Практические и лабораторные работы по биологии (8 класс). Решебники и готовые домашние задания (ГДЗ): как ими пользоваться? Торможение движений, возникших в силу инерции

Аманкарагайская средняя школа имени Н. Островского

Лабораторные работы по биологии

8 класс

(углубленное изучение)

Пособие для учителя и учащихся

Составитель – Мажара Е.Г.,

учитель биологии

Аманкарагай


Лабораторная работа № 1. Тема: Проведение антропологических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела. Цель: установить взаимосвязь изменений показателей физического развития человека с возрастом. Оборудование: сантиметровая лента, ростомер.Ход работы. 1. Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет ростиспытуемого и записывает полученный результат.2. Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладываетленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затемиспытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинамиокружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.3. Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов.4. Полученный результаты оформляются в следующей форме: Ход наблюдения:
Испытуемый 5. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.

Лабораторная работа № 2.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Цель: изучить строение клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Оборудование: таблица «Строение клетки и органоидов», учебник.

Ход работы.

1
. Рассмотрите рисунок. Заполните соответствующие строки таблицы «Клетка»:

2. Заполните таблицу:

Структурная система ядра

Структуры

3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре и их содержание в живых организмах. Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?

Р

аспространение элементов в земной коре (А) и в живых организмах (Б)

4. Сделайте вывод о строении клетки организма человека.

Лабораторная работа № 3.

Тема: Изучение коленного рефлекса и наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте.

Цель: наблюдение за возникновением коленного рефлекса при механическом воздействии. Оборудование: молоток из детского конструктора. Ход работы:
  1. проведите эксперимент: первый ученик, испытуемый, в положении сидя на стуле кладет правую ногу на левую. Второй ученик, экспериментатор, наносит легкий удар молоточком по сухожилию мышцы правой ноги (коленный слустав). Эксперимент повторяют с левой ногой.

  2. Сравните рефлекторную реакцию на механическое воздействие.

  3. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 4.

Тема: Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка.

Цель: познакомить учащихся с функциями мозжечка. Оборудование: Ход работы:

1. Пальценосовая проба

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Оценка результатов В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

2. Торможение движений, возникших в силу инерции

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается. 3. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы.
    Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальценосовой пробы? Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции? Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Лабораторная работа № 5
Тема: Безусловные рефлексы продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Цель: познакомиться с безусловными рефлексами продолговатого, среднего и промежуточного мозга. Оборудование: таблица «Строение головного мозга». Ход работы 1. Продолговатый мозг Черенком ложки экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс. Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет. Испытуемый делает 2–3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается. .
    Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах? Какие еще функции этого отдела головного мозга вам знакомы?
2. Средний мозг Экспериментатор предлагает испытуемым задания (например, прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс). Испытуемый смотрит на зажженную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаза, контролируемая средним мозгом. Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа. Ответьте на следующие вопросы .
    Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов? Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах двери чаще всего открываются наружу – с какой функцией среднего мозга это связано?
3. Промежуточный мозг Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду: «Замри!». Испытуемые замирают в разных позах (поздний рефлекс промежуточного мозга). 4. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы:
    Каковы рефлексы, центры которых находятся в промежуточном мозге, гипоталамусе? Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Лабораторная работа № 6.
Тема:
Определение остроты зрения.

Цель: определить остроту зрения с помощью опытов. Оборудование: рамки размером 15х20 см. с хорошо натянутой марлей, набор предметов разного цвета. Ход работы:
    Разбиться в парах. Один ученик помещает перед глазами на расстоянии 29 см. рамку с натянутой марлей, за которой на расстоянии 50 см. другой ученик помещает страницу учебника. Первый ученик по команде фиксирует взгляд то на нитках марли, то на тексте. Опыт повторяется несколько раз. В результате учащиеся убеждаются в том, что нельзя видеть одновременно буквы и рисунок марли. Один ученик садится на стул и смотрит прямо перед собой. Другой ученик поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Предмет показывают в движении и короткое время. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: Какой предмет был показан? Какого цвета? Сделайте выводы.

Лабораторная работа № 7.
Тема:
Определение остроты слуха.

Цель: определить остроту слуха опытным путем. Оборудование: таблица «Строение органов слуха», сантиметровая лента. Ход работы:
    Рассмотрите рисунок и таблицу «Строение органов слуха. Разбейтесь по парам. Один ученик на расстоянии 10 см. читает текст из учебника тихим голосом, затем расстояние увеличивается и фиксируется в тетради то расстояние, на котором учащийся перестает слышать. Затем меняются местами. учитель включает музыкальный проигрыватель и изменяет силу звука. Определяется высота воспринимаемого звука. Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 8. Тема: Изучение свойств декальцинированной и прокаленной костей. Цель : определить различие декальцинированной и прокаленной костей.Ход работы:
    Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть? Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает? Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость?
Вывод: Чем различаются декальцинированная и прокаленная кости?

Лабораторная работа № 9.
Тема:
Оказание первой помощи при растяжениях, вывихах и переломах костей.

Цель: научиться оказывать первую помощь при травмах. Оборудование: шины, бинт, марлевые салфетки, косынка. Ход работы:
  1. Научитесь накладывать сдавливающую повязку. Когда она накладывается?

  2. Окажите первую помощь при переломе предплечья, плеча, голени, бедра.

  3. У пострадавшего перелом костей черепа, у другого позвоночника, грудной клетки. Окажи первую медицинскую помощь.

  4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 10.
Тема: Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

Цель: определить местоположение костей и мышц. Оборудование: таблицы, рисунки. Ход работы: 1. Рассмотрите схемы костной и мышечной систем. 2. Заполните таблицу
3. Сделайте выводы, тветив на следующие вопросы.
    Что обеспечивает определенную форму тела? Каким образом фиксируются мышцы? Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга? Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека? Где находятся мышцы, сгибающие пальцы? Какая мышца поднимает пятку? В каком движении участвует дельтовидная мышца? Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе? Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?

Лабораторная работа № 11.
Тема:
Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма

Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Измерение роста

Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.

2. Измерение окружности грудной клетки

Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.

3. Определение массы тела

Измерение проводится с помощью медицинских весов.

Примечание : Исследование должно быть проведено не менее чем на 5 испытуемых различных возрастов (дошкольник, школьник, взрослый человек).

Полученный результаты оформляются в следующей форме:

Испытуемый


4. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.

Лабораторная работа № 12.
Тема: Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель: сравнить строение клеток крови человека и лягушки. Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека. Ход работы:
    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты и зарисуйте их. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки. Зарисуйте эритроциты крови лягушки. Найдите отличия между эритроцитами человека и лягушки. Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему? Сделайте вывод о различии в строении крови человека и лягушки, используя данные таблицы:

Лабораторная работа № 13.
Тема:
Иммунитет. Профилактика СПИДа.

Цель: научиться отличать виды иммунитета. Оборудование: учебник, рисунки. Ход работы:

1. Письменно ответьте на следующие вопросы:

    Что такое иммунитет, какие бывают виды иммунитета?

    Какие клетки в организме отвечают за иммунные реакции?

    Чем отличается иммунитет у детей?

    Что такое иммунизация и для чего она проводится?

2.Заполните таблицу:

Виды иммунитета

3.Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 14. Тема: Внешнее и внутреннее строение сердца.Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения сердца.Оборудование: таблица, рисунки.Ход работы.
    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: Где располагается сердце
и какое строение имеет система кровообращения?

2. Рассмотрите рисунок. Зарисуйте внутреннее строение сердца (рис. 80)и обозначьте структурные компоненты:

3. Сделайте вывод , ответив на вопрос: Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
Лабораторная работа № 15 Тема: Самонаблюдения. Функциональные пробы. Цель : познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца.Оборудование: секундомер.Ход работы: 1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за
10 с и среднее значение умножьте на 6.
2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.
3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с отсчитывается от конца предшествующего измерения.)
4. Свои результаты оформите в виде таблицы, приведенной ниже. В ней даны примерные величины, которые могут не совпадать с вашими.

ЧСС в состоянии покоя

5. Сделайте вывод.

Примечание: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем наполовину - результаты неудовлетворительные.

Оценка результатов Частота пульса в возрасте 15 - 20 лет в норме составляет 60 - 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 - 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 - 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 - 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 - 170 ударов в минуту - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 - 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
Лабораторная работа № 16 Тема: Измерение артериального давления до и после дозированной нагрузки . Цель : научиться измерять артериальное давление.Оборудование: тонометр.Ход работы: 1. Измерьте артериальное давление с помощью тонометра. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.Артериальное (АД):АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):ПД = АДсист. - АДдиаст. Среднее артериальное (АДср):Адср. = (АДсист. - АДдиаст.)/3 + АДдиаст. Оценка результатов Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.


3. Сделайте вывод, п исьменно ответив на вопросы:
    Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?
Задание: Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч после смерти пациента в 1902 г. русским ученым Алексеем Александровичем Кулябко (1866-1930). Ученый направил питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.
    Мог ли раствор попасть в левый желудочек?
    2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?
    3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включен адреналин?
    4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?

Лабораторная работа № 17
Тема:
Оказание первой помощи при кровотечениях.

Цель: научиться распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов. Оборудование: бинт, жгут, салфетки. Ход работы: 1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками,цвет крови - алый. Окажите первую помощь и объясните, что это за кровотечение.2.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. Окажите первую помощь. Объясните.3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Окажите первую помощь. Объясните.4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 18
Тема:
Методы измерения частоты и глубины дыхательных движений .

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой). Ход работы: 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.
Оценка результатов 4. Оцените полученные результаты с помощью таблицы


5. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 19
Тема: Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Цель : убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование : кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки. Ход работы: 1. Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2–3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.
4. Сделайте вывод о том, что произошло и почему.

Лабораторная работа № 20.

Тема: Составление пищевого рациона подростка.

Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.

Ход работы:

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Режим питания

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин: Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин. Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж. Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту. На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продукта

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Лабораторная работа № 21
Тема:
Внешнее и внутреннее строение почки

Цель : изучить особенности внешнего и внутреннего строения почки человека. Оборудование: учебник, таблица «Строение органов выделения, микропрепарат, микроскоп. Ход работы:
    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат почки. Используя материал учебника заполните таблицы:

Выделительная система.

Органы

Этапы мочеобразования

    Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 22
Тема:
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти.

Цель : сравнить строение тыльной и ладонной стороны кисти. Оборудование: рисунки. Ход работы:
    Рассмотрите тыльную и ладонную сторону кисти. Сравните кожу на тыльной и ладонной стороне. Рассмотрите расположение складок кожи, рисунки. Сделайте вывод об особенностях тыльной и ладонной стороны кисти.
13

Составил: учитель биологии Долдонова Гульмира Саиндолдиновна. КГУ « Чиркаинская основная школа»

Копилка для молодого специалиста-

практические, лабораторные работы биология 8 класс

Практическая работа к § 60 Особенности высшей нервной деятельности человека (учебник биология8 класс Атамұ ра 2012)

Тема: Исследование различных видов памяти.

Цель: закрепить понятие памяти, исследовать её виды, ознакомиться с методами определения памяти.

Оборудование: карточки с рисунками, текстом, цифрами,рисунки

Ход работы.

1. Исследование образной памяти.

1.1. Исследование зрительной памяти.

На доске (или на заранее подготовленном учителем раздаточном материале) записан ряд произвольных слов. Задача учащихся в течение 30 секунд внимательно посмотреть на слова, попытаться запомнить, затем воспроизвести:

ПАРТА,КНИГА, УЛИЦА, НЕБО, ПЕНАЛ, УЧИТЕЛЬ, АРТИСТ, СТЕНД, БОТИНОК, ЛОЖКА.

Проанализировать результаты, если удалось воспроизвести менее 6 слов память слабая, нужно тренировать; 6 - 9 слов – хорошая память; более 9 – великолепный результат.

1.2. Исследование слуховой памяти.

Учитель читает вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 секунд). После 5 секунд отдыха, учащиеся записывают запомнившиеся слова.

АТЛАС, ЯБЛОКО, ГЛОБУС, ГРОЗА, УТКА, МЯЧ, КОШКА, ЛИСТ, ДОМ, ЖУРНАЛ.

Проанализировать результаты. Сравнить результаты. Сделать вывод, какой тип памяти преобладает.

2. Исследование смысловой памяти.

2.1. Запомнить и записать по порядку 10 логически связанных слов:

УЛИЦА, ДОМ, ЛЕСТНИЦА, ДВЕРЬ, КВАРТИРА, КУХНЯ, ОБЕД, СТОЛ, ПОСУДА, КАША.

2.2. Учитель читает пары слов, делая паузы по 2 секунды между парами слов:

СПОРТ-ЛЫЖИ, ГРОЗА-ДОЖДЬ- , СНЕГ-СНЕЖИНКА, ГЛАЗА-СМОТРЕТЬ, КНИГА-ШКОЛА, КОРОВА-МОЛОКО, НОЧЬ-ЗВЕЗДА, КУСТ-РОЗА, ЛЕС-ГРИБ, ЛЕТО-МОРЕ.

Проверить количество запомненных пар слов, если 6 и более – логическая память хорошая, менее 6 – нужно развивать.

Учащиеся делают выводы об эффективности своей памяти.

Практическая работа

к § 61 Типы высшей нервной деятельности (учебник биология8 класс Атамұ ра 2012)

Тема: Определение типа темперамента.

Цель: определить присущий тип темперамента.

Оборудование: тесты для определения темперамента.

Ход работы.

I. Вам предложены утверждения. Ваша задача выразить своё согласие (от 6 до 10 баллов)

или несогласие (от 0 до 5 баллов):

1. Перед любым важным событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при трудностях и неудачах.

6. С равными себе я не сдержан и вспыльчив.

7. Я легко делаю выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.

меланхолик = 1+5

сангвиник = 3+7

холерик = 2+6

флегматик = 4+8

М=…., С=…, Х=…, Ф= … .

III. Записать символы М, С, Х, Ф в порядке уменьшения их значения для вас (например, СФМХ), и вы получите формулу, из которой поймёте, черты каких типов темпераментов выражены сильнее.

Вывод : Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?

Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:

Данная классификация Галена..

Сангвинический (кровь),

Флегматический (слизь),

Холерический (желчь),

Меланхолический (чёрная желчь).

Первый тип нервной системы:

Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвиническийтип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).

Второй тип нервной системы:

Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).

Третий тип нервной системы:

Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)

Четвёртый тип нервной системы:

Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).

Практическая работа к § 18 (учебник биология 8 класс Атам ұ ра 2012)

ТЕМА«Определение остроты зрения»

Цель: изучение функций собственных органов зрения.

Оборудование: длинная линейка, 2 карандаша, повязка на глаза, все опыты проводятся вдвоем)

Ход работы:

1 .Определение значения бинокулярного зрения.

Оба возьмите по карандашу. Первый участник опыта закрывает один глаз.

Второй участник опыта держит карандаш одним концом вверх на расстоянии 40-50 см от глаз первого.

Первый, с закрытым глазом, должен кончиком своего карандаша прикоснуться к кончику карандаша второго.

Расстояние от глаз измените и опыт повторите. Сделайте вывод.

Тот же опыт повторите, не закрывая глаза, т.е. с двумя открытыми глазами. Сделайте вывод.

Поменяйтесь ролями.

Результаты запишите в таблицу

опыта

Что делали

Что наблюдали

2.Определение наименьшего расстояния зрения.

Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока ещё можно читать. Измерьте это расстояние линейкой.

(для нормального зрения это расстояние равняется 10 – 13 см. Если расстояние больше, то это дальнозоркость глаза)

Точно также проверьте другой глаз.

Сделайте и запишите вывод.

Определение наибольшего расстояния зрения.

1.Первый ученик закрывает один глаз.

2.Второй ученик, держа перед ним раскрытую книгу с мелким шрифтом, начинает удалять её до тех пор, пока первый различает текст.

3.Расстояние измеряется и заносится в таблицу.

Опыт повторяется для второго глаза,

Для двух открытых глаз.

Затем участники опыта меняются местами.

Результаты каждый заносит в свою тетрадь.

Сделайте и запишите вывод.

Таблица определения расстояния зрения.

опыта

Наименьшее расстояние, на котором левый глаз различает текст книги

Расстояние в см

Наименьшее расстояние, на котором правый глаз различает текст книги

Наибольшее расстояние, на котором левый глаз различает текст книги

Наибольшее расстояние, на котором правый глаз различает текст книги

Наибольшее расстояние, на котором оба глаза различает текст книги

Общий вывод: Что влияет на остроту зрения?

Практическая работа к § 19 (учебник биология 8 класс Атам ұ ра 2012)

Тема «Определение остроты слуха»

Цель: изучение функций собственных органов слуха.

Оборудование: измерительная рулетка, механические часы, (опыт проводится вдвоем)

Ход работы:

Определение остроты слуха.

1.Один ученик становится у стены, а второй начинает вдоль нее удалять от его уха механические тикающие часы до тех пор, пока испытуемый слышит звук. Это расстояние измеряется.

2.Опыт повторяется для другого уха.

3Результаты записываются.

Вывод: что влияет на остроту слуха?

Практическая работа

Тема«Антропометрический метод определения

уровня роста и развития организма»

Цель работы: научиться с помощью формул рассчитывать своё физическое состояние.

Ход работы:

1. Измерить свой рост, вес и окружность грудной клетки.

2. Определить по формулам теоретические показатели и сравнить со своими данными

3. Сделать выводы об уровне соответствия собственных параметров теоретическим

Расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14 – 16 лет:

Для девочек: Рост = 6 х возраст + 76

Для мальчиков: 6 х возраст + 77

Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать + -2,5 см для мальчиков и + - 3,5 см для девочек. Если полученный результат при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, то это может указывать на эндокринные нарушения.

Расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом.

ОГ мальчиков 1 – 12 лет = 1,6 х возраст + 48

ОГ мальчиков 13 – 17 лет = 4,2 х возраст + 20

ОГ девочек 1 – 12 лет = 1,7 х возраст + 47

ОГ девочек 13 – 18 лет = 2,2 х возраст + 45

Расчет массы тела (А) у детей и подростков

Для подростков до 12 – 13 лет: А = 10 + 2n, где А – масса в кг, n – возраст ребенка

Для подростков 13 – 14 лет и взрослых: А = Рост(см) х Окружность грудной клетки (см)\240

Форма отчетности: сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

Практическая работа

Тема« Правильная осанка»

Для вычисления показателя состоянияосанки измеряют расстояние между крайнимикостными точками,выступающими над правым и левыми плечевыми суставами.Измерение с переди характеризуетширину плеч, а сзади величину дуги спины.

Цель Определить правильность осанки

Оборудование: сантиметровая линейка

ход: работа проводиться в группах или в парах. У испытуемого с помощью сантиметровой линейки определяют ширинй плеч и величину дуги спины.

Форма отчетности:Рассчитайте показатели оценки по формуле

А= _ширина __________ . 100%,

величина дуги спины

А - показатель состояния осанки.Сравните полученны данные со среднестатистическими,сделайте вывод

Оценка полученных результатов:

В норме показатель состояния колеблется в пределах 100%-110%

Если он мене 90 или более125% , то это свидетельствует о выраженном нарушении осанкиСоотношение между окружность талии и ростом в норме составляет 45%.

МОУ « Поротниковская средняя общеобразовательная школа»

Принята на методическом Утверждаю.

объеденении естественно - Директор школы________ ()

математического цикла. Приказ № ____ от «____» _______ 200__г.

Протокол №____

от «______» _______ 200___ г.

Руководитель МО:

Практикум по биологии

Программа по элективному курсу

« Практикум по биологии» (17 часов).

Пояснительная записка.

Программа предназначена для 8 класса.

В практикум включены разнообразные практические и лабораторные работы по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Работоспособность человека», «Обмен веществ и энергии», «Нервная система», «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность».

Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Цель: подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками.

Задачи:

1. научить планировать и проводить практические работы, наблюдать их результаты и фиксировать наблюдения;

2. сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания;

3. использовать анатомический материал в воспитании санитарно-гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания с учетом особенностей детского организма.


Учащиеся должны знать:

1. основные методы изучения функций организма;

2. возрастные и половые особенности организма человека;

3. влияние вредных факторов и привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом;

4. термины: антропометрия, соматометрическое исследование, функциональная проба, дневник самоконтроля

Учащиеся должны уметь:

1. проводить исследования здоровья человека;

2. вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;

3. обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм;

4. использовать анатомические знания для формирования культуры ЗОЖ.

Тематический план курса

Тема

Практические работы

Количество

часов

Опорно-двигательный аппарат

Сердечно-сосудистая система

Система органов дыхания

Работоспособность человека

« »,

Тема

Практические работы

Количество

часов

Обмен веществ и энергии

Нервная система

Анализаторы

Высшая нервная деятельность

Тема 1. Опорно-двигательный аппарат (2 часа)

Двигательная активность и физическое развитие человека. Взаимосвязь скелета и мышц для решения проблемы здоровья человека. Антропометрические исследования: соматометрические, физиометрические, соматоскопические.

Практические работы: « Соматометрические исследования», «Оценка гибкости тела», «Определение степени развития мускулатуры», «Пропорции телосложения», «Правильная осанка», «Определение плоскостопия», «Координация движений».

Тема 2. Сердечно-сосудистая система (2 часа)

Особенности кровообращения и работы сердца. Нервная и гуморальная регуляция кровообращения. Основные свойства сердечной мышцы. Дозированное воздействие на организм человека в стандартных условиях.

Практические работы: «Определение пульса», «Регуляция работы сердца», «Периферическое кровообращение», «Ортостатическая проба», «Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа».

Тема 3. Система органов дыхания (2 часа)

Дыхание – совокупность физиологических процессов. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Особенности внешнего дыхания. Влияние условий внешней и внутренней среды на дыхание человека.

Практические работы: «Дыхательные движения», «Жизненная емкость легких», «Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки».

Тема 4. Работоспособность человека (2 часа)

Физическая работоспособность человека. Простые и сложные методы определения работоспособности. Функциональные пробы на сердечно-сосудистую и дыхательные системы.

Практические работы: «Определение физической работоспособности по отдышке», «Проба Руфье-Диксона», «Гарвардский степ-тест».


Тема 5. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой – неотъемлемое свойство любого организма. Интенсивность обмена энергии в организме. Измерение энергетических затрат организма.

Практические работы: «Составление пищевого рациона», «Расчет энергозатрат», «Контроль температуры тела в течении дня».

Тема 6. Нервная система (3 часа)

Значение ЦНС в организме. Роль нервной системы в регуляции и координации жизнедеятельности. Свойство нервной системы – возбудимость. Рефлекторные реакции и сложные поведенческие акты.

Практические работы: «Исследование рефлекторных реакций человека», «Исследование состояния вегетативной нервной системы», «Вегетативная нервная система», «Продолговатый мозг», «Средний мозг», «Мозжечок», «Промежуточный мозг», «Большие полушария головного мозга», «Безусловное торможение».

Тема 7. Анализаторы (2 часа)

Роль анализаторов в восприятии внешней и внутренней информации и передачу ее и анализ в высшие отделы мозга. Строение анализаторов. Адекватные и неадекватные раздражители рецепторов.

Практические работы: «Глазные мышцы», «Изменение размера зрачка», «Строение сетчатки», Определение остроты зрения», «Функциональное состояние вестибулярного анализатора», «Исследование тактильной чувствительности».

Тема 8. Высшая нервная деятельность (2 часа)

Изучение психических функций у человека. Проявления психической деятельности: ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и воля.

Практические работы: «Выявление объема кратковременной памяти», «Образная память», «Внимание», «Внимание и работоспособность», «Объем внимания», «Логическое мышление», «Смысловая память», «Работоспособность», «Влияние позы на результат деятельности».

Литература

Маш проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983.-160 с.

Лабораторные работы

к курсу «Биология 8 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Каталитическая активность ферментов"

Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток.

Оборудование: 1) 2 пробирки

2) флакон с водой

3) сырой и вареный картофель

4) перекись водорода (3%)

Ход работы:

1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см.

2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую - столько же вареного.

3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода.

Оформление результатов:

Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Схематично зарисуйте опыт.

Как называется вещество, ускоряющее химическую реакцию?

Что такое фермент? В каких условиях он действует?

Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

по теме «Ткани человека под микроскопом"

Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности

Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты:

* для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ»,

* для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы»

Ход работы:

Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.

Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.

Сделайте вывод , перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

по теме: "Строение костной ткани"

Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей.

Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей»

2) наборы позвонков

Ход работы:

1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна?

Оформление результатов:

зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи.

Сделайте вывод , сравнив плоские и трубчатые кости.

Как доказать, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани?

Сравните строение хрящевой и костной ткани.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

по теме: "Строение позвоночника"

Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.

Оборудование: 1) наборы позвонков человека

Ход работы:

Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.

Сколько позвонков в каждом отделе?

Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.

Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.

Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал.

Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?

По результатам наблюдений заполните таблицу:

Строение позвоночника.

Отделы позвоночника

Количество позвонков

Особенности строения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

по теме: "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией

Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь

лягушки»

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе .

2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное.

Оформление результатов:

зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки

Сделайте вывод , сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

по теме: "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"

Цель: выяснить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Оборудование: 2 колбы с известковой водой

Ход работы:

Вспомните процентный состав воздуха. Каков % кислорода и углекислого газа в воздухе классного помещения?

Рассмотрите прибор. Прозрачна ли жидкость в обеих пробирках?

Сделайте несколько вдохов и выдохов через мундштук, определите в какую пробирку идет вдыхаемый и выдыхаемый воздух? В какой пробирке вода помутнела?

Сделайте вывод из опыта.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7

Аманкарагайская средняя школа имени Н. Островского

Лабораторные работы по биологии

8 класс

(углубленное изучение)

Пособие для учителя и учащихся

Составитель – Мажара Е.Г.,

учитель биологии

Аманкарагай

Лабораторная работа № 1.

Тема: Проведение антропологических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.

Цель: установить взаимосвязь изменений показателей физического развития

человека с возрастом.

Оборудование: сантиметровая лента, ростомер.

Ход работы.

1. Измерение роста

Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать

на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,

межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост

испытуемого и записывает полученный результат.

2. Измерение окружности грудной клетки

Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной

клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает

ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна

проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем

испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время

обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном

выдохе. Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами

окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.

3. Определение массы тела

Измерение проводится с помощью медицинских весов.

4. Полученный результаты оформляются в следующей форме:

Ход наблюдения:

Испытуемый

Рост

Окружность грудной клетки

Масса тела

5. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития

человека с возрастом.

Лабораторная работа № 2.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Цель: изучить строение клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Оборудование: таблица «Строение клетки и органоидов», учебник.

Ход работы.

1
. Рассмотрите рисунок. Заполните соответствующие строки таблицы «Клетка»:

Название компонентов и органоидов клетки

Строение

2. Заполните таблицу:

Структурная система ядра

Структуры

Строение

3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре и их содержание в живых организмах. Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?

Р
аспространение элементов в земной коре (А) и в живых организмах (Б)

4. Сделайте вывод о строении клетки организма человека.

Лабораторная работа № 3.

Тема: Изучение коленного рефлекса и наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте.

Цель: наблюдение за возникновением коленного рефлекса при механическом воздействии.

Оборудование: молоток из детского конструктора.

Ход работы:

  1. проведите эксперимент: первый ученик, испытуемый, в положении сидя на стуле кладет правую ногу на левую. Второй ученик, экспериментатор, наносит легкий удар молоточком по сухожилию мышцы правой ноги (коленный слустав). Эксперимент повторяют с левой ногой.

  2. Сравните рефлекторную реакцию на механическое воздействие.

  3. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 4.

Тема: Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка.

Цель: познакомить учащихся с функциями мозжечка.

Оборудование:

Ход работы:

1. Пальценосовая проба

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Оценка результатов

В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

2. Торможение движений, возникших в силу инерции

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.

    Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальценосовой пробы?

    Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

    Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Лабораторная работа № 5
Тема: Безусловные рефлексы продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Цель: познакомиться с безусловными рефлексами продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Оборудование: таблица «Строение головного мозга».

Ход работы

1. Продолговатый мозг

Черенком ложки экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

Испытуемый делает 2–3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.

.

    Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

    Какие еще функции этого отдела головного мозга вам знакомы?

2. Средний мозг

Экспериментатор предлагает испытуемым задания (например, прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс).

Испытуемый смотрит на зажженную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаза, контролируемая средним мозгом.

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Ответьте на следующие вопросы .

    Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

    Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах двери чаще всего открываются наружу – с какой функцией среднего мозга это связано?

3. Промежуточный мозг

Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду: «Замри!». Испытуемые замирают в разных позах (поздний рефлекс промежуточного мозга).

4. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы:

    Каковы рефлексы, центры которых находятся в промежуточном мозге, гипоталамусе?

    Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Лабораторная работа № 6.
Тема:
Определение остроты зрения.

Цель: определить остроту зрения с помощью опытов.

Оборудование: рамки размером 15х20 см. с хорошо натянутой марлей, набор предметов разного цвета.

Ход работы:

    Разбиться в парах. Один ученик помещает перед глазами на расстоянии 29 см. рамку с натянутой марлей, за которой на расстоянии 50 см. другой ученик помещает страницу учебника. Первый ученик по команде фиксирует взгляд то на нитках марли, то на тексте. Опыт повторяется несколько раз. В результате учащиеся убеждаются в том, что нельзя видеть одновременно буквы и рисунок марли.

    Один ученик садится на стул и смотрит прямо перед собой. Другой ученик поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Предмет показывают в движении и короткое время. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: Какой предмет был показан? Какого цвета?

    Сделайте выводы.

Лабораторная работа № 7.
Тема:
Определение остроты слуха.

Цель: определить остроту слуха опытным путем.

Оборудование: таблица «Строение органов слуха», сантиметровая лента.

Ход работы:

    Рассмотрите рисунок и таблицу «Строение органов слуха.

    Разбейтесь по парам. Один ученик на расстоянии 10 см. читает текст из учебника тихим голосом, затем расстояние увеличивается и фиксируется в тетради то расстояние, на котором учащийся перестает слышать. Затем меняются местами.

    учитель включает музыкальный проигрыватель и изменяет силу звука. Определяется высота воспринимаемого звука.

    Сделайте выводы.

Лабораторная работа № 8.

Тема: Изучение свойств декальцинированной и прокаленной костей.

Цель : определить различие декальцинированной и прокаленной костей.

Ход работы:

    Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть?

    Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает?

    Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость?

Вывод: Чем различаются декальцинированная и прокаленная кости?

Лабораторная работа № 9.
Тема:
Оказание первой помощи при растяжениях, вывихах и переломах костей.

Цель: научиться оказывать первую помощь при травмах.

Оборудование: шины, бинт, марлевые салфетки, косынка.

Ход работы:

  1. Научитесь накладывать сдавливающую повязку. Когда она накладывается?

  2. Окажите первую помощь при переломе предплечья, плеча, голени, бедра.

  3. У пострадавшего перелом костей черепа, у другого позвоночника, грудной клетки. Окажи первую медицинскую помощь.

  4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 10.
Тема: Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

Цель: определить местоположение костей и мышц.

Оборудование: таблицы, рисунки.

Ход работы:

1. Рассмотрите схемы костной и мышечной систем.

2. Заполните таблицу

3. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы.

    Что обеспечивает определенную форму тела?

    Каким образом фиксируются мышцы?

    Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга?

    Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека?

    Где находятся мышцы, сгибающие пальцы?

    Какая мышца поднимает пятку?

    В каком движении участвует дельтовидная мышца?

    Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?

    Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?

Лабораторная работа № 11.
Тема:
Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма

Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Измерение роста

Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.

2. Измерение окружности грудной клетки

Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.

3. Определение массы тела

Измерение проводится с помощью медицинских весов.

Примечание : Исследование должно быть проведено не менее чем на 5 испытуемых различных возрастов (дошкольник, школьник, взрослый человек).

Полученный результаты оформляются в следующей форме:

Испытуемый

Окружность грудной клетки

Масса тела


4. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.

Лабораторная работа № 12.
Тема: Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель: сравнить строение клеток крови человека и лягушки.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход работы:

    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты и зарисуйте их.

    Рассмотрите микропрепарат крови лягушки. Зарисуйте эритроциты крови лягушки.

    Найдите отличия между эритроцитами человека и лягушки.

    Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

    Сделайте вывод о различии в строении крови человека и лягушки, используя данные таблицы:

Лабораторная работа № 13.
Тема:
Иммунитет. Профилактика СПИДа.

Цель: научиться отличать виды иммунитета.

Оборудование: учебник, рисунки.

Ход работы:

1. Письменно ответьте на следующие вопросы:

    Что такое иммунитет, какие бывают виды иммунитета?

    Какие клетки в организме отвечают за иммунные реакции?

    Чем отличается иммунитет у детей?

    Что такое иммунизация и для чего она проводится?

2.Заполните таблицу:

Виды иммунитета

Врожденный

Приобретенный

Действие

Пути формирования

3.Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 14.

Тема: Внешнее и внутреннее строение сердца.

Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения сердца.

Оборудование: таблица, рисунки.

Ход работы.

    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: Где располагается сердце

и какое строение имеет система кровообращения?

2. Рассмотрите рисунок. Зарисуйте внутреннее строение сердца (рис. 80)

и обозначьте структурные компоненты:

3. Сделайте вывод , ответив на вопрос: Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?

Лабораторная работа № 15

Тема: Самонаблюдения. Функциональные пробы.

Цель : познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца.

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за
10 с и среднее значение умножьте на 6.
2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.
3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с отсчитывается от конца предшествующего измерения.)
4. Свои результаты оформите в виде таблицы, приведенной ниже. В ней даны примерные величины, которые могут не совпадать с вашими.

ЧСС в состоянии покоя

Динамика восстановления ЧСС в секундах после работы (20 приседаний)

среднее за 10 с

13
11
12
12

(13+11+12+12):4=12

5. Сделайте вывод.

Примечание: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем наполовину - результаты неудовлетворительные.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15 - 20 лет в норме составляет 60 - 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 - 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 - 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 - 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 - 170 ударов в минуту - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 - 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

Лабораторная работа № 16

Тема: Измерение артериального давления до и после дозированной нагрузки .

Цель : научиться измерять артериальное давление.

Оборудование: тонометр.

Ход работы:

1. Измерьте артериальное давление с помощью тонометра. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):

ПД = АДсист. - АДдиаст.

Среднее артериальное (АДср):

Адср. = (АДсист. - АДдиаст.)/3 + АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

3. Сделайте вывод, п исьменно ответив на вопросы:

    Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление?

    В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Задание:

Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч после смерти пациента в 1902 г. русским ученым Алексеем Александровичем Кулябко (1866-1930). Ученый направил питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.

    Мог ли раствор попасть в левый желудочек?
    2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?
    3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включен адреналин?
    4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?

Лабораторная работа № 17
Тема:
Оказание первой помощи при кровотечениях.

Цель: научиться распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Оборудование: бинт, жгут, салфетки.

Ход работы:

1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками,

цвет крови - алый. Окажите первую помощь и объясните, что это за кровотечение.

2.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. Окажите первую помощь. Объясните.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Окажите первую помощь. Объясните.

4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 18
Тема:
Методы измерения частоты и глубины дыхательных движений .

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).

Ход работы:

1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

5. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 19
Тема: Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Цель : убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Оборудование : кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы:

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2–3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

4. Сделайте вывод о том, что произошло и почему.

Лабораторная работа № 20.

Тема: Составление пищевого рациона подростка.

Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.

Ход работы:

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Режим питания

Название блюда

Продукты необходимые для его приготовления

Масса, г

Калорийность, ккал.

Белки,

Жиры

Углеводы

1-й завтрак

2-й завтрак

Обед

Ужин

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин

Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж.

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продукта

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность на 100г. продукта, ккал.

в процентах

Гречневая крупа

12,5

67,4

351,5

Манная крупа

11,2

73,3

354,6

Рис

75,8

352,0

Макароны

11,0

74,2

358,4

Фасоль

23,2

53,8

355,7

Хлеб ржаной

42,9

222,6

Хлеб пшеничный

47,0

234,6

Картофель

20,0

90,2

Морковь

41,0

Свекла

10,4

48,6

Капуста свежая

29,1

Капуста квашеная

12,6

Лук зеленый

23,3

Арбузы

39,37

Дыни

11,3

49,8

Огурцы свежие

13,8

Огурцы соленые

6,92

Помидоры

19,5

Апельсины

41,05

Виноград

16,2

69,4

Лимоны

10,3

44,6

Мандарины

10,0

44,6

Яблоки

11,2

47,9

Сахар-рафинад

99,9

41,7

Шоколад

37,2

53,2

59,7

Какао

23,6

20,2

40,2

450,3

Масло подсолнечное

99,8

930,3

Масло сливочное

83,5

782,3

Кефир

64,4

Сметана

30,0

302,1

Творожная масса

12,5

16,0

15,0

262,05

Творог жирный

15,0

18,0

233,4

Мороженое сливочное

10,0

17,0

179,4

Сыр

22,5

25,0

339,8

Мясо говяжье

20,0

10,7

181,8

Мясо баранье

19,0

132,9

Мясо, свинина нежирная

23,5

10,0

189,7

Гусь

16,5

29,0

338,1

Курица

20,0

128,6

Колбаса любительская

13,7

27,9

316,2

Сосиски

12,4

19,4

233,4

Яйца

12,5

12,0

165,1

Сало

91,0

856,3

Лещ

16,8

139,8

Судак

19,0

85,4

Треска

17,6

75,8

Икра красная

31,6

13,8

258,4

Сельдь

19,7

24,5

12,4

308,8

Икра баклажанная

13,0

158,9

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

50-60

60-70

150-200

65-70

75-80

250-300

8-11

75-95

80-95

350-400

12-14

90-110

90-110

400-500

15-16

100-120

90-110

450-500

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Всего из расчета на среднюю массу тела

1603 – 1804

1804 – 2305

8-11

2355 – 2906

12-14

2806 –3307

15-16

3207 - 3508

Лабораторная работа № 21
Тема:
Внешнее и внутреннее строение почки

Цель : изучить особенности внешнего и внутреннего строения почки человека.

Оборудование: учебник, таблица «Строение органов выделения, микропрепарат, микроскоп.

Ход работы:

    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат почки.

    Используя материал учебника заполните таблицы:

Выделительная система.

Органы

Строение

Функции

Мочеточники

Мочевой пузырь

Мочеиспускательный канал

Этапы мочеобразования

Где происходит

Компоненты

Фильтрация

Реабсорбция

Секреция

    Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 22
Тема:
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти.

Цель : сравнить строение тыльной и ладонной стороны кисти.

Оборудование: рисунки.

Ход работы:

    Рассмотрите тыльную и ладонную сторону кисти.

    Сравните кожу на тыльной и ладонной стороне.

    Рассмотрите расположение складок кожи, рисунки.

    Сделайте вывод об особенностях тыльной и ладонной стороны кисти.