой промышленности, ферм, предприятий по производству белков, сывороток, вакцин, биологическое оружие.

Психофизические факторы:

По характеру их действия на организм человека их делят на физические перегрузки, статические и динамические и на нервно-психологические перегрузки. Прежде всего, умственное перенапряжение, монотонность труда и эмоциональные перегрузки.

Любая деятельность содержит ряд обязательных психических процессов и функций таких как:

  • Внимание - это направленность психической деятельности на определенные предмета или явления действительности. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели. Произвольное внимание возникает вследствие поставленной цели и требует определённых волевых усилий. Непроизвольное отвлечение - колебание внимания и его ослабление к объекту деятельности. Распределение внимания – одновременное внимание к нескольким объектам деятельности при одновременном выполнении действий с ними. Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на дугой.
  • Ощущение - простейший процесс, заключающийся в отдельных свойствах или явлениях материального мира. Существуют ощущения нескольких видов: зрительные, слуховые, кожные, кинестетические.
  • Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений.
  • Память - процессы запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведение того, что было в вашем прошлом опыте. Двигательная (моторная) память-запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек.

    Запоминание - процесс закрепления в сознании образов, впечатлений, понятий.

    Воспроизведение - актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объектов.

    Узнавание - процесс памяти, связанный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прошлом.

    Забывание - процесс, при котором происходит «выпадение» того или иного материала из памяти.

    Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое. Различают ассоциации по сходству, контрастности, смежности.

    Представления - образы процессов или явлений реальной действительности, в данный момент не воспринимаемых человеком.

    Мышление - образ обобщенного и опосредственного познания существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также существенных связей и отношений, существующих между ними.

    Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части, выделение в них отдельных частей, признаков, свойств

    Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

    Абстракция - процесс отвлечения от несуществующих и единичных признаков и сохранение в мышлении признаков существенных и общих для данной группы предметов или явлений.

    Конкретизация - умственная операция, в которой человек придает предметный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли, понятию, правилу, закону.

    Обобщение - умственная операция, состоящая в мысленном объединении предметов или явлений по общим и существенным признакам.

    ^ Наглядно-действенное мышление - вид мышления, которое осуществляется в форме наглядных образов.

    Абстрактное (отвлеченное) мышление - вид мышления, опирающегося на общие и отвлеченные понятия.

    Воображение - процесс создания образов-представлений нового, т.е. того, что в прошлом данный человек не воспринимал, с чем не встречался.

    Общение - способ активного взаимодействия между людьми. Речевое общение - это использование языка в целях общения людей

Физические опасности:

  • взрывоопасные
  • окисляющие;
  • чрезвычайно воспламеняющиеся;
  • легко воспламеняющиеся;
  • воспламеняющиеся.

Биологические опасности:

  • высокотоксичные;
  • токсичные;
  • вредные;
  • агрессивные;
  • раздражающие;
  • канцерогенные;
  • мутагенные;
  • тератогенные.

Антропогенные опасности

Антропогенные опасности - угрозы, источником которых является сам человек (неправильные действия, психофизиологические аномалии и др.).

Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.

Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. Анализ данных по принудительной гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные.

Серьёзную опасность для человека представляет потребление алкоголя. Алкогольная смертность при потреблении спиртного в количестве 14,5 литров в год составляет около 260 человек на 100 тысяч населения.

Высокими темпами нарастает потребление наркотиков. В настоящее время в перечень реально действующих негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются: запылённость и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности и тяжёлый физический труд и др. К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций и т.д.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, табачный дым, бактерии и аллергены.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек - среда обитания».

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит своё отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:

· Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

· Систему охраны природной среды;

· Систему государственной безопасности;

· Систему глобальной безопасности.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта и личной безопасности. В настоящее время эти задачи решаются в системе «безопасность жизнедеятельности» человека в техно сфере.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техно сферой.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техно сфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о безопасности жизнедеятельности сводятся к:

· идентификации опасности техно сферы;

· разработке и использованию средств защиты от опасностей;

· их непрерывному контролю и мониторингу в техно сфере;

· обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

· разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки - сохранение здоровья и жизни человека в техно сфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности.

Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и по средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техно сфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и т.п.).

Рост техногенного и антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например ростом концентрации токсичных примесей в атмосфере. При определённых условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровне и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных, рыб, в пищевых продуктах.

Заключение

Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение.

Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техно сферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техно сферы объективно требует от государства и общества принятия, широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техно сферы.

Определение антропогенной опасности, а также факторы, способствующие её возникновению.

Вредная либо незаконная деятельность человека, а также общества в целом по отношению к природе проявляется в возникновении антропогенных угроз. Подобные проблемы могут быть связаны только с неправильным взаимодействием людей и природной среды. В последнее время общество стало особенно активно влиять на природные процессы, а количество угроз увеличилось. С ухудшением окружающих условий, которые непрерывно оказывают воздействие на людей, появляются и проблемы со здоровьем, проявляющиеся в частом недомогании или опасных болезнях. Такое влияние может вызывать травмы и даже становиться причиной смерти. Окружающая среда может быть изменена людьми на какой-то конкретной площади, в районе проживания либо во всём мире. Общество, взаимодействуя с природой на протяжении всего существования, эксплуатирует огромное количества веществ, которые перерабатываются и выбрасываются в виде вредных отходов.

Отходы разделяют на 2 вида, которые имеют ряд различий:

  • Первый вид включает в себя все неиспользуемые компоненты природных продуктов;
  • Ко второму виду относят отходы, засоряющие природу нашей планеты теми средствами, которые создаются людьми в ходе жизнедеятельности. Подобные субстанции отличаются по составу от природных и особенно вредны.

При модернизации промышленности, а также сельскохозяйственной деятельности происходит усиление вредного воздействия на природные оболочки. Если верить профессионалам в этой сфере, то раз в десятилетие подобное влияние усиливается примерно в два раза. Люди создают серьёзную угрозу для экологии, так как часто совершаются действия, наносящие ей непоправимый вред. Каждый конкретный человек может по разному чувствовать на себе воздействие поражающих факторов, что приводит к неверным решениям, провоцирующим возникновение антропогенно-техногенных разрушений. Оборудование или любые постройки, создаваемые людьми представляют собой угрозу для природы.

Именно из-за неправильных действий людей происходят чрезвычайные происшествия, связанные с техническими системами.

К примеру, около восьмидесяти процентов "воздушных аварий" происходят по причине неправильной деятельности руководства авиатехники. Чрезвычайные ситуации на дорогах также в 60-80 процентах ситуаций являют собой пример ошибочный действий людей, управляющих транспортными средствами. Шестьдесят процентов опасных разрушений объектов повышенного риска случаются из-за действия человеческого фактора. Гибель людей в процессе деятельности на промышленных предприятиях вызвана в большинстве случаев отсутствием необходимых психологических характеристик.

На сегодняшний день выявлено четыре фактора появления антропогенных угроз:

  • Неправильные действия, которые были совершены во время моделирования, а также создания сложной системы, отсутствие наблюдения за ним, низкий уровень обустройства помещения, в котором должен работать человек, опасное психологическое воздействие и отсутствие опыта работы могут привести к опасным и неверным заключениям;
  • Одной из причин ошибочных действий также являются проблемы со здоровьем человека или его способностью трудиться;
  • Иногда люди совершают ошибки осознанно. Например, террористы или военные организации, целью которых является нанесение вреда. Подобные ситуации не происходят случайно и полностью спланированы организаторами, из-за этого они являются особенно опасными;
  • На планете существует не менее 100 дополнительных раздражителей, которые наносят серьёзный ущерб экологии Земли.

Наиболее встречающимися на практике являются причины, связанные с промышленной деятельностью человека - загрязнение атмосферы, наличие в воздухе пыли и вредных газов, шумы, ионизирующее излучение и многие другие.

К причинам, способным нанести физический урон человеку, относят опасное оборудование, части уничтоженных механизмов, объекты, которые могут упасть и иные.

Человечество сейчас находится на особенном этапе становления, когда при улучшении технологий для собственного блага мы сами создаём угрозы для существования, сопряженные с созданием и применением различных устройств.

Неправильные действия, совершаемые людьми

Неверная либо осуществлённая с ошибкой операция может вызвать целый ряд ошибок. Ошибки - это итоги деятельности, которые не привели к реализации задуманного плана и провоцирующие различные опасные последствия. Из-за человеческих действий возникают проблемы в разных жизненных областях. К примеру, в бытовых процессах, в промышленности, в опасных случаях, при взаимодействии между людьми, в процессе поездок и в иных случаях.

Люди нередко совершают ошибки, так уж они устроены. В зависимости от внешних условий, а также общей утомлённости человек способен выполнять действия с тем или иным уровнем точности, правильности.

Психологические качества людей, а также их состояния, которые способны вызвать неправильные действия, подразделяют на данные от рождения и временные.

Первый тип качеств включает в себя физиологические особенности, наследственные признаки людей (проверка слуха и зрения, обоняния, вкуса, осязания, мышечной силы, скорости, а также координации движения). К ним также относят состояние психомоторной системы (время реакции и многое другое). Ещё сюда входят интеллектуальные качества (общая степень образованности, возможности использовать знания в тех или иных случаях, возможность принимать решения в сложных ситуациях).

Ко второму типу относят уровень физической подготовки, психологическое состояние, которые способны влиять на качество работы людей, их внимательность. Мешать работе может и боль, вызванная проблемами со здоровьем (мышечные судороги, проблемы с сосудами и другие), а также отвлечение человека на иные явления либо объекты, не относящиеся к текущей деятельности (шумы, вибрации, яркий свет).

К бытовым ошибкам нередко приводит применение опасных устройств, потребляющих электричество, использование бытовых газов, огня, а также ядовитых химических веществ. Можно совершить неправильные действия во время использования бытовых отходов, кипящих жидкостей, предметов, содержащий ртуть. Используя некачественную пищу или алкогольные напитки, лечебные препараты, можно совершить ряд неправильных действий, которые станут причиной неблагоприятных ситуаций.

В процессе промышленной деятельности к проблемам приводит изменение рекомендованного рабочего режима, отсутствие человеческого вмешательства в нужный момент.

Чаще всего неправильные действия, осуществляемые после возникновения опасной ситуации (любого характера), происходят из-за отсутствия подготовки людей к ним. Человек просто не знает что делать. Очень важно уметь прогнозировать развитие опасных случаев, чтобы избежать тяжёлых разрушений и жертв. Особенно полезно наличие навыков взаимодействия с разными типами веществ, способности работы с непростыми и технологичными системами, знание правил по выживанию в условиях природных катастроф.

При общении между разными людьми к отрицательным последствиям могут привести жестокость, эгоизм, отсутствие внимания, проявление агрессии, различные политические или религиозные взгляды и многое другое. Часто ошибки совершаются на государственном и даже мировом уровне. Люди, работающие в области управления странами или отдельными регионами, часто не уделяют должного внимания заботы о природе, что создаёт дополнительные трудности.

Наиболее непостоянным элементом механизма взаимоотношений между людьми и природой являются сами люди, ведущие себя совершенно по-разному в зависимости от разных условий.

Изучение правил безопасной жизнедеятельности

Для снижения риска совершения людьми неверных действий психомоторного характера, а также уменьшения количества неправильных решений очень важно обращать внимание на правила безопасности, которые созданы для предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Причиной ошибок психомоторного характера является совершение разных неудачных движений. Важно выработать умение верно определять тип возникшего информационно-производственного случая для совершения только верных и безопасных действий. Для конкретных моментов нужно выработать нужные двигательные способности. При изучении подобных тем особенно важно помещение работников в спроектированную модель опасной ситуации, чтобы остановиться на каждом незначительном пункте.

Также немалую роль играют практические занятия по наработке особых умений в случае возникновения необычных случаев, чтобы человек мог сам определить наиболее подходящий способ выхода из ситуации. При улучшении уровня подготовки специалистов вероятность возникновения опасности значительно снижается. В отдельных ситуациях есть необходимость уменьшения степени уверенности в правильности принимаемых решений у работников. Излишнее спокойствие также опасно при чрезвычайных ситуациях.

Изучение правил безопасности предполагает не только физическую, но и психологическую подготовку человека. После прохождения обучения человек должен быть уверен в своих силах при возникновении опасных ситуаций. Для этого применяются особые методы, связанные с усилением нагрузки на психику (ограничения по времени, отсутствие необходимой информации и другие)

Во время подготовки нужно уделять внимание способности действовать разумно и безопасно.

Формируется такая способность следующим образом:

  • Получая информацию, развивать умение определять типы явлений;
  • Научиться объяснять случаи;
  • Выработать умения для применения на практике;
  • Научится раскладываться ситуации на простейшие части;
  • Иметь возможность воссоздавать ситуацию из её частей;
  • Выработать способность осмысления ситуаций.

Во время обучения нужно постепенно двигаться постепенно с увеличением степени сложности до тех пор, пока не сформируется умение правильно рассматривать случаи и явления, чтобы адекватно решать поставленные задачи.