Владимир путин подписал указ о развитии конкуренции. Владимир путин подписал указ о развитии конкуренции Проект национального плана развития конкуренции

В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности постановляю:

1. Считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

2. Определить, что целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

3. Определить в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции:

а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

г) направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

д) обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков;

е) недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

ж) государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

з) недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

и) развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

к) сочетание превентивного и последующего контроля для целей защиты конкуренции;

л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

м) открытость антимонопольной политики;

н) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

о) измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции;

п) стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности;

р) развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации;

с) информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий;

т) обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

у) внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора);

ф) совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

4. Определить основополагающими принципами осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации;

б) запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

7. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

а) Верховному Суду Российской Федерации организовать работу по дальнейшему изучению практики применения судами антимонопольного законодательства, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, и разъяснению судам его применения;

б) Генеральной прокуратуре Российской Федерации обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством;

в) органам местного самоуправления активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;

г) Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рассмотреть возможность создания совета профессиональных квалификаций в сфере конкурентного права и разработки соответствующего профессионального стандарта;

д) Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможность включения в номенклатуру специальностей научных работников отдельной специальности ("конкурентное право"), по которой присуждается ученая степень.

9. Предложить Общественной палате Российской Федерации создание совещательных органов по развитию конкуренции на базе общественно-консультативных советов Федеральной антимонопольной службы во всех субъектах Российской Федерации, а также принять участие в работе коллегиального координационного или совещательного органа, созданных в субъектах Российской Федерации при высшем должностном лице для внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р.

10. Предложить саморегулируемым организациям, общественным организациям, профессиональным союзам и советам потребителей:

а) принять активное участие в работе совещательных органов по развитию конкуренции;

б) использовать механизм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров;

в) направлять ежегодно в Федеральную антимонопольную службу информацию об оценке состояния конкуренции в Российской Федерации и эффективности государственной политики по развитию конкуренции для включения в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый Федеральной антимонопольной службой в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции";

г) продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию;

д) принять участие во взаимодействии со средствами массовой информации в распространении информации о реализации государственной политики по развитию конкуренции, о требованиях антимонопольного законодательства, а также позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

утвердить план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

представить предложения по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции;

утвердить план мероприятий, направленный на системное развитие организованных торгов на товарных рынках, включающий в себя в том числе механизмы формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов;

принять меры по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов, в том числе:

обеспечить возможность сотрудников антимонопольных органов в рамках административных процедур при осуществлении возложенных на них полномочий самостоятельно направлять ход расследования и принимать решения о производстве процессуальных действий по делам о нарушениях антимонопольного законодательства;

исключить возможность приостановления действия решений и предписаний антимонопольных органов в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда такое приостановление вводится судебным актом;

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на разработку и принятие компаниями из числа субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием, если стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату превышает семь миллиардов рублей или выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей:

правил недискриминационного доступа поставщиков к закупкам;

планов сокращения практики заключения договоров с "единственным поставщиком" в закупочной деятельности;

программ по повышению качества управления закупочной деятельностью, предусматривающих разработку показателей эффективности таких программ, оценку и повышение квалификации персонала, ответственного за осуществление закупочной деятельности;

принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти;

принять до 1 июля 2019 г. нормативные правовые акты, обеспечивающие единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, если источником финансирования инвестиционной программы являются средства, учтенные при утверждении тарифов;

осуществлять ежегодно, в том числе с привлечением представителей бизнес-сообщества, экспертов и экспертных организаций, анализ и оценку степени достижения показателей, предусмотренных планами мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, в целях оценки состояния конкуренции и эффективности государственной политики по развитию конкуренции;

б) Федеральной антимонопольной службе:

при представлении в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемого в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - доклад о состоянии конкуренции), включать в него следующую информацию:

оценка состояния и основные тенденции развития конкуренции в Российской Федерации, в том числе с учетом показателей международных организаций;

сведения о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом;

основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;

оценка состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации;

оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества;

по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации обеспечить развитие международного сотрудничества с конкурентными ведомствами стран БРИКС и Евразийского экономического союза, в том числе разработку и заключение международных договоров, направленных на выявление и пресечение антиконкурентных соглашений на трансграничных рынках и недобросовестных конкурентных практик;

в) федеральным органам исполнительной власти:

в Правительство Российской Федерации - доклад о соответствии документов стратегического планирования и государственных программ принципам государственной политики по развитию конкуренции, о факторах, ограничивающих конкуренцию в установленных сферах деятельности и отраслях, и принятых мерах по отмене или изменению нормативных правовых актов, приводящих к избыточному государственному регулированию в установленных сферах деятельности;

в Министерство экономического развития Российской Федерации - предложения по расширению перечня социально значимых рынков, предусмотренных стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, для рассмотрения и подготовки соответствующих изменений;

обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях реализации Национального плана;

обеспечивать ежегодное представление информации о достижении целей, задач и показателей планов развития конкуренции в Федеральную антимонопольную службу для ее последующего включения в доклад о состоянии конкуренции;

обеспечить размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов развития конкуренции, а также сведений о динамике ключевых показателей развития конкуренции и результатах выполнения мероприятий, предусмотренных планами развития конкуренции;

г) федеральным органам исполнительной власти, государственным компаниям и государственным корпорациям при организации закупочной деятельности:

обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями;

д) Министерству внутренних дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации обеспечить организацию в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством;

е) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

обеспечить до 1 января 2019 г. внесение изменений в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках;

принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана.

4. Правительству Российской Федерации обеспечить до 1 января 2019 г. внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих в том числе:

а) ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках;

б) запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (за исключением организаций оборонного комплекса и предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также случаев, когда приобретение государством и муниципальными образованиями акций и долей таких хозяйственных обществ предусмотрено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации);

в) возможность Правительства Российской Федерации в интересах обороны и безопасности, в том числе защиты жизни и здоровья граждан, разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации;

г) реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, в том числе исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах деятельности, к субъектам естественных монополий;

д) поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращения указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий;

е) закрепление прав совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением;

ж) правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

з) определение основ государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного (не менее пяти лет) периода регулирования;

и) закрепление единого порядка досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов).

ПРИЛОЖЕНИЕ
к развития
конкуренции в Российской Федерации
на 2018-2020 годы

Перечень
отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции

Отрасль (сфера) экономики (виды деятельности) Ожидаемые результаты
1. Здравоохранение, в том числе рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, рынки медицинских изделий, рынки медицинских услуг обеспечение функционирования рынков лекарственных препаратов для медицинского применения и рынков медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости; снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, улучшение их доступности для граждан; обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
2. Рынок социальных услуг обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе
3. Агропромышленный комплекс повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции, расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений
4. Дорожное строительство сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год. Исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством. Декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства
5. Телекоммуникации обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи. Обеспечение в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала. Устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг)
6. Информационные технологии повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 процентов ежегодно
7. Жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения уже достигнуты показатели первого или последующих годов): теплоснабжение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году; водоснабжение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году; водоотведение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году
8. Газоснабжение переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах. Формирование биржевого индекса, формирование внебиржевого индекса
9. Нефть и нефтепродукты развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть
10. Сфера естественных монополий исключение тарифной дискриминации. Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования
11. Транспортные услуги развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта) и связанных с ними услуг. Дальнейшее развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках совета рынка транспортных услуг). Развитие электронных систем транспортных услуг, в том числе для малого и среднего бизнеса, которые предоставляются организациями в сфере транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий, и (или) в отношении которых не применяется ценовое регулирование, в том числе путем запуска в эксплуатацию электронной торговой площадки по перевозкам грузов, и формирование рыночных индикаторов на цены. Контроль уровня экономической концентрации в сфере грузового транспорта. Актуализация нормативной базы в сфере грузовых перевозок, в том числе разработка правил недискриминационного доступа к услугам портов, актуализация правил недискриминационного доступа к услугам железнодорожных перевозок и стандартов раскрытия информации. Утверждение нового тарифного прейскуранта открытого акционерного общества "РЖД" (в том числе выделение локомотивной составляющей тарифа в необходимой валовой выручке субъекта регулирования). Комплексное развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта (развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок). Разработка баланса межвидовой конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок (включая внутренний водный, железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт)
12. Промышленность создание условий для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках. Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации
13. Финансовые рынки создание конкурентного механизма субсидирования возмещения потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга. Внесение изменений в порядок формирования Комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на свои услуги.

Обзор документа

Президентом России определены цели и основополагающие принципы совершенствования госполитики по развитию конкуренции.

Также утвержден Национальный план развития конкуренции в России на 2018-2020 гг. Он предусматривает, в частности, следующее.

В каждой отрасли должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов. Из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу (кроме сфер естественных монополий и ОПК).

К 2020 г. должно быть снижено количество "антимонопольных" нарушений органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 г. Также вдвое этому времени должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и СОНО и на 18% - закупок госкомпаний у малых и средних предприятий.

Предусматривается внесение законопроектов об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, ограничение госучастия в хозяйственных обществах, исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентных сферах, к субъектам естественных монополий, поэтапное ограничение госрегулирования тарифов в конкурентных сферах. Планируется введение общественного контроля совета потребителей за решениями по тарифам субъектов естественных монополий и госкомпаний. Будет закреплен единый порядок досудебного рассмотрения споров по гостарифам.

Для реализации указанных направлений дан ряд поручений Правительству РФ, ФАС России, Минобрнауки России, иным федеральным органам исполнительной власти. Также даны рекомендации Верховному суду РФ, Генпрокуратуре, органам местного самоуправления, Национальному совету при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Общественной палате РФ, а также СРО, общественным организациям, профсоюзам и советам потребителей.

4 июня

  • 9:30–10:00 Регистрация
  • 10:00–10:20 Приветственные слова:
    • Сергей Мовчан (Вице-губернатор Санкт-Петербурга)
    • Вадим Владимиров (Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России)
    • Илья Деменьев (Первый проректор СПбГУ)
    • Алефтина Тимошенко (Заведующая кафедрой «Правовая защита экономической конкуренции» СПбГУ, помощник руководителя ФАС России)
  • 10:20–11:50 Пленарная сессия «Национальный план развития конкуренции на 2018/20 годы»
    • Александр Шлычков (заместитель начальника правового управления ФАС России) «Реализация национального плана развития конкуренции»
    • Надежда Пахомова (профессор кафедры экономической теории СПбГУ), Оксана Батистова (старший преподаватель кафедры экономической теории СПбГУ) «Развитие конкуренции в субъектах РФ: учет опыта ЕС и ЕАЭС»
    • Мария Ценжарик (доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ) «Конкуренция в цифровой экономике: так ли все однозначно?»
    • Елена Рыбаченко (заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС России) «Внедрение стандарта развития конкуренции в 2017 году. Итоги. Задачи»
    • Александр Слесарев (руководитель программы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»)
    • Кирилл Емельянов (заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ
  • 11:50–12:10 Дискуссия, пресс-подход
  • 12:10–12:30 Кофе-брейк
  • 12:30–13:50 Пленарная сессия «Реализация Национального плана развития конкуренции в регионах. Опыт внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ»
    • Эльгиз Качаев (председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга) «Об опыте внедрения Стандарта развития конкуренции в Санкт-Петербурге»
    • Андрей Мушкарев (председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга)
    • Дмитрий Сачков (председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга)
    • Вадим Владимиров (руководитель Санкт-Петербургского УФАС России) «Новый этап развития конкуренции в Санкт-Петербурге»
    • Антон Рогачевский (член Общественного совета при ФАС России) «Стимулы для внедрения антимонопольного комплаенса как часть антимонопольной политики государства, определенной указом Президента России от 21.12.2017 № 618»
    • Тихон Корягин (начальник управления развития конкуренции комитета по конкурентной политике Московской области) «О проблемных вопросах развития конкуренции и путях их решения в Московской области»
  • 13:50–14:00 Подведение итогов

5 июня

Модератор - Вадим Владимиров (Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России)
  • 10:00–11:50 Пленарная сессия «Реализация Национального плана развития конкуренции в регионах. Опыт внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ»
    • Ирина Золотухина (советник контрольно-финансового управления ФАС России) «Проблемы методического обеспечения оценки конкурентной среды»
    • Михаил Теодорович (руководитель Нижегородского УФАС России)
    • Наталья Патокина (начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Нижегородского УФАС России) «Управленческий механизм по развитию конкуренции на региональном уровне»
    • Юлия Софронова (доцент кафедры «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации» ИНЭУ НГТУ имени Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород) «Социокультурные основания человекоориентированной политики по повышению удовлетворенности потребителей»
    • Михаил Теодорович (руководитель Нижегородского УФАС России), Александр Солдаткин (доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования факультета социальных наук ННГУ имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород) «Механизм обеспечения измеримости и сопоставимости результатов политики по развитию конкуренции в отношении удовлетворенности потребителей»
    • Светлана Журавлева (заместитель председателя комитета по конкурентной политике Московской области) «Цифровые технологии как одно из средств развития конкуренции»
    • Никита Смирнов (заместитель главы администрации городского округа Дубна) «Опыт муниципального образования "городской округ Дубна" по реализации проекта особой экономической зоны "Дубна"»
    • Александр Плетешков (руководитель Ленинградского УФАС России) «Активизация координационных усилий общественности, а также перспективы внедрения антимонопольного комплаенса в органах власти и хозяйствующих субъектах»
    • Владимир Окшин (руководитель Оренбургского УФАС России) «Практика работы Оренбургского УФАС России по реализации Соглашения о взаимодействии ФАС России и Правительства Оренбургской области»
    • Артур Пряхин(руководитель Карельского УФАС России) «Взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов при выявлении и раскрытии картельных сговоров участников торгов на поставку медицинского оборудования и лекарственных средств для нужд лечебных учреждений Республики Карелия. Практика Карельского УФАС России»
    • Елена Новикова (начальник отдела развития отраслей экономики и конкуренции министерства экономики Краснодарского края) «Национальный план развития конкуренции на 2018/20 годы - реализация и предложения»
    • Наталия Шумко (главный консультант отдела развития отраслей экономики и конкуренции министерства экономики Краснодарского края) «Практика развития конкурентной среды на социально-значимых и приоритетных рынках Краснодарского края»
  • 11:50–12:10 Дискуссия, подведение итогов

Владимир Путин подписал готовившийся два года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) указ о национальном плане развития конкуренции. Проект, с которым также работало «Открытое правительство», стал менее радикален и более технологичен. Наиболее жесткая идеологема в нем - присутствие на любом конкурентном рынке не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной. Указ, подписанный 21 декабря, уже заведомо не войдет в список новых программных майских указов или их аналогов после выборов 2018 года.


Владимир Путин 21 декабря подписал указ о развитии конкуренции , который правительство готовило на протяжении двух лет. ФАС пришлось дорабатывать проект указа из-за возражений администрации президента (см. “Ъ” от 16 октября), а до того - коллег по Белому дому и бизнеса (см. “Ъ” от 2 и 7 ноября 2016 года). Большинство спорных инициатив службы в процессе были сняты или смягчены, основные идеи Белого дома поддержаны.

Подписанный Владимиром Путиным указ, включающий в себя национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, требует «считать активное содействие развитию конкуренции… приоритетным направлением» работы всех ветвей власти и ЦБ. В частности, он требует присутствия во всех отраслях экономики «не менее трех хозяйствующих субъектов», один из которых должен быть частным.

Основными принципами проконкурентной госполитики названы сокращение доли госкомпаний в экономике, обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, учет развития конкуренции в госинвестициях.

Масштабный график принятия и внесения правительством различных законопроектов является частью указа - важнейшими из них являются, видимо, законы о запрете создания новых ГУПов на конкурентных рынках и об отказе от покупки рыночных компаний государством, о сокращении доли ГУПов и МУПов на рынке ЖКХ и увеличении долей частных компаний в системе ОМС в здравоохранении, о принципах тарифной реформы (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). Отдельно на 2018 год заявлен новый подход к определению списка госкомпаний, инвестпрограммы которых контролирует Белый дом. Среди выпавших из планов ФАС пунктов - это в первую очередь намерения ведомства Игоря Артемьева согласовывать инвестпрограммы госмонополий и усиление роли в антимонопольной деятельности Генпрокуратуры, при этом само ведомство несколько расширит свои полномочия (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). При этом из документа практически исчез предлагавшийся ранее дух «кампании за конкуренцию» - например, предложение активно освещать борьбу с монополистами на федеральных телеканалах.

Указ упоминает некоторые разработки «Открытого правительства», которое в последние месяцы активно содействовало в подготовке и документа ФАС, и указа,- в плане развития конкуренции очевидно влияние принципов реформы контроля и надзора, требующей внедрения риск-ориентированного подхода в этой области, развитие антимонопольного комплаенса находится в этом русле. Нацплан также поддерживает «цифровые» инициативы ФАС последних лет, требуя совершенствования антимонопольного регулирования «в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках».

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, «указ, утверждающий национальный план развития конкуренции, служба разработала по инициативе министра Михаила Абызова при активном участии бизнес-сообщества и экспертов "Открытого правительства"». Как рассчитывает глава ФАС, принятие национального плана «позволит осуществить прорыв в части перехода ФАС от активных мер по защите конкуренции к активным мерам по ее развитию - документ содержит как приоритеты и принципы антимонопольной политики, так и конкретные задачи для конкретных рынков». Предполагается, что план будет регулярно утверждаться указом президента по аналогии с Национальным планом противодействия коррупции (он утверждается каждые два года).

Особой жесткости в практической реализации планов развития конкуренции не ожидается. Так, предложения об ограничении закупок у единственного поставщика госзаказчиками и госкомпаниями будут обсуждаться лишь в апреле 2019 года или позже. Отметим, подписание указа до выборов 2018 года можно в какой-то мере считать неудачей ФАС - наличие такого документа в списке новых майских указов в 2018 году существенно усилило бы его значение.

Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин