«Молодежная политика: проблемы и пути решения. Введение Специфика развития молодежной политики в Рязанском регионе

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Котова Елена Андреевна

магистрант 2 курса, кафедра государственной политики и государственного управления, КубГУ, г Краснодар

На сегодняшний день молодежные организации РФ подразделяются на 2 основные группы: реально взаимодействующие с органами по делам молодежи и те, кто существует только формально, без активной деятельности. Последних, к сожалению, процент весьма велик. Причина этому и недовольство чрезмерными бюрократическими требованиям, и нехватка квалифицированных кадров, и низкая социальная активность не сколько самой молодежи, но и людей, способных организовать работу молодежных организаций.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить:

1) включенные в реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций;

2) не включенные в реестры, но зарегистрированные в органах юстиции;

3) не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций (73 % против 27 % зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется. Таким образом, получается, что незарегистрированные в органах юстиции организации не признаются государством ни в качестве субъекта взаимоотношений, ни в качестве объекта поддержки. А ведь задачу государственной поддержки без того делает непростой разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них.

В Краснодарском крае молодежные общественные объединения так же трудно поддаются счету, как и в целом по РФ. На сегодняшний день реестр молодежных организаций реально взаимодействующих с органами по делам молодежи пока еще формируется. По данным юстиции в крае зарегистрировано 117 молодежных организаций и 98 детских общественных объединений. По данным поступивших по запросу в муниципальные образования молодежных и детских общественных объединений – 149. Таким образом получается, что реально действующих и взаимодействующих с органами по делам молодежи почти в 2 раза меньше.

Основными направлениями деятельности молодежных общественных объединений в крае являются:

  • туризм и спорт;
  • искусство и творчество;
  • волонтерство;
  • патриотизм и толерантность;
  • лидерство и воспитание;
  • правовые.

По данным проведенного мною исследования почти половина (49 %) респондентов успешно взаимодействую с органами по делам молодежи и другими органами власти. Однако чуть более трети опрошенных (35 %) не взаимодействуют с органами по делам молодежи и существуют автономно, полностью полагаясь на свои собственные силы и финансовые средства. 13 % респондентов при взаимодействии с органами по делам молодежи сталкиваются с проблемами. И совсем небольшой процент (3 %) молодежных объединений хотели бы взаимодействовать, но также сталкиваются с проблемами.

Основными проблемами являются:

  • недовольство чрезмерными бюрократическими требованиям;
  • необходимость бесплатной подготовки разного рода «информационных, аналитических» материалов, зачастую носящих откровенно конъюнктурный характер;
  • отсутствие прозрачного и явного механизма принятия решений по запросам молодежных общественных организаций;
  • длительные сроки рассмотрения этих запросов;
  • возможность получить внятный ответ на свой запрос только при помощи личных связей.

Характер взаимодействия в основном носит организационный характер, а именно проведение мероприятий, реализация государственных целевых программ и нормативно-правовую деятельность.

По результатам исследования можно проследить разделение всех молодежных организаций на 2 группы: взаимодействующие и не взаимодействующие с органами по делам молодежи. Первых, к счастью, больше в нашем крае. Опрос позволяет сделать вывод о роли молодежных объединений в государственной молодежной политике. Большинство (55 %) расценивают свою деятельность как положительное влияние на молодежь и являются активным участником государственной молодежной политики. Но невелик процент обратной связи. Лишь 10 % респондентов считают, что их деятельность влияет на органы по делам молодежи и другие органы власти.

В целом по исследованию можно сделать вывод, что большинство организаций хоть и взаимодействуют с органами по делам молодежи и считают себя активными участниками государственной молодежной политики, но в процессе своей деятельности рассчитывают только на свою инициативу и собственные силы.

Наряду с достижениями в области государственной молодежной политики в нашей стране и в нашем крае, можно выделить ряд проблем:

  • отсутствие сбалансированных (качественных и количественных) критериев для измерения эффективности государственной молодежной политики;
  • недостаточной научной обоснованности государственной молодежной политики, в отсутствии четкой координации деятельности органов власти по работе с молодежью с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства;
  • несовершенство нормативной правовой базы, в отсутствии законодательного закрепления понятия “молодежь” как единой социальной группы по показателям критерия “возраст”, без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;
  • преобладание “мероприятийного” подхода в реализации государственной молодежной политики;
  • недостаточном высоком уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
  • отсутствии на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы.

Проведенное исследование молодежных общественных организаций как субъектов реализации государственной молодежной политики позволяет нам сформулировать рекомендации для улучшения эффективности работы всех субъектов государственной молодежной политики:

1)департаменту молодежной политики Краснодарского края проводить ежеквартальные встречи с лидерами молодежных объединений для повышения качества взаимодействия и оперативности в решении проблем, сделать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижения культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Такая система вовлечения и информирования молодого человека, не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

2)управлениям по делам молодежи муниципальных образований рекомендуется создать специализированные ресурсные центры по методической, материально-технической и информационной поддержке деятельности молодежных общественных объединений;

3)лидерам молодежных организаций необходимо учитывать три основных побудительных мотива участия в деятельности молодежных общественных объединений молодых граждан: самореализация лидерских установок; поиск наиболее оптимальной рекреационной среды и прагматический потребительский мотив – молодежные объединения как средство достижения материальных результатов, увеличить нормотворческую активность;

4)социально-активной молодежи не боятся формулировать и защищать свои права, знать, что от нее зависит будущее страны, проявлять инициативу и искать пути для ее реализации.

В целом приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечить молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем, создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения.

Список литературы:

  1. Молодежный портал Департамента молодежной политике Краснодарского края www.molod.info , dmpkk.ru/department/documents/;
  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20584. СМИ и решение социальных проблем общества 44.64 KB
Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.
16785. Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России 10.59 KB
Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем...
6372. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач 45.11 KB
Анализ Внебюджетных фондов на примере Медицинского страхования. Медицинского страхования для граждан РФ. Сравнение Медицинского страхования в РФ и за границей на примере США. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач.
9837. Пути решения проблем связанных с реализацией кадровой политики организации 51.32 KB
Процесс понимания значимости человека как производственного персонала, в настоящее время еще не полностью охватил существующие организации. Заработные платы и социальный пакет трудящихся очень маленькие. Социальных пакетов на трети предприятий вообще нет.
14011. Анализ демографической ситуации в России, поиск основных проблем и путей их решения 80.62 KB
Динамика продолжительности жизни населения. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к такому результату как депопуляция которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. Есть опасение что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. Население как объект демографии Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социальноэкономических природных условий миграции изучающая численность территориальное...
15044. Исследование финансового обеспечения деятельности предприятия, анализ проблем и разработка путей их решения 29.6 KB
Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.
12818. Разработка основных направлений решения актуальных проблем, возникающих в ходе организации и проведения налоговых проверок налоговыми органами 249.75 KB
Основная цель государства при осуществлении налогового контроля заключается в своевременном формировании налоговых доходов бюджетов а также на постоянной основе в выявлении и изъятии в бюджетную систему доначисленных сумм налогов и сборов предотвращения совершения нарушений налогового законодательства воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка и применение единой методики планирования подготовки и проведения налоговых проверок как одного из наиболее важных...
5270. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИМЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АННЕНКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МАЙНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42.88 KB
Разработка направлений совершенствования системы управления расходами местного бюджета со стороны органов местного самоуправления на примере муниципального образования Анненковское сельское поселение Майнского района Ульяновской области.
11792. Игромания молодёжи как социальная проблема 89.92 KB
При этом отмечается что азартным формам поведения подвержены не только криминально-ориентированные и состоятельные граждане как это было несколько десятилетий назад. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Учитывая то что количество детей попадающих в эту зависимость растет с каждым днем проблема игромании приобрела особую актуальность. Следует отметить что в различных странах эту проблему...
21657. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ 54.52 KB
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. Процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей имеют особую значимость, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ
  • МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РЯЗАНСКОМ РЕГИОНЕ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
  • МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
  • ПОЛИТИКА
  • МОЛОДЕЖЬ

В данной статье говорится о проблемах развития молодежной политики в Российской Федерации и их решениях. Молодежная политика является одним из важных и перспективных направлений социальной и экономической политики Российской Федерации. Основными проблемами, приведенными в статье, являются отсутствие полноценного федерального закона по реализации государственной молодежной политики и недостаточное развитие инфраструктуры государственной молодежной политики. В статье так же приводятся сведения о реализации государственной молодежной политики в Рязанском регионе.

  • Формирование отношения к Дональду Трампу в российском медиапространстве
  • Развитие отношений в государственно-частном партнерстве КБР
  • Особенности государственно-религиозных отношений в контексте светской модели государства

Молодежь является позитивным фактором всех перемен в обществе, а с другой – фактором социальной нестабильности. Поэтому эта тема является актуальной в современном государстве. В настоящее время государство сильно обеспокоено развитием нашей молодежи. В связи с этим государстве все больше направляет усилий на развитие и поддержку молодежи, развивает их общественно-политическую активность путем обеспечения ее стабильности и дальнейшего развития. Важную роль при становлении молодежи играют органы местного самоуправления и государственные органы власти, реализующие молодежную политику с опорой на научные, социальные и практические исследования в молодежной среде города и региона.

Молодежная политика является одним из важных и перспективных направлений социальной и экономической политики Российской Федерации. Основной целью молодежной политики – является создание социально-экономических, организационно-правовых условий, поддержка и гарантии для самореализации молодежи в современных условиях, реализации его интересов и социального положения в обществе, максимального раскрытия личностного потенциала молодежи в интересах развития гражданского общества, а также для поддержки молодежных социально-значимых инициатив.

Главными проблемами на данный момент в молодежной политике является:

  1. отсутствие полноценного федерального закона по реализации государственной молодежной политики;
  2. низкий уровень целеполагания и постановки стратегических задач в молодежной сфере;
  3. недостаточное развитие инфраструктуры государственной молодежной политики;
  4. отсутствие качественных и количественных критериев оценки эффективности деятельности органов местного управления по работе с молодежью и вовлечения ее в социально-активную деятельность.

Пути решения проблем данной сферы:

1. На данный момент регулирование и развитие молодежной политики в Российской Федерации заключено в «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». Данная стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и возможности в развитии молодежи, определить цели, приоритеты и инструменты государственного регулирования сферы молодежной политики.

Данная стратегия не может быть полноценным законодательным актом, таким образом, нужно создать нормативно-правовую обоснованность реализации молодежной политики в Российской Федерации. Также нужно разработать и принять соответствующий федеральный закон (например, закон «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие данного закона поможет развивать и совершенствовать молодежную политику регионов в одном законодательном «русле»

2. Помимо нормативно-правового регулирования отрасли, отсутствуют четкие стратегические задачи и целеполагание в сфере молодежной политики, что приводит к недопониманию регионов по развитию идей и направлений государственной молодежной политики. Регионам надо четко поставить задачи и направления их деятельности, в которых они должны двигаться для достижения общей цели.

3. Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики тесно связано с дефицитом кадрового резерва сферы молодежной политики. Только в последние годы в высших учебных заведениях начали усердно готовить кадры по работе с молодежью. Однако данные кадры не могут решить проблемы из-за того, что есть хороший теоретический багаж знаний, но нет практических навыков работы с молодежью.

4. Еще одна проблема – это разработка качественных и количественных критериев оценки эффективности деятельности органов местного управления по работе с молодежью. На уровне субъектов Российской Федерации данные критерии оценки регионов не разработаны, что приводить к торможению в развитии молодежной политики регионов. Нельзя установить какой регион эффективно работает в данном направлении, а какой не в состоянии справиться самостоятельно и ему нужна помощь «соседей».

Пути решения проблем в сфере молодежной политики:

  1. Создание основного законодательного нормативно-правового акта «О государственной молодежной политики», который будет четко регулировать сектор молодежной политики.
  2. Разработка четких стратегических задач и целеполагания, должны быть четко разработаны идеи по развитию регионов
  3. Должны создаваться в высших учебных заведениях направления подготовки связанные с работой молодежи
  4. Разработка оценки эффективности деятельности органов местного управления по работе с молодежью, разработать качественные и количественные критерии оценки для регионов, по которым будут оцениваться работа регионов по развитию молодежной политики

Специфика развития молодежной политики в Рязанском регионе

В основе реализации молодежной политики в Рязанском регионе лежат приоритетные направления государственной молодежной политики:

  1. поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
  2. поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной ситуации, содействие обеспечению занятости и трудоустройства молодежи;
  3. содействие в решении жилищных проблем молодых семей;
  4. популяризация здорового образа жизни, культуры безопасности в молодежной среде.

В Рязанском регионе усиленно развивается молодежная политика, примером может послужить:

Центр развития социальной активности молодежи «Потенциал».

Центр развития социальной активности молодежи «Потенциал» был создан из штаба школьного актива, штаба детских объединений и штаба молодежного актива при главе администрации города Рязани.

Центр «Потенциал» реализует свою деятельность по следующим направлениям: работа по развитию детского движения, работа по развитию школьного самоуправлению, развитие социально-клубной работы.

В 2015 году в деятельности Центра приняли участие более 800 человек.

Содействие профессиональному самоопределению молодежи в профориентации и самоопределения молодежи создан Центр профессиональной ориентации молодежи Рязани. Данный центр оказывает помощь в трудоустройстве молодежи на временную, сезонную и разовую работу, а также центр профориентации молодежи информирует о наличии вакансий на постоянную работу в городе Рязани.

Молодежное самоуправление

В целях подготовки перспективных кадров и кадрового резерва в органах местного самоуправления сформирована молодежная администрация города Рязани. В 2014 году в конкурсе по формированию молодежной администрации города Рязани приняли участие 25 человек.

Претенденты защищали перед конкурсной комиссией индивидуальный социально значимый проект на тему «Мой вклад в жизнь города Рязани». По итогам конкурса в состав молодежной администрации было отобрано 17 кандидатов. В 2015 году состав молодежной администрации города Рязани увеличился до 21 человека и дублирует все структурные подразделения Администрации города Рязани.

Так же совещательным органом при Правительстве Рязанской области является Молодежное Правительство Рязанской области и Молодежный парламент при Рязанской областной Думе.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 (ред. от 21.05.2012) "Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80523/
  2. Астафьева В.С. Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества/ Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2011 год, №166, с. 170-173
  3. Официальный сайт “Администрация города Рязани” [Электронный ресурс]. URL:http://admrzn.ru/
  4. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики, на основе переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/

Ключевые проблемы молодежной политики в России и пути их решения

Отроков Олег Юрьевич,

магистрант Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова.

Среди ключевых направлений внутренней политики России в настоящее время одно из первых мест по своей социальной остроте и значимости занимает тема работы с молодежью. Однако именно в сфере молодежной политики в отличие от других ключевых задач (образование, здравоохранение и др.) отсутствуют четкий научно-обоснованный подход к реализации, рассчитанная на перспективу действенная стратегия мер и мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Так, среди проблем молодежной политики в России, без решения которых развитие данной сферы не может быть полновесным, можно выделить следующие:

- отсутствие полноценной законодательной базы реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне;

- отсутствие понятной идеи реализации молодежной политики в целом, низкий уровень целеполагания и постановки понятных стратегических задач;

- слабая развитость инфраструктуры реализации молодежной политики, низкий кадровый потенциал отрасли и неразвитая система обучения и переподготовки кадров для сферы;

- отсутствие единой системы критериев и методов оценки эффективности деятельности органов по работе с молодежью.

Каждая приведенная проблема требует всестороннего анализа для определения механизмов возможного решения.

Рассмотрим первую выделенную проблему. Законодательная база, относящаяся к сфере молодежной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации находится в стадии становления. Основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации определены в 1992 г. Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» . Позднее в конце 1990-х гг. был принят ряд указов Президента России, постановлений Правительства, касающихся реализации молодежной политики на государственном уровне. Среди них особое значение имеет целевая программа «Молодежь России» , которая действовала до 2010 г. Федеральная целевая программа на период после 2010 г. не была принята, и сфера работы с молодежью стала частью других отраслевых целевых программ. Ключевым документом, регулирующим сферу государственной молодежной политики на федеральном уровне в настоящее время, является Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее – Стратегия), утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р. Данная стратегия разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Кроме этого, в регионах России действует большое количество своих «молодежных» законов и актов, посвященных вопросам государственной молодежной политики, общее количество которых приближается к 100 тысячам, не говоря о широком массиве муниципальных правовых актов, касающихся молодежи и работы с ней.

Таким образом, нормативно-правовая обоснованность реализации молодежной политики существенно ослаблена отсутствием соответствующего федерального закона (например, закона «О молодежи») и профильной общероссийской программы. Все это делает проблематичным реализацию принимаемых законов и других нормативных правовых актов в интересах молодежи, а также координацию и системность принимаемых в этом направлении мер. Принятие федерального закона о молодежи вполне вписывается в нынешнее российское законодательство и способствует его развитию в едином русле на территории всех регионов России. Нельзя считать нормальной правовой конструкцией состояние, при котором большинство субъектов России имеют базовые законы в данной сфере, а соответствующий федеральный закон отсутствует .

Первым этапом в создании такого закона можно рассматривать широкое обсуждение проекта Федерального закона «О добровольцах (волонтерах)», который планируется к рассмотрению Государственной Думой России. Внимание к проблеме отсутствия федеральной нормативной базы для развития и совершенствования молодежной политики растет, и надежды на скорое принятие закона о молодежи и политики в ее отношении становятся реалистичнее.

Описанная выше проблема напрямую связана со следующей – отсутствием понятной цели и низким уровнем целеполагания в молодежной политике. Помимо нормативного регулирования отрасли, практически отсутствуют общие идейные установки, в рамках которых реализуются федеральные проекты и мероприятия молодежной тематики. Существует набор федеральных проектов, которые решают отдельные цели и задачи, зачастую просто декларируемые, не приводящие к конкретному результату, либо вовсе недостижимые. Общее целеполагание и направления развития сферы довольно размыты, не прослеживается и прямая связь между реализацией набора федеральных проектов и реализацией задач молодежной политики в целом. Поэтому необходимо определение четкой идеи молодежной политики, в рамках которой должны быть установлены направления формирования правильного воспитания и обучения, получения необходимого опыта и постоянного развития молодежи.

Реализация подобных планов предполагает систему государственных и общественных институтов, которые занимаются решением поставленных задач и реализацией «государственного заказа» в данной сфере. В связи с тем что молодежная политика финансируется в основном по остаточному принципу, инфраструктура реализации молодежной политики и на федеральном уровне, и в регионах развита довольно слабо. В 2012 г. федеральному Агентству по делам молодежи было передано три федеральных бюджетных учреждения, находящихся до этого в ведении Министерства спорта России , что значительно усилило материальную базу Агентства, однако количество сотрудников в Агентстве не позволяло выйти на новый уровень работы. Только в 2013 г. Правительством России было принято решение значительно увеличить штатную численность сотрудников агентства (более чем в два раза), что сильно усиливает кадровую основу молодежной политики в стране .

Однако не так хорошо обстоят дела во многих регионах страны. Для решения проблемы кадрового насыщения отрасли в 2008 г. предпринималась попытка утвердить нормативы штатной численности работников сферы молодежной политики: были приняты рекомендации Минспорттуризма России , устанавливающие показатели примерной структуры отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи). Однако письма Министерства явно недостаточно. Необходимо дополнить данные рекомендации общими для всей страны нормативами минимальной обеспеченности сотрудниками федеральных, региональных и муниципальных учреждений, что позволит не только пополнить кадровую и материально-техническую базу сферы молодежной политики в регионах, но и унифицировать ее. Ведь подобные нормативы уже приняты и действуют практически во всех регионах России, однако отсутствует общая логика данных документов. Более того, зачастую уже действующие Дома культуры и творчества, спортивные объекты приравниваются к учреждениям по работе с молодежью, но в подведомственность органов по работе с молодежью не переходят, фактически выполняя задачи иных отраслевых министерств и ведомств, что нарушает общую логику кадровой и материально-технической обеспеченности органов молодежной политики.

Развитие инфраструктуры тесно связано и с низким уровнем кадрового потенциала сферы молодежной политики. Только в последние 5-10 лет в высших учебных заведениях стали появляться кафедры по обучению студентов по специальности «организация работы с молодежью». Однако они не решают кадровый дефицит отрасли, так как преподавание ведется только на основе теоретических начал молодежной политики, зачастую не имеющих никакого отношения к реальной практике. Так, в органах по работе с молодежью в Ростовской области работает 125 специалистов, в том числе 34 в областных структурах, из них лишь один специалист имеет профильное образование по данной специальности . Кроме этого, практически отсутствует система целевого набора на данные специальности, а также возможность переподготовки специалистов, либо повышения их квалификации. Все это ведет к снижению качества работы специалистов в сфере, отсутствию полноценной системы передачи накопленного опыта работы.

Еще одной проблемой развития молодежной политики в России является вопрос о критериях и методах оценки качества и эффективности работы. Такие критерии на федеральном уровне не установлены, итоги работы регионов в сфере молодежной политики не оцениваются и не тиражируются, что негативно влияет на общую координацию деятельности и создание определенных стимулирующих механизмов для эффективно работающих регионов. Поэтому необходимо создать определенную систему критериев, позволяющих оценить уровень эффективности работы с молодежью в регионах страны. Возможно, в этой системе будут использованы ряд количественных и качественных показателей, таких как: охват молодежи, задействованных на мероприятиях; количество победителей и участников всероссийских конкурсов и проектов; достижение задач реализации федеральных проектов в регионе; количество межрегиональных мероприятий и другие. Данные критерии должны позволить составить некий рейтинг регионов по работе в сфере молодежной политики и объективно оценить качество их деятельности.

Таким образом, реализация обозначенных предложений позволит решить многие выделенные в данной статье проблемы сферы молодежной политики, которые мешают ее дальнейшему развитию и становлению. Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений – формированием активного гражданского общества, движущей силой которого станет молодежь.

Литература

1. Копцева О.А. Молодежь России и гражданское общество XXI века: сборник статей по материалам заочной всероссийской научно-практической конференции, М. – 2009 год, - 336 с.

2. Астафьева В.С. Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества/ Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2011 год, №166, с. 170-173

3. Материалы парламентских слушаний «Развитие волонтерского движения в России. Нормативно-правовой аспект», М. – 2010 год, издательство Государственной Думы