Русские богатыри и их прототипы. Как жили прототипы русских богатырей

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

лёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола. Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке. Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке. Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем. По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле". Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник. Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич". Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода. Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи. Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку. Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.


Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей» , которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.



Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».



Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.



Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.



В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.



Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.



Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.



Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».



В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.



Сказочные персонажи на картинах художника часто приобретали внешние черты его современников:

Всем известны былинные богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. На знаменитой картине Васнецова они бок о бок стоят на страже русской земли, на рубеже, отделяющем славянские поселения Великой Степи. Но в многочисленных былинах эти богатыри имеют разные судьбы. Более того, некоторые историки культуры полагают, что три богатыря - это мифические персонажи: Дубыня, Горыня и Усыня, которые сворачивают горы и преграждают путь рекам, сражаются Змеем.

Однако также считают, что у Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича существовали исторические прототипы, жившие в разные времена. Илья Муромец (полное имя Илья Муромец сын Иванович) воплощает идеал воина, народного заступника. Его прозвище толкуют по-разному. Как гласит былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», богатырь был родом из-под города Мурома, из села Карачарова. Рассказывается, что до 33 лет он не мог ходить и чудесным образом был исцелен «каликами перехожими», а потом отправился в Киев. По пути он, как многие мифические и былинные герои, добыл боевого коня и доспехи. А затем поймал Соловья-разбойника и привез его князю Владимиру. Историки полагают, что прототипом былинного героя был силач по прозвищу Чобитько (Чоботок), и жил он в конце ХII в. Прозвище он получил после, как отбился от врагов сапогом - чоботом. Позднее Чобитько принял постриг в Киево-Печерской лавре под именем Ильи. Канонизировали его в 1643 г. А в 1988 была произведена официальная экспертиза мощей Ильи Муромца.

Выяснилось, что он был ростом 177 см (для Средневековья достаточно высокий), погиб в 40-55 лет от острого орудия в грудь. Вероятно, это произошло в 1204 г. во время междоусобиц, когда князь Рюрик Ростиславич захватил Киев и разгромил лавру. Ученые обнаружили и признаки заболевания позвоночника. А это вполне согласуется с былиной о немощи богатыря, от которой он избавился чудом или волей.

У Добрыни Никитича была иная судьба. Былины посоветуют о его долгой службе князю Владимиру. Добрыня часто берется выполнять поручения, от которых другие отказываются. Он - самый близкий к княжеской семье богатырь, не только храбрец, но и дипломат. В одной из былин Добрыня добывает для князя жену - Апраксу - королевичну.

Иногда Добрыню называют князем, иногда - племянником Владимира. Но более правдоподобная версия, что Добрыня был дядей Владимира, братом его матери Малуши. Действительно, такой человек существовал, он был наставником юного Владимира при его княжении в Новгороде и тогда, князь боролся за киевский престол. Считается, что именно Добрыня пытался сватать за племянника полоцкую княжну Рогнеду и получил отказ. Рогнеда заявила, что не пойдет за сына рабыни. Это было обидой не только для Владимира, но и для Добрыни. Известно, что Владимир завоевал Полоцк и силой взял Рогнеду в жены.

Владимир сделал Добрыню Новгородским посадником. Так в Х в. называли княжеского наездника. Известно, что по приказу князя он установил в городе идол Перуна, а несколько лет спустя силой насаждал в Новгороде христианство. Одна из былин рассказывает, что Добрыня бился со Змеем Горынычем на реке Пучае и освободил племянницу князя Забаву Путятичну. Но воевода Путята тоже существовал, и вместе с Добрыней приводил к покорности новгородцев. Таким образом, эта былина тоже имеет исторические корни.

Алеша Попович - третий из прославленных богатырей. Его отцом называют ростовского попа Леонтия (или же Федора). Алеша также служил князю Владимиру Красное Солнышко, он как и Добрыня, сражался со Змеем. Алешу отличает не сила, а ловкость, увертливость, находчивость, сметливость и хитроумие. Его историческим прототипом считают человека, жившего намного позже Добрыни и Владимира - суздальского боярина Александра Поповича. Это был знаменитый, отважный воин, «храбр», он служил Всеволоду Большое Гнездо, а потом его сыну Константину Всеволодовичу.

Но Константин умер, и великим князем стал его брат Юрий. Тогда Алеша Попович поступил на службу к киевскому великому князю Мстиславу, вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 г. В одной из летописей среди погибших называют также знатного воина по имени Добрыня. Легенда о том, что в битве при Калке погибли былинные богатыри, глубоко символична - она говорит о старой, до монгольской Руси, а память о богатырях пережила столетия, смешав мифы и историческую правду.

На уроках истории и литературы нередко используются образы из произведений русского фольклора - эпических песен, за которыми с легкой руки фольклориста И.П.Сахарова еще в XIX в. закрепилось название «былины». Сахаров же позаимствовал этот термин из «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Ну а сами народные сказители называли такие произведения «старинами» («старинками») либо «песнями».

В отечественной фольклористике давно уже ведется дискуссия о соотношении эпоса и истории. Истоки устного народного творчества восточнославянских народов уходят в глубокую древность, но подавляющее большинство древних эпических произведений, записанных в ХVIII -ХХ вв., являются продуктом не одной, а нескольких эпох. Следовательно, былинный фольклор включает разновременные наслоения, и отделить ранние элементы от более поздних дополнений очень трудно. Как пессимистично утверждает В.Г.Мирзоев, невозможно выявить «текстуальную первооснову былин, очищенную от позднейших наслоений».

Исследователи выделили всего около 100 былинных сюжетов: богатырь и правитель; сватовство и свадьба героя; отражение вражеского нашествия (татар, литовцев); борьба героя с чудовищем (змеем и др.); бой отца с сыном и др. Былины в основном группируются в рамках четырех территориально-временных циклов, впервые обоснованных Л.Н.Майковым: 1) киевский; 2) новгородский; 3) московский; 4) казацкий. Данная классификация носит условный характер, поскольку произведения фольклора, зародившиеся еще в домонгольскую эпоху в Южной Руси, впоследствии вместе с переселенцами распространились в более северных лесных областях Восточной Европы, где не раз дополнялись новыми хронологическими пластами.

В народном эпосе отложилось гораздо больше языческих элементов, чем в памятниках древнерусской литературы, созданных книжниками из среды духовенства. Былины, зародившиеся раньше исторических песен и обладающие определенной метрической структурой, в древности исполнялись с музыкальным сопровождением, причем былинный стих формировался на протяжении нескольких столетий. Для развития былинного эпоса характерны цикличность, импровизация исполнителей, прикрепление старых безымянных сюжетов к известным историческим деятелям, например, к С.Разину или Петру I. Былины «содержат фактический материал, причудливо трансформированный веками и синтезированный в очень своеобразной форме»; они отличаются «нерасчлененностью описания действительности», «большой текучестью как объект изучения», отмечает В.Г.Мирзоев.

На протяжении второй половины ХIХ-ХХ вв. в русской фольклористике велась то оживлявшаяся, то временами затухавшая дискуссия между представителями двух основных научных школ - «мифологической» (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, В.Я.Пропп и др.) и «исторической» (С.Н.Азбелев, Б.Н.Путилов, Б.А.Рыбаков). По мнению представителей мифологического направления, эпические песни (былины) первоначально зародились как мифы о божествах. Приверженцы «исторической» школы отождествляли былинных героев с конкретными историческими лицами русского Средневековья (порой слишком прямолинейно). Истина же, как это нередко бывает, видимо, находится где-то посередине.

«Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания, - считал известный фольклорист В.Я.Пропп. - Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги». Не раз исследователями предпринимались попытки идентифицировать некоторых из былинных персонажей, связать фольклорные мотивы с реальными сюжетами из прошлого.

В былинах присутствуют следующие социальные типажи:
а) правители: князья (Владимир Красно Солнышко, Волх Всеславьич, Вольга Святославич, Глеб Володьевич); цари (Кащей и др.);
б) богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.);
в) бояре (Василий Буслаев и др.);
г) купцы, главным образом гости (Садко, Пленко Сурожанин, Тараканище);
д) крестьяне (Микула Селянинович, крестьянский сын Илья Муромец);
е) разбойники (Соловей-Разбойник);
ж) казаки;
з) странники-паломники (калики).

Но среди былинных персонажей не встретишь ни ремесленников, ни монахов, ни белых священников, разве что прозвище Алеши Поповича указывает на его происхождение из духовного сословия.

Владимир Красное Солнышко Микула Селянинович Василий Буслаев
Соловей Будимирович Чурило Пленкович Ставр Годинович и Василиса Микулишна

Перейдем к обзору возможных исторических прототипов героев былин, чаще всего фигурирующих в литературе.

Владимир Красно Солнышко

Вот каким эпитетом наделен в одной былине этот князь: «ласковый Владимир стольно-киевский» («Вольга и Микула»). Но было бы не верно однозначно применять былинное прозвище «Красное Солнышко» по отношению к великому киевскому князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь, ведь для защиты южнорусских земель от набегов кочевников немало сделал и его правнук Владимир Мономах, правивший в Киеве в 1113-1125 гг., дополнивший «Русскую правду» и проявивший себя как писатель.

Вольга Святославич

В былине «Вольга и Микула» описывается нелегкий крестьянский труд в северной полосе России, где соха при вспашке наталкивалась на пни-коренья и камни. Одни пашут, а другие, подобно Вольге Святославичу, собирают с крестьян дань («получку»). В одной и той же былине действуют люди разного социального происхождения. Но между ними по народным представлениям, еще нет жестких иерархических границ. Былинный князь Вольга может предложить крестьянину Микуле Селяниновичу стать наместником, то есть подняться до уровня боярина.

Как предполагают, прототипом Вольги стал Олег Вещий, разъезжавший с дружиной с целью сбора дани, а в образе Микулы представлен популярный в народе святой Николай Чудотворец. Другие, но менее вероятные прототипы - Олег Святославич Древлянский (сын Святослава Игоревича), правивший в земле древлян и погибший при столкновении со своим братом Ярополком, и Олег Святославич Черниговский, получивший из уст древнерусского книжника прозвище «Гориславич» за то, что не раз приводил на Русь половцев. Есть однако, мнение, что за противопоставлением «богатырей - Микулы («оратая-оратаюшко») с Вольгой Святославичем (богатырем княжеского рода и его дружиной)» скрывается противостояние «Перуна как бога княжеской дружины и Велеса как народного крестьянского бога».

Илья Муромец

Хотя и в устном народном творчестве, и на картине В.М.Васнецова Илья Муромец показан как старший» из богатырей, атаман, цикл эпических произведений о нем возник позже, чем былина о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Согласно народным представлениям, родился он в семье крестьянина по имени то ли Василий, то ли Иван, в селе Карачарове (под Муромом), где и прожил до 30 лет, а затем стал совершать свои богатырские подвиги. В 1999 г. в Муроме состоялось открытие памятника Илье Муромцу работы скульптора В.Клыкова. Семнадцатиметровая фигура богатыря, стоящего с высоко поднятым мечом в правой руке и крестом в левой руке, воздвигнута в городском парке, на Воеводиной горе, над рекой Окой.

В некоторых былинах богатырь Илья Васильевич (Иванович) именуется, однако, не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что по более ранней версии он происходил вовсе не из Мурома, а из г. Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. В 1174 г. летописный Моровиеск, входивший в Черниговское княжество, сожгли союзники новгород-северского князя Олега Святославича.

В былинах Илья Муромец действует вне определенного исторического контекста: то служит киевскому князю Владимиру, то участвует в качестве казачьего есаула в покорении Сибири Ермаком, то разбойничает вместе со Степаном Разиным на Волге. В былине «Илья Муромец и Мамай» на древнюю домонгольскую основу наслоились более поздние реалии конца XIV в.: старый богатырь убивает предводителя Орды, направлявшегося в поход на стольный Киев, где правит князь Владимир. Перед нами предстает обобщенный образ защитника Русской земли.

Между тем, если верить народному преданию, Илья Муромец был погребен в Киево-Печерском монастыре. Немецкий путешественник Эрих Ляссота, посетивший Киев в конце XVI в., видел там гробницу «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». В 1638 г. монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, издавший на польском языке книгу «Тератургима» с описанием разных чудес, обратил внимание читателей на захоронение в пещерах св. Илии, отождествляемого с одним из прототипов былинного богатыря Ильи Муромца. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей. Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений.

Некий Элиас (Илья) Русский известен и в средневековом западноевропейском эпосе.

Добрыня Никитич

Чаще всего родиной этого богатыря называют Рязань, иногда Казань (былина «Добрыня и змей»), реже Киев (былина «Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем»). Правда, из Казани он едет сразу не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань.

Добрыня Никитич меткий стрелок из лука, хорошо играет в шахматы, шашки, кости, а порой музицирует на гуслях. В одной из самых древних былин «Добрыня и змей» он предстает в образе бесстрашного витязя-змееборца. Но в отношениях с другими богатырями Добрыня не всегда проявляет дружелюбие и искренность. Добрыня уговаривает Настасью Микуличну не выходить замуж за «смелого Олешеньку Поповича, за того бабьего насмешника», хотя и считает его своим названным братом. В былине «Добрыня и Василий Казимиров» повествование переносится в эпоху ордынского ига с ее данью - «выходом», а герой именуется уменьшительно-ласкательно как Добрынюшка Никитинец.

Фольклорист Ю.И.Смирнов выявил 7 исторических лиц Х-ХIII вв. по имени Добрыня. Перечислим самых известных из них, которые могли стать прототипами былинного богатыря.

Добрыня Малкович . Сын Малка из Любеча, дядя Владимира Святославича (по матери, ключнице Малуше). С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Около 980 г. посадник Добрыня вслед за Киевом провел языческую реформу в Новгородской земле, а спустя 10 лет ему пришлось крестить новгородцев «огнем». Его сын Константин Добрынич также был новгородским посадником.

Добрыня Рагуилович. Новгородский военачальник XI в. Во время войны с Олегом Святославичем Черниговским в 1096 г. новгородский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха) направил Добрыню Рагуиловича «вперед себя в сторожу». Находясь в разведывательном дозоре, воевода Добрыня захватил даньщиков черниговского князя, разъезжавших с целью сбора дани по Ростово-Суздальской земле.

Добрыня Ядрейкович. Новгородец, боярин, автор «Хожения в Царьград» (нач. XIII в.), ставший под именем Антония новгородским архиепископом.

Алеша Попович

Единственный из троицы знаменитых богатырей, не имеющий исторических корней. Из народного эпоса информация о богатыре Алеше Поповиче (именуемом также как «Алеша Попов сын Федорович») была заимствована средневековым русским книжником первой трети XVI в., составителем летописного свода, включенного в Никоновскую летопись. А уже из Никоновской летописи она попала в Степенную книгу (гл. 65 «О храбрых мужах» 1-й грани и 1-й ступени), составленную в начале 1560-х гг. митрополитом Афанасием. Былинный герой разгромил отряды половцев во главе с «половчином» Володарем (странное имя для половецкого хана), напавшие на Киев в отсутствие святого и великого князя Владимира. Последний будто бы пребывал тогда в Переславце на Дунае. На самом деле этот нижнедунайский город еще в 967 г. захватил отец Владимира Святого Святослав Игоревич. Блаженный князь Владимир пожаловал Алешу Поповича золотой гривной (шейным украшением) и сделал его своим вельможей.

Садко

Далеко не сразу былинный Садко стал видным купчиной. В молодости он, будучи гусляром («гусельщиком»), потешал на пирах бояр и купцов. Согласно еще одной версии, новгородский гусляр Садко «гулял» - разбойничал по Волге 12 лет, подобно речным пиратам-ушкуйникам. И лишь позже, разбогатев с помощью Водяного царя, приобщился он к дальним торговым поездкам, приносившим большие барыши, и обзавелся семьей. Что ж, стратификация средневекового русского общества не носила замкнутый характер, и в Новгороде Великом можно было перейти из одной социальной группы в другую (за исключением боярства).

Согласно Новгородской первой летописи старшего извода, весной 6675 (1167) г. «Заложи Съдко Сытиницъ церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святослави Ростиславици, при архиепископе Илии». Ряд ученых однозначно и прямолинейно отождествляют былинного героя Садко с летописным Содко Сытиничем. Как полагал Б.А.Рыбаков, «вот с этим купцом или торгующим боярином (он назван по отчеству) и можно сопоставить то торгово-экспедиционное начало, которое так устойчиво в былинах о Садко». Д.С.Лихачев также не сомневался в том, что «Сатко летописи и Садко былин - одно и то же лицо».

Но был ли летописный Содко Сытинич купцом? Скорее всего, нет. И вот почему. Во-первых, купцов в допетровской России никогда не именовали на -ич, с таким отчеством (да и то лишь на печатях, но не в актовых документах) указывали новгородских купеческих (сотенных) старост, известных с XIII в. Во-вторых, в ХII -ХV вв. церкви в Новгороде Великом возводились лишь на средства купеческих объединений, только с начала XVI в. отдельные купцы (прежде всего из числа переселенных из Москвы гостей-сурожан и их потомков) стали выступать в роли заказчиков и строительных подрядчиков при сооружении каменных храмов. По-видимому, летописный Содко Сытинич относился к «житьим людям» - группе непривилегированных феодалов в Новгороде Великом, происходивших из разбогатевших горожан. Владея землей, «житьи люди» также активно занимались торговлей и по социальному положению были близки к богатым купцам («гостям»).

Возведение в XII в. храма св. Борис и Глеба неким новгородцем Содко Сытичем (возможно, внезапно разбогатевши «житьим человеком») послужило лишь импульсом для народных сказителей, дававших волю своей фантазии и постепенно сформировавших былинный образ Садко - гусляра и удалого купца. В былинах о нем реальные черты торгового быта Великого Новгорода сочетаются со сказочным сюжетом, действительность - с ее гиперболизацией. Заимствовав от реального лица имя, фольклорный герой начинал далее по воле сказителей собственную жизнь.

Сравнительный анализ фольклорной информации и исторических реалий ещё раз убеждает нас в том, что нельзя ставить знак равенства между былинными персонажами и историческими лицами, носящими одно и тоже имя. Образы фольклорных героев носят собирательный характер, являются отражением и преломлением в народной памяти разновременных свидетельств. Устные предания о князьях и богатырях, именитых гостях могли послужить лишь поводом для создания былин.

// Преподавание истории в школе. - 2010. - № 10. - С. 33-37.

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич".
Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.