Правописание гласных в суффиксах существительных ек и. Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Когда используются суффиксы ек ик в существительных

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

Что мы узнали?

В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.

Перчик; 2)Пальчик; 3)0гурчик; 4)Помидорчик

    Каким способом образованы данные слова?

Котище, слонище, домище.

    Какой суффикс помог образовать новые слова? На что он указывает?

    Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой.

    Постановка проблемы урока.

1. На доске представлено предложение:

Через овражек перекинут мостик.!

    Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.

По клику мыши появляются слова овражек, мостик, в которых выделены суффиксы.

    Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

    Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы - е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ек, ик?

    Наблюдение и решение проблемы.

    Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?

Д. - Можно самим вывести это правило.

У. - Какой путь вы выбираете?

Д. - Вывести самим. - Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик- , а когда суффикс - ек-.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

I уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 2 2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс - ек-. билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик -, а когда суффикс - ек.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик-. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек-, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

Л мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс -ик- во втором слове сохранился. Л в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек-, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик- сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик- в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик-.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек - нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек-.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

    Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах -ек и -ик-.

Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

    Формулирование орфографического правила и сравнение его с правилом учебника на с Л 2.

    Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (коллективно) и сравните с образцом:

    Измени слово по падежам (просклоняй).

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

    Если выпадает, пиши ек. Если сохраняется, пиши ик.

    Развитие учебноязыковых и орфографических умений.

Группа 1 уровня выполняет упр. 348 под руководством учителя.

2 и 3 группы Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Самопроверка

Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) - развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

    Итог урока. Рефлексия.

    Назовите ключевые слова урока.

    Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

    С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

    Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

    По каким критериям будете оценивать себя?

    Домашнее задание.

    Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

    Упр, 352 .

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Гласные в суффиксах имён существительных ек, ик».

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы - ек - ик

Задачи урока:

    организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек - ик открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек - ик, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

    способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

    способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование.

Имена существительные могут называть не только предмет, лицо, но и действие и признак.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

Имена существительные изменяются по родам.

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа, падежа.

Имена существительные не являются членами предложения.

Имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением.

Имена существительные образуются только приставочным способом. Код для проверки: 2,3,4,7,9.

    Анализ ошибок

III. Введение в тему. / - В каком слове нет суффикса -ник-? 1) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик

МКОУ «Нижнебайгорская СОШ»

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

« Гласные в суффиксах существительных

ЕК и -ИК- »

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Серганова Татьяна Васильевна

с. Нижняя Байгора

2016 г.

Тема урока: "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: формировать у учащихся целостную систему ведущих знаний по теме "Гласные в суффиксах имен существительных –ек- и –ик-", учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Задачи урока:

- образовательные: тренировать учащихся в опознавании орфограммы «Правописание гласных в суффиксах –ек –ик в существительных» и способу обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; расширять активный словарный запас учащихся, продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

- воспитательные : воспитывать любовь к русскому языку, звучащему слову и бережному отношению к природе; формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать свое собственное знание.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

    осваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-;

    умеют пользоваться правилом (алгоритмом), определяющим выбор букв в суффиксе, находить орфограмму в морфеме;

    заменяют выделенные слова однокоренными с уменьшительно-ласкательным суффиксом ек- и –ик- .

Метапредметные:

    овладевают ознакомительным чтением;

    аргументировано отвечают на вопросы;

    умеют работать в парах;

    осуществляют взаимопроверку и рефлексию своей деятельности.

Оборудование: , фрагмент мультфильма , рабочие тетради, дифференцированные карточки, Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Лингвистическая разминка.

3.Проверка домашнего задания.

3.1 Фронтальный опрос

3.2 Творческий диктант.

4.Изучение нового материала.

4.1. Запись темы урока.

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков.

4.4 Работа в парах.

4.5Первичное закрепление новых знаний.

4.6. Физкультминутка.

5. Работа по отработке знаний и умений обучающихся.

5.1.Дифференцированная работа по карточкам.

6.Обобщение. Подведение итогов урока.

7.Рефлексия.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Мотивация.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости. Я рада вас всех видеть и пришла к вам на урок с отличным настроением! По дороге в школу я наслаждалась красотой природы. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке . (слайд 1)

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает время года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачнее леса,

Как будто серебром сверкают.

2. Лингвистическая разминка. (слайд 2)

«Вы талантливые дети!

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь,

какие вы умные, как много и хорошо умеете,

если будете постоянно работать над собой,

ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Ж.Ж.Руссо

Учитель: Девочки, мальчики , садитесь, пожалуйста.

Все ли готовы к уроку?

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: - С домашним заданием все справились? (Да.)

Передайте, пожалуйста, мне тетради.

Вам было дано дополнительное задание, придумать лингвистическую сказку про суффиксы –чик –щик. Давайте проверим!

Учитель: -Молодцы!

Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, но какую, определим позже. А пока откройте тетради, запишите дату: (слайд 3)

Шестнадцатое декабря

Классная работа.

Одному или одной,

Трудно справиться с бедой.

Словом, мы сильней, чем я

Мы- семья, и мы- друзья!

А значит, нам всё по плечу, по плечу сегодня сделать и открытие новых знаний.

3.1 Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное?

(морфология, орфография, культура речи).

Что же такое существительное как часть речи?

(Привести примеры)

(во-первых, обозначает предмет; во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в- третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения).

На прошлом уроке мы познакомились с правилом написания суффикса –чик- (-щик-) существительных и учились правильно выделять этот суффикс.

Творческий диктант.

    Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

    Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)

    Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)

    Человек, занимающийся переводами. (переводчик)

    Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

    Проверка написания слов . (слайд № 4)

4. Изучение нового материала. (слайд №5)

Ребята, на слайде записаны слова, прочитайте их ознакомительным чтением, затем образуйте от них однокоренные слова, которые обозначали бы эти предметы, но меньшего размера.

Мяч - , карман - , ящик - , звонок -, гвоздь -, замок -, ключ -.

С помощью какой морфемы будут образованы однокоренные слова? (Суффикса)

Дайте определение суффиксу (слайд 6)

Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?

(Не знаем, какую гласную букву надо писать в суффиксе -ек- и -ик- )

4.2 Запись темы.

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- ». Запишите её в тетрадь. (слайд 7)

4.3 Формулирование целей урока

Сформулируйте сами цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)познакомиться с …, 2)научиться …, 3)совершенствовать… (слайд 8).

- Так когда же пишется суффикс –ик-, а когда –ек-?

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Вот перед таким выбором стоял следующий герой.

Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков” , в котором главному герою Вите Перестукину, чтобы открыть замок, нужно было поставить букву в словах “ключик” и “замочек ”. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

Как же Виктор Перестукин справился с задачей?

Какие выводы сделал Виктор?

Вернёмся к словам (слайд 5) просклоняем слова и попробуем правильно определить гласную в суффиксе.

(дети по очереди комментируют слова)

А давайте, ребята, сформулируем правило.

А теперь обратимся к учебнику. Откройте страничку 156, и прочитайте правило. Обратите внимание на то, как правильно выделяется орфограмма №34.

4.4 Работа в парах.

Составьте с товарищем по парте краткий алгоритм действий, который помог бы вам безошибочно написать слова с суффиксами –ек и –ик, приведите не менее 3-х примеров.

(Защита алгоритмов у доски обучающимися. Выбор самого правильного и краткого)

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах –ик, –ек.

I шаг. Ставлю слово в форму Р.п. (кого? чего?)

II шаг. Определяю «убегает» ли гласный.

пиши -ек- пиши -ик-

ЗАМОЧ ЕК КЛЮЧ ИК

ИЛИ:

Алгоритм действий

1.Выделить суффикс в слове.

2.Поставить слово в Р.п.

Если буква выпадает, если не выпадает,

Пишем Е Пишем И

Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока?

    Усвоить правило

    Используя алгоритмом действий, грамотно писать существительные с суффиксом -ек- и -ик- .

    4.5 Первичное закрепление новых знаний.

    Ребята, давайте устно потренируемся применять это правило.

    Я буду называть существительные, а вы будете подбирать к ним однокоренные с суффиксами –ек - или -ик-, объясняя свой выбор.

    (слайд 10-11)

Сынок-сыноч ек (сыно чк а),

    подарок- подароч ек (подаро чк а),

    мяч- мяч ик (мяч ик а),

    самолет- самолет ик (самолет ик а),

    звонок- звоноч ек (звоноч к а),

    дружок- дружоч ек (дружо чк а),

    ключ- ключи к (ключи к а),

    карандаш- карандаши к (каранда шик а),

    орех- орешек(орешка),

    пузырёк –пузырёчек (пузырёчка),

    кирпич – кирпичик(кирпичика),

    василёк –василёчек (василёчка),

    огонек –огонёчек(огонёчка),

    кусок –кусочек(кусочка),

    ларчик – ларчик(ларчика),

    ситец –ситчик (ситчика),

    огурец –огурчик(огурчика).

4.6. Физкультминутка.

5.Работа по отработке знаний и умений обучающихся.

(коммуникативные и познавательные УУД).

1. Дифференцированная работа по карточкам

1. Жёлтая карточка

2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение:

2. Зелёная карточка

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Задание. Из предложений выпишите слова с суффиксами -ек - -ик, распределите их в две колонки. Обозначьте суффиксы.

1. По целым дням лежал Иван на спине под шалашиком из бурьяна. (Сераф.) 2. За нагруженной снопами телегой чинно идет жеребеночек пегий. (И.) 3. С испугу птенчик крохотный из гнездышка упал. (П.) 4. Море любой камешек обточит. (Пог.) 5. Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка. (Ч.) 6. В амбарчике пахло мукой и мышами. (А. Н. Т.) 7. Под горой, за рекой хуторочек стоит. (Кол.) 8. Вот смиренный домик, где жил я с бедной нянею моей. (П.) 9. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. (Н.) 10. Среди кустов зеленых, у речки серебристой, гуляет олененок, теленочек пятнистый. (П. Комаров.) 11. Бугров откусил кусочек фруктового сахара и жадно выпил чай. (М. Г.) 12. Мы спустились в город и свернули в узкий, кривой переулочек. (Т.)

3. Красная карточка

1.Прочитайте текст ознакомительным чтением, озаглавьте его.

Только что прошел дождик . Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёк превратился в говорливый ручей. Солнечный луч коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветок закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутон лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

2.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова однокоренными именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте их.

3.Определите, в каком предложении содержится основная мысль?

4.Выполните морфологический разбор существительного колокольчика из 3 предложения.

2.-Давайте, ребята, вспомним название сказок, четверостишие из стихотворений, пословицы и загадки с употреблением слов нашей темы.

(«Золотой ключик», «Мальчик-с-пальчик», «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Барин и плотник», «Покати горошек».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Ключик сильнее замка.

Крепкий орешек- сразу не раскусишь.)

Стихотворение, которое поможет запомнить правило:

Осьминожек, восемь ножек,

Скушал каши восемь ложек!

По одной на ножку ложке-

Очень сытно осьминожке!

6 . Обобщение. Подведение итогов урока.

Что важно для вас сегодня на уроке?

    Усвоить правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

    Пользуясь алгоритмом действий, грамотно писать слова, обозначать орфограмму.

    Учиться подбирать свои примеры по данному правилу.

Все ли задачи выполнены?

7.Рефлексия.(слайд 12)

Что умею? (Я умею… пользоваться алгоритмом действий при написании слов на изученное правило).

Что могу? (Я могу … записывать слова, пользуясь правилом правописания -ек-, -ик-).

8. Домашнее задание.(слайд 13)

п.53, выучить правило, упр. 299, подготовить лингвистическую сказку по теме -ек -ик

Индивидуальные задания 1 и 2 группам: составить кроссворды, ребусы, загадки- презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных».

(слайд-14)

Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо поработали, многие получили оценки. Я хочу оценить активно работающих в течении урока (……….).

Список литературы:

1.Вялкова Г.М. Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину - Дьяченко)-М.: Планета, 2013

2.Вялкова Г.М. Организация работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка// Учебный год.Волгоград: ВГИПК РО.2006.- №34

3.Вялкова Г.М., Чернова Т.А. Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. -М.:Планета,2013

4.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.М.: Педагогика, 1989

5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -М.»Просвещение», 2014 (ФГОС)

Разобраться с правописанием гласных е , и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик , -ник , то ребенку легко запутаться:

  • бараш..к, карандаш…к, кармаш..к, ковш..к
  • пенальч..к, замоч..к, стаканч..к, внуч..к, стульч..к
  • помощн..к, сантехн..к, работн..к

На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик , -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.

Значение суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)

Суффиксы -ек и -ик служат для образования существительных, обозначающих уменьшительно-ласкательные или пренебрежительные названия предметов, лиц, животных. У морфемы -чик то же значение:

  • клубоч..к – маленький клубок (ек/ик);
  • телефонч..к – маленький телефон (чик);
  • локоточ..к – ласково про локоток (ек/ик);
  • работнич..к – пренебрежительно о работнике (ек/ик);
  • пальч..к – ласково про палец (ек/ик).

А морфема -ник по значению отличается: обозначает людей по их занятию, принадлежности к группе, сфере деятельности:

  • колхозн..к – тот, кто работает в колхозе (ник);
  • высотн..к – тот, кто работает на высоте (ник);
  • дачн..к – тот, у кого есть дача (ник).

Правописание суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)

Анализируемые суффиксы имен существительных подчиняются следующим правилам:

  1. -ЧИК, -НИК всегда пишутся одинаково, только с гласной И;
  2. В морфемах -ек, -ик гласную проверяют на «беглость»: если при изменении падежа или числа имени существительного гласная пропадает, то это буква е .
  • Комоч..к – нет комочка, комочков : буквы нет на месте, значит, это беглая е .
  • Калач..к – нет калачИка, калачИков : буква остается на месте, значит, пишем и .

Алгоритм определения правильного суффикса

Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник . Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:

  1. Находим корень, суффикс(ы).
  2. Если после корня стоит морфема -чик или -ник , пишем и .
  3. Если в слове –ек или –ик , ставим слово в Род. Падеж (нет, много кого? чего? ).
  4. Если искомая гласная выпала, то пишем е .
  5. Если гласная сохранилась, пишем и .



Примеры применения алгоритма:

Крючоч..к

  1. Это маленький крючок – корень крюк-, суффиксы – ок (крючок) + -ек или -ик .
  2. Нет крючоЧКа, крючоЧКов – гласная выпадает.
  3. Правильное написание – крючочЕк.

Барабанч…к

  1. Это маленький барабан – корень барабан-, суффикс -чик .
  2. Пишем гласную и – барабанчИк.

Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы во все слова, где вместо гласной стоят точки. Выполнив это задание, вы уже не забудете, как правильно написать уменьшительно-ласкательные существительные.

Урок русского языка в 6 классе по теме

"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:

познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

И.п. лучик, орешек

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик -ик -ек или -ик

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик -ик -ек или -ик

жирафчик бегемотик львёночек

попугайчики котик тигрёночек

пингвинчик зайчик котёночек

крокодильчик слоник зайчоночек

Слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»