Дворец халифа его план описание особенности. Дворец Ухайдир – крепость изгнанника

Можно найти много фоток дворцов ХАЛИФА в том числе и в википедии но я собрал самые крутые со всего инета. Кстати внизу есть видео про проект ДВОРЕЦ ХАЛИФА


Установление аутентичности и принадлежности дворца

Известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).



Название дворца

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Жемчужина строительства халифата

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.



Главное здание дворцового комплекса

Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.


«Древо жизни»

Так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.



Дворец халифа Burj Khalifa (Бурдж-Халифа)

Многие под дворцом халифа, понимают небоскрёб 828 метров высотой в городе Дубае, который считается самым высоким сооружением в мире. Форма которого напоминает сталагмит. Небоскреб открылся для поситителей 4 января 2010 года в одном из крупнейших городов ОАЭ - Дубае.





Вид с верхнего этажа небоскреба Burj Khalifa (Бурдж-Халифа)




В заключительной части нашей прогулки по Иерихону мы посетим главную достопримечательность этого прекрасного города - уникальные руины эпохи омейядского халифата, известные под названием Хирбет аль-Мафджар или дворец Хишама.




Руины находятся примерно в пяти километрах к северу от современного Иерихона, дворец, комплекс бань и сельскохозяйственные угодья. Сначала дворец относили к эпохе омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика (724-743), но теперь есть основания полагать, что дворец построил его племянник и наследник Аль-Валид II ибн Язид (743-744).

Аль-Валид назначил своими наследниками двух сыновей, которых он прижил от рабыни. Это привело к напряженности в семье, и его убили. Поэтому правил халиф всего два года, за которые вроде как и успел построить этот монументальный комплекс - что еще более впечатляет.

Увы, "прожил" дворец Хишама - Аль Валида II всего пять лет - в 749 году в регионе произошло сильное землетрясение, которые практечески полностью уничтожило импозантное сооружение.

Раскопки Хирбет аль-Мафджар начались в 1934 году под руководством археологов Димитрия Барамки и Роберта Гамильтона, и продолжались до 1948 года (большинство находок находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме - ). Последний опубликовал результаты своих трудов в 1959 году в книге Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley , однако исследования Барамки в ней отсутствуют, и опубликованы не были. Также не были опубликованы результаты раскопок, которые проводили в северной части комплекса в 60-х годах прошлого века.

В 2006 году раскопки возобновились под предводительством д-ра Хамдана Тахи и якобы они проводятся до наших дней при помощи Чикагского университета. Я не совсем понял, что там происходит, но место выглядит абсолютно заброшенным, не считая маленького музея на территории комплекса. Хирбет аль-Мафджар никак не огорожена, и любой может легко попасть к развалинам и совершить над ними акт вандализма. Я удивляюсь, что этого еще никто не сделал.

Вот так это выглядит на подъезде к комплексу. Дворец и прочие сооружия ограждены "стеной" примерно в полметра, перепрыгнуть которую может любой восьмилетный ребенок. Никакой охраны, особенно в ночные часы, я догадываюсь, здесь нет.

Ну а теперь давайте войдем на территорию комплекса

Прогуляемся, потрогаем камни своими мерзкими грязными ручонками посмотрим на все своими глазами, и попытаемся впитать атмосферу этого уникального места. Как мне кажется, ее невозможно передать никакими фотографиями, но все-же я попытаюсь.

В нашей группе была разношерстная публика, как всегда бывает в такого рода поездках. Кто-то интересуется историей и археологией больше, кто-то меньше, но в данном случае реакция была практически одинаковой - при входе на территорию комплекса все на секунду теряли дар речи, а потом признавали, что дворец Хишама - это "машеу мейухад", что-то особенное.

От себя отмечу, что дворец Хишама или Хирбет аль-Мафджар оставила на меня неизгладимое впечатление. Думаю, это одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни.

Это "окно" я мечтал увидеть не меньше, чем уже упомянутый много раз монастырь Каранталь - . И оно не разочаровало)

Еще немного о династии Омейядов - хочу упомянуть несколько любопытных комплексов, связанных с халифатом. Некоторые из них находятся в Израиле, например умопомрачительная и абсолютно заброшенная Хурват Миним - , о которой, похоже, вообще никто не знает. Еще в Израиле находится Аль-Синнабра или Синн эн-Набра, а по нашему Хирбет аль-Карак или Бейт-Яреах - древний город, развалины которого находятся между мошавой Кинерет и кибуцем Дгания - .

Еще три любопытных места находятся уже за пределами нашей исторической: Каср аль-Хайр аль-Шарки, "Восточный замок" в центре Сирийской пустыни и построенный неподалеку двойник Каср аль-Хайр аль-Гхарби в византийском стиле. "Близнецы" находятся в 80 километрах от Пальмиры - , за судьбу которой беспокоится сейчас вся просвещенная часть человечества. Ну и напоследок Каср аль-Халлабат и находящиеся в двух километрах к востоку от него бани комплекс Каср Хаммам ас-Сара - все часть "Замка в пустыне", находящегося неподалеку от Аммана, столицы Иордании. Архитектурно и дворец Хишама принадлежит к категории "Замок в пустыне".

Кроме этого Омейяды основали в Израиле небезизвестный город Рамле - , а халиф Сулейман ибн Абдул-Малик возвел в нем крепостные стены, рынок и большую Белую Мечеть, от которой сохранился только 27-метровый минарет, в наши дни носящий название "Белая башня". Также Омейяды построили любимый всеми нами Купол Скалы в Иерусалиме и не менее знаменитую Мечеть Омейядов или Большую Мечеть в Дамаске - одна из крупнейших и самых старых мечетей в мире. Туда шансы попасть у меня примерно такие же, как в Пальмиру, так что хорошо, что хоть удалось пробраться в Иерихон)

Ну а теперь войдем во дворец

Дворец Хишама - двухэтажное квадратное здание с круглыми башнями по углам. Центральный зал обрамляли четыре арочные галереи, служившие помещениями для гостей и слуг, а также хранилищем. В северной части находилась маленькая мечеть, а лестницы по краям центрального зала вели на второй этаж, где были жилые помещения.

Здесь на переднем плане мы видим развалины мечети, которые почему-то очень по стилю напоминают церкви в набатейском городе Шивта - , еще одном потрясающем месте, которое я всем рекомендую посетить. Ну а мы пока вернемся ко дворцу.

Полюбуемся его колоннами, к сожалению, как я понимаю, в большинстве своем отреставрированными, но вы можете себе представить, как это выглядело.

Орнаментами Стукко (с этим конкретным артефактом связаны какая-то история, но я к тому моменту уже слишком охуел от всего этого прекрасного, и ее не запомнил).

Это еще не учитывая тот факт, что главная достопримечательность дворца, великолепная мозаика на полу, недоступна нашим глазам - ее засыпали песком, очевидно от варваром. Можно обозреть лишь отдельные фрагменты.

Вот так это выглядит во всем своем великолепии

Мозаики есть и в главных банях на территории комплекса, но туда посетителей не пускают. Однако главная мозаика находится в "Диване" - маленькой комнате для особых гостей в северо-западном углу фриджидариума, и ее мы да можем увидеть, хотя бы сверху.

Внутрь Дивана тоже не пускают, но можно подняться наверх и увидеть это, без преувеличения, чудо света. Для вашего удобства я перевернул мозаику и даю ее отдельным кадром.

Мозаика называется "Древо Жизни" и символизирует два главных состояния души - войну и мир. Причем следует смотреть на мозаику именно наоборот, сверху, так чтобы война была слева, а мир - справа. Арабы никогда не протянут для рукопожатия левую руку - это считается неуважением, так как правая рука более чистая.

Главный фрагмент мозаики, лев, раздирающий оленя. Такого уровня мозаику даже в уникальном музее Доброго Самаритянина не найдешь - . На полу более простой узор, а по сторонам - "скамеечки", на которых и сидели почетные гости. Счиатется, что сам халиф любил сидеть в центре, на самом Древе Жизни.

Общий кадр - Диван и дворец Хишама

А теперь прогуляемся немного по "сельскохозяйственной" части комплекса, которая указывает на то, что халиф, будь то Хишам или его наследник, построили дворец не только для развлечений и отдыха - здесь работали, выращивали сельскохозяйственную продукцию и делали вино.

Здесь были обнаружены любопытные фрагменты орнамента

А в доме эпохи Абассидского Халифата кто-то создал дорогу, вымощенную синим кирпичем

Макет центрального зала дворца Хишама. Собор Св. Петра нервно курит в углу.

Ну а теперь переходим к павильону

Павильон располагался в центре сада перед дворцом. В середине павильона был расположен фонтан, а вокруг фонтана - бассейн, окруженный восьмиугольными стенами с высокими арками. Предполагается, что сад и дворец когда-то соединял мост, с которого халиф мог любоваться окрестными пейзажами и наблюдать за лошадиными гонками.

Сохранившийся фрагмент орнамента, не менее знаменитый чем "звездное окно" во дворце.

Мост очевидно был где-то здесь

Полубуемся еще немного как общим так и фрагментарным видом

И, чтобы немного передохнуть от всего этого великолепия, зайдем в музей Хишама.

Животнаэ (устал, уж не обессудьте)

Виноградэ и сосудэ

Есть здесь и про историю Хирбет аль-Мафджар и халифат Омейядофф

Ваза Амфораэ

К сожалению было обнаружено и свастикэ. Очевидно Омейяды были скрытые нацисты.

На самом деле "Э", я взял у Расина, что еще раз указывает на вред высшего образования, а в особенности чтения "Федры" на французском.

Уходим из дворца Хишама

Ну и напоследок - еще один кадр Хишамского Каранталя - окна со звездой. На этом мое путешествие по Иерихону заканчивается, и нет лучшей финальной ноты, чтобы его завершить.

Я уже скучаю. И мечтаю вернуться.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году,
американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к
северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или
Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в
1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими
мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта.
Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее
полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat
al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».
Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как
дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых
исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его
описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены
лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца,
известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов
упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести
строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название
дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию,
утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн
Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период
его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая
роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того
времени.


Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину
строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных
работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве
примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для
приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства.
Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности
стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это,
разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как
дворцы Самарры или Каира.


Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства
халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда
достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии
землетрясений, а также, видимо, был разграблен.


«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего
Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты
банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика
относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от
землетрясений.

Выгодно расположенный на Холме Солнца, гранадский дворец-музей Альгамбра хранит в стенах старинного дворца уникальную коллекцию выдающихся экспонатов, относящихся к испано-мавританской культуре и искусству, охватывая период Халифата и эпоху правления династии Насридов.

История дворца

Альгабрма, как бывшая резиденция влиятельных мусульманских халифов, может поведать много интересных историй, экскурсантам нужно только повнимательней слушать отголоски той эпохи, звучащие здесь повсюду. Красивый дворец, повидавший за всю историю своего существования немало событий и перемен, изначально предназначался для царствовавшей в тот период в Гранаде династии Насридов (1230-1492). Строительство дворца началось в эпоху правления Мохамеда Первого.

Период царствования Насридов можно без преувеличения назвать «золотой эпохой» Гранады, она в эти годы являлась одним из влиятельнейших политических центров, важнейшим и процветающим поселением в регионе. Альгамбра же являлась символом не только богатства и могущества династии, но и ярким примером развития науки и искусства. Это до сих пор хорошо видно в замысловато выполненных и богато украшенных орнаментах, в изысканной планировке самого дворца и множественных великолепных садов сладострастий.

Мудрых насридских правителей отличала толерантность к другим религиям и коммерческая смекалка. Им практически всегда удавалось мирным путем разрешать проблемы с христианскими соседями, и при этом не ущемлять в правах множественное еврейское население, проживавшее в Гранаде. В стенах Альгамбры в свое время заключались важнейшие сделки, принимались государственные решения, совершались секретные встречи и любовные свидания.

Дворцовый комплекс Альгамбры, выстроенный изначально для оборонительных и военных целей, впоследствии очень удачно сочетал в себе функции не только крепости и дворца, а даже целого маленького города. Обширный комплекс, защищенный крепостными стенами с башнями, включал в себя мечети, жилые дома, бани, сады, хозяйственные постройки и даже кладбище. Но, конечно, жемчужиной всего архитектурного комплекса стал, построенный арабскими архитекторами дворец халифов. Представители мавританской культуры пытались воссоздать на солнечных и вечнозеленых землях Гранады кусочек рая. Год за годом возникала и ширилась среди тенистых садов королевская резиденция. Очень украшает дворцовый комплекс прекрасное сочетание внутренних двориков и переходов с фонтанами, водоемами и каскадами.


Экспозиции музея

Украшали интерьер дворца по восточному щедро: керамическими изразцами, резьбой по камню и дереву, причудливыми орнаментами и арабской вязью. То тут, то там на стенах можно увидеть изысканные каллиграфические надписи, которые, в основном посвящены восхвалению Творца или являют собой стихотворные формы.


Арки, своды, изящные столбики, стройные колоны и резные узорчатые окна столь пышно декорированы, что многие исследователи считают Альгамбру самым прекрасным образцом мавританского искусства на территории Западной Европы.

Но все-таки основную роль в общей композиции великолепного комплекса архитекторы отвели не интерьеру и пышному декору, а таким естественным и, в то же время, прекрасным факторам как свет и вода! Солнечные лучи, попадающие в искусно вырезанные узоры на окнах и дверях, создают причудливые сплетения и выгодно гармонируют с украшенными вычурными орнаментами стенами.


В каждом уголке парка, часто выполненного в виде террас, журчат струи воды. Несмотря на огромные трудности, с которыми столкнулись архитекторы во время прокладки водопровода на вершину холма, недостатка в воде Альгамбра не испытывала никогда. Ее можно встретить в пенящихся каскадах, в сверкающих брызгах фонтанов, в стремительном беге по каналам, откуда она попадает в многочисленные пруды и водоемы. И все это великолепие дополняется кипарисовыми аллеями, апельсиновыми деревьями, цветущими клумбами на фоне белых от снега горных вершин и синего-синего южного неба.


Красота и удивительная изящность Альгамбры заключается еще и в том, что она дворцовые помещения словно бы распахнуты во все стороны и очень плавно и незаметно переходят во внутренние дворики, которые в сою очередь также незаметно сливаются с садами. Многочисленные помещения дворца столь же красивы, сколь красноречивы их названия. Например, Миртовый дворик украшают два ряда стриженых вечнозеленых миртовых кустов, словно два ряда стражников, вытянувшихся вдоль бассейна с двумя фонтанами в торцах.


Зал двух сестер получил такое название из-за двух огромных белых мраморных плит, вделанных в пол. Великолепный Львиный дворик, когда-то называли восьмым чудом света, на него и в наши дни стремятся посмотреть многие из туристов. Структура дворика являет собою типичный мусульманский сад, выполненный по принципу «чор-бак» (четыре сада). Прямоугольную площадь сада разбивают на четыре части два перекрещивающиеся в центре канала, на пересечении которых стоит чаша фонтана, поддерживаемая двенадцатью скульптурами в виде львов.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

TravelLab

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.